Источник

Послания Святого Апостола Павла

Краткая характеристика Св. Павла, как Апостола Христова и как писателя

«Я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию; но благодатию Божиею есмь то, что есмь, и благодать Его во мне не была тщетна» (1Кор. 15:9, 10). Так характеризуется себя сам Апостол Павел! Наделенный от природы богатыми умственными способностями, он воспитан и обучен был в строгих правилах фарисейских, и, по его же опять собственному отзыву, преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде своем, ибо был неумеренным ревнителем отеческих своих преданий (Гал. 1:14). Когда же Господь, избравший его от чрева матери, призвал впоследствии к апостольскому служению; то всю энергию и все силы своего великого духа он перенес и посвятил на проповедь имени Христова среди языческого мира, а также и среди своих слепотсвующих и ожесточенных против Христа родичей. Изучая жизнь и апостольские труды Св. Ап. Павла по книге «Деяний Апостольских», по истине можно прийти в изумление от несокрушимой энергии великого Апостола языков. Трудно представить, чтобы человек, не обладавший мощным организмом и крепкими физическими силами, как Святой Павел (Гал. 4:13, 14), мог перенести столько невероятных трудностей и опасностей, сколько пришлось перенести и перетерпеть их Апостолу Павлу ради славы имени Христова. Но по мере этих трудностей и опасностей в нем не только не умалялась его ревность и энергия, а напротив, возрастала и закалялась, как сталь. Вынужденные вспомнить для Коринфян о своих подвигах, он так их исчисляет. «Я гораздо более (моих соперников) быть в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями. В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе и проч.» (2Кор. 11:23–27). Так что сравнивая себя с прочими Апостолами и по смирению называя себя меньшим их, Св. Ап. Павел по всей справедливости мог заявить: «но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор. 15:10). Ибо, действительно, без благодатной помощи нельзя человеку совершить подвигов Павловых. Ту же силу духа, неизменную прямоту слова и непоколебимость в убеждениях, которую обнаруживал Св. Ап. Павел пред царями и владыками, равно как и пред целыми толпами своих противников и недругов, он проявлял также и в сношениях с своими собратьями Апостолами. Так, однажды, не усомнился он обличить в лице пред всеми самого Апостола Петра, когда тот оказался зазорен, т. е. дал повод к нареканию в малоазийской столице язычества – Антиохии (Гал. 2:11–14).

Как священный писатель, Св. Ап. Павел превосходит всех прочих Апостолов по количеству своих писаний. Насаждая повсюду отдельные церкви христианские на обширном пространстве Малой Азии и Европы, он не ограничивался устроением их посредственно или непосредственно только во время личного своего присутствия, но не прерывал с ними духовного общения и во время своего отсутствия, разъясняя их недоумения и вопросы, укрепляя их веру, утешая в скорбях и т. п. Совокупность посланий Павловых по объему своему равняется почти трети всего состава новозаветных священных книг. В них отразилась обширная ученость и знакомство Апостола Павла со священным писанием ветхого завета, а равно и глубина в раскрытии новозаветного Христова учения, плодом коего был целый ряд новых слов и речений догматического свойства или нравоучительного характера, принадлежащих исключительно Апостолу Павлу, например: совоскреснуть, спогребстися Христу, облечься во Христа, совлечься ветхого человека, спастися банею пакибытия, закон духа жизни, ин закон во удех, противовоюющ закону ума и проч. В слоге Павловых посланий отразились как сила его мысли, так и энергический его характер. При живости выражения «сжатость речи, сравнительно частое употребление отрывочных предложений, эллипсисы и парентезы (т. е. то опущения, то скобочные вставки) вместе с оживляющими речь противоположениями, вопросами, усилениями – вот отличительные принадлежности языка Павлова» (Введ. в новозав. книги Архим. Мих. т. 2, 1869 г.).

Число посланий Павловых

На основании положительных и достоверных свидетельств предания, общим голосом церкви усвояется Св. Ап. Павлу четырнадцать посланий, хотя в этом отношении было долгое время колебание на счет послания к Евреям. Кроме сего предположительно допускалось существование некоторых других, не дошедших до нас, Павловых посланий сверх известных22.

Порядок размещения их в библии

Порядок размещения Павловых посланий в библии не есть хронологический. Это размещение сделано, как легко можно приметить, сколько по важности и обширности самих посланий, столько же и по сравнительному значению церквей, к которым адресованы послания. За посланиями к семи церквам помещены послания к трем отдельным лицам. Исключением служит послание к Евреям, которое поставлено позади всех Павловых посланий, очевидно потому, что позднее всех признана его подлинность.

Разделение их по времени написания и по содержанию

На основании повествования книги Деяний Апостольских о жизни и апостольских трудах Св. Павла, а также на основании самих Павловых посланий, хронологический порядок их, с разделением на группы по времени написания, установляется обыкновенно таким образом. А) Послания, написанные Павлом до заключения в узы: 1) к Солунянам послание первое, 2) к ним же второе, 3) послание к Галатам, 4) к Коринфянам послание первое, 5) к ним же второе, 6) послание к Римлянам; Б) Послания к Филиппийцам, 8) к Ефесеям, 9) к Колоссянам, 10) к Филимону и 11) к Евреям. В) Послания, написанные по освобождению из римских уз: 12) Послание к Титу, 13) к Тимофею первое. Г) Наконец, послание из вторых уз римских к Тимофею второе. Что же касается разделения Павловых посланий по их содержанию, то их обыкновенно делят в этом отношении на две неравные группы: послания общехристианские и послания специально-пастырские. К последним причисляются исключительно послание к Титу и оба послания к Тимофею; так как в них для предстоятелей церкви Критской и Ефесской, а в лице их и для епископов и пресвитеров всех времен, с нарочитой подробностью излагаются правила доброго пастырствования.

Значение послания Апостола Павла в составе Нового Завета

Послания Св. Ап. Павла должны быть изучаемы с особенной тщательностью ради того великого значения, которое они имеют в составе Нового Завета. В них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие евангельского учения Господня. Кроме некоторых отдельных, и так сказать, по преимуществу любимых Св. Павлом истин Христовой веры, раскрываемых им с особенной полнотой, например, о значении ветхозаветного закона по отношению к новому завету, о растлении и порче человеческой природы и о единственном средстве оправдания пред Богом чрез веру во Христа Иисуса и др., – нет, можно сказать, ни одного частного пункта во всей христианской догматике, который не находил бы своего основания и подкрепления в богодухновенных писаниях Павловых. А потому, по всей справедливости можно утверждать, что тот не может назван быть истинным богословом, кто не изучил основательно Павловых посланий.

* * *

22

Именно: третьего по числу, но первого по времени происхождения, послания к Коринфянам (на основ. 1Кор. 5:9), а также послания к Лаодикийцам (на основ. Кол. 4:16), и еще шести писем к философу Сенеке, брату упоминаемого в Деяниях Апостольских проконсула Ахаии Галлона (Деян. 18:12). Но неподлинность последних считается доказанной, а утрату первых трудно допустить при той заботливости, с какой первенствующая церковь сберегала все писания апостольские.


Источник: Владимир на Клязьме. Типография Н.А. Паркова. 1907

Комментарии для сайта Cackle