Источник

Последовательный экзегетический анализ послания

Многообразные наставления Св. Ап. Павла Тимофею, как архипастырю Христовой церкви, естественно подводятся в послании под следующие отделы. А) Наставления Тимофею, как вероблюстителю Христовой церкви (1Тим. 1). Б) Наставления ему, собственно как предстоятелю церкви: а) относительно церковных собраний и б) как епископу – рукоположителю, относительно лиц, удостоиваемых священного сана (1Тим. 2:1–3:13). В) Далее идут общие наставления о должном прохождении самим архипастырем своего высокого служения, где Апостол наставляет: а) сначала о том, кто должен руководить самого архипастыря к истине и какая основная истина христианского вероучения, б) а потом предлагает правила архипастырского учительства словом и жизнью (1Тим. 3:14–4:16). Г) Затем следуют нарочитые наставления Тимофею относительно управления церковью (1Тим. 5:1–22). Д) В самом конце идут наставления Тимофею, как гражданскому члену общества, о том, на каких правилах созидать для пасомых прочное благополучие земное (1Тим. 6:1–21).

А. Правила и наставления Тимофею, как вероблюстителю Христовой церкви (1Тим. 1:1–20)

Сии правила таковы: а) обходить – в частных ли рассуждениях, или в общественных беседах – такие предметы, которые производят больше споры учено-религиозные, чем прямое назидание в вере; ибо, гоняясь за отвлеченностями и тонкостями выспренного созерцания, можно впасть в пустословие о таких предметах, которые собственно никому неизвестны, и не разумеет самых ближайших и жизненных истин, например, значение закона, – что и случилось с иудейскими лжеучителями (1Тим. 1:1–7). Вопреки им должно разъяснять это значение закона, положенного собственно не для праведника, а для беззаконных и непокорных, и раскрывать, что истинная праведность достигается собственно верой в Иисуса Христа, пришедшего в мир спасти грешников, из которых первым называет себя Апостол Павел, бывший прежде хулитель и гонитель и обидчик, и в себе же представляет наглядный пример помилования и оправдания грешников (1Тим. 1:8–17). в) Не дремать вероблюстителю и не равнодушничать в вопросах веры, а напротив, ревновать и воинствовать, подобно доброму воину, против врагов веры, воодушевляясь искренностью своей собственной веры и опираясь на чистоту своей совести. Обратным и устрашающим примером измены вере и кары за сие могут служить Именей и Александр, которых св. Павел предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1Тим. 1:18–20).

Б. Наставления Тимофею, как предстоятелю церкви (1Тим. 2:1–3:13)

а) Относительно церковных собраний

Молю убо прежде всех творити молитвы (т. е. в общественных собраниях)117 … за вся человеки (1Тим. 2:1). «Итак молю», – откуда вытекает это заключительное моление Апостола? Из той основой мысли предыдущей главы, выраженной в 15 стихе ее, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, т. е. всех людей; ибо если это так, то, конечно, и молиться нужно не за некоторых, но за всех людей (сравн. ниже 1Тим. 2:4).

За царя и за всех, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1Тим. 2:2). Т. е. Поскольку вся деятельность царя и гражданских властей, по их идеи и по существу, направляется к созиданию и ограждению общественной тишины, порядка и безопасности, то и молитва за них должна быть самой первой и естественной обязанностью всех членов общества.

Сие бо (т. е. молитва за царей, хотя бы и языческих и начальников иноверных – каковы были во времена апостольские) добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже все человеком хощет спастися и в разум истины (т. е. к истинной вере) приити (1Тим. 2:3, 4). Догматическая важность вышеприведенных слов апостольских в том состоит, что ими совершенно опровергается безотрадное и пагубное лжеучение реформировать, полагающих, что решение последней участи людей зависит безусловно от воли Божией, т. е. что одни из людей спасаются, а другие погибают единственно по воле Божией.

Един бо есть Бог и Един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый себе избавление за всех (1Тим. 2:5, 6). Частица бо выражает причину, доказывающую нечто предыдущее; в доказательство чего же приводит свои слова Апостол Павле? В доказательство предшествующей своей мысли, что все без исключения люди призываются Богом ко спасению и все (а не одна какая-либо нация, например, еврейская) имеют в Искупителе и Ходатая Бога и человеков одинаковое основание надеяться на получение спасения. Сими словами еще решительнее поражается реформатский лжедогмат о безусловном предопределении от Бога одних людей ко спасению, а других к погибели.

Почему Апостол Павел Ходатая Бога и человеков не называет богочеловеком, а только человеком? Потому что в мысли у него при сем случае было главным образом разъяснить Тимофею только то, что дело искупления, совершенное Иисусом Христом, простирается именно на все человечество, и что совершить это дело Он мог только, восприняв на себя природу человеческую.

Свидетельство времены своими, или как в русском переводе – «таково было в свое время свидетельство», т. е. о чем? Свидетельство о том, что Искупителю человеков еще по древним пророчествам надлежало пострадать за людей, – какие пророчества получили уже свое полное осуществление.

В неже (т. е. в это свидетельство, или для проповеди о нем) поставлен бых аз … учитель языков. По какому поводу говорит здесь св. Павел о своем призвании быть Апостолом языков? Сими словами он все продолжает развивать свою предыдущую мысль о призвании ко спасению всех людей, и уже не отвлеченное, а наглядное доказательство сей мысли приводит в своем собственном примере и в поставлении своем от Бога для апостольства прямо в языческой среде. А так как этого поставления никто кроме Апостола яснее не мог сознавать, то он и прибавляет насчет своего призвания особые уверительные слова именно от своего лица: истину глаголю о Христе, не лгу!

Хощу убо да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобные руки без гнева и размышления (1Тим. 2:8). Сими словами Апостол определяет, кто, где и как должен совершать общественные молитвословия в церковных собраниях. Их, во-первых, должны совершать мужие, т. е. мужчины, а не женщины. К Коринфянам он прямо даже писал: «жены ваши в церкви да молчат! … Неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 19:34, 35). В послании же к Тимофею только говорит, что общественные молитвословия должны совершать мужие. Но кто сии мужи? «Надо полагать, – говорить один из наших толкователей слова Божия, – что молитвы в собрании верных были творимы мужами, получившими к тому дар. Как они обозначались? имевшие расположение к читанию и говорению молитв были всем заметны. Они и отряжались обществом верных на творение молитвы, вступали же в дело одни по молитвенном освящении, а другие по таинственном рукоположении. Те и другие составляли клир. Св. Павел имел обычай заводить его всюду, где ни основывал Христовы церкви (Деян. 14:23). Его, вероятно, разумеет он и под «мужие» (Преосв. Феофан).

