профессор Михаил Эммануилович Поснов

Дохристианский и внехристианский гносис

Содержание

Аннотация

До-христианский гностицизм I II III Христианский гностицизм Гностицизм века апостольского Симон маг Гностицизм II-го века А. восточные (сирийские) гностики 1. Офитские секты 2. Саторнил 3. Василид 4. Кердон и Маркион Б. Западные (александрийские) гностики 1. Валентин 2. Валентинианство Заключение  

 
Аннотация

«Дохристианский и внехристианский гносис» – фрагмент из книги Поснова «Гностицизм II века и победа христианства над ним» – по сути – анализ основных гностических течений. Поснов во фрагменте «Дохристианский и внехристианский гносис» характеризует гностицизм следующим образом: «Зародившееся, вероятно, в месопотамской равнине, на развалинах Ассиро-Вавилонского царства, гностицизм двинулся на запад – в Сирию, Малую Азию, Египет и Рим… Главной силой его было то, что он наиболее основательно отвечал главным запросам тогдашнего мира, удачно решал проблему, над которой трудился древний мир – именно о страданиях человеческой души. Как видим, вопрос о спасении души составил то семя, зерно, из которого развился весь гностицизм. Вероятно, вавилонские маги, занимавшиеся судьбами души, пришли к мысли, что вся причина зла в той нечистой власти, которая господствует в воздушных сферах, окружающих человека. Отсюда мысль и воображение, развиваясь ввысь и вширь, пришли к заключению, что существует более высокое божество, а также и враждебное ему низшее царство, тартар. Разумеется, нет возможности даже приблизительно прочертить траекторию развития гностических систем, но исходный их пункт определить нетрудно. Бесспорно, верно и то, что в гностических учениях нашли для себя место и древние религии, и мистические, и философские, и этические системы. Синкретический характер гностицизма не вызывает сомнений, но в этом-то и заключена его громадная сила. Гностицизм впитывал в себя, поглощал и ассимилировал все, чем жил в духовном отношении древний мир. Поэтому неудивительно, что в нем находили удовлетворение широкие народные массы, увлекавшиеся магией и теургией. К нему, к его мистериям влеклись души сентиментальные и мистические. Поставленные и решаемые им вопросы о происхождении зла и страданий, а, как следствие этого, – и вопрос о происхождении мира и человека – захватывало людей, склонных к поверхностной метафизике. К этико-практическому учению гностицизма тяготели люди с сильной волей, привыкшие господствовать над страстями, а равно и те, кто привык потакать страстям и различным плотским порокам. Первым предлагался аскетизм, вторым – разнузданный либертинизм».

Вам может быть интересно:

1. Происхождение гностицизма и развитие его профессор Михаил Эммануилович Поснов

2. Христианское миросозерцание. Основные религиозные истины священномученик Михаил Чельцов

3. Религиозный вопрос на конгрессе меньшинств в Вене профессор Антон Владимирович Карташёв

4. Об Ермии, сочинителе «Осмеяния языческих философов» протоиерей Петр Преображенский

5. Религиозная проблема в современном освещении Михаил Михайлович Тареев

6. Спасение и вера по учению католическому и протестантскому мученик Михаил Новоселов

7. Религиозное состояние израильтян в Египте профессор Фёдор Герасимович Елеонский

8. Религиозные основы общественности Семён Людвигович Франк

9. О различии между религиозным, нравственным и эстетическим чувством профессор Василий Васильевич Болотов

10. О божественности христианства и о превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством протопресвитер Евгений Аквилонов

Комментарии для сайта Cackle