Источник

1878

Поучение в навечерие Богоявления Господня54

Почерпите воду с веселием от источник спасения

(Ис.12:3)

Часто мы, братья, обращаемся за помощью к врачам, когда бываем одержимы какими-нибудь недугами, а еще чаще мы обращаемся к так называемым домашним лекарственным средствам; едва ли даже нет между нами и таких, которые во время своих недугов душевных и телесных обращаются за помощью к разным знахарям, бабкам, гадальщицам, заговорщикам и другим подобным людям, будто бы могущим излечивать эти недуги при посредстве каких-то секретных знаний, одним только им известных. Но часто ли мы обращаемся к лечению всякого рода душевных и телесных недугов посредством данного нам матерью нашей Церковью целебного вещества, Великой агиасмы, или святой богоявленской воды, которая должна иметься в каждом православном доме? Ах, как редко мы прибегаем к этому средству избавления от недугов! Многие из нас как будто совсем забыли про этот врачебный дар или как будто даже не знают того, что св. богоявленская вода имеет великую целебную силу в недугах. Редко кто из нас освящает себя богоявленскою водою, и разве только по древнему обычаю имеем ее в своих домах на случай освящения ею пищи или сосудов, когда в них попадет что-либо нечистое. А между тем эта вода имеет великую чудодейственную силу: она прогоняет от нас злых духов, она очищает всякую скверну, она врачует и недуги как душевные, так и телесные, в особенности же те, которые бывают следствием зловредного влияния на нашу душу и тело врага нашего спасения, диавола. Она затем и дается нам Церковью, чтобы мы постоянно пользовались ей как многоценным, чудодейственным даром для очищения наших душ и телес, исцеления страстей и немощей, отгнания от себя нечистых духов и освящения своих жилищ. И отнюдь нельзя сказать того, чтобы мы всего этого не знали: мы от дней юности знаем об этом по преданию и слышим напоминание нам Св. Церкви об этом.

В настоящее навечерие Богоявления Господня и в самый день Богоявления Св. Церковь ежегодно напоминает нам об этом во время священнодействия великого освящения воды. Мы слышим в это время, как Св. Церковь молит Господа о том, чтобы Он пришел наитием Святого Своего Духа, освятил эту воду и сообщил ей чудодейственную силу. В молитве при освящении этой воды, между прочим, слышим мы, читается следующее: «И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену: да вси почерпающии и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну». И еще: «Даждь всем, прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение».

Научая нас верить тому, что вода эта действительно имеет великую чудодейственную силу, Св. Церковь наша и сама всегда имеет ее как многоценный и нетленный дар и употребляет ее при различных случаях: ею она освящает иконы, начатки плодов земных, приносимые в церковь, и все употребляемые при богослужении священные сосуды и одежды. Судите же сами, как непростительно нам не пользоваться этой водой как многоценным даром, имеющим чудодейственную, всеосвящающую и исцеляющую силу. Как еще более непростительно некоторым из нас, забывая об этом многоценном даре и даже как бы пренебрегая им для исцеления недугов душевных и телесных, обращаться к заговорам, нашептываньям, умываньям, окуриваньям и разным другим суевериям! Естественно ли пренебрегать тем, что имеет несомненную целебную силу во всяких недугах и обращаться к тому, что имеет вид какой-то таинственности и волшебства, но не может иметь чудодейственной силы, потому что исходит не от Бога и запрещено законом Божиим? Нет, сыны Св. Церкви должны слушаться ее наставлений и заповедей, а Св. Церковь наша запрещает нам обращаться ко всякого рода суевериям и волшебствам как измышлениям диавола, зловредно действующего на людей.

Из истории многострадального праведника Иова мы ясно усматриваем, что мучительные и заразительные болезни, по попущению Божию, иногда посылаются на людей врагом нашего спасения и ненавистником всякого добра, диаволом. Чтобы избавиться от этих недугов и болезней, нужно больному отогнать от себя врага своего спасения; а нашептываниями, заговорами, окуриваниями, умываньями, ворожбой и другими суеверными средствами можно ли его отогнать от себя, когда все эти средства им же самим внушены людям погибельным, служащим орудиями его козней? Како может сатана сатану изгонити (Мк.3:23) ? Нет! Его изгонит сила Божия, чудодействующая во святой богоявленской воде. Не вынесет злой дух присутствия благодати Божией и бежит от нас, если мы, поражаемые телесным недугом или томимые сердечною тоскою, помажемся св. богоявленскою водою и вкусим ее с верой и благоговением, ибо в этой воде есть присутствие особой благодати, прогоняющей злых духов, все освящающей и исцеляющей.