Что говорит Апостол о месте совершения общественных молитв? Прямого намерения говорить о сем предмете Тимофею у Апостола не было, и потому он как бы мимоходом только дает замечание, чтобы «на всяком месте произносили молитвы мужи», т. е. на всяком месте, назначенном для церковных собраний. В этом наставлении апостольском слышится исполнение проречения Господня о наступлении часа, егда ни в горе сей (Самаянской), ни в Иерусалимех поклонятся Отцу (Ин. 4:21), т. е. что богопочтение не будет привязано ни к одному известному месту, как было в ветхом завете, но будет совершаться везде; или, как в видении пророческом говорится: на всяком месте фимиам приносится имени моему и жертва чиста (Мал. 1:11).

Как должны были творить молитвы мужие? Об этом, собственно, и хотел Св. Павел вразумить ученика своего Тимофея. Словами «воздеюще преподобныя руки» он внушал совершителям церковных молитвословий, что в то время, как руки их молитвенно будут возвышаться горе, в сердце их должно быть преподобие, т. е. чистая и незапятнанная какими-либо пороками совесть. А словами «без гнева и размышления» Апостол внушает, что истинная молитва должна, во-первых, сопровождаться мирным настроением духа по отношению к ближним, и, во-вторых, должна быть чужда всяких колебаний и сомнений насчет возможности быть услышанной и исполненной от Господа Бога.

Такожде и жены… да украшают себе … делы благими. Жена в безмолвии да учится со всяким покорением. Жене же учити не повелеваю, ниже владети мужем, но быти в безмолвии (1Тим. 2:9–12). Какое собственно учительство женщины воспрещает Апостол? Учительство в церкви, т. е. произнесение получений для наставления в истинах веры при молитвенных общественных собрания. Так как учительство есть своего рода властвование над поучаемыми, то очевидно, что если бы взялась за него женщина, и притом открыто и публично в церкви, для богослужебных и религиозных целей, то оно бы оказалось совершенно несогласным с идеей надлежащих отношений между мужем, как главой жены, и между женой, как помощницей мужа. Церковное учительство, напротив, было бы властвование жены над мужем, что, конечно, ни для каких случаев и поводов и ни в какое время не должно и не могло быть дозволено. Воспретив жене в церкви властвовать над мужем посредством учительства, Апостол присовокупляет еще и то, что по естественной скромности и целомудренности ее пола ей тогда приличнее всего быть в безмолвии. Что же касается учительства женщины вне церковных собраний, то оно, по Блаж. Феодориту, ей не запрещается. «Так Прискилла (вместе с Акилою) оглашала здравым учением неверного мужа». Детей же учить даже повелено им.

Адам бо прежде создан бысть, потом же Ева (1Тим. 2:13). При сем подразумевается у Апостола: «а не так, как все прочие живыя твари, вызванныя к бытию сразу попарно». По-видимому, нет никакого преимущества вперед быть созданным? Но Апостол не на одном первосоздании и основывает собственно преимущество мужчины пред женщиной; это преимущество утверждается в слове Божием на том, что женщина при своем сотворении прямо назначается только в помощницы мужу (Быт. 2:18, 20, 22). Здесь же Апостол формально только выводит это вспомогательное второстепенное значение женщины из того обстоятельства, что она сотворена после мужчины; ибо учреждение помощников бывает уже по сознании нужды их для лиц первенствующих, и следовательно, после сих последних. Посему-то в царстве животных вышеозначенного различия между полами и не приметно.

И Адам не прельстися: жена же прельстившися, в преступлении бысть (1Тим. 2:14). Не с тем, чтобы оправдать или извинить Адама, Апостол говорит слова сии, а с тем, чтобы выяснить наибольшею удобопреклонность жены к обольщениям сравнительно с мужчиной; ибо не без основания и расчета в самом деле злой дух начал свои искушения именно с жены первой, а не с мужа. Таким образом, совершенно ясной делается мысль и рассуждение Апостола: ни учить, ни владеть мужем он не дозволяет жене (выше 1Тим. 2:12). Если властвовать ей не подобает по ее зависимости от мужа, в знаменование чего она и создана после него, то учительство церковное и общественное еще более ей не подобает, не только на этом же основании, но и по сравнительно большей удобопреклонности ее к обману и заблуждению118.

Спасается же чадородия ради (1Тим. 2:15) – вот куда устремляет Апостол внимание женщины: к ее семейным обязанностям, а не к общественному служению! Аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием. За какое чадородие обещается спасение жене? И за плотское, но в особенности за духовное. Хотя плотское рождение детей есть дело природы, и потому не представляется нравственным подвигом со стороны женщины, но это только по-видимому. Ибо если во время тягостей чревоношения она будет соблюдать все правила благоразумия и осторожности для здорового развития своего плода; если во время болезней рождения она с христианским смирением и терпением перенесет их как Богом положенное наказание за грех прародительницы; если по рождении дитяти со всем тщанием и ревностью возьмет на себя труды его воскормления и ухода за ними для правильного роста; то это поистине будет нравственным подвигом с ее стороны и великой заслугой не только перед Богом, но и обществом людским. Но несравненно выше будет ее подвиг, если, заботясь о физическом воспитании своих чад, она постарается воспитать их в страхе Божием и в духе христианского благочестия. Чадородие ее в сем случае будет умножать не только здравых членов гражданского общества, но истинных чад Христовой церкви; и таким образом она будет содействовать своим чадородием распространению и утверждению царства Христова на земле. А за такой подвиг всякой женщине по всей справедливости будет уготовано от Бога спасение. Для успешности этого двойного подвига и по рождению и по воспитанию детей Апостол ставит следующие условия для жены: «если она пребудет в вере и в любви и в святости с целомудрием». Как бы для особого уверения женщин в том, что они непременно спасутся чрез подвиг своего благословенного чадородия, Апостол прибавляет: «верно слово».119

б) Относительно лиц, удостоиваемых священного сана.

