святитель Мелитон Сардийский

Прошение к Антонину

фрагменты из сочинения, цитируемые Евсевием.

“Такого никогда не бывало: сейчас в Асии по новым эдиктам гонят и преследуют людей благочестивых. Бесстыдные доносчики и любители чужого, исходя из этих распоряжений, открыто разбойничают, ночью и днем грабя людей, ни в чем не повинных”.

“Если это делается по твоему приказу – хорошо, пусть так и будет! Справедливый царь никогда не постановит решения несправедливого, и мы с радостью примем эту смерть как некую почесть. У нас к тебе только одна просьба: познакомиться сначала с теми, кто вызвал такую ненависть, и решить по справедливости, заслуживают они смерти и наказания или жизни и спокойствия; если же не от тебя идет это распоряжение и новый эдикт (издать его не пристало бы даже против врагов – варваров), то мы тем более просим тебя: не оставь нас на этот открытый грабеж”.

“Наша философия окрепла и утвердилась сначала у варваров; расцвет же ее у твоего народа приходится на великое царствование Августа, твоего предка. Она принесла счастье твоей империи: с тех пор росли и мощь, и слава Рима. Ты желанный наследник их и пребудешь им вместе с сыном, храня философию, которая возросла вместе с империей и получила начало с царствованием Августа; предки твои чтили ее, как и прочие религии. А вот неоспоримое доказательство, что на благо счастливо начавшейся империи росло и крепло наше учение: начиная с царствования Августа на Рим не надвигалось никакой беды, наоборот, по молитвам всех все было прекрасно и славно. Только Нерон и Домициан, подстрекаемые какими-то злодеями, пожелали оклеветать нашу веру и с тех пор, по бессмысленному обычаю доносить, на нас льются потоки лжи. Твои благочестивые предки старались исправить это невежественное представление: часто отправлялись письменные выговоры тем, кто осмеливался вводить какие-то новшества относительно христиан. Твой дед Адриан писал об этом многим, и в том числе Фундану, проконсулу Асии, а твой отец, когда ты уже был его соправителем, писал городам, чтобы не было по отношению к нам никаких новшеств: лариссейцам, фессалоникийцам, афинянам и всем грекам. Ты разделяешь его мысли по этому поводу; ты и более человеколюбив, и более предан философии – и мы верим, что ты сделаешь все, о чем мы тебя просим”.


Источник: Евсевий Памфил. Церковная история IV, 26

Вам может быть интересно:

1. Эклоги святитель Мелитон Сардийский

2. Слово о Симеоне и Анне священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский

3. Cохранившийся фрагмент из "Cлова против эллинов", или "о Всеобщей причине против Платона" священномученик Ипполит Римский

4. Слово о благоразумном разбойнике мученик Аристид, философ Афинский

5. К Феопомпу о возможности и невозможности страдания для Бога святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

6. К Корнилию, епископу римскому священномученик Дионисий Александрийский

7. Прошение о христианах Афинагор Афинский

8. Осмеяние языческих ("внешних") философов Ермий Философ

9. "Извлечения из Феодота" и "Избранные места из пророческих книг" пресвитер Климент Александрийский

10. Октавий Марк Минуций Феликс

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс