Михаил Александрович Кальнев

11. О святости и почитании храмов Божиих

«Храмом Божиим», или «домом молитвы» называется особое здание, предназначенное для общественных богослужений и молений, научения в вере и принятия верующими благодати Божией в святых таинствах Церкви. Будучи освящен чрез епископа или уполномоченных чрез него пресвитеров, храм делается местом благодатного и постоянного присутствия Божия, местом общения человека с Богом, делается Его «домом», Его «жилищем», местом «святым», требующим, поэтому, от верующих благоговейного почитания и поклонения «в страхе Божием».

Сектант:

1) Не нужно, говорят сектанты, никаких вещественных, рукотворенных храмов, ибо каждый христианин сам по себе есть храм Св. Духа, есть дом Божий, жилище Божие: «Разве не знаете, учит ап. Павел, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм вы» (1Кор. 3:16). «Вы храм Бога живаго» (2Кор. 6:16, см. еще: 1Пет. 2:5, Еф. 2:21 и Евр. 3:6).

Объяснения православного:

1) В приводимых сектантами словах святые ап. Павел и ап. Петр вовсе не отвергают вещественных, рукотворенных храмов Божиих, ибо они, будучи и при жизни своей более всех христиан «храмами Божиими» и имея в себе всю полноту благодатных даров жившего в них Св. Духа, сами, однако, чтили храм Иерусалимский, как святыню, ходили в него для поклонения и молитвы и удостаивались в нем видеть Господа: «Петр же и Иоанн, читаем в Деяниях (3:1), шли вместе в храм в час молитвы девятый». «Когда же я, говорит ап. Павел, возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его» (то есть Христа). (Деян. 22:17–18). Св. Апостолы называют христиан «храмами» и «домом Божиим» в духовном смысле, указывая этими словами, что люди святой жизни являются вместилищами Св. Духа, как, напротив, – люди жизни греховной – вместилищем духа злого: об истинных христианах говорится: «вы храм Божий и Дух Божий живет в вас», а, напр., об Иуде говорится так: «и вошел в него сатана» (Ин. 13:27).

Если христиане называются в духовном смысле «храмами Божиими», то это вовсе не значит, что не нужно храмов рукотворенных: ведь христиане называются «жилищем» (Еф. 2:22) и «домом» (Евр. 3:6), но отсюда не станут же сектанты утверждать, что для них не нужно жилищ, не нужно домов. Истинные христиане называются в духовном смысле еще «солью» и «светом»: «Вы соль земли»... «Вы свет мира», говорит о них Спаситель (Mф. 5:13–14); но кто же из сектантов, на основании этих слов, откажется от употребления соли или пользования светом? Ведь это было бы безумно, как безумно на основании того, что христиане называются в духовном смысле «храмами», отвергать рукотворенные храмы.

Сектант:

2) Излишне, говорят сектанты, строить особые дома для молитвы, ибо Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Mф. 18:20).

Объяснения православного:

2) Возражение пустое. Мы спросим сектантов: а если во имя Христа соберутся четверо или пятеро, то среди них уже не будет Христа? Конечно, будет. В храмах же Божиих собираются во имя Христа не только двое или трое, а целые десятки, сотни и даже тысячи верующих, следовательно, посреди их еще скорее будет Христос.

Первые христиане собирались для молитвы не только по двое или по трое, а целыми десятками и даже сотнями: «Все они (Св. Апостолы) единодушно пребывали в молитве и молении с не которыми женами и Мариею, Материю Ииcyca, и с братьями Его... Было же собрание человек около ста двадцати» (Деян. 1:14–16). Мы знаем, что после Своего Воскресения Христос являлся не только двум (Лк. 24:13–32) или трем ученикам (Ин. 21:1–2), а десяти и одиннадцати, собравшимся вместе (Ин. 20:19 и 26), и даже более, чем одиннадцати (Лк. 24:33), «потом явился более, нежели пяти стам братии» (1Кор. 15:6. См. еще Деян. 15:6 и др.).

Не могут же сектанты сказать, что в этих многолюдных собраниях последователей Христа не было Его, иначе погрешат против истины и слова Божия, как грешат они против него, утверждая, что не нужно храмов потому, что сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». В своих молитвенных домах сектанты собираются не по двое или по трое, а целыми десятками, а иногда и сотнями. Итак, в святых храмах Божиих, где и во множестве собираются верующие во имя Христа, Он среди них всегда пребывает.

