Источник

В. Обетования и богоявления Иакову (седьмикратные)

Глава XXVIII, 10–22. Первое богоявление Иакову, в видении таинственной лестницы

Иаков вышел из Вирсавии, и пошел в Харран, – пошел один, без проводников и рабов, и оставляя все отцовское достоянии в наследие брату своему Исаву (Быт.28:10). По справедливому примечанию толковников, здесь обнаруживается необыкновенная сила душевная, бескорыстие и крепкая вера в Божии обетования – в благословенном сыне Исааковом.

И пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце... (Быт.28:11). Иосиф Флавий с вероятием полагает, что Иаков решился ночевать один в поле, дабы избегнуть всякого общения с Хананеянами.

И увидел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней... (Быт.28:12). Что означало видение таинственной лестницы Иаковлевой? В ближайшем приложении к Иакову, оно служило ему ободрением на безопасное продолжение дальнейшего пути в Месопотамию; ибо открывало ему, что Господь бодрствует над рабами своими с неба своего, и что промыслу Его известно все, что происходит на земле158. Но в общей истории ветхозаветных прообразов и откровений сие видение таинственной лестницы «поясняло прежние обетования, и дополняло откровения о будущем Избавителе. Оно давало разуметь, что, несмотря на отпадение человека от Бога, соединение неба с землею не прекращено, что от Бога промыслителя невидимо посылаются на землю ангелы для служения людям, предназначенным ко спасению (Евр.1:14), и что в определенное время сам Господь сойдет на землю, и соединится с человеческим естеством в благословенном потомстве Авраама, Исаака и Иакова, над которым Он неусыпно бодрствует, и откроет человеку возвратный путь к небу»159. Самая же лестница Иаковлева, по общему мнению христианских учителей, прообразовала Матерь Божию, соединившую и помирившую небо с землею чрез воплощение от Нее Спасителя мира. Посему и положено уставом православной церкви на паремиях в богородичные праздники читать библейское повествование о лестнице, виденной патриархом Иаковом; посему же и поет церковь Богоматери: «радуйся лествице, юже Иаков виде»!160.

И вот, Господь стоит на ней (лестнице), и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; (He бойся)... (Быт.28:13). Сущность божественного откровения Иакову в Вефиле состояла в следующем. Господь ободряя патриарха Иакова непреложностию своих обещаний, данных деду и отцу его, дает теперь эти обещания и самому Иакову. Во-первых, Господь обещает ему блага земные, как то всю землю Ханаанскую в наследие, на малом клочке которой он в тревоге и бедности заснул теперь; предвещает также ему, одинокому и безбрачному изгнаннику, многочисленное, как песок морской, потомство, и распространение сего потомства к морю (т. е. на запад, к морю Средиземному), к востоку, северу и полудню.

Затем следуют обетования духовные, благодатные и всемирные. "В тебе, – говорит Господь, – как родоначальнике и праотце, и в семени твоем, т. е. ради великого потомка твоего Христа, благословятся, т. е. получат благодать и спасение, все племена земные (Быт.28:14), которые уверуют во Христа Спасителя, вступят в его вселенскую церковь, и обымут сердцем и душой его небесное учение».

Наконец, Господь, обращая свое слово лично к Иакову и к его настоящему исключительному положению, обнадеживает его своим покровительством в ближайшем будущем, на основании великих обетований, данных его потомству, – именно уверяет его, что благополучно возвратится из Месопотамии к отцу своему в землю Ханаанскую.

Иаков пробудился от сна своего, и сказал... как страшно место сие! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесныя! (Быт.28:16,17) В древние времена цари и властители, окруженные вельможами, выходили обыкновенно к городским воротам, чтобы творить суд и расправу, отчего и место пред воротам называлось царским. Применительно к сему и патриарх Иаков называет домом Божиим то место свода небесного, оттуда слышался ему голос Божий, и место своего ночлега он называет вратами небесными, ибо к сему месту то сходили, то восходили от него Ангелы Божии, как бы некие вельможи и служители царя небесного.

