Источник

Церковная земля и церковные дома

По упразднении Крестовоздвиженского монастыря, были отобраны в Синодальное ведомство все монастырские земли и угодья, да и самая погостная земля бывшего монастыря со всеми находившимися на ней зданиями, кроме церкви и колокольни, поступила также в ведение Св. Синода и указом от 6 окт. 1813 года отдана под жительство соборянам Успенского собора155. Монастырские здания частью сломаны, и на их месте воздвигнуты новые, частью же перестроены. В сентябре 1817 года соборяне введены в Крестовоздвиженский дом156.

Так как, с образованием Крестовоздвиженского прихода, к Крестовоздвиженской церкви были приписаны три церкви: Николаевская, на Моховой, Николаевская и Благовещенская, на Старом Ваганькове, то и земельные участки этих церквей поступили во владение Крестовоздвиженской церкви. Впрочем, эти участки недолго были в церковном владении. Прежде других отошел участок Благовещенской, на Ваганькове, церкви, находившийся «в Тверской части, 4 квартала, под №№ 381, 382, 383 и 384, в проулке Здвиженском» (Ваганьковском), на месте дома, принадлежащего теперь г. Семенову. Земля, имевшая по уличной линии Ваганьковского переулка 17 саж. 2½ ар., простиралась в длину, по направлению к Крестовоздвиженскому переулку. почти на 47 саж. и в заднем поперечнике имела около 6 саж. Всей земли было 541 кв. саж., которая, по табели об оценке, стоила 2,705 руб. Землю эту «яко впусте лежащую» просил у преосвященного Августина в вечное и потомственное владение Синодальной Типографской Конторы директорский товарищ коллежский ассесор Павел Левашев157 «дабы ему жить ближе к Типографии и тем более средств (иметь) к надзору за вверенной ему Святейшим Синодом должностью». Резолюцией преосвященного Августина земля отдана просителю безвозмездно, о чем и сообщено московскому главнокомандующему 26 янв. 1817 года158.

От Николаевской, на Моховой, церкви перешло церковной земли 317 кв. с. Эта земля в 1836 году «с надлежащего разрешения», как сказано в Клировой ведомости, была продана с торгов московскому купцу Михаилу Смирнову по 43 руб. за квадратную сажень, каковая продажа утверждена 21 сент. того же года159.

Во владении Крестовоздвиженской церкви остался лишь участок Николо Ваганьковской церкви, в Ваганьковском переулке160.

При открытии Крестовоздвиженского прихода, церковных домов для причта не было. Священник, перемещенный от приписной Николо-Ваганьковской церкви, жил в собственном каменном доме, на церковной земле означенной церкви. Находившиеся на той же земле причетнические дворы сгорели в 1812 году. Ни диакон, ни причетники собственных домов не имели и жили– первый в доме кн. Василия Дмитриевича Голицына «безплатежно», а последние «в наемных квартирах и в других приходах»161. Для постройки домов, кроме участка в Ваганьковском переулке, была свободная земля при Николо-Сапожковской церкви; но на ней при сооружении экзерциргауза стройка не была дозволена, а потом, хотя и дозволена, но только каменная, каковую никто из причта возвести не был в состоянии.

В 1837 году священнический дом приобретен в церковь на деньги, вырученные от продажи земельного участка Николо-Сапожковской церкви162. В этом доме и разместился причт. Однако дом был тесен для всех, и, по выстройке колокольни, для пономаря устроено небольшое помещение при церкви, в нижней галерее, где до последнего времени имел жительство один из псаломщиков. Помещение это очень тесное и сырое, состоявшее из одной комнаты, – она же и кухня – лишенное самых необходимых хозяйственных принадлежностей, не сделалось ни просторнее, ни удобнее и после того, как кухню устроили отдельно, тут же на паперти, в западном пролете колокольни. Много потерпели жившие здесь псаломщики от сырости и от тесноты, не говоря о других неудобствах, вытекавших из самого расположения квартиры на церковной паперти. Лучше, но все же плохие помещения были и у других членов причта в церковном доме, построенном еще до Отечественной войны и весьма обветшавшем, а в последнее время оказавшем угрожающие признаки близкой катастрофы. Что касается просфорницы, то для нее вовсе не было помещения, и только в 1895 или 1896 г. она могла воспользоваться небольшой избушкой, и теперь существующей на дворе церковного дома, в которой ранее помещался наемный священник («ранний»). Уже самое устройство этого помещения говорит об его неудобствах, а устроено оно так: к двум стенам каменной в 1½ кирпича ветхой с трещинами ограды, соединяющимся под прямым углом, примкнуты две деревянные стены, из которых одна отделяет помещение от погреба, выходящего подземной частью – ледником – под самое помещение избушки...

