Покровский Николай Васильевич
Трудами Н.В. Покровского церковная археология в Санкт-Петербургской духовной академии, где он преподавал более 30 лет, выделилась в отдельную дисциплину. Его лекции пользовались большой популярностью и многократно издавались литографическим и типографским способом, а книга «Церковная археология» была одобрена Св. Синодом в качестве учебного руководства для преподавания церковной археологии в Духовных семинариях и при преподавании истории искусств в епархиальных женских училищах.
Николай Васильевич Покровский родился в 1848 году в семье священника. Учился в Костромской духовной семинарии, затем в Санкт-Петербургской духовной академии, где в 1872–1873 учебном году слушал курс лекций В.И. Долоцкого, а в 1873–1874 году лекции А.Л. Катанского, которые определили его творческий путь. В 1874 году, окончив академию со степенью магистра богословия, присужденной за диссертацию «Происхождение древнехристианской базилики», был определен в академии на кафедру церковной археологии и литургики (в дальнейшем – церковной археологии в связи с историей христианского искусства), которую занимал до своей кончины. В 1883 году Н.В. Покровский получил звание экстраординарного профессора, в 1894 году – ординарного профессора, в 1893–1899 годах исполнял обязанности инспектора Санкт-Петербургской духовной академии.
Н.В. Покровский много внимания уделял изучению оригинальных памятников церковного искусства, находящихся в древних центрах русской церковной жизни, особенно в Москве и Новгороде. Трудами Покровского в Петербургской духовной академии собирался и устраивался Музей церковно-археологических древностей, которым он руководил с 1879 года.
В 1888 году Николай Васильевич Покровский посетил Константинополь, Афон, Салоники, затем Италию. Во многих областях церковной археологии он был не только исследователем и теоретиком, но первооткрывателем и собирателем.
Главный монументальный труд Н.В. Покровского – его докторская диссертация «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских», удостоенная премии митрополита Макария и золотой медали Русского Археологического общества. В предисловии к этому труду Н.В. Покровский писал: «По мере того, как христианское Предание развивалось и переходило в сознание художников, изменялась и иконография. Следя за ее развитием, мы следим вместе с тем и за развитием религиозных и художественных воззрений, наблюдая постепенный рост Евангельской иконографии, мы наблюдаем перемены в отношении человеческого сознания к Евангельскому тексту в разные эпохи истории, изучаем усилия человеческой мысли подняться на высоту Евангелия и выразить всю глубину и широту его содержания в художественных формах». По словам ученого, «церковное искусство есть выражение одной из многих сторон церковной жизни, и поскольку эта жизнь представляет собой органическое единство и цельность, то понятно, почему и внешние отдельные выражения ее тесно связаны между собою: Богословие и церковная поэзия, литургический обряд и искусство в порядке исторического развития обычно идут рука об руку. Тем важнее для нас эта система старой иконографии и искусства, что она есть продукт религиозно-исторической жизни, постепенно развивающийся (разумеем развитие не в смысле изменения самой сущности христианской догмы, но в смысле неодинакового отношения к ней человеческого сознания)».
Трудами Н.В. Покровского церковная археология в Санкт-Петербургской духовной академии, где он преподавал более 30 лет, выделилась в отдельную дисциплину. Его лекции пользовались большой популярностью и многократно издавались литографическим и типографским способом, а книга «Церковная археология» была одобрена Св. Синодом в качестве учебного руководства для преподавания церковной археологии в Духовных семинариях и при преподавании истории искусств в епархиальных женских училищах. Эта книга состоит из обстоятельного введения, в котором рассказано об искусстве египетском, вавилоно-ассирийском, греческом и римском и четырех отделов – «Искусство древнехристианского периода. Византийское искусство. Искусство западноевропейское. Церковное искусство в России». В нее вошло 417 рисунков. В приложении помещен словарь терминов, встречающихся в книге. Помимо капитальных трудов Николай Васильевич опубликовал много статей в «Трудах» Археологических съездов, в «Записках Русского Археологического общества», в «Вестнике Археологии и истории», в «Материалах», издававшихся Археологической комиссией.
С 1898 года Н.В. Покровский состоял директором Императорского Археологического института. В 1897–1898 годах заведовал педагогическими курсами учителей и учительниц церковно-приходских школ. В 1903 году читал курс русской художественной археологии на общеобразовательных курсах учителей и учительниц Министерства народного просвещения в Павловске, в 1904 году читал русскую церковную археологию на курсах археологии и палеографии в Твери, в 1909 году выступал с публичными лекциями в Новгороде.