Гл. XXXII, 1–12. Четвертое богоявление Иакову, в видении сонма Ангелов Божиих

Иаков пошел путем своим (т. е. по разлучении с Лаваном), и встретили его Ангелы Божии. Иаков... сказал: это ополчение Божие (Быт.32:1,2). Господь укрепляет Иакова видением ангелов своих в то время, когда сие подкрепление всего более было ему нужно; ибо Иаков узнал, что брат его Исав идет к нему навстречу с 400 человек. Так, по слову Писания, ополчаются Ангелы Господни окрест боящихся его! (Пс.33:8) Подобным видением укреплен к ободрен был впоследствии времени пророк Елисей (4Цар.6:17). Но и ныне Господь невидимо посылает ангелов своих истинным и верным рабам своим (Евр.1:14).

И сказал Иаков... Боже отца моего Авраама, и Боже отца моего Исаака... избавь меня от руки брата моего! (Быт.32:9,11). Так истинные рабы Божии прежде всего ищут защиты и оружия в Господе, в своем просвещении, спасителе и защитителе живота их!

Гл. XXXII, 24–32. Пятое богоявление Иакову, под образом таинственного борца.

И остался Иаков один (Быт.32:24), переправив на ту сторону потока Иавока свое имущество. Сие сделал Иаков конечно с молитвенным намерением; ибо уединение сосредоточивает дух. Состояние же духа Иаковлева было в высшей степени смущенное и тревожное. «Может быть, всего более тревожила Иакова мысль, что Исав, убив его и детей его, истребит ту благословенную отрасль избранного рода, от которой должен прийти Избавитель, и таким образом навлечет на людей вечное наказание»161.

И боролся некто с ним, до появления зари. Цель таинственной борьбы Иакова с Богом имела, во-первых, ближайшее отношение к Иакову, «Бог, – говорит Блаж. Феодорит, – влагает сей борьбой смелость в Иакова, который боялся брата. Посему-то и победу уступает ему, едва не говоря: Меня одолел, и боишься человека?»162. Бог неоднократно употреблял в ветхом завете символические действия дли вразумления и увещания людей (3Цар.22:11; 4Цар.13:18; Иер.27:2,3,7; Иез.4:1–9)). Кроме сего богоборство Иаковлево имело таинственное, прообразовательное значение. «Таинственная борьба поучающимся в делах домостроительства Божия могла внушать, что правосудие Вечного не преодолеет бесконечной любви, что имеющий воплотиться в потомстве Иакова Сын Божий отвратит небесный гнев (хотя и с уязвлением своей плоти) от падшего рода человеческого»163.

И увидев что не одолевает его (Иакова), коснулся Бог состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с ним (Быт.32:25). По словам Блаж. Феодорита, для того Господь сокрушает бедро у Иакова, чтобы, во-первых, Иаков не стал о себе высоко думать, возмечтав, будто бы одолел Бога, тогда как Бог добровольно уступил ему победу; во-вторых, для того, чтобы Иаков не почел мечтою и призраком таинственного видения, бывшего ему при потоке Иавоке.

Иаков сказал: не отпущу тебя, пока не благословишь меня (Быт.32:26). По какому чувству Иаков не хотел отпустить от себя своего противоборца? Пророк Осия говорит, что Иаков плакал перед ним, и молил его (Ос.12:3,4). Из сего открывается, что патриарх начал прозревать в своем противнике существо высшее человека, и потому со всею силою веры начал просить его о покровительстве и помощи небесной в предстоящих ему опасностях. Таким образом Иаков постепенно вводим был в смысл бывшего ему символичесвого откровения.

... И сказал Бог Иакову – ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь... (Быт.32:28). Так как Иакову не пришлось бороться с братом своим Исавом, чего собственно он и опасался; та конечно разумеется здесь другая некоторая высшая борьба. Это духовная и нравственная борьба потомства Иаковлева с язычеством и темными силами ада до тех нор, пока не придет великий потомок Иаковлев (Мессия Христос), и силою креста не сокрушит главу древнему змию, губителю человеческого рода.

Гл. XXXV, 1–8. Шестое богоявление Иакову в Сихеме

Бог сказал Иакову, встань, пойди в Вефиль (Быт.35:1). Симеон и Левий, дети Иаковлевы, раздражили Сихемлян жестокою местию за оскорбление Дины, сестры своей (см. Быт.34). Раздраженные Хананеи могли погубить весь дом Иаковлев, еще малочисленный (Быт.34:30), а с ним могло погибнуть и Обетованное Семя. Должно быть, опасность была так велика, что нужно было явиться самому Господу, с повелением Иакову удалиться из Сихема в Вефиль.

