Заключение
Употребление Пятикнижия в православном богослужении
Чтение избранных мест из Пятикнижия Моисеева полагается в православном богослужении на вечернях в виде так называемых паремий383.
I. Во святую Четыредесятницу таковые чтения идут периодически. Ежедневно (исключая субб. и воскр.) первая паремия на вечерни берется из книги Бытия; так что сия книга, начиная с первой главы, последовательно прочитывается почти вся к началу страстной седмицы. Предлагая историю сотворения мира и человека, историю о падении людей и о поданной им надежде спасения через Божественного Искупителя, и затем повествуя, как во времена патриархальные человечество постоянно жило этою надеждою и неоднократно укреплялось в ней все новыми и новыми откровениями Божиими, св. церковь хочет внушить нам во дни поста и покаяния веру, и оживить надежду на милосердного Искупителя, обетованного роду человеческому еще от времен древних.
II. Во дни страстной седмицы на паремиях читаются те места из книг Исхода и Бытия, которые прообразовательно указывали на избавление рода человеческого от рабства греховного крестом и смертью Сына Божия, учредившего новый завет вместо ветхого384.
III. На общих службах во дни праздников, предпразднеств и попразднеств в честь Господа нашего Иисуса Христа берутся для паремий те места из Пятикнижия, в которых, под образом Моисея, ветхозаветного законодателя и посредника между Богом и народом Израильским, предъуказуется обещанный роду человеческому великий пророк, подобный Моисею, научивший людей высшему и лучшему закону новозаветному. Паремия первая содержит повествование о призвании Моисея на гору Синай для принятия скрижалей закона (Исх.24:12–18); вторая содержит увещание Моисея к Израильтянам о соблюдении закона Синайского (Втор.4:1–15); в третьей содержится воспоминание о величественных обстоятельствах синайского законодательства при посредничестве Моисея, и о страхе и трепете Евреев, слышавших глас Господа Бога на Синае, и о постоянной их обязанности исполнять со страхом и трепетом заповеди закона Божия (Втор.5:1–7,9,10,23–26; 6:4,5).
IV. В нарочитые и двунадесятые праздники Господние для паремий выбираются те места из Пятикнижия, которые имеют прообразовательное отношение к воспоминаемым событиям из жизни Господа Спасителя. Так на Рождество Христово, по прочтении из книги Бытия о начале истории рода человеческого и создании неба и земли (Быт.1:1–13), читается пророчество Валаамово из книги Чисел о звезде, имевшей воcсиять от Иакова и о человеке от Израиля, т. е. Искупителе рода человеческого Иисусе Христе (Чис.24:3–9,17,18). На Обрезание Господне (новый год) читается из Бытия об учреждении обрезания (Быт.17:9–14). На Крещение Господне: 1. О первоначальном водянистом и бесформенном виде земли, о разлучении вод, бывших над твердью и под твердью и о собрании земных вод в моря и реки (Быт.1:1–13); 2. Затем о переходе Евреев через Чермное Mope (Исх.14:15–29), в котором они, по Апостолу, крестились в Моисея в облаке и в море, и тем прообразовали новозаветное крещение во Христа Иисуса (1Кор.10:2); 3. Далее о горьких водах Мерры, чудесно услажденных куском дерева, которое прообразовало Христа Спасителя, своим крещением освятившего естество водное и распеншегося на древе крестном (Исх.15:22–27, 16:1); 4. Наконец о взятии Моисея из воды дочерью фараона, как прообраз нашего спасения посредством вод крещения от погибели греховной (Исх.2:2:5–10). На Сретенье читается из Исхода о посвящении первенцев Богу и выкупе их жертвами (Исх.13:1,2,13–16). На вход Господень в Иерусалим – из Бытия читаются пророчественные образы божественной славы и красоты Мессии, потомка Иудина, который берет для своего путешествия осленка, привязанного к виноградной лозе (Быт.49:8–12). На Пятидесятницу из книги Чисел – о ниспослании Духа Святого на 70 старейшин, избранных в пособники Моисею для управления народом Израильским (Чис.11:16–30). На Преображение – из Исхода о видении Моисеем славы Божией на Синае (Исх.24:12–18;33:2–23). На Воздвижение Креста из Исхода об услаждении горьких вод Мерры куском дерева прообразовавшего крест (Исх.15:22–2.
V. На праздники Богородичные читается из Бытия о виденной Иаковом лествице, которая прообразовала Божию Матерь (Быт.28:10–17). На Введение читается из Исхода описание красоты и славы скинии Божией, в которую некогда введена была Матерь Божия, а впоследствии сама сделалась живою скиниею воплотившегося от ее Бога Слова (Исх.40:1–31).
