Приложение IV. Святой Александр Невский в суждениях и отзывах русских историков
Истинные заслуги никогда не умирают, но, живя в признательности всеобщей, переходят из рода в род.
(Из указа императора Александра I)
Кн. Щербатов: «Сей государь исполнен был всеми добродетелями, был храбр на брани, яко многие одержанные им победы над немецкими, чудскими и литовскими народами свидетельствуют; тверд в предприятиях своих, без чего бы в трудных обстоятельствах, в каковых была тогда Россия, не мог оную от многих несчастий спасти; любитель правосудия, ненавистник всякого междоусобия, истинный друг своим ближним, невзирая на некоторые учиненные оными противу его державы предприятия, и отец своим подданным, за которых сам не однажды крайним погибелям подвергался, и, наконец, толь великую имел мудрость в правлении, что, невзирая на тогдашнее разорение России, нашел способ себя учинить почтенна татарам и страшна немцам, шведам и литовцам. Церковь же российская, почитая добродетели сего государя, в число святых его вместила». (История российская от древнейших времен. Т. III, 90. СПб., 1774.)
Карамзин. Описав горесть народа по случаю кончины Александра Невского, историк продолжает: «Что может прибавить суд историка, в похвалу Александра, к сему простому описанию народной горести, основанному на известиях очевидцев? Добрые россияне включили Невского в лик своих ангелов – хранителей, и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику отечества, разные благоприятные для России случаи: столь потомство верно мнению и чувству современников в рассуждении сего князя! Имя святого, ему данное, гораздо выразительнее великого, ибо великими называют обыкновенно счастливых, Александр же мог добродетелями своими только облегчать жестокую судьбу России, и подданные, ревностно славя его память, доказали, что народ иногда справедливо ценит достоинства государей и не всегда полагает их во внешнем блеске государства. Самые легкомысленные новгородцы, неохотно уступив Александру некоторые права и вольности, единодушно молили Бога за усопшего князя, говоря, что «он много потрудился за Новгород и за всю землю русскую"». (Карамзин Н.М. История Государства Российского, т. IV, 91.)
Соловьев. «Соблюдение русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным лицом в нашей древней истории от Мономаха до Донского». (Соловьев С.М. История России, 1853, т. III, 196.)
Беляев. «Трудясь для блага России, стараясь защитить и успокоить отечество, он не давал себе покою и, отягченный непомерными трудами, умер во цвете лет. Современники, не имея к тому обычая, не поставили ему памятника, но его доблести соорудили себе несокрушимый памятник в сердцах их, церковь русская причислила его к лику святых молитвенников за русскую землю, и Бог прославил гроб его многими чудесами... Первая новгородская летопись, говоря о кончине Александра Ярославича, заключает свой рассказ словами: «Потрудися за Новгород и за всю Русьскую землю». Позднейшая история, зная последствия трудов Александровых, вправе сказать: Александр много потрудился для отечества и Бог благословил труды его; все заботы и попечения Александровы принесли богатейшие плоды». (Беляев И.Д. Великий князь Александр Ярославич Невский, 41–42.)
Арцыбашев. «Этот государь (проименованный Невским) трудился много для России, не щадя жизни своей». (Повествование о России. М., 1838, т. II, 34–35.)
Костомаров. «XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народонаселения; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным представителем своего века.
Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский». (Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, вып. I, СПб., 1873, с. 152.)
Бестужев-Рюмин. «Когда после кончины тело св. Александра привезли во Владимир, встретил его митрополит Кирилл замечательными словами: «Чада моя милая! Разумейте, яко зайде солнце земли русьской». И все присутствующие воскликнули: «Уже погибаем». Так нужен были Александр, ясно понимавший, что сопротивляться было не время, что лучшее спасение в благоразумной уступчивости, что более можно было выиграть политикою, умевший ладить с татарами и тем спасший русскую землю». (Русская история, СПб., 1872, 290.)
Иловайский. «Главное значение Александра в русской истории основано на том, что его деятельность совпала со временем, когда характер монгольского ига только что определялся, когда устанавливались самые отношения покоренной Руси к ее завоевателям. И нет никакого сомнения, что политическая ловкость Александра много повлияла на эти устанавливающиеся отношения. В качестве великого князя он умел не только отклонять новые татарские нашествия и давать некоторый отдых народу от страшных погромов; но и знаками глубокой покорности, а также обещанием богатых даней умел отстранять более тесное сожительство с варварами и удерживать их в отдалении от Руси... То был блистательный представитель великорусского типа...» (Иловайский Д.И. История России, ч. II, М., 1880, 425–426.)