... и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава... О построении сего жертвенника Иаков произнес обет еще на пути в Месопотамию (Быт.28:22), но должно быть, до сих пор он не имел возможности исполнить свой обет, по причине разных опасностей со стороны Хананеев. Услышав ободрительный голос Божий, Иаков поспешно удаляется из Сихема к Вефилю, наперед очистив весь дом свой, чтобы исполнить со всем усердием давнишний обет свой, на месте таинственного видения лествицы. Здесь произошло последнее седьмое богоявление Иакову.

Гл. XXXV, 9–15. Последнее (7) богоявление Иакову в Вефиле

И явился Бог Иакову (в Лузе) по возвращении его из Месопотамии, и … сказал ему... отныне... будет имя тебе: Израиль... (Быт.35:9–10). По всей вероятности Иаков до последнего времени не употреблял и не открывал своего нового и высокого имени, полученного от Бога в таинственной борьбе с Ним, – и не открывал должно быть по смирению. Посему Господь снова и решительно повторяет ему: отныне не будешь называться Иаковом (запинателем), но будет имя тебе – Израиль (боровшийся с Богом). Сие повторительное слово Божие внушало Иакову, чтобы он не боялся никаких внешних опасностей, неослабно веровал Господним обетованиям, и не колебался бы духом до времени их исполнения (Злат. Бесед. 60 на Быт.). Так и Аврааму и Исааку Господь неоднократно повторял свои обетования!

И сказал ему (Иакову) Бог: Я Бог всемогущий: плодись умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих. Землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе... (Быт.35:11–12). И здесь опять Господь повторяет свои обетования патриарху Иакову; но повторяет в таких утешительных словах, которые имели прямое соотношение с состоянием духа его, и вызваны были различными его опасениями со стороны врагов. Так как, во-первых, Иаков смущался, что у него мало людей (Быт.34:30); то Господь говорит ему: плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя! Это значит, что от патриарха Иакова долженствовал произойти многочисленный народ еврейский, разделенный на многие колена, из которых каждое по численности своей может быть названо народом. Духовные же дети Израиля будут неисчислимы: ибо церковь Мессии Христа, потомка Израилева, будет собрана из всех стран и народов мира!..

Так как, во-вторых, Иаков скорбел от того, что вследствие неблагоразумия детей своих он сделался ненавистным и презренным для жителей земли Ханаанской; то Господь говорит ему: цари произойдут из чресл твоих! т. е. потомство твое будет в славе и уважении, в особенности же потому, что один из потомков твоих будет сам Царь Славы, и членов своей церкви соделает царями и священниками (1Петр. 2:9; 1Тим. 6:15; Рим. 9:7; Откр. 1:6).

Наконец, в-третьих, Иаков опасался того, чтобы жители Ханаанской земли, соединившись между собою, не изгнали его совсем из земли обетованной, посему Господь говорил ему: землю которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию! Сими словами Господь не только подтверждает, но и поясняет свои прежние обетования о земле Ханаанской; ибо Исав со своим потомством исключается из сих обетований164.

Гл. XLVIII, 1–22. Пророческое благословение Иаковом сыновей Иосифа

Прожив в Египте 17 лет после переселения своего из земли Ханаанской, патриарх Иаков сделался опасно болен. Услышав о болезни отца, Иосиф поспешил к нему с двумя сыновьями своими – Манассиею и Ефремом, дабы принять от него последнее предсмертное благословение (Быт.48:1). Узнав о прибытии любимейшего сына своего, Иаков собрал силы свои, и сел на постели (Быт.48:2).

Прежде, чем благословить детей Иосифа, патриарх Иаков излагает ему свои чувства и намерения (Быт.48:3–6). Сии намерения состояли в том, что Иосифу, сему дражайшему сыну свободно избранной супруги своей Рахили, Иаков решился передать право старейшинства и первородства, и вместе с сим правом – двойную часть наследства. Для сего он усыновляет двух детей Иосифовых, и завещает им по такой же доле из земли обетованной, как и их дядям. Ефрем и Манассия (сыны Иосифовы), как Рувим и Симеон (старшие дети Иаковлевы), будут мои! – восклицает Иаков. Как бы в предупреждение всяких споров, Иаков принимает здесь бывшее ему богоявление в Лузе, когда Бог отдал ему землю обетованную в полное обладание и распоряжение (Быт.35:12).

