Источник

46. Богослужебные особенности праздников: Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господа в Иерусалим, Пасхи, Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня

Праздник Крещения Господня. В сочельник под праздник Крещения Господня богослужение отправляется в том же порядке, как и в сочельник под праздник Рождества Христова. Богослужебную особенность праздника Крещения Господня составляют два великих водоосвящения: первое совершается в сочельник после литургии в храме; это водоосвящение напоминает нам в древности крещение в этот день оглашенных и те обещания, которые даются при крещении. Второе водоосвящение совершается в самый праздник после литургии под открытым небом на реках, прудах и колодцах; это совершается в воспоминание Крещения Господа.

Праздник Преображения Господня. В праздник Преображения Господня в конце литургии совершается благословение и освящение земных плодов. Новые плоды, напр., яблоки, груши, виноград и др. приносят в храм в знак благодарности Богу за их ниспослание; в конце литургии священник совершает каждение вокруг положенных плодов, читает молитву и окропляет их святою водою. Праздник Входа Господа в Иерусалим. Этот праздник имеет ту богослужебную особенность, что на всенощной после Евангелия при чтении на клиросе 50-го псалма «Помилуй мя Боже» священник каждением, молитвою, и кроплением св. водою освящает вербовые ветви. Эти ветви в руках молящихся напоминают те ветви, с которыми народ иудейский встречал Господа при Его входе во Иерусалим. Праздник Пасхи. Под именем Св. Пасхи разумеется праздник в честь Светлого Христова Воскресения. Задолго до полунощницы верующие приходят в храм и слушают чтение Деяний Апостольских. Во время этого чтения верующие вспоминают дела Апостолов, совершенные именем Иисуса Христа. После чтения Деяний Апостолов начинается полунощница. В конце полунощницы плащаница со средины храма уносится в алтарь и полагается на престоле, где и остается до дня Вознесения Господня в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении. Пасхальная утреня начинается в полночь. В алтаре священнослужители поют: Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех и нас на земли сподоби, чистым сердцем Тебе славити«. Затем священнослужители отворяют царские врата и с крестом, кадилом, свечей выходят из алтаря и обходят вокруг храма. Во время «того крестного хода поют несколько раз: Воскресение Твое Христе Спасе... Впереди священнослужащих несут хоругви и иконы. Этот крестный ход напоминает нам шествие Мироносиц и Апостолов ко гробу Господа. Обойдя храм, крестный ход останавливается в притворе перед закрытыми западными вратами, как бы перед дверьми гроба Господня. Здесь священник начинает утреню и затем поют тропарь праздника: »Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав«. Это пение повторяется несколько раз. Священник во время этого пения отворяет западные врата и входит с народом в храм. Царские врата во всех храмах с этих пор бывают открыты во всю пасхальную неделю в знак того, что Господь Иисус Христос навсегда открыл людям царство небесное Своей смертью и воскресением. Пасхальная утреня состоит почти вся из пасхального канона. Во время утрени все стоят с зажженными свечами в знак духовной радости, а священнослужители несколько раз в различных облачениях обходят с каждением храм и всегда произносят радостную весть: »Христос воскресе«. На это верующие отвечают: »Воистину воскресе«. Такое частое хождение священнослужителей по храму среди молящихся напоминает нам о многих явлениях Господа после своего Воскресения. В конце утрени все молящиеся в знак общей радости целуют друг – друга, давая один другому красные яйца. Этот обычай, давать друг другу красные яйца ведет свое начало от Св. Марии Магдалины, которая, придя к римскому императору Тиверию, принесла ему в дар красное яйцо, и произнеся: »Xристос воскресе!« начала Ему проповедовать о Воскресшем Господе. Яйцо в этом случае выражает ту мысль, как из яйца рождается жизнь, так и из гроба восстал Господь и восстанут в последствии все умершие. Тотчас после утрени совершают литургию. На литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова о Божественном достоинстве воскресшего Господа. После литургии совершается освящение куличей, яиц и всей молочной пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать. Всю пасхальную неделю на аналое пред иконами лежит артос, освященный в 1-й день Пасхи. Артосом называется круглый пшеничный хлеб с изображением креста или Воскресения Христова. Он напоминает нам о вкушении пищи Иисусом Христом среди учеников после Его воскресения, а также и об обычае Апостолов после Вознесения Господа откладывать хлеб на столе в память пребывания Христова на земле среди учеников. В субботу светлой седмицы артос после литургии разрезается и раздается верующим. От праздника Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны не полагаются.

Праздник Пятидесятницы. В этот день воспоминается Сошествие Св. Духа на Апостолов в 50-й день после Воскресения Христова. Этот праздник называется еще »Троицыным днем«, потому что при Сошествии Св. Духа на Апостолов участвовала вся Святая Троица. В Троицын день тотчас после литургии совершается вечерня. Во время вечерни священник в открытых царских вратах, обратясь к народу, стоя на коленах, читает вслух три молитвы, написанные Св. Василием Великим. В этих молитвах коленопреклоненные верующие просят у Бога прощения грехов и помощи Святого Духа, и молятся о своих умерших отцах и братьях. Храмы и жилища в этот день украшают цветами и зелеными ветвями. Такое украшение служит знаком животворящей силы Св. Духа.

Праздник Воздвижения Креста Господня. Празднуется 14 сентября. Этот праздник совершается в память двух событий в истории Креста Господня, именно: в память обретения его в 326 году Св. Царицею Еленою и в память возвращения его от персов в 628 г. Святая царица Елена нашла Крест Господень и поместила его в Иерусалиме. В 614 году персы напали на Иерусалим ограбили его и вместе с другими сокровищами взяли и Крест Господень. В 628 году Византийский император Ираклий заключил мир с персами и возвратил Крест Господень в Иерусалим. Как при обретении этого креста, так и при возвращении его из плена патриарх, чтобы показать его всем присутствующим воздвигал его (т.е. поднимал). Поэтому этот праздник и называется «Воздвижением Креста Господня».

Этот праздник имеет следующие богослужебные особенности. На всенощном бдении после великого славословия при пении Трисвятого священник выносит из алтаря на главе Святой Крест. Подойдя по солее к царским вратам, он произносит: «Премудрость прости». После этих слов он сходит по амвону на средину храма при пении тропаря: «Спаси Господи люди Твоя»... и полагает Крест на аналой для поклонения и целования. Затем священник совершает каждение пред Св. Крестом, а потом при пении стиха: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим» вместе с верующими делает три земных поклона и целуют Св. Крест. В это время поют стихиры Кресту. На литургии вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко"…

Для беседы с учащимися: Как совершается Богослужение в крещенский сочельника? Что состав тлеть богослужебную особенность праздника Крещения Господня? Что напоминает нам водоосвящение в крещенский сочельник? Когда бывает второе водоосвящение? Что бывает в конце литургии в праздник Преображения Господня? Какую богослужебную особенность имеет праздник Входа Господа в Иерусалим? Что освящается во время всенощной под этот праздник? Что разумеется под именем Св. Пасхи? Что бывает в конце пасхальной полунощницы? Что напоминает крестный ход вокруг храма в пасхальную утреню? Где священник начинает пасхальную утреню? Почему всю пасхальную неделю отворены царские врата? Почему верующие стоят во время пасхальной утрени с зажженными свечами? Что напоминает нам частое хождение священнослужителей по храму и каждение молящихся в пасхальную утреню? С каких пор ведет свое начало обычай при христосывании меняться друг с другом красными яйцами? Какую мысль выражают в этом случае яйца? О чем читают в пасхальную литургию из Евангелия? Что называется артосом? Что он напоминает? Когда артос раздается верующим? Что воспоминается в праздник Пятидесятницы? Почему он называется еще Троицыным днем? Какая богослужебная особенность этого праздника? Что просят верующие и о чем молятся Богу во время вечерни в Троицын день? Зачем в Троицын день люди украшают дома и храмы цветами и зеленью? Какую богослужебную особенность имеет праздник Воздвижения Креста Господня? Как совершается вынос креста? Что в этот день поют на литургии вместо трисвятого?


Источник: Богослужение Православной Христианской Церкви : Курс гимназий, реальных училищ и других средних учебных заведений / Прот. Михаил Соколов. – 3-е изд. - Москва : Изд. «Сотрудник школ» А.К. Залесской, 1917. – VIII, 150 с.

Комментарии для сайта Cackle