Азбука веры Православная библиотека протоиерей Николай Елеонский Пророчество Исаии о Вавилоне. Опыт истолкования Ис. 13-14, 23 гл.

Пророчество Исаии о Вавилоне. Опыт истолкования Ис. 13–14, 23 гл.

Источник

Опыт истолкования 13–14, 23 кн. пр. Исаии.

Ст. 1. Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия сын Амосов.

Пророчество, по славянскому переводу видение (LXX ὅρασις). В подлинном тексте этому речению соответствует слово масса. Толковники различно объясняли и объясняют это слово. Обыкновенно его производят от глагола «наса», значащего прежде всего – «возвышать» и в этом значении указывающего, между прочим, на возвышение голоса. При таком производстве слово масса будет значить: речь, произнесенная с возвышением голоса (Дредселер), речь торжественная, возвышенная (Евальд), речь в высоком стиле (Деличь). Другие толковники производят рассматриваемое слово от того же глагола, но в значении накладывать что-либо на кого-либо и отсюда – «обременять, отягощать» и передают это слово словами: «бремя, тяжесть» (так передает это слово, между прочим, Арх. Макарий). Если мы обратим внимание на употребление слова «масса» в вз. книгах, то придем к заключению, что оно может, а пожалуй, и должно быть употребляемо в том и другом из усвояемых ему значений. В большинстве случаев слово «масса» употреблено в вз. писаниях по отношению к речам пророческим, которые, как сообщенные Богом, конечно могут быть названы возвышенными, и которые, будучи произносимы перед народом, без сомнения, произносились пророками с возвышением голоса, торжественно. Но не для обозначения всех вообще речей пророческих, какого бы они ни были содержания, употреблено в подл. вз. тексте слово «масса»; оно употреблено лишь по отношению к тем речам, в которых возвещались бедствия, имеющие поразить или избранное племя, или племена языческие, и которые таким образом содержали в себе нечто грозное, тяжелое. Доказательством может служить речь, к рассмотрению которой мы приступаем, и которая обозначена словом «масса». Она содержит в себе пророчество о бедствиях, имеющих всею своею тяжестью обрушиться на Вавилон и стереть его с лица земли; и потому если где, то именно в рассматриваемом нами случае слово «масса» может быть принято в значении чего-то грозного, тяжелого. – Изрек, по-славянски «виде», в подлиннике «газа», что значит – «созерцать». Слово это указывает на состояние созерцания, как на такое состояние, в котором находились пророки в минуты высшего озаренья, и дает понять, что все содержание пророчества о Вавилоне сообщено было Исаии не посредством внешних чувств – слуха, зрения, но непосредственно было открыто его духу. – И каждому из нас приходится переживать нечто подобное состоянию созерцания; каждому из нас нередко приходится вспоминать об особенно выдающихся радостных ли то, или горестных событиях в нашей жизни; и бывают минуты, когда мы, совершенно отрешившись от окружающей нас действительности, всецело погружаемся в мир прошедшего; в такие минуты перед нашим умственным взором с поразительною живостью восстают образы предметов и лиц, с которыми мы когда-то соприкасались, мало этого: в такие минуты мы как бы слышим каким-то внутренним слухом слова и голос или милых, или страшных для нас людей. Такое наше состояние и может быть названо состоянием созерцания, и оно, как кажется, может дать нам хотя и слабое понятие о состоянии созерцания пророческого, а также и о способе восприятия пророками откровений. В нашей духовной жизни происходит и другой процесс, также несколько аналогичный, как можно думать, с состоянием пророческого созерцания, а потому могущий уяснить нам отчасти это последнее. Этот духовный процесс есть процесс сновидений. Во время сна мы совершенно теряем сознание, но с началом сновидений наше сознание пробуждается; и хотя мы не сознаем действительности, нас окружающей, но в то же время живо сознаем совершающееся в минуты грез; здесь мы видим, слышим, действуем, и все это совершается лишь в пределах нашей духовной жизни. Благодаря пробуждению сознания во время сновидений, мы, по пробуждении, хорошо помним виденное и слышанное нами и бываем в состоянии отчетливо передать о том другим. Провести аналогию между нашим состоянием во время сновидений и тем состоянием созерцания пророческого, для обозначения которого в Ветхом Завете употреблялось слово «газа», мы имеем право на основании того обстоятельства, что в ветхозаветные, между прочим, времена некоторые откровения божественные были сообщаемы в сонном состоянии, что было напр., с Авраамом. Справедливость, впрочем, требует заметить, что откровения во сне были в Ветхом Завете очень редки; и нетрудно угадать причину этого. Правда в сонном состоянии человек доступнее стороннему высшему влиянию; но с другой стороны ему труднее, по пробуждении, отличить сообщенное в откровении от того, что могло возникнуть из глубины его собственной души; вследствие этого-то в ветхозаветные времена некоторые лица и впадали в самообольщение; принимая свои собственные сновидения за божественные откровения, они пророчествовали от своего сердца (Иер.23:16), становились ложными пророками. Если мы примем теперь во внимание то, какое значение может и должно быть усвоено употребленным в рассматриваемом стихе подлинным словам «масса и газа», то мы должны передать этот стих на русском языке приблизительно таким образом: нечто грозное о Вавилоне, что созерцал Исаия сын Амосов. Но что же именно созерцал пророк?

2. Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов.

3. Я дал повеление избранным Моим, и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем.

Пророк прежде всего слышит требование начинать военные действия; требование это очень настойчиво; в силу его призываемым должны быть поданы три призывных знака: первый из них поднятие знамени на обнаженной горе, т. е. на горе, лишенной леса, со всех сторон открытой, так чтобы поставленное на ней знамя могло быть беспрепятственно и издалека видно; второй знак громкий призывный голос, третий – помавание руками. Нужно заметить, что все эти образы суть образы любимые нашим пророком и часто им употребляемые. Призываемые приглашаются войти в ворота властелинов; в ворота, т. е. в город, окруженный стенами, через ворота, устроенные в этих стенах. Этот город, как видно из последующего, Вавилон. В ворота властелинов: властелины, по-славянски князи, с подлинника – свободные, благородные; так назывались халдеи, бывшие в свое время властелинами многих народов и игравшие в современном им человечестве роль как бы привилегированной благородной касты. Призываемые приглашаются войти как бы победители, поскольку их приглашают не обладатели города: но приглашающий их есть Иегова, избравший их, этих призываемых, орудием Своего гнева; посему-то они и называются избранными, или, как значится в славянском переводе, помазанными; далее сильными и в сознании своей победной силы торжествующими. Исполнение настойчивого требования не замедляется: вслед за этим требованием пророк видит и слышит уже, как оно начинает приходить в исполнение.

4. Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе. Господь Саваоф обозревает боевое войско.

5. Идут из отдаленной страны, от края неба. Господь и орудия гнева Его, чтоб сокрушить всю землю.

Первый момент исполнения божественного требования – это страшный зловещий шум, происходящий как бы от волнения громадных народных масс; и действительно тотчас же оказывается, что то волнуются и движутся целые царства и народы, соединившиеся вместе. Шум, по словам пророка, происходит на горах. Это – горы Ирана и вообще азиатского севера, лежащие на северо-восток от Вавилонии и населенные различными племенами, а в том числе племенем мидян. На этих-то горах происходит шум, производимый дотоле безвестными их обитателями, и по их склонам движутся грозные воинственные массы, сделавшиеся орудием гнева Господа воинств, движутся, спускаясь в равнины Вавилона. Страшен вид воинства, предводимого разгневанным Господом воинств, и потому пророк, обращаясь к тем, кто должны сделаться жертвами этого воинства, восклицает: рыдайте; но только воскликнул он, как пред ним развернулась новая картина – картина того ужаса, который овладеет подлежащими суду.

6. Рыдайте; ибо день Господа близок, идет, как разрушительная сила, от Всемогущего.

7. От того руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло.

8. Ужаснулись, судороги и боли схватили их: мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорались.

«Близок день Господень» – это выражение часто встречается в писаниях пророческих; со времен Иоиля, древнейшего из пророков, оставивших нам свои писания, употребившего его в своей книге 1:15, оно сделалось как бы техническим для обозначения имеющих наступить грозных божественных судов. «Ужаснулись, судороги и боли схватили их»; и т. д. Не тот обыкновенный страх, который испытывается всяким при приближении опасностей, овладевает, по изображению пророка, имеющими подвергнуться гневу и пылающей ярости Господа. Нет, смертельный ужас поражает их; члены их тела потеряли способность правильно действовать, потому что парализована управляющая ими духовная жизнь; они совершают лишь непроизвольные конвульсивные движения, что обыкновенно бывает в минуты сильных физических страданий; в их блуждающих взорах видно исступление, лица их разгорались, или, как бы следовало выразиться ближе к подлиннику, лица их пламенные, сделались пламенными. В этом выражении можно видеть указание более чем на обыкновенную краску, вызванную на лицо душевным волнением. Пламя, что-либо пожирающее, не остается одинаковым в своей силе, в своей яркости, что легко можно наблюдать в ночное время: оно то разгорается и разливает кругом яркий свет, то ослабевает, умаляется, бледнеет; нечто подобное происходит на лице человека, пришедшего в ужас. Кровь, переставшая правильно обращаться по своим путям, то приливает к лицу и покрывает его яркою краскою, то отливает к сердцу и яркую краску сменяет мертвенная бледность. На эту-то смену краски и бледности, характеризующую собою ужас, и указывает, как кажется, пророк выражением: лица их пламенные. Но как и не придти в ужас? Мало того, что приближаются грозные и многочисленные враги, от которых напрасно было бы ждать пощады; сама природа как бы гневается и отказывает в последнем утешении обреченным на погибель, разлитый в ней свет, исходящий от солнца, луны и ярких звезд и так ободрительно действующий даже на страждущих, угасает.

9. Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростию, чтобы сделать землю пустынею, и истребить с нее грешников ее.

10. Звезды небесные и светила не дают от себя света, солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.

11. Я накажу мир за зло и нечестивых за беззакония их и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей.

12. Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи дороже золота Офирского.

13. Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его.

14. Тогда каждый, как преследуемая серна, и как покинутая овца, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю.

15. Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча.

16. И младенцы их будут разбиты, пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обесчещены.

«Чтобы сделать землю пустынею». Так как рассматриваемое пророчество относится ближайшим образом к Вавилону, то под словом «земля» разумеется прежде всего земля, или страна Вавилонская. Но из дальнейших слов пророческой речи, именно из слов 11 ст. «Я накажу мир за зло и нечестивых за беззакония их» открывается, что пророк, предвозвещая божественный суд над Вавилоном, вместе с тем предсказывает и о последнем общем суде и говоря о имеющем последовать опустошении Вавилонской монархии, в тоже время предрекает потрясение вселенной в последние дни ее существования в настоящем виде. Что это действительно так, видно из сходства между картиною грядущих бедствий, начертанной нашим пророком, и изображением страшного суда у Христа Спасителя. Сказавши о бедствиях, имеющих постигнуть в недалеком будущем народ иудейский, Спаситель продолжает «и вдруг после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына человеческого на небе. И тогда восплачутся племена земные (Mф.24:29–30). A у пророка читаем: «Вот приходит день Господа лютый, звезды небесные и светила не дают от себя света, солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. Накажу мир за зло... Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего». Таким образом рассматриваемый нами отдел пророчества о Вавилоне имеет так наз. перспективный характер; пророк в одной картине, как одно целое, созерцает различные события, хотя и сходные отчасти, но отделенные между собою громадным периодом времени. – «И светила не дают от себя света», слово светила здесь очень неопределенно: неизвестно, на что именно указывает оно, после того как уже названы в рассматриваемом стихи все вообще небесные светила – звезды, солнце и луна. Для устранения этой неопределенности лучше всего обратиться к подлиннику и к древним переводам. В подлинном тексте слову «светила» соответствует слово «кесилим»; слово это по отношению к небесным телам употреблено еще в книге Иова 9:9, 38:31 и у Ам.5:8; из этих мест, особенно же из Иова 38:31 видно что «кесилим», «кесиль» означает одно из созвездий, отличающихся своим блеском и своеобразною группировкою звезд, входящих в их состав. Что это за созвездие, мы узнаем из LXX; по их толкованию «кесиль» есть Орион – блестящее созвездие южного неба, видное в Палестине на южном горизонте выше, нежели у нас, и находящееся на одной лиши с Плеядами (по-еврейски – хима), вместе с которыми оно и названо как у Иова, так и у Амоса. Орион, вместе с Плеядами и Большой Медведицей, принадлежит к числу тех немногих созвездий, которые были известны человечеству еще в глубокой древности, и с которыми как восточные народы, так и греки соединяли различные мифы. Как кажется, и древним евреям не были чужды мифические представления о некоторых созвездиях; по крайней мере это можно утверждать об Орионе на основании значения слова «кесиль» и на основании замечания об этом созвездии у Иова 38:31. Слово «кесиль» значит неразумный, безумный, или, что то же, безбожный, так как по вз. представлению эти понятия в большинстве случаев тожественны. У Иова «о кесиле» или Орионе замечено: можешь ли ты разрешить узы «кесиль». Поэтому есть основание полагать, как и полагают (Winer), что с представлением об Орионе древние евреи соединяли представление о каком-либо знаменитом безбожнике, прикованном к небу. Восточное предание, распространенное между семитическими племенами, говорит, кто именно этот безбожник. Это Нимврод, который в Библии назван сильным звероловом пред Господом (Быт.10:9) и который по понятию иудеев времен Иосифа Флавия в своей гордости восстал против Бога и был первым основателем язычества (Др.1). Нужно заметить, что слово «кесиль», употребленное по отношению небесным светилам, LXX, а за ними и славянские переводчики не везде передали словом Орион. Так у Амоса 5:8 LXX, а за ними и славянские переводчики вместо того чтобы прочитать: кто сотворил Семизвездие, или Плеяды и Орион, прочитали: «творяй вся и претворяяй»; видно что греческие переводчики книги пророка Амоса вовсе не знали значения слов «хима» и «кесиль» в применении к небесным светилам. Подобное же колебание обнаружено и русскими переводчиками. Они в книги Иова слово «кесиль» оставили без перевода, в книге Амоса перевели словом Орион, в рассматриваемом стихе словом светила. Для этого последнего перевода поводом послужило, вероятно, то, что в рассматриваемом стихе слово «кесиль» поставлено в множественном числе «кесилем» – орионы; но употребляя множественное пророк, как кажется, желал указать как на звезды Ориона, так и на другие ближайшие к ним, яркостью подобные Ориону, и своею величиною отличающиеся от прочих звезд, каковы например звезды южного неба Сириус и Канопус. Говоря о имеющем последовать помрачении неба и небесных светил, пророк называет прежде всего звезды и созвездия, затем упоминает о солнце и наконец о луне. Основание для перечисления светил в таком порядке