За сим Иаков вспоминает о смерти Рахили. Сим грустным воспоминанием Иаков как бы хочет объяснить те внутренние побуждения, ради которых он усыновил внучат своих от Иосифа, сына Рахилина (Быт.48:7). «Смерть преждевременно похитила у меня мать твою Рахиль, – как бы так говорил Иаков Иосифу, – и притом так внезапно и в таких обстоятельствах, что я даже не перевез ее праха в прародительскую пещеру Махпел, а похоронил на дороге к Ефрафе. Я лишен был удовольствия видеть от нее еще детей, кроме тебя с Вениамином, и потому я хочу по крайней мере твоих детей усыновить как бы Рахилиных».

Затем когда Иосиф поклонился до земли своему умиравшему отцу, и подвел к нему детей своих для благословения, – вдохновенный Израиль крестообразно возлагает руки свои на усыновленных внучат (Быт.48:8–14), и произносит следующие слова:

Бог, пред которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих! (Быт.18:15,16). По замечанию преосвящ. митр. Филарета, в сих словах патриарха Иакова есть указание на ветхозаветное почитание Бога в Троице; ибо Иаков призывает Бога Промыслителя, Избавителя и Освятителя165.

... да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих, Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли. Сими словами усыновляя себе детей сына своего Иосифа, Иаков молит Бога, дабы, в силу оного усыновления, внуки его причтены были к обетованному племени Израилеву, и сподобились великих обетований, данных отцам его Аврааму и Исааку! Подобно сему имя Божие нарекается на нас, поскольку мы чада Божии (1Ин.3:1).

И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову младшего Ефрема, а левую на старшего Манассию, ... и прискорбно было ему это (Быт.48:17). Ибо правая рука служила в ветхом завете символом преимущественного достоинства (Пс.109:1), также благодати и полноты благословений (Пс.44:5–10), а равно и избрания к славе (Пс.117:15,16; Мф.25:33).

Когда Иосиф хотел поправить мнимую ошибку своего отца и переложить его десницу на своего первенца Манассию, то Иаков не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его; и от семени его произойдет многочисленный народ. (Быт.48:19). Последующая история Евреев действительно показывает, что колено Ефремово было одно из самых могущественных и превосходило численностию Манассиино колено (Чис.1:33,35). По отложении же 10-ти колен от сына Соломонова, Ефремово колено стало во главе царства Израильского, и всегда отличалось воинским духом (3Цар. 12:25. Суд. 8:2, 12:1. Пс. 77:9). Посему-то, конечно, пророки всё царство Израильское называли нередко одним именем Ефрема (Ис. 7:2, 8, 17, 11:13, 28:1. Ос. 5:12, 13).

Сверх сего учители церкви видят прообразовательное значение в крестообразном переложении рук Иакова, благословлявшего своих внуков. Сим прообразовалось то, что некогда под знаменем и силою креста, вновь собранный народ (новозав. церковь) из язычников – возрастет выше ветхозаветного законослужебного народа Израильского166.

Гл. XLIX. Пророческое благословение Иакова своим сыновьям

Рувиму. Сущность Иаковлева предсказания о колене Рувиновом состояла в следующем (Быт.49:3–4). Так как Рувим, обуреваемый некогда постыдною страстию, бушевал как вода, и осквернил ложе отца своего (Быт.35:22); то за сие лишится прав и преимуществ первородства своего, т. е. не получит ни двойной части наследства, ни жреческого, ни судейского достоинства, – все сие перейдет в другие колена.

Предсказание патриарха исполнилось со всею точностию. Некогда рувимляне Дафан и Авирон, вместе с левитом Кореем, задумали было возвратить утраченные своим родоначальником права священства и властительства, но погибли самым ужасным образом со всеми своими сообщниками (Чис.16).