VI. На праздник Рождения Предтечи Господня читается паремия из книги Бытия о разрешении неплодства Саррина (Быт.17:15–19), поскольку и предтеча Господень родился от неплодных родителей, по их молитве.
VII. На общих службах во дни святых Отцов, подвизавшихся на соборах – именно: в неделю 7-ю по Пасхе, в память отцов 1-го Никейского собора, июля 16-го – в память отцов 4-го вселенского собора, также в неделю пред Рождеством Христовым в память св. отцов вообще, и наконец 30-го января – в день трех святителей. – читается первая паремия из книги Бытия о десятине, поднесенной прадедом Левия Авраамом Мелхиседеку, царю Салимскому, в знак превосходства новозаветного священства по чину Мелхиседекову в сравнении с левитским священством ветхозаветным (Быт.14:14–20, срав. Евр.7:9–17); вторая паремия из книги Второзакония – о выделения из народа Израильского особенного класса наставников, судей и управителей, которые были прообразом новозаветной иерархии (Втор.1:1,11–17); третья паремия также из Второзакония, об избрании и отделении отцов еврейского народа из среды всех народов, дабы и семя их после них унаследовало богобоязненность и праведность отцов своих (Втор.10:14–22). Сим внушается очевидно, что и новозаветный Израиль, унаследовавший свою веру от богоизбранных и богопросвещенных отцов церкви Христовой, от них же должен унаследовать и святые правила жизни.
VIII. На праздник нового лета (1 сентября по церковному счислению) читается паремия из 24-й главы книги Левит, где Господь обещает за исполнение Его заповедей посылать свою благодать и милость на землю во все четыре времени года; а в противном случае угрожает страшными бедствиями и проклятием земли.
IX. На день празднования Полтавской победы (27-го июня), читается одна паремия из книги Исход о погибели фараона со всем воинством его в волнах Чермного Моря (Исх.13:20–22; 14:1–31), – а другие из книги Левит, где Господь обещает своему народу военную славу и поражение врагов под условием сохранения заповедей своих (Лев.26:3–12).
X. Наконец на ежедневном богослужении во весь годичный круг церковных служб, для первой песни канонов всегда берется основанием из книги Исход, победная песнь сынов Израилевых по переходе чрез Чермное Mope; а для второй песни великопостных канонов берется из книги Второзакония – обличительная песнь Моисеева385.
Указание прообразовательного значения исторических лиц (патриархов), событий и важнейших обрядовых установлений, о которых говорится в Пятикнижии Моисеевом
Кроме исторического значения великих патриархальных лиц, о которых повествует нам Пятикнижие Моисеево, весьма важно приметить еще и прообразовательное значение сих лиц, равно и некоторых событий, как в их личной жизни так и в общей жизни народа Божия, а также важнейших обрядовых установлений церкви подзаконной. Хотя в соответственных местах Пятикнижия же упоминалось о сих прообразованиях; но в заключительном обозрении книг Моисеевых небесполезно соединить их в одно целое.
а. Прообразовательное значение патриархальных лиц
1) Восемь душ семейства Ноева, спасшиеся от волн потопа в ковчеге, прообразовали, по изъяснению Св. Ап. Петра, крещение, в водах коего, умирая и как бы погибая по ветхому человеку, мы воскресаем для новой благодатной жизни (1Петр.3:20).
2) Мелхиседек, царь и священник Бога вышнего, как по своему имени, так и по званию, а равно и по обстоятельствам происхождения своего был прообразом Христа Спасителя. Псалмопевец Давид, в псалме сто девятом (Пс.109:4), а Св. Ап. Павел в седьмой главе послания к Евреям подробно выясняет прообразовательное значение Мелхиседека.
3) Многие обстоятельства в жизни патриарха Авраама были прообразовательного характера:
а) Непоколебимая и смиренная вера Авраама в откровения и обетования Божии, вменившаяся ему в праведность (Быт.15:6), была, по изъяснению Св. Ап. Павла, всемирным предъуказанием на будущее оправдание всех человеков верою во Христа Иисуса (Рим.4:1–3).
б) Таинственный обряд обрезания, которому в первый раз подвергся Авраам по повелению Божию, предъизображал новозаветное таинство крещения, – как учит о сем Св. Ап. Павел (Кол.2:11).
в) События, случившиеся с двумя женами Авраама – Саррою и Агарью, иносказательно предвещали, по Ап. Павлу, судьбу двух заветов ветхого и нового (Гал.4:22–31).
г) Принесение отцом верующих сына своего Исаака в жертву прообразовало великую Голгофскую жертву Сына Божия, вознесенного на крест Богом Отцом за род человеческий.
