Источник

Глава III. Органы высшего управления в поместных автокефальных церквах

Органы управления поместными автокефальными церквами могут быть как единоличные – митрополиты, патриархи, т. е. епископы, облечённые высшею церковно-правительственною властью, – так и коллегиальные – соборы епископов .

§41. Митрополиты и патриархи

Указание на существование самостоятельных поместных. церквей и епископов с высшею церковно-правительственною властью мы находим уже в Апостольских правилах.58 В первой половине IV века институт митрополитов и провинциальных соборов представляется уже совершенно развитым.59

Митрополитам, по церковным правилам, принадлежит: 1) сознание областных соборов и председательствование на них, при чем, без присутствия митрополита, определения таких соборов не могли иметь законной силы; 2) надзор и руководство при избрании епископов; 3) рукоположение, совместно с другими епископами, нового епископа; 4) руководство и надзор за церковными делами всех подчинённых ему епископий; 5) посещение подчинённых епархий; 6) принятие жалоб на епископов и апелляций на епископский суд; 7) выдача отпускных грамот епископам, имеющим надобность на время оставить сбои епархии, и письменных разрешений на путешествие в столицу епископам, желающим иметь личное объяснение с императором по делам церковным; 8) митрополит был посредствующим органом в сношениях своей церкви с церквами других провинций и с светскою властью.

Но, как видно из церковных правил, власть митрополита не была неограниченною: 1) в делах, касающихся целой области, он не мог решать ничего без согласия подчинённых ему епископов; 2) сам митрополит обыкновенно был избираем и поставляем епископами своей области и подлежал, как и остальные епископы, суду областного собора; 3) митрополит мог действовать в епархии подчинённого ему епископа только как высший администратор, но не как архиерей, именно, он не имел права ни рукополагать клириков в чужой епархии, ни учить, ни совершать священнодействий, разве только с согласия местного епископа.

Вследствие нового административного деления греко- римской империи при ими. Константине В. некоторые из прежних метрополий, т. е. главных городов провинций, возвысились на степень главных городов округа (диэцеза), заключавшего в себе несколько провинций. Это новое деление отразилось и на церковной организации: явилась новая инстанция церковного управления, соответствующая гражданскому диэцезу, которая называлась сначала экзархатом, а потом получила название патриархата.

Первенствующее положение, благодаря новому административному делению, получили епископы пяти городов: Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима, получившие название патриархов. Иерархический порядок, т. е. старшинство патриарших кафедр было определено окончательно на Трулльском соб. 692 г.60

Права патриархов , по церковным правилам, следующие: 1) патриарх утверждал митрополитов, избранных областными соборами, и рукополагал их; 2) он имел право руководства и надзор за церковными делами своего патриархата; 3) – право производить суд по жалобам на митрополитов и по апелляциям на суд митрополитов; 4) имел право ставропигии, т. е. мог посылать сбой патриарший крест при основании какой-либо церкви или монастыря в одной из епархий в границах своего округа, вследствие чего эта церковь или монастырь становились под его непосредственную власть и не имели уже зависимости от местного епископа; 5) являлся посредствующим органом между церковью и государством и обнародовал церковно-государственные законоположения.

Но и патриархи управляли своими округами не единолично, а при содействии состоявших при них постоянных соборов или синодов (σύνοδος ενδημούσα), к участию в которых привлекались не все епископы и митрополиты, подведомственные патриарху, а только те из них, которые по каким либо обстоятельствам пребывали (ενδημουντες) в резиденции патриарха.

В IX в. на Востоке появляется так наз. теория пяти чувств, по которой церковь Христова сравнивается с человеческим организмом. Как человеку Бог дал пять чувств, которыми он руководствуется в своей жизни и из которых каждое в отдельности исполняет своё назначение, так точно церковному организму Бог даровал пять патриархов, которыми руководится тело церкви и из которых каждый в отдельности имеет подлежащую ему компетенцию иди сферу деятельности. По теории все пять патриархов равны между собою, но на деле права власти патриархов Рима и Константинополя (особенно после завоевания Византийской империи турками в 1453 г.) неизмеримо возвышались над правами прочих патриархов .