Симеону и Левию. Припоминая жестокую мстительность сыновей своих Симеона и Левия против Сихемлян (Быт.34), Иаков негодует против их свирепости и проклинает их гнев, а за тесное сообщество в злодейском умысле, угрожает в будущем не только разделением их колен и взаимным удалением друг от друга по месту жительства, но и полным рассеянием по земле Израильской (Быт.49:5–7).

События вполне оправдали пророческие слова патриарха. При разделе земли обетованной – колено Симеоново не получило самостоятельного и отдельного участка, а дана была ему доля в колене Иудовом (Нав.19:1,9), и притом столь недостаточная, что нужно было с оружием в руках приобретать земли в окрестностях горы Сеир и в долине Герарской (1Пар.4:24,39 и след.). Таким образом колено Симеоново отделено было от всех остальных. Есть предание, опирающееся на авторитет Иерусалимского Таргучима, и приводимое Тертуллианом и Амвросием, что Симеониты, для приобретения средств к жизни, расходились по земле Израильской в качестве учителей и воспитателей детей. Это же предание приводит Фагиус167. Что касается колена Левиина, то известно, что оно не получило отдельного участка в земле обетованной, но только несколько городов, разбросанных в каждом колене (Нав.21:1 и след.).

Иуде. Благословение, данное Иуде, превосходило все остальные по глубине своего содержания и по обилию обетований (Быт.49:8–12). Сии обетования касались во-первых славной и блестящей будущности собственно колена Иудина, а во-вторых предзнаменовали, по словам Златоуста, все то, что относится ко Христу168.

Постепенно возрастающее могущество, воинскую славу и первенство колена Иудина пред всеми остальными коленами патриарх пророчески рисует под образами молодого львенка (скимна львова), затем льва, возвращающегося с добычи, и львицы, покоящейся со своими детьми. Действительно, воинский дух сказался – как в молодом льве, в сынах Иудиных, когда, по смерти Иисуса Навина, они стали во главе своих соотечественников (Суд.1:1,2), и ринулись на брань с ханаанскими племенами. Львом, возвращающимся с добычи, Иуда явился в победоносное царствование Давида, знаменитого победителя Голиафа, и воинственнейшего из всех царей еврейских. Отдыхающей же львицей, в самом покое своем страшной, явились сыны Иудины в блестящее и мирное царствование Соломона. В приложении же ко Христу Спасителю, именующемуся в Писании львом от колена Иудина (Откр.5:5), пророчество Иаковлево имело тот смысл, что некогда великий Потомок Иуды покорит себе все народы, ибо в церковь Его вступят люди от всех племен земных, и об имени Иисусове поклонится всяко колено небесных, земных и преисподних (Фил.2:10,11). Образ же покоящегося льва, которого никто не смеет возбудить, указывал на смерть и гроб Христа Спасителя, в котором покоился как царь, власть имевший положити душу свою за род человеческий, и власть имевший паки прияти ю (Ин.10:18). Посему церковь поет ему: «возбудил еси (воскрес еси) уснув, царски рыкавый, яко от Иуды лев»169.

Затем, продолжая будущую славную историю колена Иудина, патриарх восклицает: «не отойдет скипетр от Иуды и жезл от чресл его», т. е. постоянно будут происходить из племени Иудина цари еврейские, держащие скипетр и носящие властительный жезл, – пока не приидет Примиритель, т. е. до тех пор, пока не приидет Мессия-Примиритель, (по евр. Шило́). И Ему покорность народов, – по-славянски Той чаяние языков, т. е. пришествия Его ожидают и язычники170, которые также покорены будут Его евангелию, как и сыны Израиля. Таков смысл сих пророческих слов Иакова об Иуде, по единогласному разумению не только отцов церкви христианской, но и учителей еврейских. Сбытие сего пророчества наступило тогда, когда, незадолго до рождения Спасителя, Иудеи потеряли свою политическую самостоятельность под властию Римлян; и с тех пор, как чужестранец Ирод Идумеянин вступил у них на престол, они перестали иметь своих собственных царей. Потом и Иерусалим был разрушен до основания, а Иудеи рассеялись по всей земле.