Почерпите же, братия, воду с веселием от источник спасения, имейте ее всегда в своих домах как многоценный дар Божий и употребляйте с верой и благоговением к освящению своих жилищ, исцелению страстей и немощей и отгнанию от себя и всех своих вещей злого духа, диавола, везде расставляющего нам свои сети. Аминь.

Поучение в неделю 4-ю по Пятидесятнице55

Рече Иисус сотнику:

иди, и якоже веровал еси, буди тебе; и исцеле отрок его в той час

(Мф. 8: 13)

Братия! Когда кто-нибудь у нас сделается в доме болен и лечение больного оказывается безуспешным, то мы в таком случае иногда обращаемся со своею молитвою ко Господу Богу и Его святым угодникам об исцелении больного и много и долго молимся о его выздоровлении, но нередко случается, что больной все-таки умирает. Тогда многие малодушные люди начинают роптать и говорят: «Вот мы и молились о его выздоровлении, а Господь не услышал нашей молитвы... Видно, уж мы такие несчастные, что и Господь на нас не взирает Своим милостивым оком и не слышит нас». Как безрассудно роптать на Господа и говорить таким образом! Господь всегда на всех нас взирает Своим всемилостивым оком и всегда слышит наши молитвы. А если Он иногда не исполняет наших прошений, то смеем ли мы, брение и пепел, роптать на это? Почему мы знаем, отчего именно Его премудрости и благости не угодно было принять нашу молитву и воздвигнуть больного нашего от его смертного ложа? Быть может, Господь оттого именно не исполнил нашего прошения, что и для нас самих и для нашего больного было бы хуже, если бы он выздоровел: быть может, наш больной, вставши от одра смертного, впоследствии времени сделался бы нехорошим человеком, много сделал бы зла и себе и людям и много принес бы горя и нам самим и другим, и Всеведующий для того именно отозвал его из этой жизни, чтобы не допустить этого зла; может быть, и оттого именно Господь не принял нашей молитвы, что и сама молитва наша была неусердна, и вера наша в Его всемогущество не тверда, и смирения в нас было недостаточно в ту пору, как мы молились о выздоровлении нашего больного. Итак, не мы ли сами виноваты в том, что Господь иногда не приемлет наших молитв о выздоровлении наших больных?

В самом деле, братия, если бы Господь не видел заранее, что в жизни наших больных не будет лучших минуть для их смертного исхода из этой жизни, и если бы сами молитвы наши были усердны, и вера наша тверда, и смирение наше в несчастии было велико, неужели Господь не исполнил бы нашего прошения о выздоровлении больных? О! Любвеобильный Спаситель наш тогда непременно даровал бы нам просимое, ибо Он Сам сказал нам: просите, и дастся вам (Мф.7:7). Он и во дни Своей земной жизни давал просимое тем, кто был того достоин, чья молитва была усердна, вера тверда и смирение велико. Взгляните на упоминаемого в нынешнем Евангельском чтении римского сотника в Капернауме. Вот и язычник был этот римский сотник, а как усердна была его просьба к Господу об исцелении его отрока, как велика и тверда его вера во всемогущество и милосердие Господа, как глубоко его смирение пред Господом и как непоколебима уверенность его в том, что он получит просимое! За то и сама вера его была пред всеми восхвалена Господом, и просимое он получил тотчас же. Иди, сказал ему Иисус Христос, и якоже веровал еси, буди тебе. И слуга его в тот же час выздоровел.

Братия! Если и в язычнике во время болезни его домашнего слуги обнаружились такая великая и крепкая вера, такое великое смирение пред Господом, и сознание своего недостоинства, и такая усердная просьба об исцелении больного, то чего же следовало бы ожидать от нас, христиан? Но на самом деле, как редко все это проявляется в нас, когда кто-нибудь из близких нам бывает опасно болен! Оттого-то мы часто и не получаем просимого. Пусть же впредь никогда уста наши не дерзнут произносить ропота на то, что Господь не приемлет наших молитв! Мы – земля и пепел и не смеем роптать на своего Творца, Спасителя и Промыслителя. Наша обязанность – смиряться под крепкую руку Его. Аминь.

* * *

54

Тульские епархиальные ведомости. 1878. № 1. С. 1–8.

55

Тульские епархиальные ведомости. 1878. № 13. С. 14–16.


Источник: Проповеди / Прот. М.Ф. Бурцев. - Белёв : Изд. Белевской еп., 2017. - 315, [7] с. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle