Михаил Михайлович Тареев

Как пишет архимандрит Михаил

В октябрьской и ноябрьской книжках Хр. Чт. за 1905 год помещена статья профессора Петербургской Академии архимандрита Михаила Типы ораторства – речь в Обществ любителей ораторского искусства.

Статья написана эффектно.

Архимандрит Михаил пишет всегда эффектно.

Но не о том речь.

Статья написана нечистоплотно, – без указания тех книг, откуда автор заимствует мысли и слова своей мозаической работы.

Для примера предлагаю читателю сравнить 476 стр. октябр. книж. Хр. Чт. и 107 страницу моей книги По вопросам гомилетики 1903 г.


Хр. Чт. 476: По вопросам гомилетики 107:
Бесспорный факт, что проповеднику следует евангельские истины прививать к наличным задаткам добра в сердцах слушателей, привязывать к их добрым стремлениям, как бы ни были последние незначительны, сокровенны и переплетены с другими (?) влечениями сердца. Ведь человек делает зло не ради того, что оно есть зло, а часто считая его добром, нужно веровать, что в сердце каждого человека, как бы низко ни падал он в нравственном отношении, существуют и действительно добрые стремления. Он должен, подобно Ап. Павлу, нашедшему в Афинах среди множества храмов безнравственных богов один, может быть, заброшенный жертвенник с надписью: неведомому Богу, старательно отыскивать в их сердце добрые цели, ради которых они по заблуждению совершают зло, и действительно добрые стремления, чтобы сказать им словами апостола: это-то добро, которого вы, не зная, ищите, дается верою Христовою, и эти-то ваши добрые стремления только в христианстве могут найти полное удовлетворение. Проповеднику следует евангельские истины–прививать к наличным задаткам добра в сердцах слушателей, привязывать к их добрым стремлениям, как бы ни были последнее незначительны, сокровенны и переплетены с дурными влечениями сердца. Ведь человек делает зло не ради того, что оно есть зло, а считая его добром; нужно веровать, что в сердце каждого человека, как бы ни низко падал он в нравственном отношении, существуют и действительно добрые стремления. Проповедник должен внимательно вглядываться в жизнь своих слушателей и подобно апостолу Павлу, нашедшему в Афинах среди множества храмов безнравственных богов один, может быт, заброшенный жертвенник с надписью: неведомому Богу,–старательно отыскивать в их сердце добрые цели, ради которых они по заблуждению совершают зло, и действительно добрые стремления, чтобы сказать им словами апостола: сие-то добро, которого вы, не зная, ищете, дается верою Христовою, сии-то ваши добрые стремления только в христианстве могут найти полное удовлетворение.

Мое имя и моя книга в статье Архимандрита Михаила ни разу не упоминаются.

Его статья пестрит именами Шекспира, кн. Тарханова, Карабневского, еп. Антония Волынского, но имена простых смертных, к числу которых я принадлежу, и названия скромных богословских сочинений им обходятся молчанием.

М. Тареев.

Вам может быть интересно:

1. Предел коллектива Михаил Михайлович Тареев

2. Из текущей журналистики профессор Анатолий Алексеевич Спасский

3. Критико-библиографическая заметка о книге Вл. Троицкого: "Очерки из истории догмата о Церкви. - Сергиев Посад, 1912 г." профессор Митрофан Дмитриевич Муретов

4. После Оксфорда профессор Георгий Петрович Федотов

5. Памяти прот. А. В. Горского профессор Николай Александрович Заозерский

6. Прощание высокопреосвященного Владимира, митрополита С.-Петербургского с Московскою церковью Иван Георгиевич Айвазов

7. Новости богословской литературы Александр Александрович Бронзов

8. Система культурного дуализма протоиерей Василий Зеньковский

9. Следы идеи о едином Боге у древних римлян профессор Александр Иванович Садов

10. Слово о равноапостольном Владимире архиепископ Нафанаил (Львов)

Комментарии для сайта Cackle