протоиерей Михаил Труханов
- Воспоминания: первые сорок лет моей жизни 0
- Как спастись в современном мире. Апология Христианского Поста 0
- Молитвы протоиерея Михаила Труханова 0
- О частоте причащения 0
- Путь к истине - смирение и любовь 0
Биография
Протоиерей Михаил Васильевич Труханов родился в селе Большая Тарасовка ныне Саратовской области в семье священника Василия Труханова. Прадед о. Михаила строил храмы. Отец закончил Киевскую духовную семинарию и получил благословение на брак с Акилиной Ивановной Бондарчук, пробывшей 8 лет на послушании в монастыре. У них родилось двенадцать детей, но десять из них умерли в младенческом возрасте. Остались лишь двое – десятый Иоанн и одиннадцатый Михаил. На Самарщине начался голод, и в 1923 г. семья переехала в Ташкентскую епархию. Школы там не было, и отец занимался с детьми сам.
В 1929 г. из Тамерлановки на Арале семье пришлось срочно уехать, по причине решения арестовать отца. Они прибыли в Туркестан, где испытали тяжелую нужду и голодали. В школу их не принимали, как детей лишенцев. Михаил поступил в школу только в 1929 г., сразу в восьмой класс. Ему пришлось претерпеть не мало насмешек за свое происхождение, неказистый внешний вид и ветхую одежду. Но скоро, благодаря его большим способностям, одноклассники и учителя стали уважительно называть его профессором. А о. Михаил всю свою жизнь с благодарностью вспоминал тех, кто оказал ему милость в то тяжелое время.
Закончив восьмилетку, Михаил в 14 лет уехал в Ташкент. Отец благословил его Святым Евангелием, сказав: «Читай, размышляй и исполняй, тогда Господь будет с тобою и тогда у тебя будет все, что Ему угодно, а мы – бедны, и кроме хлеба и трех рублей денег не можем ничего тебе дать».
Окончив курсы чертежников-картографов, Михаил поступил на работу в трест геодезии, астрономии и картографии. Уже тогда ему пришлось вести суровый образ жизни, питался только один раз в день в столовой, принимая условия хозяйки, снимая жилье не пользоваться керосинкой. Он, вспоминая говорил, что от юношеских соблазнов его ограждал страх грешить и быть наказанным за грех, а также - неказистая внешность.
В 1937 г. Михаил, по совету сослуживца, едет в Москву поступать в институт геодезии и картографии, экстерном сдав экзамены за десятилетку. По дороге он сделал остановку в Туркестане, и в последний раз встретился с отцом, который в тот же день уехал в Алма-Ату, а в ноябре вместе со всем духовенством собора был арестован, сослан на Колыму и там погиб.
Когда Михаил приехал в Москву, его поразило большое количество храмов. Он любил посещать Воскресенский храм в Сокольниках и молился там о даровании ему мудрости, чтобы преуспевать в науках. Получив на первом экзамене двойку, он отправился в храм и с обетом стать изгнанником в Сибири молился – просил Господа, дозволить ему хоть 3-4 года здесь побыть, и заложить основы истины Его единой. Господь точно исполнил его просьбу и Михаил три года и семь месяцев жил в Москве, пока его не арестовали и отправили в ГУЛАГ на 5555 дней. Школой смирения, молитвы, терпения, страдания и опытного научения тому, чтобы всецело уповать на всегда благую волю Божию, называл о. Михаил время пребывания в лагере.
Михаил пошел к ректору, и тот, учитывая его стаж работы в тресте астрономии, геодезии и аэрофотосъемки, разрешил ему пересдачу экзамена по математике, заодно узнав, какой предмет он может еще завалить и, взяв с него слово, что ни с какими другими просьбами он не будет к нему обращаться. Став студентом, Михаил оказался одним из лучших. Однажды ректор вызвал его и выписал ему дополнительное денежное пособие. Михаил регулярно по воскресеньям и праздничным дням посещал богослужения. Настоятель храма свт. Николая в Кузнецах о. Александр (Смирнов) проявил к нему особое внимание, после службы приглашал его на обед, и разрешал работать в его библиотеке.
25 февраля 1941 г. в общежитии, где жил Михаил, был произведен обыск, найдено давнишнее прошение о благословении на монашеский постриг, и он был арестован. Ему было приписано обвинение по организации кружка по изучению Библии. В камере Бутырской тюрьмы он решил соблюдать предпасхальный пост, который приняли за политическую голодовку. Сокамерники посчитали недоразумением его арест, и верили в его скорое освобождение. В начале июня ему объявили приговор – 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Придя в камеру в радостном настроении, читая про себя слова псалма «Хвали, душе моя, Господа», он стал просить Господа удостоить его и в заключении проповедовать Евангелие Христово тем, кто его не слышал, и приводить их к христианской жизни тех, кто доселе ею не жил.