Сектант:

3) Не нужно строить храмов, ибо Христос сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4:21).

Объяснения православного:

3) Христос, изгнавший из храма нарушивших святость его (Mк. 11:16), сказавший о храме: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (ст. 17), не мог учить о ненужности для христиан храмов, иначе Он Сам Себе противоречил бы. Приводимые сектантами слова Писания лишь еще раз подтверждают то учение Христа, что в Новом Завете место богослужений не будет ограничиваться одним только храмом на горе Гаризине, как думали самаряне (Ин. 4:20), или одним Иерусалимским храмом, как предписывал иудеям закон Моисеев (Втор. 12:13–14), а будет время, предсказывал Спаситель, когда везде, по всему лицу земли, будут храмы у христиан для их общественных молитв. И слова Христа, обличающие непонимающих их сектантов, сбылись: теперь уже повсюду, где только славится имя Св. Троицы, где только живут христианские народы, существуют у них храмы, или дома молитвы; их нет только у неверующих во Христа да у сектантов, врагов Креста Христова.

Сектант:

4) Не нужно храмов, ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (Деян. 7:48, Иса. 66:1–2). «Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24–25).

Объяснения православного:

4) Иудеи обвиняли св. Стефана в том, что он говорил, «что Иисус Назарей разрушит место сие» (Деян. 6:13–14), то есть храм Иерусалимский, о котором они думали, что он только и есть единственное место для молитв и поклонения Богу. Св. Стефан опровергает этот взгляд иудеев на храм и говорит им, что «Бог в нерукотворенных храмах живет», что Он не связан одним каким-нибудь определенным местом, что молиться Ему можно везде, ибо Он присутствует во всей вселенной, как об этом говорил еще и пророк Исаия. О ненужности же вообще храмов Св. Стефан, знавший, конечно, слова Христа: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов», не учил и не мог учить, а высказал ту мысль, которая заключается в словах Христа: «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу», то есть будете иметь храмы везде, везде будете молиться в Моем доме. Не мог Св. Стефан приводить указанное место из пророка Исаии против необходимости существования храма, ибо он, конечно, знал и такое место из пророка Иеремии: «Слава Господа наполнила весь храм. И я слышал кого-то говорящего мне из храма, а этот муж стоял подле меня и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» (Иез. 43:5–7).

В словах же ап. Павла, сказанных язычникам-афинянам в их Ареопаге идет речь не об Иерусалимском храме и не о храмах христианских, которых тогда в Афинах и не было, а о храмах языческих, или капищах и находившихся в них идолах, о которых язычники думали, что они живут в храмах и помещаются в них, как люди в своих домах, и нуждаются в жертвах, как люди – в пище (Дан. 14:6–11), за принесение которых дают людям всякие блага и самую жизнь. Желая научить афинян-язычников истинной вере в Бога и опровергнуть их заблуждение, будто Бог живет только в храме и нуждается в жертвах, ап. Павел и учит, что Бог «в нерукотворенных храмах живет, то есть, что Он живет во всем мире и прежде всего в душах людей, и что Он ни в чем не нуждается, а Сам дает всему жизнь, дыхание и все, что нужно.

Соломон, конечно, лучше наших сектантов знал, что Бог не в одном только храме живет, однако построил храм «в жилище» Богу, по Его же повелению: «Поистине, молится Соломон, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему» (3Цар. 8:27). Далее Соломон молится, что бы Господь услышал молитвы всех молящихся в этом храме: грешных и обижаемых, теснимых врагами, нуждающихся в дожде и урожае, бедствующих от голода или моровой язвы, – чтобы услышал молитвы даже иноплеменников, когда они войдут в храм помолиться; чтобы Господь услышал и тех, которые, уйдя на войну и находясь вдали от родины, будут молиться, обратившись к храму, который построен имени Его. «Тогда, молится Соломон, услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них» (3Цар. гл. 8-я). «И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, которой ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во веки; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар. 9:1–3).

Но когда Сам Бог желает, чтобы Ему был построен храм, сектанты этого не хотят.