Наконец, пророчески изображая плодородие земли, которая выпадет на долю колена Иудина при разделе земле обетованной, патриарх Иаков употребляет следующие символические образы. «Винограда будет так много в этой стране, что без всякого сожаления станут привязывать к виноградным лозам рабочих животных, как бы к простым и диким деревьям, а в виноградном вине будут мыть одежды свои, как бы в воде; и очи сынов Иудиных постоянно будут сиять веселием от вина, которого будет неистощимое изобилие. И молока будет так много, что оно постоянно будет белеть в зубах у благоденствующих обитателей страны той». Действительно, виноград окрестностей Ен-Геди, находившихся в колене Иудовом, пользовался впоследствии великою известностию (Песн.1:13; Нав.15:20,21). Огромная виноградная кисть, принесенная соглядатаями Моисеевыми из земли обетованной, найдена была в долине Есхол, находившейся в полумиле от Сорека, некоторой местности в колене Иудовом. В таинственном же смысле, – кровь гроздов виноградных в пророчественной речи Иакова указывала, по мнению св. отцов, – на искупительную кровь Христа Спасителя, в которой он омочил одежду плоти своей; а осленок и сын ослицы, привязанные к виноградной лозе, указывали на то событие из жизни Богочеловека, когда он шел во Иерусалим на страдания – всед на жребяти осли, (см. Мф.21:5) в знак подчинения язычников игу закона своего171. Блеск же очей и белизна зубов суть символические образы божественной красоты воскресшего Спасителя, и обилия благодати в Его духовном царстве172.

Завулону предсказал Иаков поселение в приморских областях Палестины, и распространение участка Завулонова до границ Сидонских (Быт.49:13).

Как исполнилось пророчество о Завулоне? Из книги Иисуса Навина видно, что Завулоново колено получило свой участок в тех именно пределах, о которых пророчествовал Иаков (Нав.19:10–16). Сей участок простирался с востока на запад от моря Тивериадского до моря Средиземного, где были пристани для кораблей. Под именем Сидона разуметь нужно конечно не самый город Сидон, но страну Сидонян, которая действительно была сопредельна Завулонянам, – между там как Сидон удален был от них по крайней мере на сорок миль.

Иссахару предсказал мирную и трудолюбивую жизнь (под образом сильного и работящего осла) в прекрасном участке, орошаемом протоками вод (Быт.49:14–15).

Участок колена Иссахарова был действительно, как предсказывал Иаков, одним из лучших участков в Палестине. Между многими плодоносными долинами здесь была известная своею приятностию долина Иезреельская, простиравшаяся до Иордана (Нав.19:18–22). Мирный же и спокойный характер Иссахарян виден из того, что все они как братья, как члены одной семьи, беспрекословно следовали слову своих старейшин, и из колена их происходили не воители, а люди разумные, которые знали, что когда надлежало делать Израилю (1Пар.12:32).

Дану предсказал, что он будет иметь своих судей, и станет отличаться змеиною хитростию и коварством (Быт.49:16–18).

Действительно, и из этого колена, как и из других, возникли впоследствии судьи. Таков был Самсон (Суд.13:2, 15:20). Оправдалось и то, что сыны Дановы отличались змеиною хитростию и коварством. Эти качества проявились, например, при завоевании Лаиса и похищении идолов из дома Михи (Суд.18:27). Изрекая свои благословении Дану, Иаков восклицает: «на помощь твою надеюсь Господи!» Этим восклицанием патриарх Иаков выразил свою веру в истинного Спасителя Израильского народа (Лк.2:30), которого Самсон был только прообразом.

Гаду предсказал, что он будет тесним врагами, но отразит их нападения (Быт.49:19).

Что "толпа будет теснить Гада«, – это вполне оправдалось. Удел колена Гадова простирался от восточных берегов Иордана – далее к востоку до горы Арнона, и подвергался постоянным нападениям Аммонитян, Моавитян и других народов, обитавших около аравийских пределов. Некогда Аммонитяне овладели частию земель, принадлежавших Гаду (Иер.49:1), и производили там страшные жестокости (Ам.1:13); а во времена судей с огромными силами они вторгнулись в Галаадскую страну, и утесняли жителей колена Гадова в продолжение 18-ти лет (Суд.10:8,17). Ho и он (Гад) оттеснит ее (толпу) по пятам, пророчествовал Иаков. Сие также вполне оправдалось. Ибо Иеффай, судия из колена, Гадова, свергнул иго Аммонитского рабства (Суд.11:33), и во времена позднейшие жители колена Гадова, в совокупности с Рувимлянами и Манассиянами, нанесли страшное поражение Агарянам и другим аравийским племенам, и жили на местах их до переселения ассирийского (1Пар.5:18–32). Посему и Моисей во Второзаконии сравнивает Гада со львом, сокрушающим мышцу и голову (Втор.33:20).