Аще кто епископства хощет (1Тим. 3:1, 2), – под которым в апостольские времена разумелось и пресвитерство (Деян. 20:17–28; Флп. 1:1) – добра дела желает. Подобает убо епископу быти… единые жены мужу. Почему же не практикуется в настоящее время сие апостольское правило? Относительно пресвитеров оно практикуется в церкви православной; относительно же епископов вопрос уместнее поставить так: почему во времена апостольские безженство, которого сам св. Ап. Павел желал для всех, как наивысшего состояния (1Кор. 7:7), не было обязательно для епископов, как высших служебных лиц в церкви Христовой? Это потому, отвечает Бажен. Феодорит, что в те времена трудно было между обращенными иудеями и язычниками найти людей внебрачного состояния, которые могли бы с достоинством исполнять церковные обязанности, и имели бы к тому склонность и надлежащую способность, ибо все почти вступали тогда в брак. Но когда с возрастанием и расширением церкви Христовой стало умножаться число девственников ради царствия Христова (Мф. 19:11, 12), тогда из числа их стали предпочтительно избирать на епископские должности, и, наконец, сие возведено в неизменный закон 12-м правилом VI вселенского собора.

Но не противоречит ли все-таки сие правило вышеприведенным словам Апостола Павла? Ничуть, ибо они не то означают, что епископу непременно подобает быть женатым – такого обязательства не полагается даже и на простых и, так сказать, рядовых христиан – а только то, что уж если епископ женат, то ему прилично быть мужем одной только жены, т. е. он должен быть единобрачным, а брак для него не должен быть повторяем, двоеженцем ему быть не подобает.

Кроме единобрачности, еще по Апостолу с какими качествами подобает епископу быть, а равно и пресвитеру (1Тим. 3:3–7)?

Во-первых, он должен отличаться с доброй нравственной стороны как по сердцу и характеру (должен быть трезв, целомудрен, благочинен, честен и проч. – 1Тим. 3:2), так и по уму (учителен), а равно и по внешнему поведению своему (не пьяница, не бийца, не сварлив… но миролюбив и проч. – 1Тим. 3:3). Во-вторых, он должен доказать предварительно свою способность к управлению церковью умелым и благоуспешным управлением своего дома и своей семьи, «ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о церкви Божией»? (1Тим. 3:5). В-третьих, не должен быть из новичков по христианской вере, чтобы не возгордиться ему и не подпасть осуждению с дьяволом (1Тим. 3:6). Наконец, должен пользоваться уважением даже от внешних, т. е. от неверных и не христиан, или просто от мирских и светских людей (1Тим. 3:7).

Что нужно приметить о нравственных качествах, назначаемых свят. Ап. Павлом для лиц епископского и пресвитерского сана? То, что они не чрезвычайного какого-нибудь, или подвижнического характера, а самого обыкновенного и общеобязательного для всех христиан. Апостол не назначает для епископов и пресвитеров высших евангельских обетов и обязанностей потому, – как замечает Св. Златоуст, – «что таких немного можно было найти; между тем епископов требовалось много, которые предстоятельствовали бы в отдаленных городах». К этому другой толкователь прибавляет: «для того указал здесь Апостол низкие добродетели, чтобы, если кто окажется имеющим высшие, и сомнения не было, что он достоин епископства. Если кто, влекомый высшими стремлениями, и душу и тело свое посвящает Богу, то такой тем паче достоин» (Амвросий, см. у Пр. Феофана).

Диаконам также чистым (т. е. подобает быти) не двоязычным, не вину многу внимающим и проч. (1Тим. 3:8–13). Свойства нравственные для достойных дьяконов считает необходимым для епископского и пресвитерского сана. Говоря о дьяконах, он не упоминает только об учительности, но за то прибавляет, что они должны иметь таинство веры в чистой совести, – что по объяснению Блаж. Феофилакта, значит, чтобы дьяконы с хранением правого догмата имели жизнь непорочную; прибавляет также, чтоб предварительно своего поставления они испытывались, и потом хорошо служившие удостоивались бы высших степеней.

Женам такожде чистым, не клеветливым (не навадницам), трезвенным, верным во всем (1Тим. 3:11). Разумеет ли в этих женах диаконисс, или просто жен диаконов? Последнее согласнее с ходом мыслей апостольских. Ибо непосредственно пред сим говорит Апостол о дьяконах и непосредственно за сим продолжает говорить о них же, так что наставочные слова о женах всего естественнее понимать как одно из примечаний Апостола об дьяконах же, т. е. каковы они должны быть в своих семьях, или каковы у них должны быть жены. На этом, конечно, соображения в нашем русском переводе к слову женам прибавлено пояснительное слово их, т. е. дьяконским женам подобает быть и проч.

В. Общие наставления о достодолжном прохождении пастырского служения (1Тим. 3:14–4:16)

а) Кто должен руководить самого архипастыря к истине, и какая основная истина христианского вероучения?

Да увести, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1Тим. 3:15). Итак, вот кто должен быть самым надежным руководителем пастыря церкви – эта самая церковь, которая есть столп и утверждение истины! Какой догмат христианского вероучения заключается в сих словах Апостола? Догмат о непогрешимости церкви Христовой, ибо она называется здесь столпом и утверждением истины, не научной, конечно, или философской, а вероучительной и религиозной истины. Это высокое и божественное свойство церкви прямо вытекает из того понятия, которое дает св. Ап. Павел о ней, как о доме живого или живущего в ней Бога, или же иначе, – как о достоянии или уделе Божием, в котором Господ Бог удостоивает людей некоторого особенного теснейшего и живого, хотя и таинственного общения с Собой. Конечно, такое общество, принимаемое во всей своей совокупности, может быть непогрешимо как сам Бог, хотя отдельные лица в отдельные времена могут погрешать и колебаться; ибо живущий и действующий в церкви Господь достигает в ней своих целей без насилия нравственной свободе каждого отдельного члена церковного. Из непогрешимости церкви и следует, что она-то и должна быть главной руководительницей пастырей и архипастырей к истине.

