Азбука верыПравославная библиотекамученик Михаил НовоселовСпасение и вера по учению католическому и протестантскому
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


мученик Михаил Новоселов

Спасение и вера по учению католическому и протестантскому

Часть 1

   

Содержание

    Предисловие к изданию 1913 г.
Введение Существенное отличие западных вероисповеданий от православия не в отдельных догматах, а в общем воззрении на христианскую жизнь Значение святоотеческих писаний для уяснения православного учения о спасении Противоположность христианского святоотеческого мировоззрения мировоззрению юридическому, западному I. Правовое жизнепонимание в католичестве и протестантстве Происхождение правового жизнепонимания Характерные черты правового союза Отношение человека к Богу с правовой точки зрения Развитие юридического воззрения на спасение в католичестве Протест реформации Почему протестантство не могло восстановить истинного учения о спасении Юридизм в протестантстве Вера оправдывает протестанта внешне, в силу заслуг Христовых Она требует любви, дел, – вообще деятельного участия человека в своем спасении Католичество после протеста Полемика католичества с протестантством Удержание католиками прежней правовой точки зрения на спасение человека Оправдание человека чрез влитие Божественной благодати Несостоятельность этого учения даже с правовой точки зрения Теория увеличения святости чрез добрые дела Возражения против заслуживания человеком своего спасения Признание самими католиками недостаточности и несостоятельности правового объяснения спасения Правовое жизнепонимание как основная и общая ложь католичества и протестантства II. Правовое жизнепонимание пред судом Св. Писания и Св. Предания Себялюбие, как основа правового жизнепонимания Следы правового понимания в Св. Писании и в Св. Предании Особенная распространенность правовых понятий у западных Отцов и Учителей Церкви Невозможность с правовой точки зрения объяснить отношение Бога к человеку Человек все имеет от Бога Человек за свои грехи заслуживает только наказания Несоответствие между трудом человека и наградою Бога Бог, не нуждаясь в человеке, всегда ему помогает Милость, как основной закон отношений Бога к человеку Несостоятельность представления об оскорблении Бога и Его гневе на грешников Извращение нравственной жизни при правовом понимании Обличение наемничества Отцами и Учителями Церкви Чем объясняются следы правового жизнепонимания в Св. Писании и Предании История Иова Если же нередко в Св. Писании и творениях Отцов Церкви человек побуждается к доброделанию обещанием награды, то это – неизбежные уступки обычному человеческому настроению  

 
Предисловие к изданию 1913 г.1
   «Мы должны понять западные исповедания и оценить их с точки зрения истинно-христианского учения. Говоря, что нужно понять их, мы отчасти определяем и самый метод исследования. Если мы будем только указывать частичные уклонения этих исповеданий от истины, будем на основании Св. Писания и Предания опровергать каждый пункт за пунктом их вероучения, то мы западных исповеданий не поймем, а не понявши их, никого в их ложности не убедим: всегда останется возможность предполагать в наших доказательствах незаметную уловку, а в неудаче противника – только временный недосмотр или неопытность. Нужно обнаружить самый корень болезни, нужно понять западные вероисповедания в их основном мировоззрении, выяснить их жизнепонимание, которое производит все эти нездоровые симптомы: тогда частные пункты, пожалуй, не потребуют и опровержения. Жизнь – такой предмет, о котором может судить всякий, у кого есть разум и совесть, есть неизвращенное нравственное сознание. Догматических рассуждений кто-нибудь может не понять, исторических свидетельств можно не знать, а жизнепонимание у всякого перед глазами: стоит только сравнить его с Христовым учением – и ложность инославия доказана, равно как понятно и происхождение всех его частных уклонений».
   Предпосылая настоящему выпуску вышеприведенные слова архиепископа Сергия из его статьи «Отношение православного человека к своей Церкви и к инославию», мы в то же время обращаем внимание читателя, на предисловие к 31-му выпуску, разъясняющее основную задачу целого ряда выпусков, начинающихся 31-м, с которым органически связан 32-ой. 


1   Заимствовано с некоторыми сокращениями, не изменяющими смысла, из сочинения архиепископа (Финляндского) Сергия: «Православное учение о спасении». СПб., 1910 г. (стр. 6—10, 15—32, 3445, 49—52, 55—71, 73—76, 155—160, 76-S9). Оглавления в большинстве случаев принадлежат редакции.

Часть 1

Помощь в распознавании текстов