Асиру предсказал, что в его участке будет превосходный хлеб, и обилие всяких утонченных яств и плодов (Быт.49:20).

Известно, что прекрасная долина Кармильская, изобиловавшая всякими плодами и произрастениями земными, досталась именно в удел колену Асирову (Нав.19:24,26).

Неффалиму предсказал, что он, подобно серне, возлюбит свободу, и будет избегать врагов своих; но в случаях нужды будет быстр на войне, как серна, и будет говорить прекрасные речи (Быт.49:21).

Некоторые видят исполнение сих слов в Вараке, судии из колена Неффалимова, который сначала оказал робость, но потом храбро и стремительно напал на врагов, и вместе с Деворою воспел прекрасную песнь (Суд.4:5).

Иосифу предсказал многочисленное потомство под образом отрасли плодоносного дерева, разросшегося до верха стены, около которой оно посажено (Быт.49:22–26). Затем, приведя на память чудную судьбу Иосифа, Израиль призывает на него всю полноту блат земных: с неба – росу и дождь, от бездны – плодотворные разливы рек и источников земных, от сосцов и утробы – многочадие и благоденствие семейное.

Вениамину – под образом хищного волка, предсказал воинственный дух, и приобретение богатых добыч от войны (Быт.49:27).

Исполнение сего пророчества можно видеть, во-первых, в войне Вениамитян, которую они вели некогда против всех соединенных колен Израильских, и после двух победоносных сражений – едва не погибли было сами (Суд.19; Суд.20); главным же образом в воинственных походах царя Саула, происходившего от колена Вениамина. Обильные добычи, приобретенные в сих походах, конечно разделяемы были Саулом по преимуществу между своими единоплеменниками Венимитянами.

Общее примечание о пророчествах Иаковлевых. Вознамерясь перед смертию благословить своих детей, престарелый Израиль хочет передать им в наследие те великие обетования Божии, которые он сам унаследовал от отцов своих – Авраама и Исаака. Но сии обетования, как известно, были двоякого рода: во-первых, ему обещалась во владение земля Ханаанская, а, во-вторых, обещался Великий Потомок, ради которого благословятся все народы земли. А так как после Иакова от сыновей его имели образоваться 12-ть отдельных колен, то очевидно – невозможно было каждому колену в отдельности унаследовать от Израиля во всей целости его двойственное наследие, ибо Мессия мог произойти только от одного колена. Посему-то патриарх Иаков делает наследником духовных обетований о Мессии одного только сына своего Иуду, а остальных детей награждает только земными благословениями, и делит между ними разные участки земли Ханианской. Вот почему и евангелисты родословную Спасителя ведут от Авраама, Исаака и Иакова чрез Иуду, минуя остальных сыновей Иакова (см. Мф. 1:2, 3. Лк. 3:33, 34).

И заповедал им Иаков... похороните меня с отцами моими... (Быт.49:29–32). Сие предсмертное завещание патриарха Иакова свидетельствует об его глубокой вере в обетования Божии, в силу которых его потомство должно было обладать землею Ханаанскою и переселиться туда. «Праведник сего не завещал бы (т. е. перенесения костей своих), – говорит св. Златоуст, – если бы верно не знал о будущем возвращении Израильтян»173.

И окончил Иаков завещание... и положил ноги свои на постель – и приложился к народу своему... (Быт.49:33). Мирная и тихая кончина патриарха служит доказательством его святости; ибо он, – по словам Златоуста, – как бы с удовольствием встретил свою смерть174. Выражение же «приложился к народу своему» заключает надежду воскресения, – рассуждает блаж. Феодорит; ибо, если бы люди совершенно погибали, а не переходили в другую жизнь, то не сказал бы «приложился к народу своему». И Господь отсюда извлек обличение неверию Саддукеев175.