Какое нужно иметь в виду важное искажение вышеизложенных слов Апостола Павла о церкви, чем оно объясняется и чем обличается? Протестантские богословы, полагая, что слова «столп и утверждение истины» нужно относить не к предшествующим словам «церковь Бога жива», а к начальным словам следующего стиха, читают все это место таким образом: «Столп и утверждение истины и беспрекословно великая тайна благочестия в том состоит, что Бог явился во плоти и проч.». Цель такого искаженного чтения апостольских слов та, чтобы церковь Христову не называть столпом и утверждением истины, ибо с этим наименованием очевидно нужно признать и ее непогрешимость, а протестантские общества, хотя именуют себя христианскими, не исповедуют, однако же, этого догмата, и авторитет церковного предания отвергают. В сем случае единственный способ открыть истину состоит в сравнении древнейших списков новозаветного канона. Оказывается, что во всех их, равно как и в древних переводах, читается объясняемое место, и отцами церкви единодушно толкуется так именно, как в православной церкви. Да и по контексту речи видно, что слова столп и утверждение–фундамент естественно соединяются в мысли Апостола с предшествующим понятием о доме, устройство которого без фундамента и без разных столбов и не обходится120.

И исповедуемо велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти, оправдася в дусе, показася ангелом, проповедан бысть во языцех, веровася в мире, восзнесеся во славе (1Тим. 3:16). Сии слова Ап. Павла очевидно стоят в связи с его намерением наставить Тимофея, как подобает ему в дому Божии жити. Он хочет ими поставить на вид ученику своему, какую истину и какой догмат христианского вероучения он должен считать основным и главным, чтобы к нему, как центру, сводить все свои частные вероучительные беседы, и с ними, как с прочным камнем, так сказать, сверять всякие учения, и несогласные отвергать. Это именно и есть таинственный и великий догмат христианского благочестия, или веры христианской в том, что Бог явися во плоти.

Словами о воплотившемся Боге, что Он опаравдася в дусе, св. Ап. Павел хочет сказать, что Дух Святой, опочивший на Иисусе Христе (Мф. 3:16), оправдал, т. е. открыл на самом деле, что Он есть воплотившийся Сын Божий; ибо великие дела, которые Он совершил силой Духа Божия (Мф. 12:28), и животворное учение, которое благовестил Он, будучи помазан от Духа Божия и преисполненный Его благодатью (Лк. 9:18, 19; Ин. 7:17), ясно доказывает всем, что Он не простой сын человеческий, но вместе и Божий Сын (Мк. 15:39; Ин. 1;14; Рим. 1:4).

Что означают слова, что Бог, явившийся по плоти, показася ангелам? То, что ангелы признали в Нем своего Господа и Владыку даже и по человечеству Его и оттого служили Ему на земле (Мф. 6:11; Ин. 1:51; 1Пет. 1:12).

«О таинство, – восклицает Блаж. Феодорит, – с нами и ангелы увидели Сына Божия, не видевши Его прежде! Ибо говорит евангелие: се ангелы приступиша и служаху Ему (Мф. 4:11). И не здесь только (т. е. после победы над дьяволом), но от самого рождения до вознесения они служили Ему. Во время рождения ангелы поют песнь Ему и благовествуют о Нем пастырям; и во время вознесения служат Ему». По вознесении же ангелы узрели богочеловечество во всей Его пренебесной славе (Евр. 1:6; 1Пет. 3:22).

Что Бог, явившийся во плоти, проповедан бысть во языцех и веровася в мире, – какая в сем тайна велия? Та, что проповедь о воплотившемся Боге и притом распятом естественно должна была казаться соблазном великим для иудеев и прямым безумием для ученых эллинов и действительно казалась такой, а между тем она возобладала над миром и преобразовала весь его нравственный строй. В этом есть по истине велия тайна, и совершиться могла она только самому Господу поспешствующу и слово утверждающу последствующими знаменми (Мк. 16:20). «И все это служит великим знамением силы проповеданного и истины проповеди» (Феофилакт). В какой славе вознесеся Бог, явившийся во плоти? «Хотя самое то “вознесеся” преславно, но надо полагать, что вознесение Господа было сопровждаемо особою некою славою, не виденною людьми, но узренною ангелами и воспетою и славословием… Ангельский мир получил теперь новое устройство и торжествовал вступление в него. Дух Божий открыл о сем Апостолам, а они сказали о сем нам» (Еп. Феофан). По истине велия есть благочестия тайна – воплощение Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

б) Правила архипастырского учительства словом и жизнью.

В этом отделении а) Апостолом сначала предлагается нравственная характеристика имеющих появиться лжеучителей, некоторые пункты их лжеучения и несостоятельность оных (1Тим. 4:1–5); б) потом внушает обязанность разъяснять сие братиям и себя благоустроять в ведении и истинном благочестии (1Тим. 4:6–20); в) наконец, уже раскрывается правило и обязанность архипастыря назидать паству свою главным образом примерной жизнью, а с тем вместе и словесным учением (1Тим. 4:11–16).

Дух же (т. е. Дух Святой) явственне глаголет (чрез откровение Апостолу Павлу и другим апостольским мужам), яко в последняя времена отсупят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским (1Тим. 4:1).

Последние времена, очевидно, разумеет Апостол по отношению к своему времени, насчет каковых времен он имел нужду назидать Тимофея, т. е. времена пришествия и явления на земле Спасителя мира. Эти времена называются последними в смысле заключительного периода явления или открытия на земле царства Божия (1Кор. 10:11).

В лицемерии (русск. – чрез лицемерие) лжесловесник, сожженных своею совестию (1Тим. 4:2), т. е. отступят некоторые от веры. Итак, внешняя черта лжеучителей есть лицемерие, т. е. умение набросить на себя внушительную мудрость и всезнайство, а в жизни напустить на себя святость, привлекающую сердца недальновидных людей. Внутренняя же черта сих лжеучителей есть сожжение своею совестью, т. е. крайняя развращенность сердца или нравственное бесчувствие, похожее, по объяснению Блаж. Феодорита, на прижигаемое место в теле, которое омертвев теряет прежнюю чувствительность. Такова и совесть у этих лжесловесников.

Возбраняющих жениться, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедения со благодарением верным и познавшим истину (1Тим. 4:3). Очевидно, что еретики и лжеучители, которых имеет здесь в виду св. Ап. Павел, подобны были тем, которые сеяли свои плевелы в пределах Колосской церкви, т. е. которые некоторые снеди считали богопротивными и некоторые законные удовольствия провозглашали прямо грешными и недозволенными; напротив, узаконяли некоторые чрезмерные подвиги воздержания, умерщвление же плоти доводили до неразумных пределов, дабы войти в общение с ангелами и достигнуть откровений (Кол. 2:18–21). Таковы, например, впоследствии были Енкратиты, воспрещавшие брак, и Манихеи, осуждавшие употребление мяса и вина, как веществ изобретенных, по их мнению, сатаной.

