О церковно-археологическом музее московской духовной академии
В жизни Московской Духовной Академии нашло осуществление весьма ценное начинание – организация церковно-археологического музея.
Мысль об организации музея возникла среди профессоров и преподавателей Академии, нашла свое соответствующее оформление, а затем одобрение и утверждение Его Святейшества Патриарха Алексия, с благословением и пожеланием успеха в благом начинании.
Церковно-археологический музей, как собрание древних церковных предметов в виде икон старинного письма, принадлежностей богослужения – древних антиминсов, крестов, дарохранительниц, лампад, паникадил, книг Свящ. Писания и книг церковно-богослужебных рукописных и древнего печатания, подобранных в их исторической преемственности и последовательности, – имеет большое практическое значение в условиях высшей духовной школы.
Среди научных предметов академического преподавания читается церковная археология, и музей даст опытный материал при прохождении этой дисциплины. Церковно-Археологический музей с его экспонатами ставит на прочную базу преподавание археологии в Академии и, кроме того, может развить любовь и вкус у студентов Академии к нашим церковным древностям, представляющим нередко образцы высокой художественности.
Музей на первое время развертывается в трех отделениях: иконографическое, древних предметов церковно-богослужебного значения, и старинных книг Свящ. Писания и богослужебных.
Он помещается в одной из комнат актового зала Академии.
Музей составляется исключительно на основании доброхотных пожертвований.
Обращение Академии к ряду архипастырей окрылило надежды организаторов музея: многие из владык очень тепло отнеслись к научному начинанию Академии и прежде всего: Высокопреосвященный Николай, Митрополит Крутицкий и Коломенский; Высокопреосвященный Григорий, Митрополит Ленинградский и Новгородский; Преосвященный Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский; Преосвященный Димитрий, архиепископ Ярославский и Ростовский; Преосвященный Флавиан, епископ Орловский и Брянский.
Архиепископ Димитрий уже передал для музея пять антиминсов XVII века, икону апостола Матфея, письма XVI в. Архиепископ Лука пожертвовал ценное описание Остромирова Евангелия и орлец епископа Афанасия Холмогорского, современника Петра Первого. От епископа Флавиана получены девять антиминсов времени Петра Первого и другие (XVII–XVIII вв.).