Начало молитвы. Беседы о внутренней жизни

Источник

Приобрести печатную версию этой серии можно в интернет-магазине: «Синопсисъ».

1-й цикл бесед. Издание 2-е.

Рецензент: протоиерей Александр Задорнов, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе МДА.

АУДИО

Содержание

От автора

Часть I. Движение мысли Беседа 1. Оружие воина Творчество Молитва деятельная Воинское призвание Начальная чистота Беседа 2. Путь воина Безмолвное житие Молитва душевная и духовная Ответ от Бога Магистраль Беседа 3. Истоки традиции Мария и Марфа Первый Исихаст Традиция исихазма Сокровенный путь Беседа 4. Основа пути Святоотеческое учение Учителя Церкви Ваятели традиции Паламизм до и после Паламы Беседа 5. Богословие тайнозрителей Созерцательное богословие Мудрость земная и богооткровенная Русская традиция Богословие и богослужение Беседа 6. Свойства ума Тайны христианства Движение ума Словесный уровень Словесная молитва Иисусова Беседа 7. Искусство молитвы Псевдомолитва вообразительная Тело в молитве Внемли всему себе Психосоматическое художество Беседа 8. Круговая оборона В пределах сердца Кругообразное движение Защита от прелести Родословная Иисусовой молитвы Беседа 9. В себе и вне себя Движение вглубь В миру и вне мира Внутреннее монашество Генеральная линия Беседа 10. Ученики и старцы Воспринять учение Избери Старцем Христа Послушание и рассуждение Умное делание Беседа 11. Послушание Христу Что такое старец Первое послушание Второе послушание Условия обучения Беседа 12. Учение старцев Своеволие Послушливость Решимость Святость Часть II. Законы естества Беседа 13. Духовный организм Устройство человека Согласие отцов Три организма Сердце духовное Беседа 14. Силы души Ум и дух Ум, дух и сердце Непостижимая цель Стяжание благодати Беседа 15. Образ Божий Отображение Творца Грехопадение Дух и дух Молитва истинная Беседа 16. Дар созерцания Общение в двух мирах Божий пастух Запретный плод созерцания Врожденный грех Беседа 17. Закон и свобода Завещание Творца Дар свободы Проекция законов бытия Общее естество Беседа 18. Смерть духовная Богоотступление Смерть бессмертной души Живые мертвецы Встань, спящий Беседа 19. Порча естества Антропологическая революция Самоистукан Мост для демонов Два вида человека Беседа 20. Восстановление Ключ к спасению Возвращение в рай Одухотворение Наибольшая заповедь Часть III. Состояния сознания Беседа 21. Человек молящийся Homo orantes Концепция пути Воскрешение духа Очищение естества Беседа 22. Культура мышления Писания отцов Завет святых Два перевода Наши беды Беседа 23. Сотворчество Чтение отцов Сокровища, яже во глубине Обогащение свыше Различение духов Беседа 24. Начало прелести За гранью традиции Капля яда Человек modernus Профессионалы Беседа 25. Внутренний крест Усыпляющая проповедь Девство Ева и змей Самораспятие Много званых Беседа 26. Отеческий опыт Без наставников Небесные старцы Бей супостатов Ум в словах Беседа 27. Проблемы восприятия Старцы последнего времени Ручная молитва Поле чудес Здесь фокусов не бывает Беседа 28. Молитвочтение Богословие и метод Читатели молитв Молитва вообразительная Молитва душевно-сердечная Беседа 29. Источник благодати Учение прп. Серафима Чтение между строк Внутренняя готовность Учение свт. Григория Часть IV. Путь внутрь Беседа 30. Рубикон Собрать себя Да будем во Христе! Учение прп. Исаака Внешняя жизнь Беседа 31. Обратная перспектива Войти в себя Жемчужина драгоценная И пажить обрящем Энергия страданий Беседа 32. Внутрьпребывание Путь внутрь Затвор Феофана Затворника Общее задание Пробуждение великана Беседа 33. Словесный уровень Полеты ума Ум в плену рассудка Тщетный труд Нечистая молитва Беседа 34. Молитва словесная Аскетические задачи Первые признаки Зона риска Безвидность Беседа 35. Молитва умная Вторая ступень Единое помышление Новое устроение Перевалочный пункт Беседа 36. Встреча с сердцем Толкущему отверзется Сила навыка Готовность Освобождение из плена Беседа 37. Ум в сердце Помехи в молитве Остановка молитвы Измена и падение Поклонение в духе и истине Беседа 38. Плоды молитвы Способность трезвения Священный метод Первые дары Начальное богоприсутствие Беседа 39. Тайна очищения Тайнодействие Духа Обновление естества Обожение благодатью Священнодействие молитвы Беседа 40. Молитва живая и мертвая Быть с Богом Самое главное Молитвенный настрой Живое обращение  

 

В книге представлен первый из трех циклов бесед, посвященных молитвенной жизни. Читатель познакомится с основами святоотеческого учения о молитве, начиная с самых азов молитвословия и вплоть до высших степеней умно-сердечного делания. Исследование опирается на фундаментальные положения православной антропологии и аскетики, укорененные в традиции исихазма. Каждая тема раскрывается через цитирование святоотеческих писаний с привлечением широкого круга источников. Аудиозапись данного издания доступна для прослушивания и копирования на авторском сайте Н.М. Новикова по адресу: www.nnproekt.ru. Там же размещены прочие издания проекта «Путь умного делания».