Зане всякое создание Божие добро, и ничтоже отметно, со благодарением приемлемо: освящается бо словом Божиим и молитвою (1Тим. 4:4, 5). Как установить истинный и точный взгляд на пищу на основании сих слов апостольских? Взгляд сей для христианина должен быть очень широк, свободен и ни от чего не зависим. Вопреки отвращению еретиков от некоторых яств и вопреки узкой исключительности иудеев, которым закон, как детям в период воспитания, прямо указывал, что они могут есть и чего не должны вкушать (Лев. 11:1–47), христианин может вкушать все, что найдет безвредным для своего здоровья и не противным для своего вкуса, ибо все это освящается и узаконивается тем первоначальным словом Божием, которым при создании человека Господь определил род и качество его пищи. А в сию пищу Он назначил, во-первых, всякую траву, сеющую семя, какая есть на сей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; а во-вторых сказал, что все движущееся, что живет, будет вам в пищу, как зелень травную, даю вас все (Быт. 1:29, 9:3). Сими словами Божиими обнимаются все съедобные произведения царств растительного и животного. Вместе с объясняемыми словами Апостола приходят на память другие его слова, определяющие христианский взгляд на пищу: нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто (Рим. 14:14).

Сия вся сказуя братии (1Тим. 6:6), т. е. предохраняя верных от ложных учителей и борясь против лжеучений, добр будеши служитель Иисуса Христа, питаем словесы веры и добрым учением, емуже последовал еси. Здесь слышится обязанность, лежащая на добром пастыре: поучая других и самому непрестанно поучаться в истинах веры и нравственности христианской. На эту обязанность указывает слово «питаем». Ибо, подобно тому, как мы каждый день употребляем телесную пищу, так и слово о вере пастырю должно всегда принимать и им питаться. «Что значит питаем? Пережевывая, постоянно повторяя в уме одно и то же, всегда поучаясь одному и тому же» (Златоуст).

Скверных же и бабьих басней отрицайся (1Тим. 4:7). Что называет Апостол баснями? Ясно он сего не говорит. Но принимая во внимание, что рядом с этими баснями он ставит и родословия бесконечные (1Тим. 1:4), чем указывается с вероятностью на гностические толки о нарождении многочисленных божественных законов, а также и то имея в виду, что эти толки у иудействующих лжеучителей ефесских в тесной связи находились с аллегоризмом и с мельчайшими до бесконечности толкованиями ветхозаветного закона, отчасти же с верованиями, заимствованными из других религий, можно полагать, что эту именно смесь учения лжесловесников, силившуюся проникнуть в христианское вероучение, и называет баснями. А известно, что в гностических и других мифологических баснях было много не только мелко-суеверного или бабьего, но и скверного и безнравственного.

Обучай же себе ко благочестию, телесное бо учение вмале есть полезно (1Тим. 4:7, 8). Достойно здесь примечания филологическое значение слова «обучать или упражнять» – по греческому тексту. Оно дает мысль о гимнастике (γύμνασον), т. е. о тех телесных упражнениях, которые сообщают человеку гибкость тела, ловкость и силу. Употребленное Апостолом о благочестии – очевидно с той мыслью, чтобы внушить Тимофею, что благочестие не дается человеку сразу и само собой, а приобретается усердными и напряженными упражнениями, как крепость телесная гимнастикой, – слово это объясняет, почему далее Апостол вдруг заговорил о малополезности телесного обучения, и что он разумеет под ним. Так как странно было бы предполагать в Тимофее неумеренного любителя гимнастики, коему настояла бы нужда говорить о малополезности ее, то некотоыре думают, что Апостол Павел внушает Тимофею собственно малополезность одних наружных и телесных подвигов благочестия, например, постов, удаления от брака и проч. Но как справедливо замечает еще Св. Златоуст, все это не телесные только подвиги, но в гораздо большей степени могут быть духовными подвигами. Контекст речи разъясняет все. Он показывает, что св. Ап. Павел имел в виду только выдержать до конца свое сравнение благочестных упражнений с телесной гимнастикой. Этим сравнением он внушает Тимофею, что все его старание должно быть направлено на приобретение великих плодов благочестия, если так много усилий употребляют иногда на малополезную сравнительно телесную гимнастику; ибо плоды ее только временные и телесные, тогда как благочестие на все полезно есть, имея обетование жизни настоящей и будущей; для получения сих-то обетований, – продолжает Апостол, – как я, так и другие Апостолы, и все истинные христиане трудятся и различные поношения терпят, и о сем-то тебе, Тимофей, и всем пастырям следует проповедовать и учить (1Тим. 4:9–12).

Затем св. Ап. Павел предлагает назидание пастырям, в особенности юным, в лице ученика своего Тимофея.

Образ буди верным (1Тим. 4:12) – вот общая обязанностей пастырей: быть образцом и светильником для пасомых во всех отношениях! Эта образцовость и юных пастырей делает не менее авторитетными, чем престарелых. Никто о юности их не вознерадит, но еще больше всякий будет удивляться им, по выражению св. Златоуста.

Образ буди … словом. Т. е. пастырь должен быть образцовым учителем и проповедником, а для сего всегда выносить на кафедру изготовленное и обработанное слово, чтобы говорить с удобством. Во-вторых, и в обычных разговорах житейских и безыскусственных собеседованиях слово его не должно навлекать на него никакого укора, т. е. должно быть благоговейно, прилично и здраво, а не гнило (Еф. 4:29).

Образ буди … житием. Греческое слово, стоящее в подлиннике (ἐν ἀναστροφή) дает понять, что Апостол разумеет здесь не дела или поведение пастыря вообще, а в частности его способность держать себя в обычном внешнем обращении, например, при встречах и при всяких житейских сношениях с людьми. Все это должно соответствовать времени, месту и другим обстоятельствам, а из всего этого слагается так называемый такт житейских, который у пастыря должен быть добрый и примерный.

Образ буди … любовью. В какой связи это назидание апостольское стоит к предыдущему? Оно его дополняет и усиливает. Во внешнем приличии жития у человека с умелым тактом все слова и деяния могут казаться любительными и приятными для других. Апостол же внушает, что у доброго пастыря, как у отца, они должны проистекать не из умения только держать себя, а из чувства искренней и теплой любви к пасомым, как чадам его.

