Древности Успенской Пароменской церкви

Церковь Пароменская, получившая свое наименование от того, что здесь в старину находился перевоз на паромах чрез реку Великую, первоначально построена была в 1444 г.; потом перестроена в 1551 г.26) и, наконец, в последний раз в 1694 г.; как это видно из записи на стене храма: начата церковь сия строити 7201 году мая в 8 день совершена 7202 году сентября в 10 день при державе благоверных Государей Царей и великих князей Ивана Алексеевича, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев и при святейшем Патриархе Адриане Московском и всея России, а освящена церковь того же 202 году октября в 8 день Преосвященным Митрополитом Иларионом псковским и изборским и его освященным собором, а строена сия церковь по обещанию псковичей посадских людей Марка да Василия Игнатьевых детей Колягиных для помяновения отца своего Игнатия и сродников своих. Как в самой церкви, так и в старой ризнице ее немало очень хороших предметов церковной старины, особенно древних панагий и икон.

Табл. XIX. Ризница Успенской Пароменской церкви в Пскове. Панагии. Привески

Панагии. Кресты. Привески

1. Панагия серебряная многогранная с кабошоном в средине, с четырьмя мочками, сообщающими панагии подобие креста (табл. XIX, 1), мера 0,20x0,20 м. Украшена прекрасною филигранью и драгоценными камнями: жемчугом, сапфирами, бирюзой, яхонтами и альмандинами. Изображение под кабошоном стерто. Левая сторона гладкая. К ушку прикреплены четыре ажурные пуговицы и два креста – тыльника. Вещь редкая по своей массивности и красоте. Век XVII.

2. Возле этой панагии на нашем снимке находится одна половинка миниатюрного панагиара из моржовой кости (табл. XIX, 2), мерою 0,07x0,07 м. На ней – прекрасное резное изображение иконы Знамения Богоматери – Новгородской. На левой стороне ее преподобные в схимах, манатьях и клобуках. XVII в.

3. Подобной же формы и величины (0,20x0,20 м.) панагия (табл. XIX, 3), с таким же кабошоном и камнями и такого же высокого достоинства. XVII века.

4. Крест наперсный (табл. XIX, 4), филигранный, 0,14х0,10 м. В средине деревянный крестик с изображением распятия И. Христа. Крест украшен бирюзой, жемчугом, сапфиром. К ушку прикреплена цепочка из серебряных гнутых в кольцо пластинок. XVII века.

5–6. Повыше креста на нашем снимке находятся: костяной образок (0,05x0,06 м.), с резными изображениями трех святителей и архидиакона Стефана, XVI в. (табл. XIX, 5), еще выше панагиар моржовой кости (0,6x0,7 м), с резным изображением Св. Троицы ветхозаветной, с резною надписью вокруг: «благословен еси Христе Боже наш иже премудрый...» На наружной стороне панагиара – Распятие с предстоящими и 11 апостолов (табл. XIX, 6).

7. Привеска к иконе иностранной работы с жемчугом и камнями: в нее вплетен рыцарь с мечем над головой (табл. XIX, 7).

8. Серебряный мемориальный знак Ливонского похода (табл. XIX, 8), имеет вид двух ромбов с надписью: «приложил Государь (Иоанн Васильевич Грозный) своего Ливонскаго походу... Пресвятой Богородицы на завеличьи». Ср. подобную бляху в ризнице Псково– Печерского монастыря.

Иконы

1–3) В жертвеннике Успенской Пароменской церкви на южной стене находятся три иконы (табл. XX, 1–3): Богоматери Умиления, Иоанна Предтечи и Ап. Павла (?): последние две вполне подходят по характеру своему к работам Симона Ушакова, именно первой эпохи его деятельности сравнительно более строгого иконописного направления. К сожалению, иконы эти сильно повреждены и нуждаются в реставрации. Прилагаемая здесь икона Умиления (8х12 верш.), уклоняясь немного от двух вышеуказанных икон по своим колерам, тем не менее по своему общему характеру близко подходит к ним: в ней мы видим гармоническое сочетание иконописной строгости и красоты, глубину чувства и силу экспрессии, отличающие работы лучших мастеров XVII века. Икона обложена старинною басмою.

4) Икона Преображения на юго-восточном столпе храма (табл. XXI, 1), представляющая три момента: а) самое Преображение И. X. на горе Фаворе в присутствии Моисея и Илии; б) шествие И. X. с тремя учениками на гору и в) возвращение с горы. Икона относится ко времени едва ли позднее второй половины XVI в.; она весьма архаична: в типах и фигурах, особенно в очертаниях гор мастер придерживается здесь старинных новгородских преданий.

Табл. ХХ. Иконы Успенской Пароменской церкви в Пскове

5) Икона Богоматери Одигитрии (табл. XXI, 2). Строгая величавая красота запечатлена на лице Богоматери. Глубокий взор ее, устремленный вдаль, с душевною грустью созерцает грядущие события искупления. Божественный Младенец, с сложившимися чертами высшего разумения в лице, погружен в те же возвышенные думы. Мать и Сын не проявляют ни малейшего стремления к взаимным ласкам, свойственным обыкновенным смертным: они всецело погружены мыслью в глубину предстоящих событий. Прекрасная икона относится, вероятно, к концу XVI века.

Табл. XXI.

Церковное блюдо

Красно-медное иностранное блюдо (табл. XXII, 1). В середине начеканено Благовещение Пресв. Богородицы в западном стиле: коленопреклоненный ангел, ваза с цветами, огромный шлейф платья Богоматери, все это общеизвестные характерные черты западно-вропейского ренессанса. Вокруг этого изображения надпись, в которой неоднократно повторяется слово WISEI. Надписи этого рода встречаются иногда на подобных блюдах. Были сделаны попытки прочитать их, но они оказались неудачными27. По всей вероятности надписи эти представляют простой литеральный орнамент и не заключают в себе определенного смысла. Блюдо Пароменской церкви относится к XVI веку.

2) Золотой дискос Успенской Пароменской церкви (табл. ХХII, 2).

Табл. XXII. Ризница Успенской Пароменской церкви в Пскове

* * *

26

Н.Ф. Окулич-Казарин, «Спутник по древнему Пскову», Псков 1911 г., стр. 243.

27

В. Покровский, Музей СПб. Дух. Академии стр. 45–46; табл. XIV, 7.

Комментарии для сайта Cackle