Поучение по случаю выбора членов суздальской земской управы. (28 сентября 1875 г.)

Достопочтенные мужи и возлюбленные о Христе братия!

Дело, для которого собрались мы ныне, привело мне на мысль некоторый случай из священной истории народа Израильского. Случай этот, при всей своей отдаленности от нас по времени, весьма близок к нам и поучителен по прямому отношению к цели настоящего нашего собрания. Некогда священник Мадиамский Иофор, целый день смотревши на утомительные и одиночные труды великого Моисея по гражданским делам Израиля, сказал ему следующие достопримечательные слова: не хорошо это ты делаешь. Ты измучишь и себя и народ сей,… ибо... ты один не можешь исправлять его. Итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою... усмотри (себе) из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть1, и поставь их себе помощниками,… и будет те бе легче, и они понесут с тобою бремя. Писание прибавляет далее, что послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил ему (Исх. 18:17, 18, 19, 21, 22, 24). Я полагаю вы уже чувствуете, как прямо идут к вам в теперешнем положении вашем наставительные слова Иофора, мудрого священника Мадиамского. Но прежде всего я желал бы обратить ваше внимание на характерность и знаменательность самого случая, которым были вызваны сии слова. Он и открывает нам, какую важность для благосостояния народного приписывает слово божие делам гражданским. Ибо и пророк Моисеи, несмотря на свою по преимуществу религиозную миссию в народе Божием, занимается этими делами, – по буквальному выражению самого писания, – с утра до вечера (Исх. 18:13). Но из сего же примера Моисеева усматривается и то, как многосложны и трудны бывают обязанности по делам народным и гражданским; ибо в них понадобились многочисленные помощники и сотрудники даже богодухновенному и богоизбранному вождю Израильскому.

Нельзя ли, прошу вас, и вам как можно серьезнее взглянуть на ваше теперешнее дело, так как вы сейчас должны заняться выбором земских деятелей из своего общества, созидателей и радетелей народного благосостояния, верных сотрудников и помощников великому вождю и радетелю нашего общего блага – монарху всероссийскому. Это мой первый совет вам. Чтобы этот совет вам просвещенным и разумеющим людям не показался излишним, я могу напомнить, об общей человеческой слабости изменять подчас своим разумным убеждениям, и самые светлые теории портить на практике. Могу поставить на вид и другую, чисто национальную и, так сказать, домашнюю нашу слабость русскую: с особенною горячностию предаваться рассуждениям и речам о делах общественных и с замечательным равнодушием относиться к ним, когда настает час и очередь делать эти дела и нести их на своей ответственности. Не я выдумал эту слабость; об ней говорят и пишут откровенно сами русские люди, об ней же, может быть, напоминает нам и наша собственная совесть. И вообще думается мне, не лишне будет в настоящие минуты напомнить вам о важности предстоящего дела и пригласить вас отнестись к этому делу с подобающею для него серьезностию. В чем, именно должна состоять эта серьезность, – вы наилучшее разъяснение и руководство можете найти в вышеприведенных словах богомудрого Иофора, к которым я с этою целию и возвращаюсь снова.

Усмотри себе из всего народа людей способных, говорил он Моисею. Это же обязаны сделать и вы прежде всего. Под именем способных людей не всегда нужно разуметь людей обширным образованием, с глубокими и разнообразными научными сведениями, а тем менее умеющих красно и ловко повести речь о всем на свете, а потому успешно напускающим на себя не принадлежащие им достоинства, и созидающих себе до известной степени авторитет у людей их окружающих. Эту оговорку я считаю нужным сделать в виду того, что истинно учеными и образованными людьми, мы вообще говоря, еще не богаты; а мнящихся быти мудрыми и имеющих внешнюю видимость людей развитых и просвещенных найдется в нынешнее время довольно во всяком обществе. Между тем для дела не только земского, но и всякого, весьма часто требуется больше всего здравый природный ум, ясное и трезвое понимание людей и вещей, драгоценные качества не всегда, как известно заметны по своей благовидной и бьющей в глаза наружности, но иной раз как нарочно скрыты бывают под самой обыкновенной простой наружностию и живут в нужде и бедности и ходят даже в простом крестьянском армяке. Примете же предосторожность не вдаться в ошибку и обман с этой именно стороны; вглядитесь пристальнее в свое общество, и по совести и долгу выдвиньте вперед себя людей, имеющих не фальшивые, а истинные признаки людей способных, дельных и здравомыслящих.

