Против порицающих пренебрежение публичностью

Источник

… Если ты стремишься соблюсти закон соразмерности, остерегайся не только неумеренного честолюбия, но и излишней скромности. Подобно тому, как первое переходит заграницы благого, второе не достигает их и следовательно, оба они отклоняются от добра и превращаются в его противоположность. Ведь у меткого стрелка стрела не должна перелететь дальше мишени или не долететь до нее – нет, избегая того и другого, он попадает в цель. Итак, тебе нужно знать, насколько полезен показ или иными словами, насколько вредит успеху всякого начинания стремление отказаться от показа. Вынесение своих дел на обозрение большого числа людей придает силу в меру того, как успех или неудача перед ними окажется причиной одобрения или осмеяния, тогда, как отдаваться своему делу, не имея зрителей, совершенно бесплодное занятие. Ведь если нет ни похвалы, которая способна вдохнуть (новые) силы, ни страха перед хулой, поневоле человека охватывает дрема и труд его становится вялым. Когда же тысячеокая толпа окружает тебя, способная восхищаться хорошим и осудить дурное, тогда надежда на похвалы и опасение быть ославленным подстегивают тебя с двух сторон, словно двумя руками, питают рвение и умножают способности. Подобно тому, мне кажется, как женщины, сидя дома, не заботятся ни о хорошей укладке волос, ни об украшении лица, ни о роскошных нарядах, но, отправляясь гулять по главной улице или на свадьбу, стремятся придать величайший блеск и прическе, и наряду – подобно этому любой созидатель, оставаясь наедине с самим собой, не обнаруживает чего-либо особенного, но перед множеством (зрителей) стремится разыскать даже невозможное. Так вот, тот, о ком идет речь, покуда он не видит зрителя, остается все на том же месте, не создавая ничего нового, – но скажи ему, что кто-то на него смотрит и он будет вести себя, словно перед ним не один человек, но многие. Можно будет видеть, как он расцветает, словно ветвистое дерево и течет, как вода, и ползет змеей, и становится страшен, как лев или огонь, он делается пестрым, как леопард, – вот каким он себя обнаруживает. А ты то, мой дорогой, покуда сидишь в углу пещеры, высиживая свою речь и распеваешь, как сова, ночные песни – никто не восхищается тобой; но, раз ты не встречаешь одобрения, где же ты возьмешь вдохновение для того, чтобы произвести на свет свою речь? Пожалуй, ты не создашь ничего великого и благородного, и отомрет у тебя творческая сила, не достигнув воплощения.

… Выставлять публично свойственно ищущим показного, а они-то подменяют сущее кажущимся. Но кажущееся – это явный обман, оно столь же отлично от сущего, как окрашенное желчью от золота. Нет, выставлять публично не приносит пользы и вопреки тому, что вы говорите, похвала посторонних не возбуждает в истинном мудреце рвения к труду. Ведь и лебедь, наделенный музыкальным даром, оглашает пустынную местность своей совершеннейшей песней не, потому что поощряют хвалы; также и льва не похвала укрепляет для лова и битвы – сами себя они побуждают. Но коль скоро птица преисполнена любви к музыке, коль скоро льву свойственны благородные прыжки и мудрец не нуждается в том, чтобы его побуждали; напуганный шумом одобрения, он не станет лучше и честолюбивей отдаваться искусству. Тот, кто склонен к публичности и театральности, уподобляется обезьяньей породе и поступает смехотворно, подражая любимцам зрителей и слушателей; он – раб чужих вкусов, и того и гляди, пустится в пляс, если это будет угодно тем, перед кем он выставляется.

Михаил Хониат. Сохранившиеся сочинения, т. I. Афины, 1879, стр. 11–13, 21–22, на греч. яз. Пер. А. Каждана.

Из речи в честь Димитрия Дрими, произнесенной в 1183–1185 годах

I, 171. Так и ловкий скульптор, намереваясь создать прекрасную фигуру, ставит перед собой девушек, славных своей красотой; затем, он каждую из них осматривает, отмечая, в чем она превосходит остальных и с необычайным искусством воспроизводит соответствующую часть тела. Он составляет и складывает одну великолепную красавицу, тщательно отбирая лучшее у каждой (натурщицы).

Михаил Хониат. Сохранившиеся сочинения, т. I, стр. 171. Пер. А. Каждана.

Библиография

Издания

Unger F. W. Quellen der byzantinischen Kunstgeschichte. Wien, 1878.

Richter J. P. Quellen der byzantinischen Kunstgeschichte. Wien, 1897.

Hunger H. Byzantinische Geisteswelt. Baden-Baden, 1958.


Источник: История эстетики: В 5 т. / Глав. ред. Овсянников. - Москва: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962-1970. / Т. 1: Античность. Средние века. Возрождение. - 1962. - 682 с., 8 л. ил. / Михаил Хониат. Против порицающих пренебрежение публичностью. 341-342 с.

Комментарии для сайта Cackle