4) Патриарх Исаак, повинующийся отцу своему и идущий на заклание с жертвенными дровами на собственных плечах своих, был прообразом Иисуса Христа, послушливого даже до смерти, смерти же крестной, и несшего крест на раменах своих для собственного распятия.
5) а. Предпочтение Господом Богом младшего сына Исаакова (Иакова) старшему (Исаву) еще во утробе матери их Ревекки предуказывало, по Апостолу Павлу, на то, что избрание и спасение людей не будет вообще зависеть от плотского происхождения от семени Авраама, а единственно от правосудной и всеведущей воли Божией (Рим.9:6–16).
б) Лествица, виденная патриархом Иаковом во вдохновенном сне, прообразовала таинство снисхождения Сына Божия на землю, чрез воплощение от Девы Марии.
в) Победоносная борьба патриарха Иакова с самим Богом, под видом таинственного борца, была прообразовательным указанием на спасение людей ради бесконечной к ним любви Божией, непреодоленной самим правосудием Божиим.
г) В крестообразном возложении рук при благословении Иаковом внуков своих, с предпочтением младшего старшему, находят также прообразовательное указание на крест Христов, силою которого новозаветная церковь, собранная из языков, превзошла числом и силою ветхозаветную подзаконную церковь.
6) а. Иосиф, проданный братьями в Египет и сделавшийся чрез то спасителем всего родства своего и всего народа Израильского, прообразовал Мессию – Христа, отринутого народом своим, но спасшего своими страданиями весь род человеческий (см. примечание к Гл. 50. Вера Иосифа в возвращение в обетованную землю).
б. Купина, виденная Моисеем, прообразовала таинство воплощения Сына Божия; якоже бо купина не сгараше опаляема, тако дева родила ecи и дева пребыла ecи, вопиет к Матери Сына Божия новозаветная церковь.
б. Прообразовательное значение некоторых событий в общей жизни народа израильского
1) Заклание пасхального Агнца, кровь которого отстраняла от Евреев истребительную руку Ангела Божия в ночь исшествия из Египта, было, по рассуждению Св. Ап. Павла, прообразом искупительной крови нашей новозаветной пасхи – Христа, закланного за нас (1Кор.5:7,8), без сокрушения костей (Ин.19:33), подобно ветхозаветному агнцу пасхальному.
2) Переход Евреев чрез Чермное Mope, когда они – по выражению Св. Ап. Павла – крестились в Моисея, прообразовал, по наведению того же Апостола, наше новозаветное крещение во Христа Иисуса (1Кор.10:1–4).
3) Услаждение древом горьких вод Мерры для странствовавших Израильтян прообразовало древо креста Христова, услаждающее самые горькие искушения.
4) Схождение с неба для телесного питания Израильтян чудесной манны, сего небесного и ангельского хлеба – по выражению псалмопевца (Пс.77:24,25) было прообразом новозаветного хлеба небесного, таинственно питающего души верующих в Евхаристии (Ин.6:56–58).
5) Источение воды из камня жаждущим Израильтянам – по удару жезла Моисеева, прообразовало, по Апостолу – духовный последующий камень, камень же бе Христос (1Кор.10:4); т. е. прообразовало те неистощимые реки воды живой, иначе – ту обильную благодать Св. Духа, которой сподобляются христиане ради заслуг Спасителя (Ин.7:38,39; 4:14).
6) Чудесная победа над Амаликитянами, совершенная молитвенною силою крестообразно воздвиженных рук Моисеевых, прообразовала победоносную силу распятого Христа-Иисуса на духовных врагов нашего спасения.
7) Кровавое окропление книги завета и самого народа Израильского, при вступлении его в завет с Богом на Синае – прообразовало искупительную кровь Спасителя мира, которою Он запечатлел учрежденный им новый завет. На этом основании Св. Ап. Петр самое призвание к христианству называет избранием к окроплению кровию Иисуса Христа (1Петр.1:2).
8) Прозябение жезла Ааронова предьизображало символически бессеменное происхождение Иисуса Христа от безневестной Девы Марии, бывшей отраслью от племени Давида, сына Иессеева.
9) Вознесение целебного медного змея, Моисеем на знамя, прообразовало то, как некогда подобало вознестись на крест Сыну Человеческому (Ин.3:14).
10) Возложение Моисеем покрывала на лучезарное лице свое во время речей от имени Иеговы к народу (Исх.34:30–35), изображало символически, по объяснению Св. Ап. Павла, то, что в ветхом завете можно было только гадательно, как бы сквозь покров, созерцать грядущие новозаветные события, с наступлением которых сей покров должен быть отброшен и ветхий завет потерять значение (2Кор.3:13–18).