Усмотри себе из всего народа людей... боящихся Бога – говорил далее Иофор Моисею. Так же должны поступить и вы. Ваши избранники не только должны быть способные люди, но и боящиеся Бога, люди благонамеренные и честные, – иначе сказать – искренние и добрые христиане. Ум и способности, к сожалению, не всегда свидетельствуют о высокой ценности и об истинном достоинстве человека. Сколько есть умных и необыкновенно способных людей, с которыми, однако же не знает что и делать общество, которые стали его зловредною язвою и гнилостным наростом. Это всегда люди без религии и Бога, люди неверующие и грубые материалисты. Но есть многое множество и таких людей, которые при всей своей безвредности, в общественные деятели, однако же не годятся несмотря на свой ум и способности. Это например – люди апатичные и ленивые, либо рассеянные и вечно пирующие, люди непривычные и неумеющие подчинять совести и долгу свой личный покой и свои частные выгоды. Это тоже – люди, не руководствующиеся правилами религии, и не имеющие прочных начал религиозных в своем сердце. И ничто кроме религии, не может вдохнуть в человека эту совестливость и это уважение к святости долга, без которых никакая служба не может быть надлежащей и истинно полезной службой. Непрестанно напоминая о Боге, правосуднейшем и всевидящем судии человеческого сердца и человеческих деяний, пред которым надлежит всем отдать отчет во всякой праздно или грешно прожитой минуте; указуя за пределами настоящей кратковременной жизни другую вечную жизнь, где должна решиться навсегда судьба каждого человека, – религия является наилучшею уздою человеческого эгоизма и самым сильным двигателем его нравственных сил. Знайте же, что в чьей душе не приметна искра религии, тот человек пропащий, тот человек ненадежный ни в каком деле, – и потому его нужно сторониться и обходить как скрытое и опаснейшее зло. Все его умные и по-видимому благонамеренные речи о долге и чести легко могут оказаться только расчитанною лестию – для снискания расположения людей, или безжизненными фразами, которые никогда не дадут силы на подвиг, и исчезают как мыльные пузыри от самого легкого прикосновения к действительным обязанностям и трудам всякой честной службы. Припоминается здесь само собою изречение писания, что начало и корень, полнота и венец всякой премудрости в человеке – есть страх Божий (Сир. 1:15, 16, 18, 20). Вот наилучший и единственный пробный камень, на котором испытывается истинное достоинство человека и всякая его пригодность и ценность!...

На два преимущественно качества или проявления богобоязненности указывает Иофор Моисею при выборе сотрудников по управлению народом Израильским качества эти – правдивость и бескорыстие. Усмотри (себе) из всего народа, – говорит он между прочим, – людей правдивых и ненавидящих корысть. Мне остается только буквально повторить вам этот совет Иофоров. Выберите и вы из среды себя людей правдивых и ненавидящих корысть; потому что этими двумя качествами служащих людей обусловливается весь успех народного дела, без них же будет все нипочем, и народное благо не подвинется у нас ни на шаг вперед. Договорились мы, кажется, до самого щекотливого и трудного пункта. Земская служба соединена, как известно, с материальными интересами для служащих. Для многих эти выгоды служебные могут иметь весьма большое значение в устройстве их личных и домашних обстоятельств, иногда не богатых и даже недостаточных. И потому охотников служить оказывается всегда много; а каждому кандидату на должность естественно представляется, что он обладает всеми качествами, нужными для земской или другой службы. Отсюда возникают секретные хлопоты отстранить соперников, приобресть сторонников, задобрить или смягчить недоброжелателей, и вообще все те приемы и усилия, которые давали и дают такой богатый и неистощимый материал для литературных сатир и карикатур, а равно и для устного и домашнего злословия после всяких наших выборов. Здесь, т. е. при выборах, не конец, однако же всем этим прискорбным и смешным сценам, а можно сказать лишь начало дальнейшего зла. Выбранным людям надо потом удержаться на своих местах; ибо выбранные в настоящий раз могут не быть выбраны потом. Эта сторона всякой выборной и срочной службы можно сказать одинаково неудобна как для честных и правдивых, так и для корыстолюбивых и слабодушных людей. Правдивому и бескорыстному человеку приходится вести постоянную борьбу с окружающей средой, и простирать свою добродетель до героизма, чтобы с своим правдолюбием и бескорыстием не поссориться с сослуживцами и не потерять расположения у подчиненных. А такое непрерывное напряжение нравственных сил не всем под силу даже и честным людям. Да и людям эгоистам и с кривою совестию – хлопот на службе тоже не мало; но эти хлопоты естественно направляются к тому, чтобы уметь служить, как говорится, и нашим и вашим, и маммоне и Богу, и своим личным выгодам (это втайне) – и общественному благу (это для видимости и въявь).

Что же сказать обо всем этом? Скажу одно, что всему этому быть бы не надлежало в благоустроенном, просвещенном и благонамеренном обществе. Если бы все наши выборы совершались бескорыстным и беспристрастным образом; то несказанно облегчилась бы служба честным и дельным людям, а все бездарные и ненадежные стушевались бы и скрылись в задних рядах. Не в том, разумеется, беда и зло, что ищущие должностей, желают служить не даром, а имеют в виду н собственные личные выгоды, но в том, что из – за этих выгод иногда устраняются от службы люди достойные, но не блестящие, а избираются нередко люди недостойные, но умеющие ловко обделывать свои личные дела. Нельзя ли, прошу вас, поостеречься от этой беды и зла при настоящих выборах? Друг другу вы больше или меньше известны, и без всякого сомнения в вашем кружке есть и способные и боящиеся Бога и правдивые и некорыстолюбивые люди. Выдвиньте же их вперед. Конечно, вполне совершенных людей нет на земле и каждый из нас имеет непременно какие-нибудь свои недостатки. Но большая разница бывает как в самых этих недостатках, т. е. в их свойстве и силе, так и в количестве этих недостатков. Если нет безусловно совершенных и достойных людей; то выберем по крайней мере сравнительно достойных людей. В этом-то и состоит вся сущность дела и вся тайна удачных выборов. С своей-же стороны душевно вам желаю успеха, и призываю Господа Бога в помощь вашему делу. Примите благодушно откровенное слово, которое – видит Бог – вызвано и продиктовано одним только сочувствием к вашему делу и искренним желанием принесть вам мою посильную помощь. Совет Иофора, хотя и родственника своего, но все же чужеземного священника, сам богодухновенный Моисей – не только не отринул и не нашел не уместным, но принял с почтительным смирением. Я же не чужой вам священник и не посторонний только зритель вашего дела, а соучастник и сотрудник вами же призванный и удостоенный вашего доверия. Господь да поможет нам своею благодатию! Аминь.

***

* * *

1

В слав. переводе: ненавидящие гордости.

Комментарии для сайта Cackle