Поучение к новобрачным.6 (25 апреля 1882 г.)

Приветствую вас, возлюбленная чета, с наступившими для вас торжественными и светлейшими минутами вашей жизни. Сказавши друг другу прекрасное и святое слово любви, вы приблизились к алтарю Господню, чтобы радостно повторить это слово пред церквию Господнею, бестрепетно произнести пред всевидящим Богом священные супружеские обеты взаимной преданности и нерасторжимого до смерти единения друг с другом, и благоговейно испросить во храме Божием благодатного освящения своему союзу. Да утвердится еже у вас глаголанное слово, – скажу вам словами уже обручившей вас церкви Божией, – и да благословит вас обоих невидимо сам Господь с высоты святой своей. Поистине прекрасно зрелище юных жениха и невесты в светлые минуты, совершающегося над ними брачного таинства! Благожелания, сочувствие и христианская любовь невольно пробуждаются в сердце у зрителей и свидетелей, и бескорыстно идут эти чувства навстречу торжествующей и любящейся чете новобрачной. Смотря на вас, непорочная и добродушная юность оживит и украсит свои собственные невинные мечты о счастии; зрелое мужество с любовию оглянется на полу пройденный жизненный путь свой и вдохновится благородным желанием помочь при случае своей опытной силой вашим расцветающим силам; даже слабеющая и угасающая старость почувствует в себе разгорающуюся искру тихих и приятно грустных воспоминаний о протекшей своей жизни, и полюбуется вами как живым и прекрасным повторением своей молодости. Сухой и холодный практик житейский размягчится при виде вашего счастия, а дурной и порочный человек призадумается о загубленных и гибнущих днях своих, и не сможет заглушить тайных укоров своей совести, указующей в вас нормальный и вековечный идеал правильной человеческой жизни.

Сознавая в моей собственной душе все те благожелательные чувства, которые кажется безошибочно я предположил и у всех предстоящих здесь, и по родственному праву заявляя вам, друзья мои, об этих моих чувствах в светлый день вашего брака, я, как совершитель над вами таинства Господня, чувствую еще долг сказать вам слова два об этом великом таинстве. Думаю, что краткое поучение потому для вас будет достаточно, что вы, как люди хорошо учившиеся и благовоспитанные, и без меня довольно понимаете все, что нужна православным чадам церкви знать о сущности и нравственном значении этого таинства. Прислушайтесь к возвышенным и умилительным о вас молитвам церкви, к апостольскому и евангельскому чтениям, – и вы найдете в них самое глубокое и назидательное для себя поучение. Все сводится к тому, что ваш телесно-духовный союз есть образ таинственного союза Христа с церквию, т. е. должен быть также крепок и неразрывен, также чист, духовен и свят, как у Христа с церквию; что залог и основание вашего семейного счастия есть христианское благочестие; что образцами и примерами вашей супружеской жизни должны быть библейские патриархи и новозаветные угодники Божии. А вещественные символы и обряды, из которых слагается трогательное и умилительное последование венчания, так прозрачны и удобопонятны по смыслу и значению своему, что и не нуждаются, мне кажется, в нарочитом объяснении ваших нравственных обязанностей, наглядно в них изображаемых. Горящая теплота и свет ваших брачных свечей, – это теплота вашей торжествующей в настоящие минуты целомудренной любви и свет вашей дальнейшей благочестиво-назидательной супружеской жизни. Ваши обручальные перстни, в начале обряда полагаемые на святом престоле, это сердечное единение, связующее вас как бы узами на всю жизнь, и объединяющее силою благодати Божией обоих вас в плоть едину, по выражению писания. Обмен перстней, – это обмен ваших супружеских прав и готовность ко взаимному вспомоществованию, взаимной уступчивости и обоюдной снисходительности между вами. Венцы – это награда и прославление вашей целомудренной чистоты в борьбе с страстями и чувственностию, и ваши царственные права в отношении к будущему вашему поколению. Вкушение из общей чаши, – это общность вашей судьбы, ваших радостей и неизбежных в жизни огорчений, и трудов. Кругообразное хождение в венцах около аналоя с соединенными руками, – это ваше совместное стремление путем супружеским к небу – с непрестанными сердечными обращениями к Сыну Божию, воплотившемуся, по пророчеству Исаии, от девы Марии, а также к мученикам – этим доблестным примерам борьбы с разными житейскими соблазнами и искушениями. Вот какими прекрасными и назидательными символами окружила святая церковь светлое торжество вашего сочетавания друг другу, и какую трогательно умилительную картину рисует она для всех предстоящих здесь, поставляя в центре этой картины вас же – сияющих, любящих и счастливых!