В Унжлаге, около г. Горького Михаил был зачислен в лесоповальную бригаду строгого режима. Изнемогая от непосильной работы, он никогда не мог выполнить дневной нормы, не получал положенной нормы хлеба и сдавал физически. Вскоре он уже не мог выходить на работу из-за начавшейся болезни сердца, сопровождавшейся отечностью конечностей и водянкой, вскоре к этому добавилась пеллагра – тяжелое заболевание пищеварительной системы, от которого умирали многие заключенные в те годы.
Во время болезни произошла потеря памяти, он забыл почти все. Но сохранялась потребность молитвы. А поскольку все молитвы были забыты, то к Богу обращаться он стал своими словами. Силу молитвы Михаил знал с детства, когда смертельно больной отец попросил его, девятилетнего, встать перед образом Спасителя и попросить об исцелении отца, и через день отец встал здоровым. Затем в Туркестане, когда дома не осталось никакой еды, он по совету матери стал читать акафист святителю Николаю и неожиданно ему предложили хорошо оплачиваемую, посильную работу. И теперь, в лагере Михаила спасла молитва «Боже, будь со мной». Бог послал Михаилу и там людей, которые спасли ему жизнь. В 1946 г. его перебрасывают на Дальний Восток. В феврале 1949 г. он получает формальное освобождение из лагеря, но фактически оставлен в Ванино до особого распоряжения. В марте 1951 г. его этапируют в Красноярский край, где он исцеляет больную раком многодетную женщину.
И вдруг - новый арест и осуждение на 10 лет. При пересылке, в дороге он рассказывал заключенным только что прочитанную им книгу о принципах действия атомной энергии, и ему вменили статью об организации террора на Красной площади. До марта 1956 г. он пребывает в Омском лагере и здесь происходит чудесное событие. Его отец, когда Михаилу было семь лет, усиленно молился Господу, кому из детей быть доктором, а кому - священником. Жребий выпал Михаилу быть доктором, что очень огорчило его, но отец все время твердил, что ему профессором назначено быть от Господа. И вот неожиданно для себя Михаил начинает работать врачом – кардиологом, рентгенологом, заведующим эпидемиологической лабораторией. Потом он удивлял своих коллег-врачей знанием трудных вопросов медицины и невежеством в вопросах легких - сказывалось отсутствие систематических знаний.
Незадолго до ареста Михаила познакомили с прихожанкой Богоявленского собора Верой Александровной Леонидовой. Она была москвичкой, работала чертежницей на номерном заводе. На первой же встрече Михаил неожиданно сказал, что его будущее - в лагерях. Вера Александровна навещала Михаила в лагерях и ссылке, поддерживала его все 15 лет заключения. Она говорила, что все эти годы она знала только работу и храм. С номерного завода ее уволили за переписку с заключенным, и она работала на дому. После досрочного освобождения в марте 1956 г. и полной реабилитации Михаил едет в Москву, где они регистрируют брак с Верой Александровной. Михаил восстанавливается в институте геодезии и картографии и закачивает его.
В 1958 г. архиепископ Черниговский Андрей рукополагает его в сан священника. С 1963 года о. Михаил, сдав экстерном экзамены за семинарию, в течение четырех лет (первый год – заочно) обучался в Московской Духовной Академии. Закончив ее блестяще в 1967 г., он получил степень кандидата богословия. За это время он получил две награды: наперстный крест и протоиерейство.
Время священнического служения о. Михаила выпало на период гонений на Церковь в 60-е годы. За ревностное служение ему не давали подолгу служить на одном месте, но он не мог не говорить людям о Боге. Служил о. Михаил в различных храмах Московской епархии и приобрел много духовных чад. Последним местом его служения перед выходом за штат в 1979 г. был храм свт. Николая в Пушкино.
В 90-е годы начинается открытое старческое окормление о. Михаилом верующих г. Москвы, да и всей России. Дома у о. Михаила собирались люди разных сословий, монашествующие и творческая интеллигенция, ученые и врачи. И никто не уходил от него неутешенным и не накормленным.
В 1993- 2000 гг. были опубликованы богословские работы о. Михаила. В тот период они оказали существенное влияние на формирование глубокого православного мировоззрения многих людей, пришедших тогда в Церковь. Это такие работы как: «Об истоках христианской веры»; «Как спастись в современном мире. Апология христианского поста»; «Прикосновение любви»; «Дивны дела Твои, Господи. Слово о Шестодневе. Евхаристия. О Промысле Божием» и др.
С начала 2000 г. о. Михаил начинает тяжело болеть, но продолжает принимать людей, молиться за них и помогать им в самых затруднительных обстоятельствах, даже предпринимает дальние поездки к своим духовным чадам.
Скончался о. Михаил 16 марта 2006 г. в Белоруссии. Похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве. Матушка о. Михаила – Вера Александровна - упокоилась 11января 2011 г. на 98 году жизни. Ей еще пришлось потрудиться над изданием трудов о. Михаила и увековечиванием его памяти.