Так и мы, православные христиане, верим, что Бог не только в рукотворенных храмах живет, как думали язычники, а живет во всем мире, но в храмах особенное Его благодатное присутствие, потому-то и само Св. Писание как Ветхого, так и Нового Завета, ясно говорит, что Бог «в храме живет»: «И устроят они, говорит Бог Моисею, Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8). «И поставлю жилище Мое среди вас и душа Моя не возгнушается вами» (Лев. 26:11). «Он (Соломон) построил дом имени Моему» (2Цар. 7:13). «Я, говорит Соломон, построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» (3Цар. 8:13).

Сам Спаситель учил, что храм свят потому, что он – жилище Божие: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые, что больше: золото или храм освящающий золото?... Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Mф. 23:16–21).

Сектант:

5) Не нужно храмов, ибо Господь отвергает общественную молитву: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Mф. 6:6).

Объяснения православного:

5) Здесь Господь отвергает не общественную, а лицемерную молитву, что видно из предыдущего стиха приводимых сектантами слов Его: «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно, истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (ст. 5).

Не только св. Апостолы, молившиеся в храме (Лк. 24:53Деян, 22:17–18), но удостоившаяся похвалы от Христа бедная вдова, посещавшая храм и пожертвовавшая на него последние две лепты (Mк. 12:44) и оправданный в грехах после молитвы не дома, а в храме, мытарь (Лк. 18:10–14) очень сильно обличают неправду мудрствования сектантов о храме.

Сектант:

6) Первые христиане не имели храмов, а молились по домам: «И каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:46).

Объяснения православного:

6) Это не верно: в первые времена у христиан вместо храмов были особые предназначенные для общественной молитвы «горницы» и «молитвенные дома» (Деян. 16:13 и 20:8). Преломление же первенствующие христиане совершали «по домам» по той простой причине, что совершать его в храме Иерусалимском не веровавшие во Христа иудеи, конечно, им не позволили бы. А молиться св. Апостолы на первых порах ходили в храм Иерусалимский, что видно из приводимого же сектантами места книги Деяний: «И каждый день единодушно пребывали в храме» (см. еще 22:17–18).

Сектант:

7) Еще пророк Иеремия предсказывал, что в Новом Завете храмы не нужны будут: «Не надейтесь на обманчивыя слова: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» (Иер. 7:4).

Объяснения православного:

7) Этими словами Господь не отвергает храма, который Он назвал «жилищем» Своим, о котором Сам сказал, что Он «освятил» его, чтобы пребывать вмени Его там во веки. Здесь Господь грозит евреям тяжко наказать их за их грехи и предостерегает, чтобы они не надеялись, что Он пощадит их потому только, что у них есть святой храм Его: «Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме семь, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости... И ныне, так вы делаете все эти дела..., то Я так же поступлю с домом сим (то есть разрушу его), над которым наречено имя Мое» (Иер. 7:8–15).

И действительно, за грехи Израиля Господь привел в исполнение Свою угрозу: великолепный храм Соломонов до основания был разрушен Ассириянами, и народ был отведен в плен (1Цар. 5:12); но потом Господь смиловался над Израилем: народ возвращен был из плена, и Ездрою был выстроен новый «дом Господа Бога Израилева» (1Ездр. 1:1–3, 5:2), «дом Божий в Иерусалиме» (5:2). «И слава этого последняго храма была больше, нежели перваго, ибо в него пришел Желаемый всеми народами» (Агг. 2:6–9).

Итак, ясно, что в приводимых сектантами словах пророка Иеремии Господь не отвергает храма Господня и почитания его, а грозит Израильтянам лишить за их грехи величайшей их святыни, – храма Божия.

Сектант:

8) Отвергал, храм, как место общественной молитвы, и ап. Павел, когда говорил: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистыя руки без гнева и сомнения» (1Тим. 2:8).

Объяснения православного:

8) В приведенных словах ап. Павла нет даже упоминания о храме; Апостол выражает только желание, чтобы христиане на всяком месте воздевали при молитве руки, отбросив от себя гнев к людям и сомнение в вере. Православные христиане так и молятся, как велит Св. Апостол: они молятся на всяком месте – и в храме, и дома, и на полях, и в дороге, словом, – везде.

На всяком месте приносят они Богу и фимиам, чистую жертву: и в храме, и в степи, и на море, и дома, и на кладбище, воздевая при этом для крестного знамения руки во время молитвы.

Неудачно приведенные сектантами места Писания их же самих и обличают, ибо они ничего этого не делают, а, вопреки Писанию, учат, что не нужно ни рук употреблять при молитве, ни каждения фимиама.

Сектант:

9) Сам Христос отверг храм, когда сказал о нем одному из Своих учеников при выходе из храма: «Видишь сии великия здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мк. 13:1–2).

Объяснения православного:

9) Не мог Христос отвергнуть тот храм, о котором Сам сказал: «дом Мой дом молитвы наречется для всех народов» (Mк. 11:17). В приведенных словах Христа Спасителя высказано лишь пророчество о разрушении Иepyсалимского храма за неверие еврейского народа в пришедшего Мессию, а вовсе не о всех будущих христианских храмах, ибо Христос ясно говорит, когда произойдет это разрушение: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей (это поколение), как все сие будет» (Mк. 13:30).

Как во время прор. Иеремии Господь грозил разрушить за неверие и грехи Израиля храм Соломонов, так теперь Господь снова грозит за еще большее неверие иудеев, сделавших «дом Его вертепом разбойников», и за то, что Он «пришел к своим и свои Его не приняли» (Ин. 1:11), разрушить и второй храм, созданный во имя Его Езекией: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивавший посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст». (Mф. 23:37–38), «ибо придут на тебя дни, когда враги обложат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не останется в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:41–44).

Угроза и пророчество Христа исполнились: в 70 году по Рождестве Христовом римский полководец Веспасиан разрушил Иерусалим и сжег храм его; с храмом пропало и государство иудейское: евреи рассеялись «по всем народам от края земли до края земли» (Втор. 28:64). Исполнились и слова Господа, сказанные чрез пророков Иеремию и Иезекииля: «Я оставил дом Мой, покинул удел Мой, самое любезное для души Моей, отдал в руки врагов его» (Иер. 12:7). «Я отдал на поругание святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших, а сыновья ваши и дочери ваши, которых вы оставили, падут от меча» (Иез. 24:21. см. Пс. 73:3–4, 78:1–4).

Но исполнились и другие пророческие слова Христа. «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»: теперь где только христианский народ, там и храмы Божии. И у людей, у которых нет храмов Божиих, нет и истинной веры во Христа.

Божии храмы будут существовать у христиан до кончины мира, когда «откроется человек греха (антихрист), сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2:1–4). Вот ясное, обличающее сектантов место Св. Писания, показывающее, что и после разрушения Иерусалимского храма у истинных христиан будут существовать св. храмы до конца мира, до второго пришествия Христа – Судии мира.

Вопросы и ответы православного

1) Кто повелел людям строить храм Богу?

1) Сам Бог: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякаго человека, у котораго будет усердие, принимайте приношение Мне... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:1–8–9, 2Пар. 22:19).

«Господь сказал Давиду, отцу моему: у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это на сердце у тебя. Однако не ты построишь храм, а сын твой, который произойдет от чресл твоих, – он построит храм имени Моему» (2Пар. 6:8–9).

О новозаветных же храмах Сам Христос сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4:21): «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»(Mк. 11:17), то есть все христианские народы должны иметь дома Господни, или храмы Божии для молитвы.

2) Как Св. Писание называет храм Божий?

2) Оно называет его: а) «церковью», ибо в храме собирается живая церковь – верующие христиане: «Целый год собирались они (Св. Апостолы Павел и Варнава) в церкви и учили не малое число людей» (Деян. 11:26). «Слышу, что когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» (1Кор. 11:18–22 и 14:34–35);

б) «храмом Бога», созданным имени Его: «Сын твой, который произойдет от чресл твоих, – построит храм имени Моему» (2Пар. 6:9). «И отверзся храм Божий на небе и явился ковчег завета Его в храме Его» (Откр. 11:19). «Какая совместимость храма Божия с идолами?» (2Кор. 6:16).

в) «престолом Божиим»: «Слава Господа наполнила весь храм. И я слышал кого-то, говорящаго мне из храма, а этот муж стоял подле меня, и сказал мне: сын человеческий! Это – место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» (Иез. 43:5–7);

г) «жилищем Божиим» «И поставлю жилище Мое среди вас» (Лев. 26:11). «Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе. Это – покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его» (Пс. 131:3–5 и 13–14, Пс. 77:58–61, 2Пар. 29:6, Иез. 37:26–27);

д) «святилищем»: «И устроят они (Израильтяне) Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8, Пс. 95:6).

Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? (1Кор. 9:13 и Пс. 73:3, 77:68–69, Иез. 5:11, 12, 14, 37:26–27).

