Источник

Послание к Филимону

Сведения о Филимоне

Возлюбленный Апостолу Павлу (Флм. 1) Филимон был один из богобоязненных граждан Колосских131, который – по выражению Ап. Павла – самим собою был ему должен (Флм. 19), т. е. был им обращен к вере Христовой. Благодатное семя, посеянное Апостолом в сердце Филимона, принесло обильные благие плоды, ибо сам Апостол отзывается, что любовь и вера, которую возымел Филимон ко Господу Иисусу и ко всем святым (т. е. христианам), сильно его радовала и утешала (Флм. 5–7). О братолюбной же щедрости своего ученика характерно свидетельствует Ап. Павел сими словами: «тобою, брат, успокоены сердца святых» (Флм. 7). В этой гостеприимной благотворительности, а равно и в прочих делах христианского благочестия, самой ближайшей помощницей Филимону была Апфия, по мнению св. Златоуста, супруга Филимонова, которую письменно приветствует св. Ап. Павел, как сестру возлюбленную, а также Архипп, по всей вероятности сын Филимонов, которого Апостол почтил также названием сподвижника своего (Флм. 2). На том основании, что в доме Филимона была церковь, которой св. Павел шлет свое апостольское приветствие, Филимона называет своим сотрудником, Архиппа же сподвижником своим, – предполагают вообще, что оба эти лица были освяшенныя. Может быть Филимон сначала помогал в управлении церковью Епафрасу, епископу колосскому, а в отсутствие и заменял даже лице его. Потом, как свидетельствует предание, сам Филимон был епископом в Колоссах (Постан. Апост. 7, 49), и за свою христианскую ревность приял мученическую смерть вместе с Апфией от возмутившейся черни языческой. Сие последнее известие передает св. Златоуст. Память святых Филимона, Апфии и Архиппа совершается 19-го февраля.

Обстоятельства написания послания

Послание свое св. Ап. Павел написал Филимону по поводу раба его Онисима, который вследствие каких-то обоюдных прискорбных недоразумений между рабом и господином удалился из дома Филимона, даже из Малой Азии и достиг Рима. В этом время находился там в своем первом заключении Апостол Павел132. Как известно, тогдашнее заключение Павлово настолько было не строго, что святой Апостол «живший целых два года на своем иждивении, принимал там всех, приходивших к нему, проповедуя царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30, 31). В числе просвещенных светом евангелия оказался Онисим, в котором Апостол усмотрел столько доброты душевной и преданности вере христовой, что восприял его в особую любовь свою, как дорогое духовное детище, и на первых порах хотел было даже оставить при себе для помощи и услужении в узах своих за благовествование Христово (Флм. 13)133; но потом рассудил отправить его с миром к господину его. Для сего он и вручил ему свое послание апостольское, написанное в одно время с отдельным посланием ко всем колосским христианам, направлено к тому, чтобы совершенно примирить господина с рабом, и чтобы Филимон принял бежавшего Онисима уже не как раба, а как брата возлюбленного (Флм. 16).

Последовательный экзегетический анализ послания

В двадцати пяти стихах апостольского послания к Филимону усматриваются следующие части:

I. Вступление (Флм. 1–9). В нем после обычного приветствия от себя и Тимофея и после пожелания благодати и мира Божия Филимону, своему сотруднику, а равно и Апфии возлюбленной и Архипу сподвижнику своему, св. Ап. Павел выражает свою радость и благодарении Богу, слыша о подвигах любви и веры Филимона, и на основании этих добродетелей его выражает уверенность, что мог бы смело и приказывать ему все, чего бы ни захотел, но по любви все-таки хочет обратиться к нему с некоторой просьбой.

II. Предложение (Флм. 10–12). В нем излагает Апостол предмет своей просьбы, именно: чтобы Филимон, некогда негодного для себя раба Онисима, принял бы теперь как годного, даже как сердце Апостола, потому что он родил его (крещением) в узах своих.

III. Изложение (Флм. 13–21). В нем Апостол приводит следующие ходатайственные доводы за Онисима.

а) Он так изменился к лучшему, что Апостол хотел было оставить его даже при себе для помощи и услужения в узах своих, но удержался только тем, что не хотел, чтобы это доброе дело было вынуждено у Филимона, а не добровольное (Флм. 13, 14).

б) Апостол видит в разлучении Онисима с Филимоном нарочитую руку Промысла Божия. Раб Онисим как бы затем и отлучился на время в Рим, чтобы сподобиться там крещения, и чтобы потом господин его принял навсегда уже не как раба, но выше раба – как брата возлюбленного (Флм. 15, 16).

в) Апостол настолько полюбил Онисима и в такое крепкое принял общение с собой, что если Филимон дорожит общением с Апостолом Павлом, то должен принять и Онисима, как самого Апостола Павла (Флм. 17).

г) Если от самовольного удаления Онисимова Филимон потерпел какие-либо убытки, то Апостол обещается заплатить их, говоря в то же время, что Филимон самим собою должен ему, т. е. с погибельного пути язычества поставлен Апостолом Павлом на христианский путь к вечному спасению (Флм. 18, 19).

д) Как единственной за сие награды Апостол и просит успокоить его сердце в Господе за Онисима, выражая надежду, что Филимон сделал бы и гораздо большее для своего учителя и просветителя (Флм. 20, 21).

IV. В заключении (Флм. 20, 21) св. Павел делает распоряжение насчет того, чтобы Филимон приготовил для него помещение, ибо Апостол выражает надежду на скорое освобождение из римского своего заключения. Послание заключается прощальными приветствиями от Епафраса, соузника Павлова, также от Марка, Аристарха, Димаса и Луки, сотрудников Павловых, и желанием благодати Господней от самого Павла.

* * *

131

Что Филимон имел свое местожительство в Колоссах, это видно из того, что домочадца его Архиппа Апостол приветствует между прочим и в послании к Колоссянам (Кол. 4:17), которое послано было в одно время с посланием к Филимону, и даже чрез одних и тех же лиц.

132

О своем узничестве св. Ап. Павел неоднократно упоминает в ходатайственном послании за Онисима к Филимону (ст. 1, 9, 10, 13, 23).

133

Что это было первое римское узничество, видно из того, что Апостол предвидит скорое свое освобождение, и даже собирается посетить Филимона, прямо назначая для себя у него приют; ибо надеюсь, – говорит, – что по молитвам вашим я буду дарован вам (Флм. 22).


Источник: Владимир на Клязьме. Типография Н.А. Паркова. 1907

Комментарии для сайта Cackle