Источник

Глава ΙΙ. Органы церковной власти

§33. Общие замечания

Церковь, обнимающая, по учению Христа, территорию всего мира – отсюда происходит название её «вселенская» – разделяется на несколько отдельных или поместных церквей. Каждая поместная церковь, получающая свою иерархию из себя самой, называется автокефальною церковью, т. е. независимою от других церквей. Поместная церковь, в свою очередь, распадается на несколько частей или епархий, число которых обусловливается обширностью поместной церкви.

Церковно-правительственная власть в церкви связана с высшею степенью священства, т. е. со степенью епископа. Во главе каждой епархии стоит епископ, управляющий её в союзе и в зависимости от церковно-правительственной власти поместной автокефальной церкви. Органы этой последней власти могут быть, как единоличные (митрополиты, патриархи), так и коллегиальные – соборы епископов.

Церковно-правительственная власть во вселенской церкви, по учению Православной церкви, принадлежит епископату в его целом составе; по учению же церкви католической – исключительно папе, как преемнику ап. Петра.

§34. Епархия. Епархиальный епископ. Избрание и поставление епископа

Епархией называется точно определённая церковными и государственными законами часть территории государства, состоящая из совокупности церковных обществ или приходов и составляющая часть поместной церкви. В истории церкви можно проследить постоянное стремление церковной власти к разделению церкви по епархиям , сообразно административному разделению государства.

В древней Руси епархии обыкновенно совпадали или стремились к совпадению с княжествами, при чем удельные князья всегда заботились о том, чтобы иметь своего епископа. С приобретением государством новых владений, в них открывались и новые епархии (так было в Казани, в Астрахани). В конце XVI и в начале XVII в, предположено было новое разделение русской церкви на епархии; но осуществлено было это новое деление лишь в ХVIII в., при Петре I и Екатерине II, при чем до царствования императора Павла границы губерний не совпадали с границами епархий. – В нынешнем столетии, с открытием новых губерний, открывались и новые епархии, так что в настоящее время почти каждой губернии соответствует епархия. Исключение составляет Прибалтийский край, составляющий одну епархию; Кавказ, в котором число епархий меньше числа губерний, и Финляндия, составляющая в настоящее время тоже одну епархию.

По действующему законодательству, право открывать новую епархию принадлежит государственной власти, при чем проект открытия новой епархии составляется в св. Синоде.

Главою епархии является её епископ. По древнецерковным правилам, порядок избрания в епископы был следующий: в тот город, куда нужно было поставить епископа, собирались, но приглашению митрополита, все подчинённые ему епископы. Избрание происходило в присутствии всего местного клира и народа, который мог выставить своего кандидата и, во всяком случае, должен был свидетельствовать о достоинстве избираемого. Собор подвергал кандидата испытанию (сущность которого состояла в удостоверении в том, удовлетворяет-ли избранный кандидат условиям, требуемым церковными правилами) и хотя мог не утвердить народного выбора, но никоим образом не мог рукоположить лице, местной церкви неугодное (nullus invitis detur episcopus). – Впоследствии участие мирян в избрании епископа было ограничено (13-м пр. Лаодик. соб.). – При императоре Юстиниане учреждены были избирательные коллегии из местных клириков и лучших граждан, которые должны были избирать трёх кандидатов с тем , чтобы выбор одного из них и самое рукоположение было предоставлено собору. В IX в. миряне окончательно устранены от епископских выборов. С этого времени епископы избираются собором, под председательством митрополита, которому принадлежало право окончательного избрания одного из трёх, указанных собором, кандидатов.

У нас в России форма избрания в епископы в различные эпохи нашей истории значительно видоизменялась. По Духовному Регламенту Петра Великого, св. Синоду предоставлено право выбирать трёх кандидатов и представлять утверждение одного из них на усмотрение Императора. – Относительно акта рукоположения в епископы соблюдается то основное каноническое правило, чтобы оно совершалось собором епископов – по крайней мере, тремя и ни в каком случае не менее, как двумя епископами. (Ап. пр. 1.)

§35. Содержание и границы епископской власти

В пределах своей епархии, епископ является:

1) Главным религиозным учителем и выразителем религиозного сознания церковной общины. Ему принадлежит во всей полноте право проповедывания в своей епархии и от него исходит право проповеди, принадлежащее священникам, так что, помимо епископа и без его ведома, никто не может проповедовать в церквах его епархии. Епископ руководит православными миссиями в епархии, утверждает братства для распространения веры и противодействия расколу, разрешает издание сочинений и брошюр религиозно-нравственного содержания, за исключением таких, которые не могут быть печатаемы без разрешения св. Синода.

