священноисповедник Никодим (Милаш)

Правило 7 Василия Великого

Мужеложники, и скотоложники, и убийцы, и отравители, и прелюбодеи, и идолопоклонники того же осуждения достойны. Посему правило, какое имеешь о прочих, соблюдай и о сих: а о приятии каявшихся тридесять лет в нечистоте, которую соделали в неведении, и сомневатися нам не надлежало. Ибо и неведение творит их достойными снисхождения, и добровольное исповедание, и протечение столь долгаго времени: ибо они едва не весь век человеческий преданы были сатане, да научатся не безчинствовати. Посему, повели уже неотложно прияти их, и наипаче, аще имеют слезы, преклоняющие тебя к милосердию, и являют житие, достойное милованья.

(Трул. 61, 87; Анкир. 16, 17, 20, 22, 24; Василия Вел. 58, 62, 63, 65; Григория Нисск. 4).

Тяжелые церковные наказания настоящее правило налагает на известного рода преступников, между которыми упоминаются на первом месте мужеложники (άρρενοφθόροι). Преступления подобных лиц – самый низкий и самый срамный род студодеяния, и относятся к так называемым преступлениям против природы (παρά φύσιν, contra naturam); преступления эти называются иначе и содомским грехом, по библейскому городу Содому, жители которого всякого рода студодеяниями вызвали гнев Божий (Быт. 18:20 и сл.). О человеке, явившем неистовство на мужеском поле, Василий Великий упоминает и в своем 62 правиле, причем назначает такое же наказание, как и для прелюбодеев. Святой Григорий Нисский, в своем 4 правиле, называет это преступление παιδεραστία. В настоящем (7) правиле святого Василия упоминаются затем скотоложники, или, как сказано в 63 правиле того же святого отца, «на скотах показавшие свое нечестие». Ветхозаветное законодательство для подобного рода преступников предписывает смертную казнь (Лев. 20:15–16). Настоящее же правило подвергает их наказанию наравне с прелюбодеями36.

Далее упоминаются убийцы, и особенно совершившие вольное убийство, подлежащие одинаковому наказанию, как и вышеупомянутые преступники. Подробнее об убийцах говорится в следующем (8) правиле этого святого отца. Тому же наказанию подлежат и отравители, которые приравниваются к вольным убийцам. Далее упоминаются прелюбодеи, для которых святой отец предписывает пятнадцатилетнюю епитимью; но о прелюбодеях Василий Великий говорит еще в своих 9 и 21 правилах.

Упоминаются, наконец, в настоящем правиле также и идолопоклонники, для которых предписывается то же наказание, что и для прелюбодеев. Здесь под идолопоклонниками (είδωλολάτραι) не следует, по словам Зонары в толковании данного правила, понимать тех, которые приносят жертвы идолам, ибо, принесши жертву идолам, христианин присуждается к покаянию на всю жизнь; здесь под идолопоклонниками разумеются чародеи (γόηται) и все те, кои занимаются подобными темными делами, ибо, занимаясь волшебством, они призывают диавола в помощь и тем самым ему служат и почитают его37. Относительно этого рода идолопоклонников, равно и о прочих грешниках, святой Василий говорит, что они достойны одинакового осуждения (τής αυτής καταδίκης είσίν ήξιωμένοι). Далее упоминаются в правил те, которые остаются в нечистоте (επί τή άκαθαρσία), в которую впали по неведению, за что должны каяться тридцать лет. Под этою нечистотою надо разуметь, замечает Вальсамон в толковании настоящего правила, αίμομιξίαν (incestum), кровосмешение, а не другие какие-либо грехи, ибо они не относятся по своей природе к грехам по неведению38.

* * *

36

Для этих преступников, равно и для мужеложников, по славянской Кормчей, имеет силу предписание византийского законодательства, а именно: да урежется им срамный уд. Гл. 48, гр. 39, § 74, 75 (упом. изд., II, 169).

37

Аф. Синт., IV, 110.

38

Аф. Синт., IV, 112.



Источник: Издательство «Отчий дом» Москва 2001 г.

Вам может быть интересно:

1. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов. Правила святого Василия Великого святитель Василий Великий

2. Правила святого Никифора Исповедника c толкованиями епископа Никодима (Милаша) священноисповедник Никодим (Милаш)

3. Историческое учение об Отцах Церкви. Том I – Период первый святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

4. Восточные отцы IV века – 6. Григорий Нисский протоиерей Георгий Флоровский

5. Толкование на послание к Галатам – Предисловие (Гал.1, 1–10) святитель Феофан Затворник

6. Толкование на первое послание к Тимофею – Глава 3 блаженный Феодорит Кирский

7. Толкование на пророка Исайю – Глава 48 святитель Иоанн Златоуст

8. О различных вопросах блаженный Аврелий Августин

9. Толкование на Евангелие от Иоанна – Книга десятая святитель Кирилл Александрийский

10. Толкование на Евангелие от Матфея – Глава 19 праведный Иоанн Кронштадтский

Комментарии для сайта Cackle