Николай Александрович Астафьев

Русский историк, педагог и христианский писатель.
Биография
Родился 17 марта 1825 года в селе Совет Ростовского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Советка).
Образование
Первоначальное образование получил частью дома, частью в частном пансионе Журдана в Санкт-Петербурге. В 1842 году поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет, где занимался преимущественно историей Древней Греции.
В 1847 году кончил курс кандидатом, а в 1850 году после защиты оставшейся ненапечатанной диссертации «О правлении четырехсот в Афинах» был удостоен Санкт-Петербургским университетом степени магистра всеобщей истории.
Преподавание
В 1850 году Н. А. Астафьев поступил преподавателем истории во 2-й Кадетский корпус, а через 6 лет был принят в Петербургский университет приват-доцентом по кафедре всеобщей истории; в 1864 году был утвержден штатным доцентом, но в следующем году оставил университет.
С открытием в 1867 году в Санкт-Петербурге историко-филологического института Астафьев получил в нем кафедру всеобщей истории, которую занимал почти до самой смерти.
«Общество для распространения Писания»
В 1863 году вместе с единомышленниками основал «Общество для распространения Священного Писания в России». После утверждения устава общества был в 1869 году избран его председателем и постоянно занимал эту должность на протяжении нескольких десятилетий; составил «по записям, воспоминаниям, письмам и годовым отчетам» очерк о его происхождения и деятельности.
Научные и литературные труды
Н. А. Астафьев является автором обзора археологических памятников Месопотамии «Древности вавилоно-ассирийские по новейшим открытиям» и различных популярных брошюр религиозно-нравственного и назидательного содержания.
После шестилетней работы с источниками издал в 1889 году «Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами» — первое систематическое описание рукописной традиции, изданий и переводов Cвященного Писания на протяжении всех этапов русской истории. Основная цель этого труда, по мнению автора, состояла в том, «чтобы слово Божие сделалось животворным источником истинного просвещения и светлой жизни человека».
Умер 17 октября 1906 года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.