Дьявол

***

Дья́вол (греч. διάβολος – кле­вет­ник, поро­ча­щий) – падший ангел, вос­став­ший, по при­чине гор­до­сти, против Бога и в резуль­тате утра­тив­ший своё высо­кое ангель­ское досто­ин­ство; сатана, глава падших духов.

Злая дея­тель­ность дья­вола, направ­лен­ная на иску­ше­ние людей, попус­ка­ется Богом, в том числе, ради опре­де­ле­ния их сво­бод­ной воли к добру.

Диавол всегда желает чело­веку только зла, его цель – поги­бель чело­века.

По сви­де­тель­ству Св. Писа­ния, начало греха идет от дья­вола. «Кто делает грех, тот от диа­вола, потому что сна­чала диавол согре­шил» (1Ин.3:8). «Паде­ние для анге­лов то же, что смерть для людей. Ибо после паде­ния для них нет пока­я­ния, как и для людей оно невоз­можно после смерти», пишет преп. Иоанн Дамас­кин. «Тогда скажет и тем, кото­рые по левую сто­рону: идите от Меня, про­кля­тые, в огонь вечный, уго­то­ван­ный диа­волу и анге­лам его» (Мф. 25:41).

Дьявол ста­но­вится “князем мира сего” через свою власть над людьми, отпав­шими от Бога. Чело­век не может суще­ство­вать авто­номно в духов­ном плане, либо он испол­няет благую волю Бога, либо отдаёт себя во власть дья­вола.

***

Может ли дьявол тво­рить чудеса?

Будучи анге­лом по есте­ству, дьявол обла­дает опре­де­лен­ными воз­мож­но­стями в воз­дей­ствии на стихии и пред­меты види­мого мира, пре­вы­ша­ю­щими воз­мож­но­сти чело­века.

Напри­мер, в Книге Иова отме­чен случай, когда сатана низ­верг огонь с неба (Иов.1:16). В аске­ти­че­ской лите­ра­туре содер­жится мно­же­ство при­ме­ров, иллю­стри­ру­ю­щих спо­соб­но­сти сатаны и его сообщ­ни­ков, демо­нов, совер­шать столь впе­чат­ля­ю­щие чело­века деяния, что многие из них, в извест­ном отно­ше­нии, могут быть названы чуде­сами. Поло­жим, во втором посла­нии апо­стола Павла к фес­са­ло­ни­кий­цам прямо утвер­жда­ется, что без­за­кон­ник, то есть анти­христ, кото­рый явится перед кон­чи­ной мира и станет ору­дием сатаны, будет дей­ство­вать «со всякою силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными» (2Фес.2:9).

Стало быть, сатана может совер­шать поступки, спо­соб­ные изу­мить чело­века, пора­зить его взор, ум, чув­ства, вооб­ра­же­ние. Но пра­вильно ли гово­рить об этих поступ­ках или резуль­та­тах этих поступ­ков, как о под­лин­ных чуде­сах?

Соб­ственно говоря, чудо, пони­ма­е­мое как плод осо­бого сверхъ­ествен­ного воз­дей­ствия на пред­меты и явле­ния нашего мира, особое сверхъ­есте­ствен­ное вме­ша­тель­ство в есте­ствен­ный ход вещей, доступно лишь Богу (условно можно ска­зать, что оно доступно и тем, кто дей­ствует в синер­гии с Богом, напри­мер, подвиж­ни­кам-чудо­твор­цам). Сатана же, дей­ствуя вопреки воле Божьей, в силах ока­зы­вать на пред­меты и явле­ния мира то воз­дей­ствие, кото­рое соот­вет­ствует его при­род­ным спо­соб­но­стям и лишь в той мере, в какой доз­во­ляет Гос­подь. Таким обра­зом, можно гово­рить, что сатана спо­со­бен на чудо, но чудо не в исклю­чи­тель­ном зна­че­нии этого слова, а чудо ложное (заме­тим, что лож­ными сата­нин­ские чудеса назы­ва­ются и потому, что направ­лены против добра, а часто и на обман орга­нов чувств или созна­ния чело­века).

Как еще назы­вают диа­вола?

Диавол – одно из наиме­но­ва­ний главы темных сил, в хри­сти­ан­стве он также изве­стен как сатана, веель­зе­вул, лука­вый, князь мира сего, враг, кле­вет­ник, отец лжи и т. д.

Как пра­вильно писать (про­из­но­сить) – «диавол» или «дьявол»? Или это два разных поня­тия?