Кроме проповеди, епископ наблюдает за религиозным просвещением своей паствы: ему подчинены все духовно – учебные заведения епархии и принадлежит контроль во всех светских учебных заведениях; в заведывании и на попечении его находятся также церковно-приходские школы для народа, для ближайшего руководства которыми он назначает наблюдателей, по своему личному усмотрению, из наиболее способных и благонадёжных священников.

Наконец, в качестве блюстителя чистоты веры и нравственности, епархиальный епископ охраняет свою паству от суеверий и отпадения от православной веры.

2) Как главный первосвященник, епископ имеет право совершать в пределах своей епархии все священнодействия; некоторые же из священнодействий (рукоположение на все церковно-иерархические степени, освящение новоизданных церквей или, по крайней мере, антиминса для них) могут быть совершаемы исключительно епископом.

3) Епископ есть главный администратор, блюститель церковного порядка и судья в своей епархии.52

Так как власть каждого епископа ограничена пределами его епархии, то всякому епископу запрещается – самовластно действовать в чужой епархии, именно, проповедовать и совершать богослужебные акты, в особенности же, рукополагать клириков и присваивать чужие приходы. Кроме того, каждый епископ обязан подчиняться высшей церковной власти.

Епископ теряет свой сан: 1) пострижением в схиму (особый вид монашества, обязывающий не выходить из монастыря, вести строго аскетическую жизнь, и лишающий права принимать должности, соединённые с властью); 2) низвержением по суду; 3) в случае добровольного сложения сана.

§36. Лица и учреждения, состоящие при епархиальном архиерее

Викарные епископы.

Викариями называются епископы, не имеющие самостоятельной епархии и состоящие при епархиальных архиереях, в качестве помощников. Подобие института викариев существовало и в древности (хорепископы).

Предположение об учреждении викарных епископов было высказано ещё на Б. Московском соборе 1667 г.; первый же пример осуществления этого предположения сделан был в 1708 г., когда был дан викарий архиепископу Новгородскому и вместе с тем митрополиту С.-Петербургскому. В царствование имп. Екатерины II учреждены были викарии при важнейших кафедрах русской церкви, а 17 декабря 1865 г. разрешено было учреждать викариатства во всех епархиях, где могут быть указаны местные источники содержания их, без обременения государственной казны (нештатныя викариатства). Викарные епископы находятся в полной зависимости от епархиального епископа и исполняют все его поручения и распоряжения. В случае вакантности епископской кафедры, викарий управляет епархией до назначения нового епархиального епископа.

2. Духовные консистории.

Уже в самые первые века христианства при епископах состояли особые советы, как учреждения временные; с III же века появляются постоянные советы при епископах, значение и круг ведомства которых точно определяется правилами соборов V века. (Каре 419 г. и Халкид. 451 г.). В VIII в. мы находим этот совет вполне устроенным, под тем или другим названием, при каждой епископской кафедре Восточной церкви.

Taкиe советы при епископах существовали издавна и у нас на Руси («освящённый собор»). Название «духовная консистория» впервые встречается в указе имп. Елизаветы Петровны от 9-го июня 1744 г., а действующий устав духовных консисторий издан 27 марта 1841 г. (в 1883 г. вышло второе пересмотренное издание этого устава).

По этому уставу, духовная консистория есть присутственное место, чрез которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в епархии.53 Присутствие консистории, смотри по пределам епархии, состоит из 5-ти и более членов, избираемых архиереем из архимандритов, игуменов, иеромонахов и священников, утверждаемых в своей должности, равно и увольняемых св. Синодом.54 – Канцелярия консистории находится под начальством секретаря, определяемого и увольняемого св. Синодом, по избранию и предложению Обер-прокурора.55 – Присутствия консистории происходят первые пять дней недели; по субботам же только в случае особенно важных дел; нет присутствий в течение всей первой и последней недели Великого поста, а в остальные недели этого поста по пятницам; далее от 24 до 29 декабря и от 4 до 9 января включительно.56

Ведению консистории подлежат следующие дела;

1) охранение и поддержание православной веры; 2) надзор за благоустройством церквей и их благолепием; 3) наблюдение за благочинием в церквах и монастырях и за исполнением духовенством своих обязанностей; 4) суждение о способности к церковному служению кандидатов священства; 5) надзор за управлением церковным и монастырским имуществом; 6) духовный суд, при чем решения консистории восходят на утверждение епархиального епископа.