Образ буди … духом, Т. е. духовным настроением и религиозным характером всего своего поведения, так чтобы видно было всем, что ты не земными исключительно и телесными, или животными побуждениями руководствуешься в своих деяниях, а преимущественно небесными и святыми. Пусть видят все, что ты именно духовный, а не мирской и рассеянный светский человек.

Образ буди … верою. Образцовая вера состоит, во-первых, в том, когда человек без всяких колебаний и сомнений признает за несомненную истину все открытое нам в слове Божием; во-вторых, в том, когда человек всецело вверяется водительству Божию и уверен бывает, несмотря ни на какие сомнительные и искусительно тяжкие обстоятельства, что Господь Бог не оставит без своей помощи рабов своих. Первая вера умственная или теоретическая, а вторая жизненная и практическая. Той и другой должен украшаться и отличаться добрый пастырь церкви.

Образ буди … чистотою. Сими словами Апостол внушает Тимофею быть непорочным не только по телу и видимости, но и по душе и сердцу, ибо сего может не быть, или быть не вполне, даже и у соблюдающих телесное целомудрие. Пастырь же, находящийся в супружестве, должен исполнять апостольское назидание супружеской верностью, чистотой помыслов и целомудренностью речей и степенностью внешнего поведения своего.

Дондеже прииду, внемли чтению, утешению (русск. – наставлению), учению (1Тим. 4:13). Какому именно чтению внимать внушает Тимофею св. Ап. Павел? Очевидно, что чтению Священного Писания, и именно ветхого завета, ибо священные книги нового завета не были тогда собраны и не вошли еще во всеобщее употребление. Чтение слова Божия в церковных собраниях сопровождалось во времена апостольские разными наставлениями и разъяснениями пророчеств и прообразований, исполнившихся в лице Иисуса Христа. К этим утешительным наставлениям обыкновенно присоединялись нравственные увещания. Всеми этими родами церковной проповеди и повелевает заниматься Тимофею св. Павел до своего прихода, обещая конечно по приходе предложить наиболее подробные наставления о епископских обязанностях Тимофея.

Не неради о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества (1Тим. 4:14). Первое, что нужно приметить в сих словах апостольских, – это то, что они сильно обличают лютеранское неправомыслие о таинствах священства и об иерархии вообще. Лютеране, как известно, отрицают богоучрежденность церковной иерархии и утверждают всеобщность священства во всех верующих христианах, на основании ложно понимаемых ими некоторых мест Св. Писания (1Пет. 2:5–9; Апок. 1:6, 20:6). Но вот св. Ап. Павел весьма ясно и решительно говорит, что священство есть особое дарование, или особый дар Божий (2Тим. 1:6), живущий только в некоторых избранных лицах, и сообщаемый посредством особаго символического действия, т. е. посредством возложения рук священничества (ср. 2Тим. 5:22). Во-вторых, что нужно разуметь под пророчеством, которым дан был Тимофею дар или способность к отправлению священнических и епископских обязанностей? Под ним всего естественнее и ближе к контексту речи разуметь те священные слова, которые произнесены были над Тимофеем во время его поставления. В сем случае пророчеством называлась, вероятно, самая форма иерархического поставления, или по нашему рукоположительная молитва. Здесь может возникнуть вопрос: если Тимофей поставлен был во епископа, и, следовательно, чрез епископское рукоположение, то к чему нужно было при его поставлении возложение рук священничества, или священников? По сему поводу нужно заметить, что именем священства или пресвитерства в апостольские времена безразлично назывались и епископы, и пресвитеры (Деян. 20:17–28); так что возложение рук священства над Тимофеем было в сущности епископским рукоположением. По словам св. Златоуста, не о священниках говорит здесь Апостол, а о епископах, ибо не пресвитеры рукополагали епископов. А что действительно св. Тимофей приял тайнодейственное рукоположение не от пресвитеров, – об этом прямо свидетельствует св. Ап. Павел во втором своем послании к Тимофею, где называет его своим собственным рукоположенником (2Тим. 1:6).

Г. Наставления Тимофею относительно управления церковью (1Тим. 2:1–21)

а) Как вести себя предстоятелю церкви по отношению к престарелому и юному возрасту обоего пола?

1Тим. 5:1, 2. Ответ таков: старцу не твори пакости, – или по греческому подлиннику, – не кричи на старика, не срами его и не брани унизительно (Еп. Феофан), хотя бы он и заслуживал обличений. Но утешай, – т. е. увещевай, якоже отца … старицы якоже матери, – отнюдь не опасаясь тем унизить свой сан. Юныя, т. е. молодых женщин, увещевай якоже сестры, со всякою чистотою, т. е. с соблюдением полной целомудренности в речах и во всех отношениях.

б) Каких вдовий принимать на церковное попечение?

Вдовицы чти сущия истинныя вдовицы (1Тим. 5:3), т. е. бери на попечение поистине заслуживающих попечения и сострадания вдовиц (Феофилакт). Слово чтить употребляет здесь Апостол в смысле помогать (о почтении в собственном смысле он сказал уже выше), подобно тому, как Спаситель в обратном смысле непочтение к родителям объявляет в том, если кто, например, лишит отца с матерью следуемого им содержания (Мф. 15:3–5).

Аще же кая вдовицы чада или внучата имать, да учатся прежде свой дом благочестиво устроити, и взаем воздаяти родителем. Сие бо есть благоугодно пред Богом (1Тим. 5:4), т. е. вдовы не беспомощные, но имеющие сыновей или внучат, не должны обременять церковь своим содержанием, но пусть постараются внушить своим домочадцам их священную и богоугодную обязанность содержать своих матерей и бабушек за их собственное воспитание и содержание в юности и беспомощном детстве (Экумений. Блаж. Феофилакт).

А сущая истинная вдовица и уединена (1Тим. 5:5), т. е. отказавшаяся от брачных уз121, уповая на Бога, и пребывает в молитвах и молениях день и нощь. По мнению толкователей (Амвросий), Апостол хочет внушить Тимофею, что если на церковное содержание по нужде и справедливости придется брать и не старых вдовиц, то они должны наперед зарекомендовать себя вполне благочестивой жизнью, и в особенности уклонением от брачных обязанностей.