Все эти неудобства заставили причт серьезно озаботиться улучшением своих квартир. Прежде всего, в виду появившихся угрожающих признаков, решено капитально отремонтировать церковный дом, а вместе с тем изыскать средства к постройке нового дома, чтобы все члены причта могли иметь удовлетворительные квартиры. Составление плана и сметы на постройку дома поручено архитектору И. Г. Кондратенко, который и представил чертежи и смету на 41,000 рублей. Нужную сумму (в количестве 40,000) заимообразно дала Московская Богородице-Рождественская, на Бутырках, церковь, на 23 года, из 5% годовых, с таким расчетом, чтобы ежегодно уплачивалось по 3,000 рублей в погашение долга и в уплату процентов. Дом предположено выстроить на церковной земле, фасадом по уличной линии Ваганьковского переулка, каменный, в три этажа, на шесть квартир, из которых две предназначены для жительства священника и диакона, а остальные четыре для сдачи в наем. Сход с этих последних и должен поступать на погашение долга и в уплату процентов. Для квартир псаломщиков, а также просфорницы назначен старый дом, который летом 1898 года капитально ремонтирован. Прошение о постройке нового дома и о займе на этот предмет 40 тысяч рублей подано Епархиальному начальству и поступило в Св. Синод.

Пока рассматривалось смета причтом, потом Строительным Отделением Городской Управы, Епархиальным Начальством и, наконец, Св. Синодом – прошло много времени, и цены на строительный материал, особенно на кирпич, а также и плата на рабочие руки быстро возрасли, и ко времени получения указа о дозволении постройки и займа денег163 между сметными и рыночными ценами оказалось очень большая разница, увеличивавшая сметную сумму тысяч на 7–8. Строители оказались в большом затруднении. Чтобы не остаться, вследствие совершенного обветшания старого дома, вовсе без квартир, летом 1898 г., как сказано, был произведен капитальный ремонт старого дома, с сохранением прежнего расположения квартир. Весь расход по ремонту выразился в цифре более 3,000 рублей.

Занимаясь ремонтом, причт и староста не оставляли забот о постройке нового дома. Горячее участие в этом деле принял прихожанин Крестовоздвиженской церкви князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов, с живым интересом вошедший во все подробности дела. Благодаря его участию, церковь между прочим получила возможность приобрести большую часть потребного количества кирпича с завода Шапошникова по цене (23 р.) значительно ниже рыночной (28–30 р ), а также цемент, известь и бут. Остальную нужную часть кирпича предположено взять на заводе Катуар, также по пониженной цене (25 р.) Этой последней сбавкой церковь обязана хлопотам церковного старосты Е. И. Никитина.

Таким образом явилась возможность приступить к стройке, хотя все же с некоторым превышением сметной суммы. В виду увеличения стоимости постройки, в целях соответственного увеличения и доходности дома, решено устроить в доме полуподвал, в котором отделить две небольших квартиры под сдачу, а также устроить здесь помещение для дворника и две кухни для квартир первого этажа. Выстройку дома по плану приняли на себя подрядчики П. М. Макаров и С. Г. Платов за 44,000 рублей, с тем, чтобы церковь поставила нужный кирпич по 23 рубля в счет этой же суммы. Подрядчики кроме того обязаны в счет той же суммы присоединить новый дом к городской водопроводной и канализационной сети. Все работы, по условию, должны быть окончены и дом сдан совершенно готовым для жилья к 15 августа 1899 года. В августе 1898 года приступили к подготовительным работам, а в сентябре отслужен на месте стройки молебен пред храмовыми иконами, произведена закладка, и работа началась.