В течении XVIII и XIX стол. юрисдикция константинопольского патриарха в территориальном отношении значительно сузилась, так что в настоящее время власть его простирается только на греческое население балканского полуострова, подчинённое турецкой власти. Число паствы прочих патриархов – александрийского, антиохийского (имеющего теперь пребывание в Дамаске) и иерусалимского (живущего большею частью в Константинополе) далеко не соответствует их пышным титулам: оно колеблется между 10–30 тысячами.

§42. Организация высшего управления в русской церкви. Строй высшего управления при всероссийских митрополитах и патриархах

Русская церковь в продолжении истории своего существования последовательно прошла через все виды устройства поместной церкви. В первые пять веков (988–1589) она представляла собою митрополию; затем, в период времени (1589–1721) имела устройство патриаршее; наконец, со времени учреждения св Синода в. 1721 г. – устройство синодальное.

Со времени введения христианства в России, русская церковь составляла митрополию константинопольского патриарха, которому принадлежали по отношению к ней следующие права:

1) Право проставления и посвящения митрополитов для русской церкви, при чем митрополит обыкновенно посылался в Россию из Константинополя от патриарха, или же (в виде исключения) избирался на Руси и путешествовал отсюда в Константинополь для утверждения и посвящения. Правило о непринятии и непризнании митрополитом того, кто не будет поставлен из Константинополя, было внесено даже в архиерейскую присягу.

2) Право высшего надзора над русской церковью. Русские митрополиты время от времени являлись в Константинополь, давали отчёт в своём управлении, советовались с патриархом по важнейшим вопросам, или же сносились по этим делам письменно, или через посланных. В случае личной явки в Константинополь, русский митрополит принимал участие в заседаниях константинопольского патриаршего синода.

3) Право получения дани. Во внутренние дела русской церкви патриарх, вообще, не вмешивался, предоставив ей в этом отношении большую самостоятельность. – Полною же независимостью, если не de iurе, то de facto, русская церковь стала пользоваться с половины XV в., когда константинопольский патриарх и с ним другие восточные патриархи, принимая во внимание бедственное положение своего отечества под владычеством турок и трудность для русских посещать Константинополь по делам церковным, исполнили давнее желание русской церкви и предоставили собору русских епископов право поставлять митрополита русской церкви. (Первым таким митрополитом был Иона, поставл. в 1448 г).

Митрополиту, стоявшему во главе управления русскою церковью, принадлежали следующие права:

1) Право созывать соборы, председательствовать на них и приводить в исполнение постановления соборов.

2) Надзор и руководство при избрании и рукоположении нового епископа.

3) Руководство и высший надзор за управлением во всех епархиях русской церкви. Он имел право вызывать к себе епископов и требовать от них отчёта по управлению епархией, иногда же и сам предпринимал путешествия для личного обозрения епархий. Кроме того, митрополит русской церкви имел громадное государственное значение; он был выразителем сознания церковного общества перед государством, посредником между князьями и, располагая правом непосредственных сношений с ними, обращался к ним и к народу с воззваниями и пастырскими поучениями.

При кафедре русского митрополита постоянного собора не было, но в важнейших случаях он созывал временные соборы епископов и прочего именитого духовенства. При самом поставлении своём, епископы давали митрополиту обещание являться по его зову на собор, не обращая внимания на препятствия со стороны светских властей, если бы таковые случились.

В 1589 г. учреждено было на Руси патриаршество. С этого времени русская церковь не только de facto, но и de iure стала независимою от Константинопольской.