заключается в том, что народы, считающие время по лунным годам, началом дня принимают появление звезд; день же, начинающийся таким образом, оканчивается, понятно, появлением луны, которая начинает сиять тотчас же по захождении солнца и прежде чем покажутся звезды. – «Я накажу мир за зло и нечестивых за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей». В этих словах 11-го стих. со всею ясностью обнаруживается характеристическая черта ветхозаветного пророчества, свидетельствующая о том, что евр. пророки, говорившие от лица Иеговы, стояли в своих речах выше временных политических соображений, выше племенных симпатий и антипатий. Пророки произносят против соседних народов и племен грозные обличительные речи, предвещают им гибель, но не потому, чтобы они считали их политическими соперниками и врагами евреев, или чуждыми Израилю по происхождению, принадлежащими низшим расам, но потому, что эти народы и племена были представителями нравственного зла, были беззаконниками, гордыми, жестокими и безбожными. Отсюда уже видно, что пророки ветхозаветные были людьми не от мира сего, и идеал, осуществление которого было желательно для них, был идеал нравственный; они хотели господства правды, добра, почитания истинного Бога во всем мире, дабы не один Израиль, но и другие народы могли войти в царство Иеговы. Таким образом уже одно то, что выражено в рассматриваемом стихе, достаточно говорит о несостоятельности того воззрения, по которому ветхозаветные пророки были лишь политическими деятелями, желавшими для своего народа внешнего преобладания.– «Я сделаю то, что мужи будут дороже злата Офирского». Офирское золото считалось евреями наилучшим. Оно сделалось между ними известным преимущественно со времен Соломона; для этого царя золото из страны Офир доставлялось в большом количестве морским путем. Где та страна, которую евреи знали под именем Офира, в настоящее время определенно неизвестно. Поэтому одни указывают ее в Армении, другие в Индии, третьи даже в южной Америке. Но вероятнее всего, что Офир находился не в дальнем сравнительно расстоянии от Ецион-Гавера – гавани, из которой Соломонов корабль отправлялся за офирским золотом, и которая находилась в северо-восточном углу Красного моря. Можно думать, что Офир – часть Аравии. омываемой, между прочим, Красным морем. Аравия в библейские времена обильна была золотом; напр., царица Савская из Аравии подарила Соломону золота 120 талантов. Правда, корабль Соломонов, ездивший в Офир, приходил в три года однажды; но столь продолжительное время употреблялось очевидно не на плавание, а на добычу золота из рудников, так как весьма значительное количество золота, прибывавшего из Офира, не могло быть добыто путем торговли, за отсутствием в Палестине высокоценных предметов. Сказавши в стих. 11–13 вообще о наказании злых, о конечных результатах наказания, о внешней природе, как орудии божественного гнева, пророк в дальнейших стихах с 14 по 16 перечисляет от лица Иеговы частные виды бедствий, совокупность которых и составит наказание. Первое из этих бедствий – бегство. «Когда каждый обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю». Но о каких беглецах о и каком бегстве говорится здесь? Вавилон, к которому относится пророчество, был в дни своего процветания рынком всей внутренней Азии. В него для производства торговли стекались купцы разных племен и стран. Но торговые люди очень чутки к опасностям; при их приближении они быстро оставляют торговые пункты, бегут из них, спасая свое имущество. Конечно, иноземные торговцы должны были прежде всех оставить и Вавилон при первых признаках угрожавшей ему опасности; и о их-то бегстве говорит пророк. Подобное бегство несомненно одно из крупных бедствий; быстрое прекращение обширной торговли в громадном торговом городе разоряет состоятельных, отнимает кусок хлеба у множества рабочих, лишает население предметов первой необходимости и делает жизнь крайне дорогой. Дальнейшие бедствия, перечисленные пророком, суть: беспощадные убийства, не исключая младенцев, грабеж и обесчещение женщин. Этот перечень бедствий вполне соответствуем действительности; его справедливость подтверждает древняя история бесчисленными фактами, а новейшая история, события наших дней свидетельствуют, что восточные азиатские племена доселе держатся военных обычаев времен библейских. Нельзя не заметить, что рассмотренное нами отделение запечатлено особенностями речей пророка Исаии. В нем, между прочими, мы встречаемся с двумя мыслями – с мыслью о неизбежности наказания для всего гордого и высокомерного и с мыслью о том, что несмотря на страшные бедствия, имеющие постигнуть человеческие племена, лучшие представители их сохранятся (12 ст.) Эти мысли – любимые нашего пророка; первая из них очень часто встречается и в начальных и последних отделах книги Исаии; последняя составляет основную мысль всех его речей против иноземных народов.

17. Вот Я подниму против них мидян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту.

18. Луки их сразят юношей, и не пощадят плода чрева; глаз их не сжалится над детьми.

19. И Вавилон, краса царства, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра.

20. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там.

21. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами, и страусы поселятся и косматые будут скакать там.

22. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены в увеселительных домах.

«Я подниму на них мидян». Мидяне (евр. Мадай), народ индогерманского племени, обитали на юг от Каспийского моря в гористой стране Мидии. В древности они были известны и страшны своей храбростью и искусством стрелять из лука. Во времена пророка Исаии мидяне находились в зависимости от ассириян и жили общинами; каждая мидийская община имела своего правителя или царя. В конце 8 ст. пред Р. X. могущество ассирийской монархии ослабело вследствие несчастного похода Санхериба против Египта и Иудеи. Воспользовавшись этим обстоятельством, мидяне в 714 г. пред Р. X. отложились от ассириян и, чтобы упрочить свою независимость, соединились в 709 г. под властью одного монарха – Дейока, при чем, впрочем, правители отдельных общин также сохранили свою власть. Поэтому-то пр. Иеремия, перечисляя царей, которые должны пострадать от Навуходоносора, упоминает между прочим и царей мидийских (Иер.25:25). Преемник Дейока Фраорт присоединил к мидийскому царству большую часть арийских племен, населявших Иран, в том числе персов. Преемник Фраорта Киаксар, соединившись с царем вавилонским, осадил Ниневию. На третий год осады Ниневия пала, и ассирийская монархия окончила свое существование, а земли, входившие в ее состав, были разделены между мидянами и вавилонянами. Преемник Киаксара Астиаг был лишен престола Киром, правителем Персии. Кир основал мидо-персидское царство и, предводительствуя мидянами и персами, разрушил вавилонскую монархию. Об этом-то разрушении вавилонской монархии и Вавилона соединенными силами мидян и персов говорит наш пророк; он однако же говорит об одних мидянах, о персах не упоминает; но это вероятно потому, что в его время именем мидян, как наиболее известного из иранских племен, называли все прочие племена Ирана. Из предсказания пророка Иеремии о бедствиях, которые должны были постигнуть мидян со стороны вавилонского царя (Иер.25:25), следует заключить, что вавилоняне из союзников при Киаксаре сделались потом врагами и утеснителями мидян. Если так, то конечно мидяне, разрушая вместе с персами Вавилон, руководились при этом не столько жаждою добычи, сколько чувством мести. Отсюда становится ясным истинный смысл замечания пророка о мидянах, что они, как враги Вавилона, «не ценят серебра и непристрастны к золоту», становится ясна их невероятная жестокость по отношению к вавилонянам, предсказываемая пророком: «не пощадят плода чрева; глаза их не сжалятся над детьми». «И Вавилон краса царств, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом». Вавилон называется здесь красою царств, как главный город монархии, в состав которой входили многие покоренные царства, гордостью халдеев – как город, служивший с незапамятных времен средоточием халдейского народа, этого образованнейшего народа древних времен, который по справедливости мог гордиться своею столицей, ее древностью, обширностью, особенно же ее богатством и баснословным великолепием. И однако же этот древний великолепный город, составлявший славу и гордость народа, владевшего им, должен был, по слову пророка, пасть. И он действительно пал и, подобно Содому и Гоморре, исчез с лица земли. Впрочем, Вавилон погиб не вдруг, он уничтожался постепенно. Кир, предводитель мидян и персов, нанесший первый удар Вавилону, оставил неприкосновенными его громадные двойные стены. Дарий Гистасп, вторично овладевший возмутившимся Вавилоном в 518 г. до Р. Х., велел уменьшить на 50 локтей высоту его стен. Далее – Ксеркс разрушил колоссальный храм Белуса, так называемую Нимвродову башню. Наконец последний решительный удар нанес Вавилону Селевк Никатор, разграбивший его в 312 г. С этих пор город, некогда великолепный, стал быстро разрушаться и пустеть, и во времена Страбона (род. в 60 г. до Р. X.) на том месте, где стоял Вавилон, была совершенная пустыня.


Источник: Елеонский Н.А. Пророчество Исаии о Вавилоне. Опыт истолкования Ис. 13–14, 23 гл. // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1878. № 3. С. 347–359.

Комментарии для сайта Cackle