Что же мне прибавить еще от себя для вашего наставления и вразумления? Друзья мои! я желал-бы указать вам на растление, духовную дряхлость и немощь нынешних поколений людских, и на ваше теперешнее призвание внести освежающую струю в наше общество, при благодатном воздействии на вас силы Божией, изливающейся в таинстве брака. Благоустроенная и, как на твердом камени, основанная на святом начале религии семья – есть та великая освежающая и оздоровляющая сила, от которой ждут своего обновления людские племена, и на которой зиждется все благо общественное. То умственное шатание и мятеж жизни общественной, та распущенность нравов и те животные инстинкты человеческого эгоизма, которые так открыто и с такою преобладающей силой стали заявлять себя во взаимных отношениях нынешних людей, гордящихся однако же своим высоким умственным развитием просвещением, явились и развились у нас от того именно, что оказалось расшатанным семейное начало; что высокомерно и презрительно стали относиться к святыне домашнего очага; что стали умалять значение супружеских обязанностей для общества; что на брак приучились смотреть, как на обыкновенную житейскую и финансовую сделку что на рождение детей стали смотреть только как на физиологический процесс природы; что на почве современного воспитания нарождающихся поколений завяли и поблекли прежние благовонные цветы невинности, благочестия и страха Божия; что путем разных ненормальностей и преждевременного пресыщения жизнию заносится, даже через двери брака, гниль, хилость и болезненность и физическая и нравственная в самые плоды брака, т. е. в нарождающихся детей; что из трусливого преувеличения брачных тяжестей, а еще более ради простора и беззаконного приволья чувственной страсти, огромные массы общественных членов стали вовсе удаляться брака, или искать в нем одних только земных и сладострастных романов что вообще затмилась и до крайности умалилась в людях та высокая и чистая поэзия библейская, которою должен быть проникнут христианский брак, как образ союза Христа с церковию.

Так вот я желал бы, чтобы с настоящих же священнейших и серьезнейших минут вашей жизни вы на все последующее время вдохновились тем святым идеалом супружества, какой начертан в церковном чинопоследовании о браке, сейчас над вами имеющем совершиться. Искренно и от всей души задайтесь теми именно целями и задачами, которые предлагает вам святая церковь, возлагая на вас брачные венцы. И, во-первых, не только не порывайте, а напротив укрепляйте и углубляйте нравственный союз свой с церквию Господнею, вас сочетавшею воедино. Догматы веры Христовой и правила христианской нравственности сделайте своими задушевными сердечными убеждениями, и для сего поучайтесь в законе Господнем усердно и прилежно. Для всех своих начинаний, планов и предприятий испрашивайте непременно благословения и молитв св. церкви, и без ее благодатного пособия не решайтесь ни на что. Пусть евангелие и устав церковный будут для вас неизменным сводом самых обязательных законов и правил жизни, – и благословение Божие увенчает успехом житейские дела ваши, устроит во благо всю вашу жизнь, и пошлет вам мир, довольство и изобилие благ земных а в случае испытания и каких-либо скорбей, пошлет вам силу и крепость выдти безупречными победителями и героями из тяжкой борьбы с жизнию. Пред лицем общества и людей, с которыми вы будете входить в самые разнообразные житейские отношения, являйте в себе пример честной и целомудренной жизни, трудолюбия и благотворительности, скромности и благожелательности.

Но преимущественные свои усилия устремите на воспитание в духе веры и христианского благочестия ваших будущих чад, которыми Господу угодно будет благословить вас, и к которым в целомудренном смятении должна естественно переноситься теперь ваша супружеская мечта. Появление новых членов церкви и общества, – это естественный плод и прямая цель брака. Но воспитать добрых, благонамеренных и нравственно-здоровых членов для общества, и приготовить их для царствия Божия в веке будущем, – это такой драгоценный подвиг пред людьми и такая великая заслуга перед Богом, что если бы все брачущиеся люди понимали это как следует, то в самых тяжелых трудностях жизни, которые приводит иногда с собою брачная жизнь, они почерпали бы свою силу, вдохновлялись бы на подвиги и находили бы неиссякаемый источник высочайшего наслаждения и отрады духовной. Святой Апостол Павел прямо обещает жене спасение ради чадородия (1Тим. 2:15), т. е. если она приумножит своими детьми число святых, чистых и спасаемых членов церкви. Эта же награда и за то же предстоит, разумеется, и мужу. Этим я и кончаю свое поучение, наметив лишь главные ваши обязанности. Отец, Сын, и Св. Дух, всесвятая и единосущная и живоначальная Троица – да благословит вас, и да сподобит обещанных благ восприятия! Аминь.

* * *

6

Василию Леонидовичу Федоровскому и Надежде Ивановне, урожденной Альбицкой.

Комментарии для сайта Cackle