В гре­че­ском языке, откуда слово διάβολος в пришло в ста­ро­сла­вян­ский, нет мяг­кого знака. Поэтому изна­чально на Руси гово­рили и писали: «диавол». В цер­ков­но­сла­вян­ском это слово таким оста­ется и до сих пор – «дїа́волъ». С тече­нием вре­мени «и» заме­ни­лось на мягкий знак – такое чере­до­ва­ние часто встре­ча­ется в рус­ском языке, осо­бенно в окон­ча­ниях (-нье или ‑ние), поэтому в совре­мен­ном рус­ском при­нято упо­треб­лять слово «дьявол», а «диавол» нередко исполь­зу­ется в рели­ги­оз­ной лите­ра­туре.

Может ли диавол, как пред­ста­ви­тель духов­ного мира, вме­ши­ваться в дела мира мате­ри­аль­ного?

Гос­подь в Своем Слове дает совет: «Обле­ки­тесь во все­ору­жие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диа­воль­ских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ных» (Еф.6:11–12). Здесь ясно ска­зано, что диавол и падшие ангелы явля­ются частью мира духов, но в то же время они активно вме­ши­ва­ются в дела мате­ри­аль­ного мира.

Знает ли диавол, что у нас в сердце?

Сердца ведает цели­ком и пол­но­стью только Бог. Как сле­дует из раз­лич­ных трудов по аске­тике, отча­сти диавол может знать и о добрых, и о злых помыс­лах, но именно отча­сти, то есть не всегда и не обо всех. И он, конечно, знает лукав­ство и злобу, кото­рые он сам насаж­дает в тех, кто ему служит. «Если у меня есть помысл злой, то диавол знает его, потому что он сам мне его все­вает, – пишет св. прп. Паисий Свя­то­го­рец. – Если я сейчас хочу куда-то пойти и сде­лать доброе дело, напри­мер, спасти какого-то чело­века, то диавол не знает об этом. Однако, если сам диавол под­ска­жет чело­веку: «Иди и спаси такого-то», то есть под­бро­сит ему такой помысл, то он сам под­стег­нет его гор­дость и поэтому будет знать о том, что у этого чело­века на сердце».

Как рас­по­знать диа­воль­ские сети?

Прп. авва Доро­фей ука­зы­вает: «Почему же диавол назы­ва­ется не только врагом, но и про­тив­ни­ком? Врагом назы­ва­ется потому, что он чело­ве­ко­не­на­вист­ник, нена­вист­ник добра и кле­вет­ник; про­тив­ни­ком же назы­ва­ется потому, что он ста­ра­ется пре­пят­ство­вать вся­кому доб­рому делу. Хочет ли кто помо­литься: он про­ти­вится и пре­пят­ствует ему злыми вос­по­ми­на­ни­ями, пле­не­нием ума и уны­нием. Хочет ли кто подать мило­стыню: он пре­пят­ствует среб­ро­лю­бием и ску­по­стию. Хочет ли кто бодр­ство­вать: он пре­пят­ствует лено­стью и нера­де­нием, и так-то он сопро­тив­ля­ется нам во всяком деле, когда хотим сде­лать доброе. Поэтому он и назы­ва­ется не только врагом, но и про­тив­ни­ком. Сми­рен­но­муд­рием же сокру­ша­ются все оружия врага и про­тив­ника». Как же рас­по­знать диа­воль­ские сети? Св. прп. Паисий Свя­то­го­рец пишет: «Имея сми­ре­ние, мы в состо­я­нии рас­по­знать диа­воль­ские сети, потому что сми­ре­нием чело­век про­све­ща­ется и срод­ня­ется с Богом. Сми­ре­ние – это то, что делает диа­вола кале­кой».

Надо ли бояться диа­вола?

В Новом Завете гово­рится о том, что гоне­ния на хри­стиан – дело рук диа­вола, однако при этом его не сле­дует бояться: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет пре­тер­петь. Вот, диавол будет ввер­гать из среды вас в тем­ницу, чтобы иску­сить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). Чтобы в таком мире вести бла­го­че­сти­вую жизнь, усто­ять против козней диа­воль­ских и не под­верг­нуться одной с ним участи, нам дан в Писа­нии совет: «Трез­ви­тесь, бодр­ствуйте, потому что про­тив­ник ваш диавол ходит, как рыка­ю­щий лев, ища кого погло­тить» (1Пет. 5:8). Хри­сти­ане должны бороться с диа­во­лом и с помо­щью Божией побеж­дать его: «Итак, поко­ри­тесь Богу; про­ти­во­станьте диа­волу, и убежит от вас» (Иак.4:7). Во Второе при­ше­ствие Иисуса Христа дьявол будет навечно «ввер­жен в озеро огнен­ное и серное» (Откр.20:10).

***

См. САТАНА, ЗЛО, ПАДШИЕ ДУХИ, ЭКЗОР­ЦИЗМ, БЕС­НО­ВА­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки