Михаил Александрович Кальнев

9. О святом Елеосвящении

и кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5:14–15).

Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов.

Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете. Елей тогда приносили не только в жертву Богу (Быт. 28:18), (Исх. 29:40), (Лев. 2:4), (Чис. 28:12) и друг. и употребляли для освящения принадлежностей храма и богослужения (Исх. 30:23–29, 40:10–11), но и для освящения Богом людей, которым чрез елеопомазание подавались власть царская (1Цар. 15:1, 16:1), (3Цар. 1:34, 19:15), (4Цар. 9:1–6), право священства (Исх. 29:7, 30:30), (Лев. 16:32) и дар пророчества (3Цар. 19:16).

В Новом Завете елей употреблялся св. Апостолами для исцеления больных еще до страданий Спасителя: св. Апостолы, будучи посланы Христом на проповедь и получив власть больных исцелить и даже мертвых воскрешать (Mф. 10:8), «пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Mк. 6:12–13).

Очевидно, Христос уже после славного воскресения Своего, когда в течении 40 дней являлся ученикам Своим, уча их о Царствии Божием, установил для исцеления больных и получения ими прощения грехов особое таинство св. Елеосвящения, о котором, как об известном уже всем христианам, напоминает св. апостол Иаков, говоря: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15).

Таким образом по силе своего действия таинство Елеосвящения является одним из важнейших таинств Церкви, ибо в нем подается больному человеку не только исцеление его тела, но и души от грехов ее.

Сектант:

1) Мы не признаем, говорят молокане и духоборы, таинства Елеосвящения, ибо под «елеем» в словах ап. Иакова нужно разуметь духовный елей, то есть молитву о больных, а не масло; почему за больных мы молимся, но маслом их не мажем.

Объяснения православного:

1) Что в словах ап. Иакова под елеем должно разуметь молитву, а не масло, это – чистейшая выдумка, ничем не подтверждаемая, ибо в Св. Писании нигде молитва не называется елеем. Сам ап. Иаков отличает помазание елеем от молитв пресвитеров, что ясно видно из слов его: «пусть помолятся над ним (это – одно действие пресвитеров), помазав его елеем во имя Господне (это – уже другое их действие).

Если слово «елей» толковать в смысле «молитвы», то получится полная бессмыслица: «пусть помолятся над ним, помолившись над ним»... Понятно, почему молокане и духоборы отвергают Елеопомазание: потому что его должны совершать пресвитеры Церкви, которых у них нет и по названию.

Сектант:

2) Мы тоже, говорят штундобаптисты, не признаем Елеосвящения и помазания больных елеем, хотя о них молимся, – не признаем потому, что под словом «елей» нужно разуметь учение, или слово Божие.

Объяснения православного:

2) Цена этому учению штундобаптистов об Елеосвящении такая же, как и предыдущему о нем учению молокан и духоборов, ибо нигде учение, или слово Божие не называется в Писании елеем.

Затем, если под «елеем» разуметь «учение», как мудрствуют штундобаптисты, то опять выйдет бессмыслица, выйдет, что в учении, или слове Божием нуждаются только больные, а здоровым людям оно совсем не нужно, с чем и сами сектанты не согласятся.

Сектант:

3) Мы не признаем Елеосвящение за таинство, говорят иные из сектантов, ибо нет прямого указания в Писании, что Сам Христос его установил.

Объяснения православного:

3) Довольно того, что есть прямое указание на это таинство у св. Апостола Христова. Кто не верит Апостолам, тот не верит и Христу, ибо все учение Апостолов было проповедано ими по внушению Св. Духа, что видно, из слов Самого Христа: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13–15). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается» (Лк. 10:16), сказал Христос св. Апостолам.

Сектанты, отвергая учение ап. Иакова о таинстве св. Елеосвящения, отвергаются Самого Христа.

Сектант:

4) Почему у вас, у православных, не все больные прибегают к Елеосвящению?

Объяснения православного:

4) Одни – по неверию, другие – по нерадению к своему спасению, а третьи – в надежде выздороветь и очистить себя от грехов другими, Богом дарованными, таинствами св. Церкви – св. Покаянием и св. Причащением. Но если последние до некоторой степени извинительны, то первые и вторые, без сомнения, осуждаются Церковью, как неверные и теплохладные в вере сыны ее.

Сектант:

5) Если елеосвящение установлено Самим Христом, то почему не все, над кем оно совершено, выздоравливают, а часто умирают после него?

Объяснения православного:

5) Во-первых, – потому, что не имеют достаточно сильной веры в это спасительное таинство, в котором «молитва веры исцелит болящего», ибо Христос сказал: «по вере вашей да будет вам» (Mф. 9:29).

Во-вторых, что самое главное, – так Богу угодно: одних раньше, других позже призвать к себе из этого Мира. Для верующего христианина в таинстве Елеосвящения важно не столько выздоровление от болезни, сколько очищение, быть может, пред самою смертью от всех грехов своих.

Если таинство Елеосвящения понимать по-сектантски, – что верующий больной всякий раз после Елеосвящения непременно должен выздороветь, то нужно прийти и к тому нелепому выводу, что человек мог бы жить на земле вечно, лишь бы прибегал к св. Елеосвящению.

Сектант:

6) В словах ап. Иакова о помазании елеем больного и молитве над ним пресвитеров нужно разуметь, мудрствуют сектанты, совет, а не заповедь. Кто из больных хочет, тех пусть пресвитеры мажут елеем, а для не желающих этого достаточно и одной молитвы.

Объяснения православного:

6) Такое двусмысленное постановление об Елеосвящении сделали штундобаптисты на конференции (съезде), бывшей в немецкой колонии Рикенау, Таврической губернии, в 1882 году. В протоколе этой конференции сказано: «конференция предоставляет каждой общине поступать так, как будет желательно больному, – с елеопомазанием и молитвой призывать Господа, или только с одной молитвой без елеопомазания».

Ложь этого учении сектантов об Елеосвящении для всех очевидна: ап. Иаков не учит, что бы над больным пресвитеры Церкви только молились, не помазывая его елеем, или чтобы от больного зависело совершать над ним помазание елеем или нет, а учит вот как: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне».

Как произнесение слов: «Приимите, ядите» и т. д. без хлеба и вина не составят таинства Причащения, а одни слова «Крещается раб Божий во имя Отца, и Сына, и Св. Духа» без погружения в воду не составят таинства св. Крещения, так и одна молитва пресвитеров Церкви над больным без помазания его елеем не составит таинства Елеосвящения, спасительного для тела и души больного.

Это прекрасно понимают и сами сектанты, почему часто и спорят о необходимости Елеосвящения с помазанием больного маслом; но им теперь стыдно завести у себя подобие того таинства, которое они, вопреки ясному учению слова Божия, до сих пор отвергали.

Если, наконец, сектанты считают слова ап. Иакова об Елеопомазании за совет, то почему же они не следуют хотя бы и совету апостола Христова? Очевидно, потому, что считают в тот совет для себя лишним, ставят свое мнение выше учения св. Апостола.

Не слушая слов ап. Иакова об Елеосвящении, сектанты напрасно называют себя «евангельскими христианами» и последователями Христа, ибо, повторяем, Спаситель Сам сказал св. Апостолам: «Слушающий вас Меня слушает; и отвергающиеся вас Меня отвергается» (Лк. 10:16).

II. Ответы и вопросы православного

1) Кем и когда установлено таинство св. Елеосвящения?

1) Еще первый раз посылая на проповедь св. Апостолов, Христос дал им повеление больных исцелять, мертвых воскрешать, прокаженных очищать и бесов изгонять, и Апостолы, сказано в Евангелии, «пошли и проповедывали покаяние, изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Лк. 6:12–13).

Установил же Христос Елеосвящение, как таинство, очевидно, уже после славного воскресения Своего, когда устроял Церковь Свою, «в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3).

Вот почему ап. Иаков говорит об Елеосвящении, как таинстве всем христианам уже известном, когда учит их: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго в восставит его Господь; в если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15).

2) Откуда видно, что Елеопомазание есть св. таинство, а не простое помазание маслом больного?

2) Это видно из того, что обыкновенное помазание маслом больного мог бы сделать всякий человек, особенно врач, а св. Апостол велит призвать к нему «пресвитеров Церкви», которые должны мазать больного «во имя Господне», как и крещение они должны совершать «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Особенно же видно это из дальнейших слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему»: от простого врачебного помазания елеем больной может получить только выздоровление, но не прощение грехов.

3) Для чего установлено таинство св. Елеосвящения?

3) Для исцеления больных от недугов тела и для отпущения их грехов, как это ясно видно из приведенных слов ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго; и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, отпустятся ему».

4) Над кем, следовательно, должно совершать св. Елеосвящение?

4) Над всеми больными, а не только над умирающими, как ложно учат об этом католики, называя св. Елеосвящение последним, напутствующим умирающих, таинством, ибо не говорит св. Апостол: «если кто умирает из вас» и т. д., а говорит: «Болен ли кто из вас» и т. д.; и далее учит, что «молитва веры исцелит болящаго и восставит его Господь», чего не мог бы он сказать об Елеосвящении, если бы оно совершалось только над умирающим уже человеком; для этого существуют другие спасительные таинства – св. Покаяние и св. Причащение.

5) Кто имеет право совершать св. Елеосвящение?

5) Законно рукоположенные епископы и пресвитеры Церкви, «как служители Христовы и домостроители тайн Божиих» (1Кор. 4:1), поставленные для этого Самим Христом в основанной Им Церкви чрез преемственно идущее от Апостолов рукоположение (Еф. 4:11–13). У католиков это таинство совершают одни только епископы, но и это они делаюсь вопреки слову Божию, что ясно видно из слов ап. Иакова: «пусть призовет, говорит он о больном, пресвитеров Церкви».

Об Елеосвящении, как святом таинстве, врачующем и тело и душу больного христианина, учили отцы и учители Церкви первых ее веков. Особенно ясно учат о нем отцы Церкви пятого века: Виктор, пресвитер антиохийский, Цезарий писатель церковный, Иннокентий, папа римский и другие.

Цезарий так, например, пишет: «всякий раз, как постигает какая-либо болезнь, пусть больной примет Тело и Кровь Христову и помажет тело свое, чтобы исполнились на нем слова Писания: «Болен ли кто из вас» и т. д. Видите, братие, кто в болезни прибегает к церкви, тот удостаивается получить и здравие тела и отпущение грехов» (Догм. Макария т. 2).

Еще раньше указанных отцов и учителей Церкви учил о св. Елеосвящении св. Иоанн Златоуст; говоря о способах отпущения грехов священниками, он пишет: они делают его (отпущение грехов) не только посредством молитв, не только возрождают нас крещением, но и имеют власть разрешать от грехов и после сего возрождения соделанных, как сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви» и т. д.

Еще раньше И. Златоуста учил о св. Елеосвящении св. Кирилл Иерусалимский порицая волшебства и наставляя христиан относительно молитв, он учит: «При этом я напоминаю тебе еще слова Божественнаго Писания: «Болен ли кто из вас» и т. д. Слова: «я напоминаю тебе» показывают, что современным св. Кириллу христианам таинство Елеосвящения было известно.

Ориген, живший в третьем веке, говоря о таинстве покаяния, учит: «в сем исполняется и то, что сказал ап. Иаков: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и да возложат на него руки, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15).

Все сектанты, не имея законных пастырей Церкви, сами себя лишают возможности врачевать и тело и душу в великом таинстве св. Елеосвящения. Но ты, православный христианин, благодаря милосердного Господа за дарованное Им духовное врачевство, прибегай к Нему во всякой твоей болезни, помня слова св. ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго; и, если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15).



Источник: Кальнев М.А. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед. Одесса: «Славянская» тип. Хрисогелос, 1911. – 279 с.

Вам может быть интересно:

1. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

2. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

3. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

4. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

5. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

6. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

7. Мои дневники. Выпуск 4 архимандрит Никон (Рождественский)

8. Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

9. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

10. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

Комментарии для сайта Cackle