При учреждении патриаршества, было предположено дать русской церкви вид полного патриаршего округа, с подразделением его на митрополичьи округа, а этих последних – на епархии, но предположение такого устройства, возобновлявшееся на соборах 1667 и 1682 гг., не получило осуществления. Таким образом, кроме преимущества чести, новое патриаршее достоинство не прибавило первосвятителю русскому новой власти и особых прав по управлению русскою церковью, сравнительно с властью и правами прежнего митрополичьего достоинства.

Избрание патриарха происходило на соборах, в которых принимали участие все епархиальные архиереи и настоятели первоклассных монастырей, а утверждение принадлежало царю.

Соборы в патриарший период русской церкви были двух видов: одни из них назывались великими; другой же вид составляли соборы «из прилучившихся» в Москве епископов. На великие соборы приглашались все епархиальные архиереи, настоятели монастырей и представители от всей русской церкви (как напр., это было при избрании нового патриарха); а на соборах «из приучившихся» епископов присутствовали только епископы, временно пребывавшие в Москве, или приглашённые патриархом по особой надобности.61

По примеру управления гражданского, при патриаршей кафедре существовали следующие приказы.

1) Патриарший разряд. Здесь сосредоточивались дела по замещению разных духовных должностей и выдавались вновь определённым на должность лицам настольные грамоты; здесь же производился и суд над лицами духовными. Заведывали патриаршим разрядом светские чиновники – боярин с дьяками и подьячими; но Б. Московский собор 1 667 г. (как и Стоглавый соб. 1551 г.) нашёл неприличным, чтобы лиц духовных судили светские чиновники и повелел поручать рассмотрение дел, по которым судились духовные лица, духовным судьям. Вследствие этого постановления, повторенного и на соборе 1675 г., патриарший разряд был разделён на два отделения: одно для суда над лицами светскими, под управлением бояр и дьяков, другое – для суда над лицами духовными, под ведением духовных сановников. Последнее отделение получило особое название «духовного приказа».

2) Казённый приказ. Он заведовал различными сборами, поступавшими в патриаршую казну. Во главе его стоял казначей, обыкновенно из монахов.

3) Дворцовый приказ. Он управлял принадлежавшими патриарху недвижимыми имуществами и хозяйством патриаршего дома; в его ведении находились также все светские патриаршие чиновники и вся прислуга при патриаршем доме и в его имениях. Во главе его стоял дворецкий, назначавшийся иногда патриархом, обыкновенно же Государем – из государевых или патриарших бояр.

4) Приказ церковных дел, до патриарха Иоакима (1674–1690) называвшийся тиунскою избою. Приказ церковных дел наблюдал за церковным благочинием в Москве, делал распоряжения об явке духовенства известных приходов на крестные ходы и следил в особенности за т. наз. «волочащимися» попами, или крестцовым духовенством.

§43. Св. Правительствующий Синод; его происхождение, устройство и власть

В царствование Петра Вел. единоличное патриаршее управление русской церкви было заменено коллегиальным – синодальным.

В Духовном Регламенте Петра В. (1720 г.) весьма обстоятельно и откровенно представлены причины такой замены. Преимущества соборного управления перед единоличным состоят, по Духовному Регламенту, в следующем:

1) Собор может вернее найти истину в всех делах, чем одно лице.

2) Определения и решения власти соборной авторитетнее, чем решения власти единоличной.

3) При единоличном правлении часто случается проволочка и остановка в делах вследствие многочисленности занятий, или по личным обстоятельствам правителя; а в случае его смерти, течение дел вовсе прекращается.

4) Решения нескольких лиц гораздо беспристрастнее, чем одного лица.

5) Сильным мира труднее влиять па несколько лиц, чем на одно лицо.

6) От соборного правительства государство не будет опасаться мятежей и смут, которые происходят от одного духовного правителя.

7) Синод может судить своих собственных членов (в том числе и первенствующего члена); для суда же над единоличным правителем необходимо было призывать восточных патриархов, что сопряжено с большими затруднениями и издержками.62

8) Синодское управление составляет как бы школу духовную: лица, заседающие в Синоде, могут постепенно научиться здесь духовной политике и «приобретать повседневную опытность к лучшему управлению Домом Божиим».