Питающая же пространно (сластолюбивая), жива умерла (1Тим. 5:6), т. е. сластолюбивым вдовам, которая, просясь на церковное содержание, хлопочут только об удобствах телесной своей жизни, во избежание благочестивых трудов и подвигов вдовьих, надобно отказывать, как уже умершим, ибо в живом и чувственном теле они носят умерщвленную грехами душу (Феодорит. Феофилакт). «Сие внушай им, – убеждает Апостол, – чтобы были беспорочны»! (1Тим. 5:7).

Аще же кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отверися есть (1Тим. 5:8). Внушения и обличения сии направляет Апостол очевидно против тех, которые не захотели бы доставлять содержания своим престарелым и вдовствующим матерям и бабкам в надежде сбыть их на церковное содержание. «Неверный, если б так поступил, нарушил бы только закон естественный, а этот, поступая так, и естественный и писанный закон нарушает» (Св. Златоуст).

в) Каких вдовиц избирать на церковное служение и на полное содержание церкви?

Вдовица же да причитается (русск. – должна быть избираема)122 не меньши лет шестидесятих, бывши единому мужу жена… аще святых нозе умы, аще странные приять и проч. (1Тим. 5:9, 10)… Очевидно, что здесь разумеется выбор или зачисление вдов не для вспомоществования им от церкви; ибо церковь не лишала, да и не могла лишать своих милостей и тех вдовиц, которые хотя и не достигли шестидесятилетнего возраста, но были вполне достойны их по своему добронравию и семейным горьким обстоятельствам. На этом основании предполагают, что Апостол Павел говорит здесь об избрании на полное церковное содержание таких вдовиц, которые нуждались не только в крове и содержании, но и в уходе, поскольку в прежнюю жизнь много трудились до упадка сил в подвигах как семейного и домашнего, так и общественного благочестия и благотворительности христианской. Натурально, что в это число чаще всего включаемы были престарелые диакониссы; обычные и обязательные добродетели которых исчисляются в следующем стихе десятом. Святые отцы толковники почти единогласно понимают слова Апостола о шестидесятилетнем возрасте вдовиц не в смысле избрания в диакониссы, – каковому служению и не соответствовал бы немощный 60-ти летний возраст, – а в смысле особенного только попечения о престарелых вдовицах. Св. Златоуст примечает: «прежде Апостол указал, чего не должна иметь вдовица, а теперь показывает (т. е. в 10 стихе), что она должна иметь. «Достойно приемлется в лоно церкви (на попечение ее) та, которая прежде посвящала ей труды свои» (Амвросий).

Юных же вдовиц отрицайте – русск. – не принимай (1Тим. 5:11), т. е. не принимай доверчиво и поспешно в хор избранных жен по вдовьему обету (Амвросий). В этом качестве обетных вдовиц (по-нынешнему – посвященных монахинь) они получали бы преимущественные права не только на церковное вспомоществование, но и могли бы достигать звания диаконисс; а между тем от этого могли бы происходить в церкви нередкие случаи соблазнов вследствие нарушения своих обетов юными и хорошо обеспеченными церковью вдовицами. «Молодые вдовицы сами подали повод к такому постановлению тем, что не выдерживали вдовства» (Феофелиакт).

Еда бо рассвиерепеют противу Христа (русск. – впадая в роскошь в противность Христу), посягати хотят, имущие грех, яко первые веры отвергошася (1Тим. 5:11, 12). Разве грех вдовицам выходить замуж? Отнюдь нет; и сам Апостол ниже в ст. 14-м говорит: «я желают, чтобы молодые вдовы вступали в брак и раждали детей». Грехом же называет Апостол измену вдовиц своему обету (безбрачного вдовствования), а верой – этот самый обет безбрачия. «Ибо приемли решение вдовствовать для Христа, они вступают в завет со Христом, что обручаются Ему навсегда. Склоняясь же на брак с человеком, они нарушают сей завет и за то подлежат осуждению» (Экумений. Феофилакт.)

г) Какие пресвитеры должны пользоваться сугубым обеспечением? (1Тим. 5:17, 18)

Прилежащии же добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются (1Тим. 5:17, 18). О какой чести здесь говорит Апостол? На сие так отвечает св. Златоуст: «честию здесь называет Апостол попечение, доставление всего необходимого, подобно тому, как выше, когда говорит: вдовицы чти, – говорит о необходимой для них пище».

… паче же труждающиеся в слове и учении. Глаголет бо Писание и проч. Почему Апостол возвышает учительных пресвитеров пред всеми другими? Потому что пресвитерство без учительства, т. е. простое совершение таинств, может отправлять всякий, даже простой и не подготовленный человек: ибо не требует ни особого умения, ни труда. Все здесь может быть делом одной только простой привычки. Между тем как учительство само по себе есть напряженный труд умственный, и для благоуспешности своей требует от пресвитера предварительной подготовки и долговременного обучения. Он же и в пасомых производит восприемлемость благодати, преподающейся в таинствах, наполняя ум догматами веры, а сердце склоняя к добродетели. Таким образом, учительство является главным условием, от которого зависит плодотворность пастырской деятельности. Благочестивая и назидательная жизнь пресвитера предполагается, конечно, сама собой при этом, как общее условие доброго пресвитерства. Но, как справедливо замечает св. Златоуст, когда речь идет о догматах, тогда какую силу имеет жизнь? Тут нужно учительское слово.

На пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех (1Тим. 5:19). Это, во-первых, потому, что пресвитеры и по возрасту, и по жизни избираются из людей наипочтеннейших, следовательно, и всякое возносимое на них обвинение представляется наименее вероятным; во-вторых, потому что по самому роду и характеру своей деятельности пастырско-обличительной и наставнительной, всего естественнее могут страдать от клеветы и ложных обвинений именно пресвитеры, и даже преимущественно лучшие и ревностные пресвитеры.

«Невероятным должно представляться, чтобы тот, кто есть представитель Божий, вел себя преступно. Но случается, что пресвитер, так как вверено ему предстоятельство в церкви, оскорбит кого-либо из согрешающих, и те, будучи за сие расположены к нему неприязненно, сплетают клевету» (Амвросий).

