профессор Михаил Эммануилович Поснов

Дохристианский и внехристианский гносис

Содержание

Аннотация

До-христианский гностицизм I II III Христианский гностицизм Гностицизм века апостольского Симон маг Гностицизм II-го века А. восточные (сирийские) гностики 1. Офитские секты 2. Саторнил 3. Василид 4. Кердон и Маркион Б. Западные (александрийские) гностики 1. Валентин 2. Валентинианство Заключение  

 
Аннотация

«Дохристианский и внехристианский гносис» – фрагмент из книги Поснова «Гностицизм II века и победа христианства над ним» – по сути – анализ основных гностических течений. Поснов во фрагменте «Дохристианский и внехристианский гносис» характеризует гностицизм следующим образом: «Зародившееся, вероятно, в месопотамской равнине, на развалинах Ассиро-Вавилонского царства, гностицизм двинулся на запад – в Сирию, Малую Азию, Египет и Рим… Главной силой его было то, что он наиболее основательно отвечал главным запросам тогдашнего мира, удачно решал проблему, над которой трудился древний мир – именно о страданиях человеческой души. Как видим, вопрос о спасении души составил то семя, зерно, из которого развился весь гностицизм. Вероятно, вавилонские маги, занимавшиеся судьбами души, пришли к мысли, что вся причина зла в той нечистой власти, которая господствует в воздушных сферах, окружающих человека. Отсюда мысль и воображение, развиваясь ввысь и вширь, пришли к заключению, что существует более высокое божество, а также и враждебное ему низшее царство, тартар. Разумеется, нет возможности даже приблизительно прочертить траекторию развития гностических систем, но исходный их пункт определить нетрудно. Бесспорно, верно и то, что в гностических учениях нашли для себя место и древние религии, и мистические, и философские, и этические системы. Синкретический характер гностицизма не вызывает сомнений, но в этом-то и заключена его громадная сила. Гностицизм впитывал в себя, поглощал и ассимилировал все, чем жил в духовном отношении древний мир. Поэтому неудивительно, что в нем находили удовлетворение широкие народные массы, увлекавшиеся магией и теургией. К нему, к его мистериям влеклись души сентиментальные и мистические. Поставленные и решаемые им вопросы о происхождении зла и страданий, а, как следствие этого, – и вопрос о происхождении мира и человека – захватывало людей, склонных к поверхностной метафизике. К этико-практическому учению гностицизма тяготели люди с сильной волей, привыкшие господствовать над страстями, а равно и те, кто привык потакать страстям и различным плотским порокам. Первым предлагался аскетизм, вторым – разнузданный либертинизм».


Источник: Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним / М.Э. Поснов, эк.-орд. проф. Киев. духов. акад. и прив.-доц. Ун-та св. Владимира. - Киев : тип. АО "Петр Барский в Киеве", 1917. - [6], LVI с., 825, [3] с. / Дохристианский и внехристианский гносис. 81-257 с.

Комментарии для сайта Cackle