Н.В. Покровский состоял почетным членом почти всех Археологических обществ и учреждений в России, в 1896 году был избран почетным членом Общества антиквариев в Лондоне. Он также принимал деятельное участие в работах Археологических съездов. В 1898 году в Археологическом институте по его инициативе состоялась первая в Петербурге выставка старинных русских икон, имевшая, по свидетельству современника, «важное практическое значение для пробуждения истинно-православного духа в такой важной области, как иконопись».
Ф.И. Буслаев писал о трудах своего ученика: «Он один из первых в русской науке при изучении византийско-русского и древнехристианского искусства обратил внимание на отношение искусства к учению Церкви и текстам литургии и внес в науку богатые материалы православно-восточного происхождения, восполнив таким образом односторонние исследования западных протестантских и католических ученых».
Некоторые архивные материалы сохранились в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, фонд 593.
Николай Васильевич Покровский скончался 8 марта 1917 года.
Печатные труды
Археологические
редкости Гелатского монастыря: Путевые заметки
любителя старины. – [СПб.]: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. – 20 с.
Благовещение
Пресвятой Богородицы в памятниках иконографии, преимущественно в
византийской и русской. – [СПб.]: Тип. Катанского, Ценз. 1891. – 56 с.
Борьба
с протестантскими идеями в петровское время и князь Михаил Кропоткин. –
Вырезка из: Рус. вестник. – С. 204– 234.
Брачные
венцы и царские короны: История формы брачных венцов и их символическое
значение: [Ист. очерк]. – [СПб.]: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. – 34 с.
Византийский
памятник, найденный в Керчи в 1891 году: Исслед.
проф. Иосифа Стржиговского и проф. Н.В.
Покровского. – СПб.: [Археол. комис], 1891. – 2,
[8], 37 с, 5 л. ил.
Вновь
открытый памятник древности: О древней стенной живописи Спасо-Преображенского монастыря в Пскове. – СПб.: Тип.
Гл. упр. уделов, 1893. – 11 с, 3 л. ил.
Губернские
ученые архивные комиссии: Речь в торжеств, собрании Ин-та 9 мая 1908 г. –
СПб.: Тип. Гл. упр. уделов, 1908. – 24 с.
Добавление
к лекциям по церковной археологии: 1894– 1895. – СПб.: Лит. Руднева,
1895. – 154 с. – Написано от руки. – Литогр.
Добавление
к лекциям по церковной археологии, читанным в 1896/97 акад. г. – СПб.: Лит.
Фомина, 1897. – 245 с. – Написано от руки. – Литогр.
Добрый
пастырь в древнехристианской символике. – СПб., 1878. – 16 с. – Отт. из: Христиан, чтение. – 1878.
Древности
Костромского Ипатьевского монастыря. – [СПб.]:
Тип. Акад. наук, 1885. – 34 с, 14 л. ил.
Древняя
Софийская ризница в Новгороде. 1–2. – М., 1913.
1.
–XII, 214 с, 23 л. ил.
2. –
СПб.: Синод, тип., 1914. – 35 с, 17 л. ил.
Евангелие
в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских: С 226
рис. в тексте и 12 табл. – СПб.: Тип. Деп.
уделов, 1892. – 3, LXII, 496 с, 12 л. ил. – Библиогр.
в примеч.
Заметки
о памятниках псковской церковной старины. – М.: Светильник, 1914. – 39 с,
23 л. ил.
Иерусалимы или Сионы Софийской
ризницы в Новгороде. – СПб.: Синод, тип., 191
1. –
[2], 71 с, 2 л. ил.
Из
воспоминаний о Константинополе. – СПб.: Тип. Копелиовича,
1901. – 91 с: ил.
Из
воспоминаний об Афоне. – СПб.: Синод, тип., 1889. – 16 с. – Из.: Церков. ведомости. – 1889.
Ипатьевская лицевая Псалтирь 1591 года. – СПб.: Тип.
Елеонского, 1882. – 36 с.
История
христианского искусства в первые восемь столетий: Библиогр.
заметка. – [СПб.]: Тип. Елеонского, Ценз. 1883. – 16 с.
К
вопросу о мерах к улучшению русского иконописания:
Ист. справка. – СПб.: Тип. Лопухина, 1901. – [6], 77 с: ил. – На обл. загл.: Меры к улучшению иконописания.
Конспект
лекций по литургике, читанных студентам III и IV
курсов С.-Петербургской Духовной Академии … в 1881/82 уч. г. – СПб.,
1882. – 32 с. – Написано от руки. – Литогр.
… в
1891/92 уч. г. – СПб.: Лит. Руднева, 1892. – 32 с.
… в
1893/94 уч. г. – 30 с.
… в
1901/02 уч. г. – СПб.: Лит. Богданова, Ценз. 1902. – 20 с.
Конспект
лекций по церковной археологии и литургике,
читанных в С.-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1881. – 39 с. –
Написано от руки. – Литогр.
Конспективное
изложение чтений по христианской археологии. – 2-е изд. – Новгород: Новгор. о-во любителей древности, 1916. – 34 с.
Кустари-ювелиры
Костромской губернии: Сообщ. [в собр. О-ва 15
дек. 1901 г.]. – СПб.: Тип. Гольберга, 1902. – 8
с: ил.
Лекции
по литургике, читанные студентам III и ГУ курсов
С.-Петербургской Духовной Академии … в 1895/96 уч. г. – СПб.: Лит.
Руднева, Ценз. 1895. – 580 с.
… в
1897/98 уч. г. – СПб.: Лит. Фомина, Ценз. 1898. – 531 с. … в 1899/1900 уч.
г. – СПб.: Лит. Курочкина, Ценз. 1899. – 20, 488 с.
Лекции
по церковной археологии, читанные студентам С.-Петербургской Духовной
Академии … в 1884/85 уч. г. – СПб.: Лит. Яздовского,
Ценз. 1885. – 836 с, 15 л. ил. – Написано от руки. – Литогр.
… в
1887/88 уч. г. – СПб., 1887.
… в 1898/99
акад. г. – СПб.: Лит. Егорова, 1899. – 252 с, 63 с. ил. – Литогр.
Литургика: [Лекции]. – СПб., 1904. – 512 с. – Литогр.
Лицевой
иконописный подлинник и его значение для современного церковного
искусства. – [СПб.]: О-во любителей древн.
письменности, 1899. – 23 с. – (Памятники древней письменности и искусства.
Вып. 134).
Материалы
для истории русского иконописания. – СПб.: Тип.
Сойкина, 1904. – 11, 16 с.
Миниатюры
Евангелия Гелатского монастыря XII века. – СПб.:
Тип. Елеонского, 1887. – [4], 57 с, 6 л. ил.
Может
ли Священное Писание быть единственным источником христианского
вероучения, как неправо мудрствуют сектанты-рационалисты: (Полемические
беседы с молоканином Лушниковым 12 авг. 1913 г.). – Н. Новгород: Тип. Нижегор. Губ. правления, 1913. – 27 с.
Некролог
Г.Ф. Филимонова / Кондаков Н.П. О научных задачах истории древнерусского
искусства. – [СПб.], 1899. – С. 48–51.
Необходимое
разъяснение г-ну Симони по поводу 2-го
Иконописного подлинника Антониева Сийского монастыря. – [СПб., 1907]. – 7 с.
Новейшие
воззрения на предмет и задачи археологии: Лекция, чит.
студентам Ин-та во введении к курсу христианской археологии. – [СПб.]:
Тип. Безобразова, 1880.– 4, 17 с.
О
некоторых памятниках древности в Турции и Греции. – СПб.: Тип. Елеонского,
1889. – 42 с. – Из: Христиан, чтение. – 1889.
О
следах на русском месте в Иерусалиме. – СПб.: Тип. Акад. наук, 1887. – 10
с.
Об
иконе Святой Троицы: По документам Синодального архива. – [СПб.]: Тип.
Акад. наук, 1888. – 9 с: ил. – Отт. из: Зап.
Рус. Археол. о-ва. – Т. 3.
Об иконопочитании. – [Н. Новгород]: Тип. Нижегор. Губ. правления, 1910. – 18 с.
Определения
Стоглава о святых иконах. – СПб., 1885. – 33 с! – Отт.
из: Христиан, чтение. – 1885.
Отзыв
на книгу В.Т. Георгиевского «Флорищева пустынь».
– СПб.: Тип. Акад. наук, 1899. – 4 с. – Отт. из:
Отчет о 39-м присуждении наград гр. Уварова.
Отзыв о
сочинении проф. Н.П. Лихачева «Историческое значение итало-греческой
иконописи: Изображения Богоматери в произведениях итало-греческих
иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных икон». – М.:
Тип. Лисснера и Собко, 1914. – 16 с.
Очерки
памятников христианской иконографии и искусства. – СПб.: Тип. Катанского,
1894. – XVI, 327 с: ил. – Библиогр.: Указатель
важнейших сочинений О памятниках искусства и иконографии
древнехристианских, византийских и русских. – С. 321–326.
То же.
– 2-е изд., доп. – СПб.: Тип. Лопухина, 1900. – XVI, 481 с: ил.
То же.
– 3-е изд., пересмотр. – СПб.: Синод, тип., 1910. – XIV. 450 с: ил.
То же.
– СПб.: Лига Плюс, 1999. – 411 с: ил. – (Третье тысячелетие / Ком. по
встрече третьего тысячелетия). – Библиогр.: с.
234–237.
Памятники
православной иконографии: Церковно-археологическое исследование /
Христиан, чтение. – 1893. – № 1– 2. – С. 38–73; № 5–6. – С. 426–477; №
7–8. – С. 13–45; № 9– 10. – С. 185–211; № 11–12. – С. 385–404; 1894. – №
1–2. – С. 40–72; № 3–4. – С. 240–261; № 5–6. – С. 419–440.
Памятники
христианской архитектуры, особенно византийские и русские: Конспекты
лекций. – СПб.: Тип. Лопухина, 1901. – 79 с: ил.
То же.
– СПб.: Тип. Сойкина, 1904. – 81 с: ил. – Библиогр.
указатель: с. 82–84.
То же.
– СПб.: Синод, тип., 1910. – 91 с, ил.
Памятники
церковной старины в Костроме. – СПб.: Синод, тип., 1909. –VI, 59 с, 32 л.
ил.
Перегородчатые
эмали А.В. Звенигородского. – [СПб.]: Тип. Акад. наук, 1886. –9 с: ил.
По
поводу Археологического съезда в Ярославле. – М.: Тип. Деп.
уделов, 1887. – 6 с.
Приложение
к Конспекту лекций по церковной археологии, читанных студентам III–IV курсов
С.-Петербургской Духовной Академии в 1892/93 уч. г. – [СПб.]: Лит.
Руднева, 1893. – [2], 24 с: ил. – Литогр.
Программа
лекций по церковной археологии и литургике,
читанных студентам III–IV курсов С.-Петербургской Духовной Академии. –
[СПб.]: Лит. Курочкина, [Ценз. 1899]. – 20 с. – Написано от руки. – Литогр.
Программа
чтений по церковной археологии в 1884/85 акад. г. С.-Петербургской
Духовной Академии. – СПб.: Типо-лит. Яздовского, Ценз. 1885. – 52 с. – Литогр.
Программа
чтений по церковной археологии за 1904/05 акад. г. – СПб., Ценз. 1905. –
14 с. – Написано от руки. – Литогр.
Проект
размещения живописей в новом православном соборе во имя св. благоверного
великого князя Александра Невского в Варшаве: С объяснит, запискою. – СПб.: Тип. Лопухина, 1900. – 16 с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1900.
Происхождение
древнехристианской базилики: Церковно-археологическое исследование: С 26
рисунками в приложении. – СПб.: Тип. Елеонского, 1880. – VIII, 211 с, 10
л. ил. – Библиогр. в примеч.
Проповедническая
деятельность преосвященного Анастасия Братановского.
– СПб.: Тип. журн. «Странник», 1876. – 23 с.
Раскопки
на русском месте в Иерусалиме. – СПб.: Тип. Елеонского, Ценз. 1886. – 22
с. – Рец. на кн.: Мансуров Б.П. Базилика
императора Константина в Св. Граде Иерусалиме. – М., 1885. – 10, 200 с, 14
л. ил.
Рецензия
на книгу Ф. Буслаева «Русский лицевой Апокалипсис: Свод изображений из
лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI по XIX век» / Зап. Рус.
Археол. о-ва. – Т. 2. – Вып. 2. – С. 143–151.
Сийский иконописный подлинник. Вып.
1–4. – СПб., 1896–1898. – Памятники древней письменности. – CVI, CXIII,
CXXII, CXXVI.
Синодальный
художник Алексей Антропов: (Из истории мер к улучшению иконописания
в XVIII веке). – [СПб.]: Тип. Елеонского, Ценз. 1886. – 20 с. – Из:
Христиан, чтение. – 1887.
Справочная
книжка для любителей церковной архитектуры. – СПб.: Тип. Милынтейна, 1904. – 107 с: ил. – Библиогр.
в конце текста.
Стенная
живопись в Богословском монастыре Рязанской губернии. – Рязань: Тип. Губ.
правления, 1888. – 5 с, 2 л. ил.
Стенные
росписи в древних храмах греческих и русских. – М.: Тип. Лисснера и Романа, 1890. – IV, 172 с, 28 л. ил. – Библиогр. в примеч.
Страшный
Суд в памятниках византийского и русского искусства. – Одесса: Тип. Щульце, 1887. – 97 с, 13 л. ил.
Толкование
образа Софии Премудрости Божией / Христиан, чтение. – 1891. – Ч. 1.
Церковная
археология: Лекции, читанные студентам С.-Петербургской Духовной Академии
в 1887 г. – [СПб.]: Лит. Яздовского, Ценз. 1887.
– 548, 8 с. – Написано от руки. – Литогр.
Церковная
археология в связи с историей христианского искусства. – Пг.: Тип. Лаврова, 1916. – XV, 226 с: ил.
Церковная
старина: (Замечания по поводу изучения церковных памятников). – СПб.: Тип.
Гл. упр. уделов, 1895. – 14 с.
Церковная
старина на Ярославском Археологическом съезде. – [СПб.]: Тип. Елеонского,
1888. – 34 с.
Церковно-археологический
музей С.-Петербургской Духовной Академии 1879–1909. – СПб.: Синод, тип.,
1909. – IV, XXX, 15 с, 98 л. ил.
Церковные
древности в Новгороде: (По поводу поездки слушателей Археол. ин-та в
Новгород). – [СПб.]: Тип. Деп. уделов, 1889. –
9 с.
Черты
современности в проповедничестве конца прошлого и начала настоящего
столетия. – СПб.: Тип. журн. «Странник», 1876.
Чин
коронования государей в его истории и современном состоянии. – [СПб.]:
Тип. Деп. уделов, 1883. – 32 с.
То же.
– СПб.: Скоропеч. и литогр.
Пухира, 1896. – 36 с.
Шестой
Археологический съезд в Одессе. – СПб.: Тип. Елеонского, 1885. – 53 с.
Энциклопедия
христианских древностей: Рец. – [СПб.]: Тип.
Елеонского, 1886. – 12 с. – Отт. из: Христиан,
чтение. – 1886.
Составительство, предисловие
Лицевой
летописец XVII века: [Снимки миниатюр с предисл. С.Ф. Платонова и Н.В.
Покровского]. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук,
1893. – 2, 9 с, 7 л. ил. – [Издание ОЛДП].
Синодик
Колясниковской церкви: Печатан иждивением
потомственного почетного гражданина Г.В. Юдина / Предисл. Н. Покровского.
– СПб.: Тип. Скороходова, 1896–1899. – (Издание ОЛДП). – Текст рукописи на
славян, яз.
Литература
о жизни и деятельности
Голубцов
А.П. Рецензия на книгу проф. Н.В. Покровского «Евангелие в памятниках
иконографии, преимущественно византийских и русских» / Богослов, вестник.
– 1892. – № 4. – С. 184–196.
Двадцатипятилетие учено-академической
деятельности профессора Н.В. Покровского, ординар, профессора
С.-Петербургской Духовной Академии, директора Археологического института и
члена разных ученых обществ. – СПб.: Тип. Лопухина, 1899. – 21с. – Извлеч. из: Церков. вестник.
– 1899.
Кирпичников
А.И. Отзыв о сочинении Н.В. Покровского «Евангелие в памятниках
иконографии, преимущественно византийских и русских». – СПб.: Тип.
Скороходова, 1895. – 53 с.
Малицкий
Н. Николай Васильевич Покровский / Христиан, чтение. – 1917. – № 5–6.
Профессор
Николай Васильевич Покровский, директор Императорского Археологического
института 1874–1909: Краткий очерк учен, деятельности. – СПб., 1909. – 6,
60, 4, 99–118 с, 6 л. ил., портр. – Библиогр.: с. 28, 32.