«В наше время в сознании значительного числа людей, занимающихся духовными и богословскими предметами, царит некая путаница... Рассуждения, оторванные от практики, и в особенности рассуждения богословские, не подкрепленные духовным опытом, причиняют много вреда Православной Церкви».

«Печальная и даже трагическая реальность нашего времени заключается в том, что многие говорят об обожении человека... не упоминая о пути и методах достижения цели. Это фундаментальная ошибка. Ибо, как и во всех науках, если нет метода, не будет и результатов. Эта истина относится и к православному богословию. Когда богословие не указывает путь и метод, то есть аскетический исихастский метод, оно никогда не сможет привести человека к конечной цели. Такое богословие опасно».

Иерофей (Влахос), митр. Знаю человека во Христе... ТСЛ, 2013. С. 7; Свт. Григорий Палама как святогорец. ТСЛ, 2011. С. 377.

От автора

Этой книгой мы начинаем публикацию трех циклов бесед о молитвенном делании, которые составят трехтомное издание. Представленный здесь первый цикл «Начало молитвы» был впервые издан в формате аудиозаписи в 2013 году, затем опубликован в печатном виде1. В настоящее время готовятся к изданию второй и третий циклы.

Предстоящий разговор посвящен самым основам святоотеческого учения о молитве, знакомит с путем духовного восхождения от начального молитвословия к высокому художеству молитвы умно-сердечной, той, что признается святыми отцами молитвой истинной. Взгляд со строгих позиций православной догматики и антропологии, соответственно и аскетики, позволяет нам отчетливо уяснить, в чем уникальность нашей духовной традиции, чем наш молитвенный опыт принципиально отличен от опыта инославных христиан, тем более от различных медитативных практик.

В эпиграфе к нашему изданию подчеркивается та мысль, что современная пастырская проповедь, теоретизируя о духовном совершенстве, как правило, однако, «не упоминает о пути и методах достижения цели», «не указывает на аскетический исихастский метод», вследствие чего, конечно, «не будет и результатов». Не будет, поскольку помимо исихастского метода внутреннего делания не обретается иных путей к стяжанию подлинной чистоты сердечной, той, без которой Бога не узрим.

Ограничиваясь одним только внешним деятельным благочестием, мы уподобляемся окрашенным гробам, очищенным снаружи, но внутри полным всякой нечистоты. Это нам адресовано слово Спасителя: Горе вам, что очищаете внешнее. Это нам заповедано: Очисти прежде внутреннее2.

Но чтобы очистить изнутри наше оскверненное сердце, нужно сначала его раскрыть, нужно проникнуть внутрь и затем уже истреблять нечистоту греховности и страстей. Это и будет деланием внутренним, когда ум наш войдет в раскрытое под действием молитвы сердце и, движимый силою благодати, приступит к очистительному подвигу умно-сердечного трезвения. Тогда и начнет человек, как сказано, «молитвой освобождать для Христа свое сердце»3.

Таинство сокровенной внутренней жизни – стержневая тема наших бесед, а основная задача проекта – помочь, опираясь на крепкий фундамент теории, постепенно приблизиться к практическому освоению древнейшего, но никогда не устаревающего священного метода исихастов.

* * *

1

Аудиозапись бесед доступна для прослушивания и копирования на нашем авторском сайте. Там же размещены издания книжной серии «Путь умного делания». Адрес сайта: www.nnproekt.rûСведения о проекте «Путь умного делания» помещены в наст. изд. на с. 647.

В постраничных ссылках литературные источники указаны в сокращенном виде, полные сведения об изданиях приводятся в Библиографии. См. наст. изд.: с. 638.

3

Эмилиан (Вафидис), архим. Дом Божий... Екатеринбург, 2022. С. 132. Отметим, что в некоторых современных русских переводах традиционное написание имени Емилиан подменяется латинизированной формой Эмилиан, производной от западноевропейских аналогов: Эмиль, Эмильен, Эмилиано (лат. Aemilius, фр. Еmile, Еmilien, ит. Emilio, исп. Emiliano). Между тем заимствованное у греков имя Емилиан и по-церковнославянски, и по-русски (Емельян, уменьшительное Емеля) пишется только через начальное «Е». В этом нетрудно убедиться, заглянув в любой православный месяцеслов или календарь. Заметим, что по-гречески имя Емилиан начинается с тех же гласных, что и имя Екатерина (Aimilianov», Aikaterivnh)::, однако мы нигде не встретим написание Экатерина.


Источник: Начало молитвы: Беседы о внутренней жизни / Николай Новиков. – 2-е изд. – Москва: Изд. проект «Путь умного делания», 2022. – 646 с.

Комментарии для сайта Cackle