Б. Обетования и богоявления Исааку (троекратные)
Глава XXV, 21–24. Первое откровение Исааку, чрез жену его Ревекку, о судьбе двух сынов ее
И молился Исаак Господу о Ревекке жене своей, потому что она была неплодна... (Быт.25:21). В Таргумиме Ионафана находится предание, по которому Исаак вместе с Ревеккой ходил на гopy Мориа, где отец его хотел принесть его во всесожжение Богу, и где Иегова торжественно клялся Аврааму даровать многочисленное потомство. Там будто бы Исаак и Ревекка умолили Иегову о разрешении их неплодства.
... и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. В неплодстве жен патриархов (Ревекки, Сарры и Рахили) усматривается особенное намерение Иеговы. Сим неплодством Господь хотел, во-первых, очистить к возвысить веру испытуемых патриархов, которым сам же обещал неоднократно многочисленное потомство, а с другой стороны – хотел, дабы явлено было, что обетованное семя – Иисус Христос имел прийти к роду человеческому не по одним обычным законам естества человеческого, но главным образом по обетованию и силою благодати. Подобно сему и другие великие и святые мужи, напр., Самуил, Иоанн Предтеча и проч., были плодом усиленных молитв своих благочестивых матерей и рождались по обетованию155.
Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала, если так будет, то для чего мне это? (Быт.25:22). Биение младенцев в утробе Ревекки было, очевидно, не похоже на обыкновенное и естественное биение, ибо совершилось с необычайною силою, и притом было болезненное для Ревекки и сопряженное с опасностию для ее жизни. Потому-то конечно оно и возбудило в Ревекке страх и вызвало болезненный вопль к Иегове, что она даже не рада и быть матерью, – чего прежде так сильно желала.
Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служит меньшему (Быт.25:23). Под именем большого племени разумеются Идумеи, лишенные старейшинства и благодатных благословений Божиих, в лице родоначальника своего Исава или Едома156; а под именем меньшего разумеется благословенный народ, происшедший от Израиля, из среды которого воссиял «свет во откровение языков» (Лк.2:32), т. е. Обетованный Мессия и Искупитель мира Христос. Св. Апостол Павел случившееся с Ревеккою приводит в доказательство того, что спасение людей всегда зависело и зависит единственно от избрания Божия, основанного на предведении и правосудии Его, и что права на сие избрание в самом ветхом завете никогда не давало одно только плотское происхождение от семени Авраамова, ибо не все плотские потомки отца верующих, – говорит Апостол, – суть истинные дети Божии (напр., Исав), но за семя Авраамово почитаются только дети обетования, т. е. верующие и благочестивые потомки (как Иаков) (Рим.9:6–16).
Гл. XXVI, 1–5. Второе Богоявление Исааку – на пути в Герар
Был голод в земле (т. е. в земле обетованной)... и пошел Исаак к Авимелеху... в Герар... (Быт.26:1). Сие обстоятельство относят обыкновенно к 16-му году по смерти Авраама.
Господь явился ему (Исааку), и сказал не ходи в Египет... (Быт.26:2). Странствуй по сей земле, и Я буду с тобою, и благословлю тебя (Быт.26:3). Сначала Господь дает Исааку благословения земные, ибо ближайшим поводом к ним было искушение и бедствие Исаака земное – именно голод в земле обетованной. Господь обещает ему не только безопасность от голода и Свое покровительство во время оного; но возобновляет для него и все Свои обещания, с клятвою данные отцу его Аврааму, – о завладении всеми палестинскими странами, и о чрезмерном размножении его потомства – подобно звездам небесным.
… и благословятся в семени твоем все народы земные… (Быт.26:4). В сих словах заключается сущность благодатного обетования Исааку. Так как слова сего обетования суть буквальное повторение того, что Господь говорил и обещал Аврааму (Быт.22:17,18); то конечно и смысл обетовании один. «Великий потомок твой, – как бы так говорил Господь Исааку, – будет причиною и источником небесного благословения для всех народов земных».
За то, что Авраам (отец твой), послушался гласа Моего (Быт.26:5), т. е. о принесении тебя в жертву; и соблюдал... повеления Мои, т. е. чрезвычайные откровения и таинственные постановления, напр., обрезание и т.п., – уставы Мои, т. е. обрядовые постановления, напр., жертвенные обряды, – и законы Мои, т. е. постановления благочиния и общежития, напр., чтобы жена Исаакова не была Хананеянка, чтобы Исаак, как единственный сын обетования, был наследник Авраама и т. п...
Утверждая свое благословение к Исааку на послушании отца его, Господь нисколько не унижает сим самого Исаака, но лишь поощряет к подражанию, по выражению Златоуста; дабы, чувствуя на себе благодать Божию – ради благочестия отца своего, Исаак старался усвоять оное, и поревновал бы даже превзойти его, чтобы получить и совершеннейшую награду157. Впрочем, нравственную высоту свою Исаак уже успел обнаружить перед Господом.
Гл. XXVI, 23–25. Третье богоявление Исааку в Вирсавии
Оттуда (из герарских пределов) перешел он (Исаак) в Вирсавию... И в ту ночь явился ему Господь, и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое… (Быт.26:23–24). Cиe вторичное богоявление и обетование Исааку было по тому случаю, когда Исаак, преследуемый завистию и оскорблениями жителей герарских, удалился в Вирсавию. Сущность бывшего здесь обетования Божия Исааку та же самая, что и в первом обетовании. Господь снова уверяет сына Авраамова, что ему нечего и некого бояться; так как он находится под особенным покровительством Божиим, ибо Господь помнит свои обещания Аврааму о благоденствии и умножении его потомства. Ближайшим исполнением сего обетования было то, что герарский царь Авимелех со своими вельможами, вдруг изменив свои недоброжелательные отношения к Исааку, пришел в Вирсавию искать дружественного с ним союза, и здесь, – как некогда во дни Авраама, – герарский царь поклялся в дружбе сыну Авраамову. Колодезь, при котором происходила клятва, снова получил наименование Вирсавии, может быть забытое от дней Авраама (см. Быт.21:31).
* * *
Примечания
Злат. Curs. Compl. t. V. p. 509.
Ниже – Быт.25:29–34; Быт.27.
См. Curs Compl., t. V. p. 520.