Однако Петр Вел. не мог одною своею властью уничтожить патриаршество и заменить его коллегиальным управлением. Как государственное учреждение, Синод мог, конечно, возникнуть по воле одного Государя, но как высший церковный орган он нуждался в утверждении патриархов. Синод был открыт первоначально (в 1721 г.), без разрешения патриархов, но члены его, хотя и вступили в отправление обязанностей, прямо говорили, что сомневаются в его действительности. Поэтому Петр Вел. вступил в сношения с Константинопольским патриархом Иеремиею III и просил его, по совещании с другими патриархами, признать наш Синод за высшее церковное правительство в России. Патриарх долго медлил своим ответом, и только в 1723 году он составил грамоту, в которой называет Св. Синод своим «возлюбленным о Господе братом» и подтверждает, что он имеет право творить и совершать все, что могут творить и совершать в своих церквах четыре апостольские патриарха. Таким образом в каноническом смысле св. Синод является постоянным духовным собором, равным по своей власти с четырьмя вселенскими патриархами и потону имеющим их титул «святейший».

По Духовному Регламенту, св. Синод должен был состоять из 12 членов, избираемых из архиереев, архимандритов, игуменов и протопопов, при чем только трое из них должны быть непременно из архиереев. Однако манифест об учреждении Духовной Коллегии 25-го января 1721 г. повелевает заседать в ней лишь 11-ти членам: президенту, двум вице-президентам, четырём советникам и четырём асессорам. – После смерти Петра Вел., в 1726 г., президент стал называться первенствующим членом, а прочие присутствующие – членами Синода. – По штату 1763 г. (при Екатерине II), положено быть в св. Синоде трём архиереям, двум архимандритам и одному протоиерею.

В настоящее время личный состав Присутствия св. Синода состоит, по штату 9-го июля 1819 г., из семи лиц, исключительно архиереев, из которых один называется «первенствующим членом»; прочие «членами» и «присутствующими». Члены назначаются пожизненно именными Высочайшими указами, даваемыми св. Синоду, обыкновенно из митрополитов и из старейших архиереев. Присутствующие вызываются Высочайшими повелениями из числа епархиальных архиереев для временного присутствования в Св. Синоде, впредь до объявления Высочайшей воли об обратном их возвращении в свои епархии. Таким образом современный состав Синода вполне соответствует церковным канонам, по которым членами собора могут быть только епископы. – При вступлении своём в должность, они дают присягу по форме установленной ими. Петром Великим. – Ни члены, ни присутствующие в Св. Синоде не освобождаются от управления вверенными им епархиями; но, по указу 14 октября 1865 года, св. Синодом может быть разрешена им временная отлучка из С.-Петербурга в их епархии.

Заседания Присутствия Св. Синода происходят три раза в неделю (в понедельник, в среду и в пятницу), исключая летнего времени (когда число заседаний сокращается) и некоторых недель великого поста. Для решения дела требуется согласие всех членов, при чем первенствующий член имеет равный с прочими голос; в случае же разногласия, по представлению Обер-прокурора, дело докладывается Государю.

Как власть законодательная в русской церкви, св. Синод:

1) издаёт постановления, касающиеся сохранения, утверждения, распространения православной веры и возвышения религиозно-нравственной жизни православных христиан;

2) устанавливает в русской церкви чествование святых, новые праздники и посты; вводит новые церковные службы, молитвословия и церковные обряды (напр. крестные ходы), или исправляет существующие;

3) изъясняет каноны Вселенской церкви, согласно с основными положениями и преданиями церкви. Вое постановления Св. Синода получают в государстве силу закона, с соизволения и утверждения Государя.

Кроме того, св. Синод участвует в законодательстве государства по предметам, касающимся вместе духовных и светских дел.