е) «домом Божиим» и «домом Отца»: «Ожидаете многаго, а выходит мало, и что принесете домой, то Я развею. За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении» (Агг. 1:5–11 и Mк. 11:17, Агг. 3:1). «Я оставил дом Мой, покинул удел Мой, самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его» (Иер. 12:7);

ё) «святым», освящающим другие предметы: «Боже, язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины» (Пс. 78:1, Исх. 30:1–29). «Безумные и слепые! что больше: золото или храм, освящающий золото»? (Mф. 23:16–17).

ж) «домом молитвы для всех народов»: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Mк. 11:17).

3) Откуда еще видно, что храм – место святое, что его нужно чтить, поклоняться и молиться пред ним?

3) «Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс. 92:5). «И сказал ему (Соломону) Господь: Я услышал молитву твою, о чем ты просил Меня (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар. 9:2–3, Исх. 40:9, 2Пар. 7:12–16).

«Воздвигните руки ваши к святилищу и благословите Господа» (Пс. 133:2, 3Цар. 8:38).

4) Откуда видно, что храм Божий чтили Христос и Апостолы?

4) «Иисус, вошед в храм, начал прогонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов; а вы сделали его вертепом разбойников»? (Mк. 11:15–17).

«И пребывали (Апостолы) всегда в храме, прославляя и благословляя Господа» (Лк. 24:53, Деян. 2:46). «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его» (Деян. 22:17–18). «Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24:11).

5) Откуда мы знаем, что искренние молитвы в храме спасительны?

5) «Да пошлет тебе помощь от святилища Своего и с Сиона да подкрепит тебя» (Пс. 19:3). «Два человека вошли в храм помолиться: один Фарисей, а другой мытарь... Сказываю вам, что сей (мытарь) пошел оправданным в дом свой» (Лк. 18:10–14).

6) Откуда мы знаем, что в храме – особенное присутствие Бога, что Бог живет преимущественно в нем Своею благодатью?

6) «Это место престола Моего и место стопам ног Моих» (Иез. 43:5); «самое любезное для души Моей» (Иер. 12:7): «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар. 9:2–3, Деян. 22:17–18).

«Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:21). «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище» (Ис. 57:15).

7) Где Писание учит, что нужно жертвовать на храм?

7) «Скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякаго человека, у котораго будет усердие, принимайте приношение Мне... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:1–8, Мал. 3:9–11).

«И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу: ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк. 12:41–44).

8) За что Бог разрушил сперва храм, выстроенный Соломоном, а потом Езекией?

8) За нечестие евреев и их неверие в пришедшего Мессию-Христа: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется дом ваш пуст»! (Mф. 23:37–38). «Ибо придут на тебя дни, когда враги обложат тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не останется в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:41–44).

9) Что сказал Христос о дальнейшей судьбе храма среди христиан?

9) Сказал, что вместо разрушенного Иерусалимского храма будут везде выстроены у христиан для молитвы другие храмы Божии: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4:21): «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Mк. 11:17).

10) До каких пор будут существовать у христиан храмы?

10) До конца мира и второго пришествия Христа, когда явится враг всего рода человеческого-антихрист, осквернитель храма Божия: «День тот (день второго пришествия Христа) не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, противящийся и превозносящийся выше всего, называемаго Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2:3–4).

Православный христианин! Твердо помни и не забывай, что только у неверующих во Христа и у несчастных сектантов, врагов Креста Христова, нет храмов Божиих, ибо о храме Своем Сам Христос сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мк. 11:17), а у них его нет.

Посещая храм Божий, вместе со св. Давидом смиренно молись: «Войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5:8).

«Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господа, стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего. Аллилуия! (Пс. 134:1–2).

«Благословен ты в храме святой славы Твоей, и прехвальный и преславный во веки» (Дан. 3:53).

«Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его» (Пс. 26:4)!



Источник: Кальнев М.А. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед. Одесса: «Славянская» тип. Хрисогелос, 1911. – 279 с.

Вам может быть интересно:

1. Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

2. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

3. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

4. Мои дневники. Выпуск 6 архимандрит Никон (Рождественский)

5. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

6. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

7. Размышления на пути к вере протоиерей Вячеслав Резников

8. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

9. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

10. Дорожные заметки на пути по Монголии в 1847 и 1859 гг. архимандрит Палладий (Кафаров)

Комментарии для сайта Cackle