Источник

Послание к Римлянам

Основание Римской церкви и первоначальный состав ее членов

О происхождении Римской церкви, столь важной в церковной истории, к сожалению, нет ясных и точных известий. Можно видеть только, что проповедь об Иисусе Христе достигла до Рима очень рано, ибо сам Апостол Павел в своем послании к Римлянам замечает, что в тамошнем обществе были некоторые, прежде его уверовавшие во Христа и нарочиты (прославившиеся) во апостолаех23, и что вера христиан Римских уже прославляется во всем мире, в то время как Павел писал свое послание (Рим. 1:8). Первые семена христианства посеяны в Риме вероятно Иудеями, свободно проживавшими в сем городе при первых императорах. В великий день Пятидесятницы свидетелями сошествия Св. Духа на Апостолов в Иерусалиме были, по известию книги Деяния Апостольских, и приходящие Римляне, которые вместе с прочими внимали вдохновенной проповеди Ап. Петра (Деян. 2:10). Без всякого сомнения некоторые из них были тогда же уловлены мрежею слова апостольского. Но множество приходящих из Рима Иудеев стекалось в Иерусалим и на праздники Кущей и Пасхи. Возвращаясь отсюда исповедниками Христовыми, они приобретали в Риме новых учеников и последователей Христу – как из Иудеев, так и из язычников. По изгнанию же Иудеев императором Клавдием не только из Рима, но и из Италии в 51-м году, они рассеялись по Греции и Малой Азии, где в то время проповедовал Ап. Павел. Из этих-то изгнанников многие сделались учениками великого Апостола языков и сотрудниками в распространении евангелия, а с переменой обстоятельств, по смерти Клавдия в 54-м году, возвратившись в Рим, содействовали, конечно, распространению и утверждению церкви Римской24.

Что касается состава Римской церкви пред написанием к ней апостольского послания, то одним кажется, что она состояла преимущественно из иудеев, другим – что из язычников. «Вернее будет сказать, что сначала больше было иудеев, а потом стало больше язычников» (Еп. Феофан).

Побуждение и цель написания послания

В послании нет признаков, чтобы повод к написанию его дали чем-нибудь сами римские христиане; оно совершенно общего содержания и на какие-нибудь частности в жизни римского общества указаний не содержит; и напрасно думают, что возникшие несогласия и разделения между христианами иудействующими и христианами из язычников во мнениях о преимуществах первых над последними в церкви Божией, побудили будто бы Апостола Павла написать к ним умиротворительное послание. Чтобы действительно так было, и чтобы разногласия мнений доходили до горячих споров и даже до разделений в обществе – этого отнюдь не видно из послания. Побуждения к написанию его заключались единственно в самом Апостоле Павле. Сознавая себя апостолом языков, он, по собственному выражению, считал себя должником и пред эллинами, и пред варварами относительно благовестия Христова (Рим. 1:14); а потому, слыша о распространившейся вере христианской в Риме, а вместе и беспокоясь, во всей ли чистоте и правильности она там множится и возрастает, он несколько раз порывался посетить столицу языческого мира и повидаться с тамошними христианами, чтобы «соутешиться общею их и своею верою», но все встречались к тому разные препятствия, как он сам же о том извещает. Но вот собралась идти в Рим Кенхрейская диаконисса Фива, личность весьма благочестивая и влиятельная, бывшая «помощницею многим и самому Апостолу Павлу» (Рим. 16:1, 2), и он решился отправить с ней тогда же свое послание в ожидании, пока приведет Господь и самому ему лично побывать в Риме, куда не переставала влечь его апостольская ревность. При сем цели у него были следующие: 1) начертать для римской церкви правильный и светлый образ веры, спасающей чрез Господа Иисуса Христа всех одинаково и без различия, и еллинов, и иудеев. 2) На время своего отсутствия дать избранным ученикам своим римским письменное руководство для ведения бесед и поучений о законе Христовом – как среди верующих во Христа, так и среди еще не уверовавших или не утвердившихся в вере. 3) Предупредить и оградить римских христиан от заражения предрассудками иудействующих лжеучителей, которые появлялись по следам проповедников веры Иисусовой, и которых нужно было неизбежно ждать и в Риме. 4) Наконец, познакомить с собой, с своим духом, характером и образом мыслей римское христианское общество предварительно своего к нему прибытия, дабы, так сказать, приготовить себе там прием и облегчить в будущем способ действования на пользу евангельской проповеди.

Место и время написания

Послание к Римлянам написано было Св. Ап. Павлом из Коринфа. Это видно, между прочим, из того, что Гай «странноприимец Павлов», т. е. принявшей его к себе в дом, а равно и Ераст, городской казнохранитель, от лица коих он шлет в своем послании приветствия Римлянам (Рим. 16:23), были жители Коринфа (Сравн. 1Кор. 1:14; 2Тим. 4:20). Точно также и Фива, которой поручил Св. Павел доставить свое послание в Рим, была Коринфской диакониссой в церкви Кенхрейской, а Кенхрея была пристань в Коринфе со стороны Эгейского моря (Рим. 16:1). Св. Ап. Павел не один раз был в Коринфе; в которое же именно посещение Коринфа написал он свое послание в Рим? Несомненно, что это было в его третье благовестническое путешествие, что можно усматривать из следующих признаков. «Теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, – пишет между прочим Апостол к Римлянам, – ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию» (Рим. 15:25, 26, 28). Между тем Книга Деяний разъясняет, что все эти обстоятельства в жизни Св. Ап. Павла, когда он с собранной в Ахайи и Македонии милостыней отправлялся в Иерусалим и спешил туда к празднику Пятидесятницы, произошли именно в его третье апостольское путешествие, около 59-го года по Рождестве Христове, весной. Тогда же, значит, и написано им послание к Римлянам.

* * *

23

Например, Андроник и Юния (Рим. 16:7).

24

Таковы, напр., Акилла и жена его Прискилла, которые ознакомились с Павлом в Коринфе (Деян. 18:1–3), и по возвращении в Риме образовали свою домашнюю церковь. Таковы были, конечно, и те двадцать четыре человека, которых Апостол приветствует в конце своего послания к Римлянам (Рим. 16:2–16).


Источник: Владимир на Клязьме. Типография Н.А. Паркова. 1907

Комментарии для сайта Cackle