Как высшей административной власти, св. Синоду принадлежит высший надзор за благоустройством и благосостоянием русской церкви, за всеми её учреждениями и лицами и за церковною собственностью.

В частности административная власть Синода обнаруживается в следующем:

1) он избирает кандидатов в епископы и протопресвитера военного и морского духовенства, поставляет во епископы, назначает и увольняет настоятелей ставропигиальных монастырей, ректоров духовных академий, членов Духовно-учебного Комитета, утверждает ректоров семинарий, членов консисторий, инспекторов академий и семинарий, членов цензурного комитета, наместников лавр и др., утверждает в степени доктора богословия;

2) возводит в степень архимандрита, игумена и протоиерея; представляет духовных лиц к Высочайшим наградам и сан награждает благословениями и другими знаками отличия;

3) открывает новые епископии и викариатства, переводит епископов с одной кафедры на другую, принимает меры, в случае неисцелимой болезни или дряхлости епископа, препятствующей ему заниматься делами управления, разрешает учреждение монастырей, новых приходов и причтов, а также всякое изменение в положенном штате приходского причта;

4) разрешает пострижение в монашество на штатные вакансии и добровольное сложение духовного сана и монашества;

5) заведует через Хозяйственное Управление при св. Синоде церковным имуществом;

6) разрешает капитальную перестройку и распространение церквей древних (т. е. построенных ранее ΧVΙΙΙ в.), или же замечательных по зодчеству и историческим воспоминаниям, а также церквей столичных, разрешает устройство домовых церквей;

7) разрешает вырубку для продажи участков леса из дач, принадлежащих архиерейским домам и монастырям, отчуждение недвижимых церковных имуществ отходящих под линии железных дорог и их сооружения, а также ^заимствования из сумм , принадлежащих известной церкви или монастырю;

8) имеет высшее руководство и надзор за церковно- приходскими школами.

Кроме того, св. Синод приводит в исполнение Высочайшие повеления и даёт окончательное разрешение в недоуменных случаях, касающихся церковного управления и, вообще, во всех важнейших церковных вопросах и делах.

Как высший духовно-судебной власти св. Синоду принадлежит:

1) окончательный суд по делам, подлежащим ведению духовного суда, членов Синода, архиереев и настоятелей непосредственно зависящих от него соборов и монастырей;

2) окончательное решение дел по апелляциям и частным жалобам на епархиальные духовные суды; пересмотр решений и окончательное определение по бракоразводным делам;

3) наложение высшего церковного наказания – отлучения от церкви всякого члена её.

Наконец, св. Синод является посредником в сношениях русской церкви с правительственною властью других поместных церквей.

§44. Обер-прокурор Св. Синода

Указом от 11 мая 1722 г. Петр Вел. предписал Сенату «в Синод выбрать из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать и быть ему Обер–прокурором». В инструкции Обер-прокурору он назван «оком государевым» и «стряпчим о делах государственных». Он должен был сидеть в Синоде и «смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил и во всех делах, которые к синодскому рассмотрению и решению подлежат, истинно и ревностно, и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам, отправлял, дабы Синод в своём звании праведно и нелицемерно поступал, дабы в Синоде не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись». Неправильные решения дел Обер-прокурор обязан останавливать и доносить о том Государю.

С течением времени, значение и власть Обер-прокурора ещё более возвысились. Между прочим, в 1835 г. указано было приглашать его, как представителя духовного ведомства, наравне с министрами и главноуправляющими отдельными частями, в Государственный Совет и в Комитет Министров для нужных объяснений по делам ведомства Св. Синода; а в 1865 г. (13 декабря), вследствие усложнения обер-прокурорских дел, Высочайше утверждена особая должность товарища Обер-прокурора Св. Синода с правами и обязанностями, присвоенными товарищам министров.