3. Благочинные.

Благочинные представляют собою орган церковно-по- лицейской власти архиерея и в старину назывались «поповскими старостами». Обязанности их впервые определены были Стоглавым соб. 1551 г., а затем, особою инструкцией, изданною патриархом Адрианом в 1699 г. и исправленною в 1775 г. Платоном (впоследствии митрополитом Московским).

По общему правилу, благочинный избирается епархиальным епископом из представленных консисторией кандидатов. Наблюдению благочинного поручается от 10-ти до З0-ти церквей с их причтами; если благочинному поручено более 15-ти церквей, расположенных на значительном пространстве, то ему может быть назначен помощник.

Власть благочинного распространяется не только на причт, но и на прихожан. Относительно первого инструкция предписывает благочинным наблюдать, чтобы духовенство вело себя сообразно с достоинством своего звания, неопустительно исполняло церковные обязанности, в особенности, главнейшие богослужения и требы, имеющие гражданское значение, исправно вело приходские исповедные росписи и метрические книги. О всех неисправностях благочинный должен немедленно доносить архиерею.– Относительно прихожан своего округа благочинный имеет обязанность заботиться о сохранении ими чистоты православной веры и исполнении христианского долга. Надзор за духовенством и прихожанами округа благочинный осуществляет посредством личного обозрения порученных его наблюдению церквей дважды в год.

Монастыри, не изъятые из подчинения епархиальным епископам, состоят под наблюдением особых благочинных из монастырских настоятелей – архимандритов.

§37. Приходское духовенство

Каждая епархия разделяется на приходы – церковные общины, состоящие под духовным управлением приходских священников и имеющие – каждая – свой храм для богослужебных собраний. Учреждение новых приходов и упразднение приходов существующих производится с утверждения св. Синода, распределение же границ между существующими приходами предоставляется епархиальному епископу. Принадлежность к известному приходу обязывает прихожан обращаться за совершением треб к приходскому священнику, за исключением лить случаев крайней необходимости.

При каждой приходской церкви состоит известное число духовных лиц, определённое штатами.57

Священник есть настоятель и глава прихода; он является представителем епархиальной власти в пределах прихода, видимым знаком чего служит «ставленая грамота», выдаваемая архиереем каждому вновь поставленному священнику. Священник в пределах прихода осуществляет пастырство совершением богослужения и духовных треб, церковною и вне-церковною проповедью, руководительством церковно-приходской школы. Труды священника, как духовного пастыря, разделяют и остальные члены причта.

§38. Церковный староста

Прихожане каждой приходской общины имеют право избирать из своей среды особое доверенное лицо для ведения церковного хозяйства, т. н. церковного старосту. Должность церковного старосты установлена указом 1721 г.; обязанности же его точно формулированы в инструкции 17 апреля 1808 г.

Церковный староста избирается на три года причтом и прихожанами, в присутствии благочинного, и утверждается епархиальным архиереем. Он ведёт приходо-расходные книги, принимает доходы, производит расходы, а также заведует приобретением всех вещей, необходимых для местной церкви.

Церковным старостам кафедральных соборов и приходских церквей в столичных и губернских городах, к какому бы сословию они ни принадлежали, за исключением крестьянского, предоставлено право носить мундир IX класса; старостам же из крестьян присвоено право носить кафтан с галунами и кистями, по образцу кафтанов, которые носят хоругвеносцы Московского Успенского собора. Лицам, прослужившим три трёхлетия в должности церковного старосты, предоставляется право носить присвоенные должности мундиры и по оставлении службы.

§39. Церковные братства и попечительства

К числу приходских учреждений относятся церковные братства и попечительства.

Церковные братства на Руси существуют с давних пор. Уже летописи и другие древние исторические памятники упоминают о существовании братчип, деятельность которых носила религиозно-общественный характер. В юго-западной России (XIV–ΧVII стол.) братства оказали громадные услуги Православной церкви и русской народности в защите против напора латинства и униатов.– В 70-тых годах настоящего столетия у нас стали возрождаться и возникать церковные братства в начале – на их исторической почве, т. е. в западной и юго-западной России, а затем и великороссийских губерниях. 8-го мая 1864 г. явилось Высоч. утвержд. положение Комитета Министров о православных церковных братствах .