в. Прообразовательное значение некоторых обрядовых установлений
1) Важнейшие из обрядовых установлений – суть жертвенные установления. Значение же всех жертвенных обрядов одно и то же: ибо все жертвы предуказывали на страдания единой великой жертвы, которую имел принести самим собою Единородный Сын Божий за род человеческий. А потому и установления жертвенные все направлены были к тому, чтобы возбудить и поддержать в ветхозаветных людях надежду на милость Божию ради будущей великой жертвы Мессииной. Хотя ясно предвидеть и понимать сию жертву не дано было ветхозаветным людям; но прозревать и предчувствовать ее они могли, смотря на свои пылавшие жертвы, и освящаясь разными обрядами и кроплениями при сих жертвах. Особенно знаменательны в сем отношения были обряды очищения прокаженных, обряды в великий день очищения (10-й день мес. Тисри) и обряды при жертве червленой юницы.
2) Обряды очищения прокаженных людей состояли в том, что вне стана наливалась в глиняный сосуд живая (т. е. проточная) вода, бралось кедровое дерево, и укреплялся на нем иссоп посредством червленой нити, в виде кропила. Затем брались две живые птицы из породы чистых, и одна из них закалалась над глиняным сосудом, над живою водою. После сего священник омочал в воде, обагренной кровью птицы, иссоп (особенной породы мох) и живую птицу, кропил на очищаемого семь раз, а птицу выпускал на свободу в поле. Тогда то больной объявлялся чистым и, по острижении всех своих волос, измовении одежд и всего тела, входил в стан (Лев.14). Все сии обряды, по толкованию св. отцов, – гадательно прообразовали тайну спасения людей от проказы нравственной и рабства греховного посредством кропления кровью Христа Спасителя (закланная птица), излиянною на древе крестном (кедр) и сделавшеюся для людей бессмертным источником (живая вода) жизни и свободы (живая птица)386.
3) Годовая единократность ветхозаветного дня очищения, обряды и жертвы которого387 должны были совершаться непременно самим великим иереем (Лев.16:32,33), прообразовала – по словам Блаж. Феодорита – домостроительство по плоти Спасителя нашего. «Ибо как архиерей единою в лето входя в Святое святых совершал очищение всего народа; так – по слову божеств. Ап. Павла, Владыка Христос, единожды претерпев спасительное страдание, восшел на небо, вечное искупление (людей) обретый»388.
4) Все обряды при жертве рыжей юницы, с употреблением кедрового дерева, иссопа и червленой нити, имели, по Апостолу Павлу, таинственное и прообразовательное отношение к великой Голгофской жертве нового завета (Евр.9:13–14,13:11–13). Очистительная же вода с прибавлением пепла из жертвы рыжей юницы – прообразовала новозаветную воду крещения, смывающую прародительскую скверну с потомства Адамова389.
* * *
Примечания
Паремия, по буквальному своему значению значит придорожное изречение (παρα – при, οιμος – дорога, путь). В древности такие изречения писались на придорожных столбах в форме кратких философских истин, или многосодержательных пословиц, для назидания и вразумления путешественников, – и этим способом распространялось в народ и популяризировалась практическая мудрость. В православном богослужении паремиями называются избранные места из свящ. книг Писания, большая часть ветхого завета, содержащая в себе прообразовательные, или пророчественные указания на события новозаветные.
В великий понедельник о тяжких страданиях Израиля в рабстве египетском (Исх.1:1–20); во вторник о чудесных обстоятельствах спасения новорожденного Моисея и о воспитании его будущего избавителя еврейского народа (Исх.2:5–10); в среду о первом опыте заступничества Моисея за народ свой, о и бегстве его до времени в землю Мадиамскую (Исх.2:11–22); в четверток о грозных обстоятельствах синайского законодательства (Исх.19:10–19), в пятницу о ходатайстве Моисея за народ Израильский, по нарушении Синайского завета, и о склонении на милость Господа, обещавшего показать Моисею славу свою (Исх.33:11–23); в субботу берутся для чтения четыре паремии из первых двух книг Моисеевых, – именно: 1) о первых двух днях творения (Быт.1:1–13). 2) Об агнце пасхальном, прообразовавшем Агнца Божия, заколенного от сложения мира (Исх.12:1–18). 3) О чудесном переходе Евреев через Чермное море, и о погибели в волнах его гонителя и мучителя еврейского фараона (Исх.14:20–32). 4) Наконец о принесении Исаака в жертву, как прообраз крестной жертвы Искупителя мира (Быт.22:1–18).
Блаж. Феодор, вопр. 19 на Лев.
См. о них. подробно при объясн. 16 гл. кн. Лев.
О жертвенных обрядах рыжей юницы см. подробнее при изъяснении 19 гл. Книги Чисел.