По действующему законодательству, Обер-прокурор есть представитель государственной власти в Св. Синоде и посредствующее лицо между Синодом, с одной стороны, и Верховною властью, а также центральными государственными установлениями, с другой. В ведении Обер-прокурора, кроме некоторых учреждений при Св. Синоде (Канцелярии Св. Синода, Хозяйственного Управления, Контроля Св. Синода, Синодальных Контор, Учебного Комитета и Синодальных Типографий) состоят прокуроры синодальных контор и секретари духовных консисторий, чрез которых он следит за исполнением законных постановлений по духовному ведомству. Обер-прокурор назначается и увольняется Высочайшим именным указом; по делам своей службы отвечает только перед Государем. В ряду государственных высших сановников он сравнен с министрами.

§45. Учреждения при Св. Синоде

При Св. Синоде со времени его возникновения существовали и ныне существуют некоторые установления, как составные части главного управления русской церкви. В первые годы существования Синода число их простиралось до 12-ти, но, затем, постепенно сокращаясь, во второй половине ΧVIII в. оно дошло до 3-х. С 1889 г. число это снова стало возрастать.

В настоящее время существует 10 учреждений при Св. Синоде: 1) Канцелярия Св. Синода, 2) Канцелярия Обер-прокурора, 3) Хозяйственное управление при Св. Синоде, 4) Контроль Св. Синода, 5) Учебный Комитет при Св. Синоде, 6) Духовно-училищный Совет, 7 и 8) Синодальные типографии – С.-Петербургская и Московская, 9 и 10) Синодальные конторы – Московская и Грузино-Имеретинская.

Московская Синодальная Контора. В первое время своего существования Св. Синод нередко должен был переезжать в Москву, где и продолжал сбои заседания. При возвращении в С.-Петербург, он оставлял в Москве несколько членов своих для окончания некоторых дел; эти члены и составили из себя синодальное отделение. Кроме того, в Москве должно было существовать особое управление для заведывания бывшею патриаршею епархию, перешедшею теперь в ведение Св. Синода. Так образовалась Московская Св. Правительствующего Синода Контора.

Присутствие Конторы составляют Первоприсутствующий, которым является Митрополит Московский по самому своему званию (а в его отсутствие его викарий) и обыкновенно 2 члена. Канцелярия Конторы находится под начальством Прокурора Синодальной Конторы.

Круг ведомства Конторы в настоящее время не обширен: её ведению подлежат московские соборы (за исключением Большого Успенского) и все ставропигиальные монастыри в Москве, а также московский синодальный дом с его церковью и синодальною ризницею; ей же принадлежит надзор за прибывающим в Москву белым духовенством и за монашествующими лицами всех московских монастырей, а также предоставлено право освящать св. миро и рассылать его по епархиям .

Грузино-Имеретинская Св. Правительствующего Синода Контора учреждена в 1814 г. и состоит , под председательством Экзарха Грузии, из четырёх членов (трёх архимандритов и одного протоиерея). При ней состоят также Прокурор и Канцелярия.

Круг деятельности этой Конторы обширнее, чем конторы Московской: ей принадлежит общее управление церковными делами и церковными имуществами в Закавказском крае, избрание и представление св. Синоду кандидатов на архиерейские кафедры, решение дел о недействительности и растерявши браков, с предоставлением недовольным права апеллировать в св. Синод, а также суд над духовными лицами и мирянами. О своих распоряжениях она доносит св. Синоду.

* * *

58

В 34-м Апост. правиле читаем: «Епископам всякого народа (т. е. автокефальной поместной церкви) подобает знати первого в них , и признавати его, яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его Епархии, и до мест к пей принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие»...

59

4 пр. 1-го всел. Никейск. соб. 325 г.

60

З6-е пр.

61

Такие соборы напоминают собою σύνοδος ενδημούσα константинопольского патриарха.

62

Петр Вел. имеет здесь в виду суд над патриархом Никоном.


Источник: Краткий очерк церковного права / Проф. М. Красножен. – Юрьев : Тип. К. Маттисена, 1900. – 160 с.

Комментарии для сайта Cackle