Под церковными братствами названный закон разумеет общества, составляющиеся из православных лиц разного звания и состояния для служения нуждам и пользам Православной церкви, для противодействия посягательствам на её права со стороны иноверцев и раскольников, для созидания и украшения православных храмов, для дел христианской благотворительности, для распространения и утверждения духовного просвещения.

Братства учреждаются при церквах и монастырях, с благословения и утверждения епархиального архиерея, который: утверждает представленный ежу учредителями проект устава и разрешает открытие братства.

2-го августа 1864 г. издано было положение о приходских попечительствах при православных церквах, для осуществления главным образом целей благотворительных. Членом церковного попечительства может быть всякий прихожанин. Совет приходского попечительства состоит из непременных членов и выборных па общем собрании. Непременные члены суть: местные священно-служители, церковный староста и волостной старшина.

Таким образом церковные попечительства отличаются от церковных братств тем, что в первых есть непременные члены, между тем как в братствах непременных членов не существует; далее, круг деятельности попечительств ограничивается пределами прихода; деятельность же братств может обнимать и несколько приходов; наконец, братства пользуются большею самостоятельностью и независимостью в своей деятельности, нежели приходские попечительства; так, в имущественном отношении братства, как юридические лица, пользуются правами приобретения недвижимой собственности, между тем как приходские попечительства этим правом не пользуются.

§40. Духовенство военное, придворное и служащее при посольствах

В древней России не было особого церковного управления для войска. Лишь при Петре I впервые назначены были для каждой части войск особые полевые священники и флотские иеромонахи с низшими церковно-служителями. Несколько военных частей, сухопутных и морских, составляли в военном отношении эскадру, а в церковном своего рода округ, в который назначался полевой обер -священник , или обер-иеромонах. При императоре Павле, в 1797 г., учреждена была должность главного обер-священника армии и флота и особое управление при нем, ведавшее все церковные дела в отдельных частях войск. В 1890 г. издано было новое положение об управлении военным духовенством, по которому всеми вообще церковными учреждениями военного ведомства всех родов оружия, вместе с духовенством при них состоящим, ведает протопресвитер военного и морского духовенства. Он осуществляет некоторые права епископского сана: определяет на духовные должности по военному ведомству, ходатайствует перед св. Синодом о награждении вверенных его управлению лиц, налагает епитимьи на лиц военного звания, назначает следствия по проступкам военного духовенства. Ближайший надзор за военным духовенством производится через особых благочинных.

Ещё при дворах русских царей находились особые духовные лица, между которыми особою честью, первенством и значением пользовался духовник Государя, который вместе с тем был протопресвитером Московского Благовещенского собора, как главной дворцовой церкви. В настоящее время во главе придворного духовного ведомства тоже стоит духовник их Императорских Величеств, назначаемый указом Государя св. Синоду и пользующийся преимуществом чести пред всеми лицами пресвитерского сана в России. Ему принадлежит наблюдение за благоустройством и порядком в придворных соборах, а также за поведением духовенства придворного ведомства; через него производится определение на духовные должности придворного ведомства, перемещение и увольнение.

Православные церкви, учреждённые при некоторых посольствах, миссиях и консульствах и при дворах Высочайших особ Императорской фамилии за границею, состоят в заведывании Министерства Иностранных дел, под непосредственным покровительством и наблюдением наших посланников при заграничных дворах. Священно- и церковнослужители заграничных церквей назначаются и увольняются духовным ведомством, по сношению Минист. Иностр. Дел с Обер-прокурором св. Синода и в иерархическом управлении состоят в ведении св. Синода и С.-Петербургского Митрополита; во всех же прочих отношениях подчиняются Минист. Иностр. Дел, от которого получают и содержание, положенное по штату.

* * *

52

Судебная власть епископа, по действующему законодательству, бывает непосредственная и посредственная, при производстве судебных дел консисторией.

53

Уст. дух. конс. ст. 1.

54

Там же ст. 278 и 279.

55

Там -же ст. 284.

56

Там -же стт. 290–292.

57

По Выс. утвер. определению св. Синода 16 февраля 1885 г. в приходах имеющих менее 700 душ – священник и псаломщик, а в приходах, имеющих более 700 душ – священник, диакон и псаломщик.


Источник: Краткий очерк церковного права / Проф. М. Красножен. – Юрьев : Тип. К. Маттисена, 1900. – 160 с.

Комментарии для сайта Cackle