Тут мы должны сказать несколько слов о переписке о церковной земле, начатой директором Московского Публичного и Румянцевского музеев, земельное владение которых смежно с церковной землей. Г. директор музеев обратился непосредственно к г. обер-прокурору Св. Синода с представлением, в котором, доводя до сведения Его Высокопревосходительства о намерении причта Крестовоздвиженской церкви строить новый каменный дом, просил ходатайство причта отклонить, как нарушающее владельческие права Николо-Ваганьковской церкви, состоящей в ведении Министерства Народного Просвещения.

Представление г. директора поступило к г. обер-прокурору Св. Синода много ранее, чем поступило прошение Крестовоздвиженского причта.164 Поэтому, когда последнее было назначено к слушанию в Св. Синоде, были представлены справки о земле Крестовоздвиженской церкви, которыми установлено, что церковная земля, на которой живет Крестовоздвиженский причт и намерен производить постройку, бесспорно принадлежит Крестовоздвиженской церкви, и Николо-Ваганьковская церковь не может иметь на эту землю никаких прав. Прошение г. директора оставлено без последствий и постройка разрешена165.

2 декабря 1898 года последовал на имя благочинного Пречистенского сорока протоиерея И. М. Лебедева указ Москов. Дух. Консистории следующего содержания: «Определением Консистории, утвержденным Его Высокопреосвященством, положено: принимая во внимание, что, несмотря на просьбу г. директора музеев, Св. Синод разрешил постройку с израсходованием на это до 41,000 р., что земля Николо-Ваганьковской ц. еще в 1814 г. приписана вместе с церковью к Крестовоздвиженской ц., что оная земля с 1814 г. и до настоящего времени находилась в спокойном, бесспорном, непрерывном и добросовестном владении и пользовании причта Крестовоздвиженской ц., что г. директор никаких документов на принадлежность этой земли Румянцевскому музею не представляет, что по закону церковные земли остаются навсегда неприкосновенною церковною собственностью и ограждаются от всяких посторонних притязаний, что присутственным местам запрещается перевершивать свои собственные решения, а также отменять решения других мест, им равных, или им неподчиненных – в силу состоявшегося 27 декабря 1897 г. решения Московского Епархиального Начальства, утвержденного Св. Синодом 28 апр. 1898 г. – ходатайство г. директора Румянцевского музея о приостановке дальнейших работ по возведению построек на земле быв. Николо-Ваганьковской церкви–отклонить»166.

В сентябре 1899 г. церковный дом был отделан, но не вполне, тем не менее, в нем поселились священник и диакон, а в старом доме устроены помещения для псаломщиков и просфорницы. Так как постройка обошлась дороже, чем предполагалось по смете, то на покрытие сверхсметного расхода Духовная Консистория разрешила употребить заимообразно из церковных сумм 700 рублей и 2300 руб. из причтового капитала. Но и этот добавочный капитал не покрыл всей передержки расхода, и церковь осталась должна подрядчикам свыше 4000 рублей, каковой долг предположено погашать постепенно из остатков чистого дохода с дома и также могущими оказаться свободными церковными суммами.

* * *

155

Арх. М. Д. Кон. по Преч. сор. д 1819 г. ,№ 169.

156

Там же, по Преч. сор. д. 1820 г. № 153. Большой корпус доныне, несмотря на переделки, сохранил следы бывших монашеских келий.

157

Павел Дмитриевич Левашев († 1835 г фев. 20), сложивший сан диакон одной из моск. церквей, был близок к преосв. Августину и пользовался его покровительством (Свящ. Соловьев, летоп. Троиц., в Полях, ц. М. 1887 г., стр. 213, пр. 60).

158

Арх. Моск. Дух. Кон. по Преч. сор. д. 1816 г., № 352

159

Сборн. издан. «Общ. л. Дух. Просв.» 1883 г т. I, стр. 427, 488 – 489.

160

И от этого участка в 1842 г. при передаче Николо-Ваганьковской ц. Дворянскому институту, отошло «от 5 четвертей до 2 аршин во всю длину линии». При этом Дворянский институт, по требованию Крестовоздвиженского причта, утвержденному подлежащим начальством, обязался на всем протяжении новой пограничной линии возвести каменную стену, не возводить на этой линии построек с окнами на церковный двор и вырыть на этом дворе новый колодец, взамен бывшего, который отошел за новую линию. Отошедшая земля вместе с тем небольшим участком, на котором стоит самое здание Николо-Ваганьковской церкви, продолжала оставаться церковной собственностью и находилась в веденіи причта Крестовоздвиженской церкви, к которой Николо-Ваганьковская церковь оставалась по прежнему приписанной. (Арх. М. Д. Конс. по 2 ст. 2 экспед 1842 г. № 21 и по 1 экспед 2 ст. 1843 г. № 458). Эту землю (только без прирезки 1842 г) и имел в виду Крестовоздвиженский причт, когда в 1838 г. на запрос Консистории о порожних церковных землях, на которых, по проекту попечителя московского учебного округа, предполагалось открыть народные училища, – отвечал, «при приписной Николаевской, на Стар. Ваг. ц., погостной незастроенной земли имеется всего 40 кв. саж., которая необходима для церкви». (Указ М. Д. К. 31 мар.). В 1850 г. Николо-Ваг. церковь была переписана к Николо-Стрелецкой церкви уже без земли, как домовая (указ от 20 апр. № 1835). Николо-Ваганьковской церкви принадлежала еще земля после упраздненной Михаило-Малеинской церкви, но она продана еще в 1807 году кол. асс. А. Ив. Пашкову, который внес за землю в Моск. Дух. Консист. 1,000 руб «с прикупкою для жительства пономарей белой земли» (?). Деньги препровождены для приращения в Моск. Опек. Совет на бессрочное время, с тем, чтобы оные выдать, «когда соберется потребная сумма для построения вновь в ветхость приходящего иконостаса». Билет на вклад, хранившийся в ризнице Николаевской ц., в 1812 г. похищен, потом найден и поступил в Антиповскую церковь, к которой в 1813 г. была первоначально приписана Николо-Ваг. цер. Антиповский священник получил по билету 390 р. проц. денег и употребил их на церковные нужды. В 1814 г. Николо-Ваганьков. ц. переписана к Крестовоздвиженской; в эту последнюю поступил и билет (Арх. М. Д. Кон. по Преч. сор. д. 1819 г. № 185) В 1823 г. билет этот вместе с % взят и употреблен на ремонт Николо-Ваг. ц., а также мостовой и тротуаров при ней (Прих. -расх. кн. Крест. ц. 1823 г).

161

Клир. Вед.

162

Еще прежде и неоднократно возбуждался вопрос о приобретении священнического дома или о постройке нового для жительства причта. Епархиальное начальство делало предложение о постройке дома прихожанам, но прихожане отказались от участия в деле, была попытка водворить причт при церкви, в корпусах для соборян, но тоже безуспешная, за неимением свободного помещения; наконец составлен был проект постройки нового дома по уличной линии Ваганьковского переулка, но не приведен в исполнение по неимению потребных средств. См. о сем большое дело в Арх. М. Д. Кон. по Преч. сор. 1820 г. № 170.

163

Указ Св. Син. от 28 апр. 1898 г. № 2207.

164

По прош. Крестов, причта определение епарх. начальства состоялось только 27 декабря 1897 г.

165

Указ Св. Синода от 28 апр. 1898 г., № 2207-й.

166

Указ № 12651.


Источник: Крестовоздвиженский монастырь, ныне приходская церковь Воздвижения Креста Господня в Москве на Воздвиженке : Ист. очерк, сост. диак. Н. Кедров. – 2-е доп. и ил. изд. - Москва : тип. «Московского листа», 1903. - 130 с.

Комментарии для сайта Cackle