Согрешающих же (пресвитеров) пред всеми обличай (конечно в каких-либо особенно важных случаях), да и прочии страх имут» (1Тим. 5:20). «Не больше ли будет соблазна, когда пред всеми станешь обличать», – вопрошает св. Златоуст и отражает сие недоумение такими словами: «когда узнают грех и не будут видеть наказания, тогда действительно станут соблазняться. Ибо от того, что согрешившие останутся не наказанными, многие естественно и сами поползаются на грех, как и наоборот, от того, что они бывают наказанными, многие исправляются. Так действовал и Бог. Он вывел Фараона на среду (на показ всем) и наказал. Видим также, что явно пред всеми получили наказание Навуходоносор и многие другие люди города. Следовательно, Апостол хочет, чтобы все имели страх пред епископом и поставляет его над всеми.

д) Какую осторожность нужно соблюдать при избрании на священнослужительские должности.

Засвидетельствую (русск. – заклинаю тебя) пред Богом, и Господом Иисусе Христом, и избранными его ангелы (как бы на страшном суде Божием ставит себя св. Павел с Тимофеем), да сия сохраниши (т. е. то, что касается рукоположения на служение церкви) без лицемерия, ничтоже творя по уклонению (русск. – по пристрастию). Руки скоро не возлагай ни на кого же (1Тим. 5:21, 22). «Дошел и до главнейшего, чем преимущественно держится церковь, т. е. до хиротонии» (Феофилакт).

… ниже приобщайся чужим грехом, т. е. «грехам рукополагаемого, возводя недостойного на степень тайносовершителя для народа» (Экумений).

себе чиста соблюдай. «О целомудрии дает урок; целомудрие блюсти увещевает» (Экумений. Феофилакт). Связь с предыдущим будет такая, но распознавая, достойны ли рукоположения другие, смотри, своего достоинства не теряй; сам будь чист и целомудрен (Еп. Феофан)!

Кому не пий воды (т. е. не одну воду пей), но мало вина приемли, стомаха (желудка) ради твоего и частых твоих недугов (1Тим. 5:23). Зная постоянно воздержную жизнь Тимофея и воспомнив о его слабом здоровье, св. Ап. Павел как бы умеряет данный ему урок о чистоте и говорит, слыша сие: «сие чиста саблюдай», ты не бросься на больший подвиг воздержания. Не делай этого. Тебе, по состоянию твоего здоровья, напротив, нужно некое послабление, и ты с этих пор не одну пей воду, но употребляй немного и вина» (Еп. Феофан).

Неких же человек греси предъявлени суть, предваряюще на суд; неким же и последствуют. Тако же и добрая дела предъявлена суть: и сущая инако, утаитися не могут (1Тим. 5:24, 25). Назидание предлагает здесь св. Ап. Павел тому же ученику своему Тимофею и насчет той же осторожности при избрании в церковные должности. Выше внушает Апостол, чтобы Тимофей остерегался поспешных рукоположений, а наперед разузнавал людей, ищущих священных должностей (1Тим. 5:22). Здесь же предупреждает и остерегает Тимофея насчет правильности самих этих предварительных дознаний. Недостаточно, если он будет отказывать в священстве явным и известным грешникам; нет, он должен тщательно исследовать самый характер и наклонности рукополагаемого и его сокровенное поведение дома, чтобы не могли открыться за ним какие-либо тяжкие грехи впоследствии.

Равным образом отсутствие каких-либо заслуг и подвигов не должно быть препятствием к получению священства123.

Д. На каких правилах созидать для пасомых прочное благополучие земное (1Тим. 6:1–21)

1Тим. 6:1–5. Должно быть соблюдаемо благодушное соподчинение людей разных классов и положений одних другим, например, рабов господам, и в особенности верным (т. е. христианам); напротив, отнюдь не должно полагать, что христианство освобождает от всяких земных обязательств, как полагают люди, – поврежденного ума и горделивые, – как будто бы благочестие служить для прибытка.

1Тим. 6:6–10. Напротив, основное христианское правило для земного благополучия – довольствоваться малым, или даже только необходимым (имеюще пищу и отдеяние, сими довольни будем); ибо корень всех зол – сребролюбие.

1Тим. 6:11–16. Образцом такого бескорыстия и нестяжательности, и вообще живым примером доброго исповедания, данного пред многими свидетелями, и должен быть Тимофей, равно как и всякий предстоятель церкви, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет … един имеяй безсмертие, и во свете живый неприступнем и пр.

1Тим. 6:17–21. Богатых в настоящем веке нужно увещевать, чтобы они уповали не на богатство свое, а на Бога живого, и были бы общительны и щедры, и тем собирали бы сокровище для вечной жизни. «О, Тимофей, – так заключает свое послание св. Ап. Павел, – храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименнаго знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь».

* * *

117

Ибо далее Апостол заповедует, чтобы молитвы творились мужчинами, а не женщинами, и чтоб женщины пребывали в безмолвии, не посягали на учительство и являлись бы в скромных одеждах (1Тим. 2:8, 9 и след.).

118

Апостол разумеет, конечно, не отдельных каких-либо женщин, но всех вообще, и притом по сравнению со всеми же мужчинами. Он сравнивает весь пол женский с целым полом мужским, ибо хотя некоторые женщины во всех отношениях превосходят некоторых мужчин, но это не изменяет дела вообще.

119

Сии слова наши толковники относят к предыдущей речи, т. е. к тому, что сказано о спасении жен чрез доброе воспитание детей, при исполнении и общих условий ко спасению… Св. Златоуст, а за ним Экумений и в чтении слова сии соединяют с предыдущей речью, и третью главу начинают с: «аще кто епископства хощет» (Еп. Феофан).

120

Наконец, и то обстоятельство, что в греческом подлиннике слово στύλς – столб стоит в объясняемом месте без члена, показывает, что оно употреблено здесь по свойству греческого диалекта в смысле прилагательного, и значит, есть слово определительное к предшествующему слову. – Так: дом Божий или церковь Бога жива – что есть? Столб и утверждение истины!

121

А в ближайшем смысле, по буквальному переводу – μεμονωμένη «одна-одинешенька, ни детей, ни внучат не имеет, которые бы о ней попеклись» (Еп. Феофан).

122

Καταλεγέσϑω – да вносится в каталог вдовиц, или «да вчиняется во вдовье учреждение εἰς τὸ χηρικόν» (Экумений).

123

Оказался же некогда угольник Александр достойнее всех, когда святой Григорий Чудотворец Неокессарийский избирал епископа в город Команы (12 Авг.).


Источник: Владимир на Клязьме. Типография Н.А. Паркова. 1907

Комментарии для сайта Cackle