Гл. L. Вера Иосифа в возвращение народа Божия в обетованную землю

И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову (Быт.50:24). Вера сия тем замечательнее в патриархе Иосифе, что не могли ни ослабить, ни затемнить ее тот блеск и роскошь, которые окружали Иосифа в Египте. Так дорого и свято было для патриархов обетование Божие о наследии земли Ханаанской! Конечно за видимой и чувственной стороной сего обетования они прозревали очами веры блага высшие и духовные и предчувствовали, что в этой именно земле должно впоследствии открыться торжество благодатного царства Божия на земле. Сие свидетельство о вере Иосифовой дает и ап. Павел (Евр.11:22).

И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда! (Быт.50:25). Из сих слов Иосифа можно полагать, что перед смертию своею он собирал к себе всех Израильтян, как сделал это впоследствии Иисус Навин (Нав.24:1–29), и высказав пред ними торжественное исповедание своей веры, оживил их дух и преподал наставление на те злосчастные времена рабства и унижения, которые имели скоро наступить для Израильтян в Египте. Из книги Исход усматриваем, что завещание Иосифа в точности исполнено при исшествии Евреев из Египта (Исх. 13:19. Нав. 24:32).

И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте (Быт.50:26). Замечательно, что Иосиф не делает завещания о перенесении своего тела в обетованную землю – тотчас после смерти своей, как сделал это Иаков. Полагать можно, что он предвидел сопротивление со стороны Египтян, которые подорожили бы его прахом. С другой же стороны он желал, чтобы присутствие его остатков в земле Египетской напоминало Египтянам его заслуги и поддерживало бы благоволение царей египетских к его единоплеменникам; а в будущие злосчастные времена – служило бы для Евреев залогом избавления и возбуждало бы их веру.

Примеч. Св. отцы церкви в злостраданиях Иосифа, и в последовавшей затем славе его – видят совершенное подобие спасительных страданий Иисуса Христа176. Посему-то православная церковь в понедельник страстной седьмицы творит воспоминание об Иосифе прекрасном, как живом прообразе страждущего Христа Спасителя.

* * *

158

Феодорит.

159

Богословск. – Свящ. Ист. Изд. 1861 г., стр. 58.

160

См. Акаф. Бож. Мат.

161

Свящ. Ист. – Богословск., изд. 2-е, стр. 65.

162

Феодор. – вопр. 33 на Быт.

163

Прот. Богослов. – Свящ. Ист., изд. 2, стр. 66.

164

Зап. на Кн. Быт.

165

Библ. Ист., изд. 1844 г., стр. 78.

166

Свящ. Ист. – прот. Богослов., изд. 2. 1861 г., стр. 91.

167

Critici Sacri. p. 402.

168

Бесед. 57 на Быт.

169

См. кан. Пасх.

170

Злат. – 67 бес. на Быт.

171

Злат. – бес. на Быт.

172

Там же. См. также Феодор. – вопр. 112 на Быт.

173

Бес. 67 на Быт.

174

Там же.

175

Мф. 22:31,32. Феод. – вопр. 112 на Быт.

176

Иосиф был предметом ненависти своих братьев, – и Спаситель был ненавидим Иудеями. Иосиф был послан отцом своим отыскивать своих братьев, – и Господь был послан Отцом Небесным для взыскания погибшего человечества, которое он не стыдится нарицать своею братиею. Иосиф был продан в рабство своими братьями, – и Спаситель был продан одним из своих учеников за цену раба. Иосиф находился в темнице между двух осужденных, из которых один получил свободу, а другой казнен, – Иисус Христос распят был среди двух злодеев, из коих один погиб, а другой получил спасение. Иосиф, по исшествии из темницы, возведен в необычайное достоинство, – Иисус получил, по воскресении, всякую власть на небе и на земле. Иосиф послужил спасению многочисленного народа от голодной смерти, – и Господь был для людей хлебом чудесным, сшедшим с небеси. Иосиф примирился с братьями своими, – и Господь некогда восприимет в недра церкви своей отверженных Иудеев, и тако весь Израиль спасется (Рим. 11:25, 26).


Источник: Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева, составленное протоиереем Михаилом Херасковым и одобренное Святейшим Синодом для употребления в Духовных Семинариях в качестве учебного руководства. - 5-е изд. – Губ. гор. Владимир : Тип-Литография Н.А. Паркова, 1896. - 288, VIII с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle