Дьявол

Литература по теме

Дья́вол (греч. διάβολος – клеветник, порочащий) – падший ангел, восставший, по причине гордости, против Бога и в результате утративший своё высокое ангельское достоинство; сатана, глава падших духов.

photo 2022 10 05 14 40 01 - Дьявол

Злая деятельность дьявола, направленная на искушение людей, попускается Богом, в том числе, ради определения их свободной воли к добру.

Диавол всегда желает человеку только зла, его цель – погибель человека.

По свидетельству Св. Писания, начало греха идет от дьявола. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин.3:8). «Падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти», пишет преп. Иоанн Дамаскин. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41).

Дьявол становится “князем мира сего” через свою власть над людьми, отпавшими от Бога. Человек не может существовать автономно в духовном плане, либо он исполняет благую волю Бога, либо отдаёт себя во власть дьявола.

djavol 2 - Дьявол
“И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом” (Лк.4:3).

Может ли дьявол творить чудеса?

Будучи ангелом по естеству, дьявол обладает определенными возможностями в воздействии на стихии и предметы видимого мира, превышающими возможности человека.

Например, в Книге Иова отмечен случай, когда сатана низверг огонь с неба (Иов.1:16). В аскетической литературе содержится множество примеров, иллюстрирующих способности сатаны и его сообщников, демонов, совершать столь впечатляющие человека деяния, что многие из них, в известном отношении, могут быть названы чудесами. Положим, во втором послании апостола Павла к фессалоникийцам прямо утверждается, что беззаконник, то есть антихрист, который явится перед кончиной мира и станет орудием сатаны, будет действовать «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес.2:9).

Стало быть, сатана может совершать поступки, способные изумить человека, поразить его взор, ум, чувства, воображение. Но правильно ли говорить об этих поступках или результатах этих поступков, как о подлинных чудесах?

Собственно говоря, чудо, понимаемое как плод особого сверхъественного воздействия на предметы и явления нашего мира, особое сверхъестественное вмешательство в естественный ход вещей, доступно лишь Богу (условно можно сказать, что оно доступно и тем, кто действует в синергии с Богом, например, подвижникам-чудотворцам). Сатана же, действуя вопреки воле Божьей, в силах оказывать на предметы и явления мира то воздействие, которое соответствует его природным способностям и лишь в той мере, в какой дозволяет Господь. Таким образом, можно говорить, что сатана способен на чудо, но чудо не в исключительном значении этого слова, а чудо ложное (заметим, что ложными сатанинские чудеса называются и потому, что направлены против добра, а часто и на обман органов чувств или сознания человека).

Как еще называют диавола?

Диавол – одно из наименований главы темных сил, в христианстве он также известен как сатана, веельзевул, лукавый, князь мира сего, враг, клеветник, отец лжи и т. д.

Как правильно писать (произносить) – «диавол» или «дьявол»? Или это два разных понятия?

В греческом языке, откуда слово διάβολος пришло в старославянский, нет мягкого знака. Поэтому изначально на Руси говорили и писали: «диавол». В церковнославянском это слово таким остается и до сих пор – «дїа́волъ». С течением времени «и» заменилось на мягкий знак – такое чередование часто встречается в русском языке, особенно в окончаниях (-нье или ‑ние), поэтому в современном русском принято употреблять слово «дьявол», а «диавол» нередко используется в религиозной литературе.

Может ли диавол, как представитель духовного мира, вмешиваться в дела мира материального?

Господь в Своем Слове дает совет: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:11-12). Здесь ясно сказано, что диавол и падшие ангелы являются частью мира духов, но в то же время они активно вмешиваются в дела материального мира.

Знает ли диавол, что у нас в сердце?

Сердца ведает целиком и полностью только Бог. Как следует из различных трудов по аскетике, отчасти диавол может знать и о добрых, и о злых помыслах, но именно отчасти, то есть не всегда и не обо всех. И он, конечно, знает лукавство и злобу, которые он сам насаждает в тех, кто ему служит. «Если у меня есть помысл злой, то диавол знает его, потому что он сам мне его всевает, – пишет св. прп. Паисий Святогорец. – Если я сейчас хочу куда-то пойти и сделать доброе дело, например, спасти какого-то человека, то диавол не знает об этом. Однако, если сам диавол подскажет человеку: «Иди и спаси такого-то», то есть подбросит ему такой помысл, то он сам подстегнет его гордость и поэтому будет знать о том, что у этого человека на сердце».

Как распознать диавольские сети?

Прп. авва Дорофей указывает: «Почему же диавол называется не только врагом, но и противником? Врагом называется потому, что он человеконенавистник, ненавистник добра и клеветник; противником же называется потому, что он старается препятствовать всякому доброму делу. Хочет ли кто помолиться: он противится и препятствует ему злыми воспоминаниями, пленением ума и унынием. Хочет ли кто подать милостыню: он препятствует сребролюбием и скупостию. Хочет ли кто бодрствовать: он препятствует леностью и нерадением, и так-то он сопротивляется нам во всяком деле, когда хотим сделать доброе. Поэтому он и называется не только врагом, но и противником. Смиренномудрием же сокрушаются все оружия врага и противника». Как же распознать диавольские сети? Св. прп. Паисий Святогорец пишет: «Имея смирение, мы в состоянии распознать диавольские сети, потому что смирением человек просвещается и сродняется с Богом. Смирение – это то, что делает диавола калекой».

Надо ли бояться диавола?

В Новом Завете говорится о том, что гонения на христиан – дело рук диавола, однако при этом его не следует бояться: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). Чтобы в таком мире вести благочестивую жизнь, устоять против козней диавольских и не подвергнуться одной с ним участи, нам дан в Писании совет: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет.5:8). Христиане должны бороться с диаволом и с помощью Божией побеждать его: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:7). Во Второе пришествие Иисуса Христа дьявол будет навечно «ввержен в озеро огненное и серное» (Откр.20:10).

Цитаты о дьяволе

«Диавол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся. Диавол только погавкивает на такого человека, все равно что беззубая собака. Однако он обладает большой властью над человеком неверующим, давшим ему права над собой. Такого человека диавол может и загрызть — в этом случае у него есть зубы и он терзает ими несчастного. Диавол обладает над душой властью в соответствии с тем, какие права она ему дает».
прп. Паисий Святогорец

«Бог Слово не истребил диавола единым движением воли, которым создал целый мир и которым мог бы погубить и его, если бы захотел, ибо трудно укрыться от разгневанного Бога. Однако оставил врага моего и попустил ему быть среди добрых и злых, и воздвиг между ними жестокую брань, чтобы как враг подвергался и здесь ужасному позору, сражаясь с теми, которые немощнее его, так и подвизающиеся в добродетели всегда прославлялись, очищаясь в жизни, как золото в горниле. Впоследствии, может быть и скоро, когда вещество сгорит и наступит огненное воздаяние, понесет наказание этот неукротимый, уже во многом заранее смиренный в мучимых служителях своих. Ибо такова казнь породившему зло».
свт. Григорий Богослов

«У дьявола, помимо незаконной и ущербной власти и обмана, которые он применяет, не осталось ничего: он может воздействовать на нас только с нашего добровольного согласия и желания и по Божьему попущению и произволению. Нечистый нападает и борется с человеком путем внушения злых помыслов, но без какого-либо насилия над (свободным) волеизъявлением человека. Только от человека зависит принять или не принять нападение помыслов. Тогда чего вы, христиане, боитесь дьявола, который ничего не может сделать с вами против вашей воли? Скорее дьявол должен бояться вас, а не вы его, ибо в ваших руках всеоружие Бога: крестное знамение, которым вы на расстоянии поражаете всех демонов; обоюдоострый меч – страшное имя Господа нашего Иисуса Христа, которого боятся и трепещут бесы. И если вы хотите соблюсти заповеди Господни и быть истинными воинами Небесного Царя, то у вас нет нужды ни в магии, ни в каком ином дьявольском измышлении, ибо вы попираете его своими ногами, как зверя, малую пичужку, скорпиона и муравья. Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк.10:19). Таким образом, стоит вам только пожелать, и дьявол умалится и уничижится, так что не превзойдет силой даже младенца. И опять же, если вы захотите, то дьявол на ваших глазах станет таким огромным, что начнет рычать и порываться поглотить вас, подобно крупному льву».
прп. Никодим Святогорец

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки