сост. А.А. Маркова

Источник

Святые мощи и почитание

Святитель Николай Сербский отошел ко Господу 18 марта 1956 года. Из монастыря святого Тихона его тело было перенесено в Либертвилльский монастырь святого Саввы и погребено там с южной стороны алтаря. Похороны владыки Николая прошли 27 марта. На погребение святителя собралось множество православных со всей Америки.

Один из почитателей святителя, Иован Контич, произнес следующую речь:

«Закрыл ты усталые очи. Навеки. Лежишь в простом деревянном гробу, под пестрым покрывалом, сотканным заскорузлой рукой крестьянки. Таким же покрыла тебя мать, когда ты появился на свет. Ныне, в конце пути, – как в начале. Завет. Сколь высоко поднялся ты. Словно гора. В жизни и в смерти. Не потому, что на голове твоей митра. Носили ее многие и до тебя, а прошли незаметно, словно будни в году. Так пройдут многие и после тебя. Ты исполин, потому что ты – владыка Николай.

На мраморном лице твоем – отпечаток покоя и мира вечного. Ты уплатил долг Богу и своему народу. С тех пор как ты возмужал, ты отдал им всякий час и день жизни. Благоплодно. Потому лицо твое так блаженно...

Саввы Неманича ты ниже. И только его. Схож с ним скромностью и мученичеством. Он сгорел после телесной смерти. Ты – при жизни. Ты был учителем народа сербского, как и Савва. Потому ты к нему ближе всех.

Ты не водил войска в сражения, как святитель Петр Цетиньский, но провожал их с крестом и молитвой. Из боя в бой, чрез победы к славе. За свой сербский народ твердо стоял ты и пред лицом Божиим. Твой народ никогда не отнимал чужого. Он защищал очаг и имя. Потому ты всегда имел дерзновение в речи и молитве за свой народ. Петру ты подобен.

Ты не вел свой народ физически, спасая его от завоевателей, как патриарх Арсений Чарноевич. Ты просвещал его, чтобы он сам мог принимать судьбоносные решения. Духовно ты вел свой народ, как никто другой до тебя. «Лучше временно оставить дом, но сохранить веру в Бога, Правду и Свободу», – говорил ты. Мы слушали тебя. Ты шел с нами. До Голгофы. Потому ты равен Арсению.

Мудростью, дарованною от Бога и приобретенною бессонными ночами, ты равен Владыке Негошу. Всех остальных на голову выше.

Проповедями мудрыми, оратор славный, ты превзошел всякого черноризца, от возникновения имени сербского и доныне. В них ты уже давно переступил границы своей страны и далеко шагнул в христианский мир. Потому ты Николай Златоустый.

Тень твоего огромного величия была тяжела. Мелкие в твоей тени не были даже заметны. Когда люди со слабым зрением долго смотрят на солнце, они слепнут. Потому они должны были держаться от тебя как можно дальше. Прости им!

Учитель сербский, припади ко Господу и моли Его, да дарует в каждом веке по одному сыну, тебе подобному. И будем мы богаты. И духом сильны». [9, с. 109–110]

Могила святителя Николая в Либертвилле, штат Иллинойс, где покоились его мощи с 1956-го по 1991 г.

* * *

Почитание владыки Николая как святого началось практически сразу по его кончине. Чтили святителя православные Америки, но не менее чтили его и на родине. В Леличе ежегодно совершались массовые поминовения святителя. Инициатором совершения ежегодного парастаса по владыке Николаю стал иеромонах преподобный Иустин (Попович) из Челийского монастыря, проповедовавший о значении святителя и для сербского народа, и для всей Православной Церкви.

Религиозные торжества в Леличе серьезно раздражали власти социалистической Югославии, официальной идеологией которой был атеизм. В средствах массовой информации святителя называли «еретиком», «мракобесом», «масоном», английским и немецким «шпионом», «колаборантом» и даже «врагом народа». Но это не уменьшало народного почитания святителя, напротив, к нему обращались в скорбях и болезнях – и получали просимое. Существуют, хотя пока еще не упорядоченные, свидетельства многих благочестивых людей, которые на себе лично или на своих сродниках ощутили чудесную и благодатную помощь, полученную от святого владыки Николая.

Паломники поклоняются мощам до их перезахоронения. 12 мая 1991 г.

Первой прославление святителя Николая Сербского в начале 80-х годов XX века совершила Русская Зарубежная Церковь. Несмотря на то, что Русская Зарубежная Церковь тогда пребывала в расколе, это прославление с воодушевлением было воспринято в Сербии. И уже в 1987 году по инициативе епископа Шабачско-Валевского Иоанна состоялось прославление владыки Николая (Велимировича) как местночтимого святого Шабачско-Валевской епархии.

Встал вопрос о перенесении мощей святителя в Сербию. Из-за противодействия властей решение этой проблемы затянулось на несколько лет. Лишь в 1990 году Архиерейский Собор под председательством патриарха Павла принимает постановление, которое гласит:

«Просить Их Преосвященства епископа Жичского Стефана, епископа Шабацко-Валевского Лаврентия, епископа Восточно-Американского Хризостома и епископа Топлицкого Митрофана, наместника Его Преосвященства епископа Средне-Западно-Американского, осуществить организацию перенесения мощей блаженноупокоенного епископа Жичского Николая из Свято-Саввского монастыря Либертвилля в его храм-задушбину в родном селе его Лелич». [1, с. 77–78]

Подготовка к перенесению мощей заняла около года. Мощи святителя были извлечены из гроба, в котором находились целых тридцать пять лет при Свято-Саввском монастыре в Либертвилле. Сербы из Америки и Канады величественным богослужением в Либертвилле достойно, хотя и с заметной печалью из-за расставания, проводили святого Николая. Около саркофага, покрытого трехцветным сербским флагом, собралось множество сербов. Церковный публицист Антоние Джурич произнес прощальную речь:

«Под этим роскошным небом, в сем святом храме, пред образом твоим святым, владыко, днесь кланяюсь благоговейно и молитвенно, как и заутра, благодаря милость Божию, надеюсь поклониться в Отечестве, в гордом Леличе, долго, смиренно и терпеливо тебя ожидающем.

Вижу: приготовили тебя в дорогу, путник и путеводитель рода своего. Знаю: проводят тебя мирно и благочестиво твои честные, прямые и благородные сербы, туда, где оставалось сердце твое, ибо здесь, в Либертивилле, в Америке, вдали от родины было лишь твое бренное тело, а душа твоя взращена и воспитана в колыбели Православия, рождением и заветом предана Господу Богу.

Знаю, владыко, что ты терновым венцом был увенчан. И знаю, сколь на тебя клеветали, сколько тебя осуждали. Судили тебя враги рода твоего, но, помилуй Боже, судили тебя и твои сербы. Судили тебя, поборника свободы, вернейшего хранителя Свято-Саввского завета и непоколебимого защитника Сербства. Осуждали тебя, владыко, а ведь ты наряду со святителем Саввой – соль и хлеб глубинной сербской духовности и чистейшей сербской этики, столп родолюбия и честной миротворец зачастую пребывающих в раздорах братьев.

Однако знал ты лучше нас, что неправда невечна, ведал ты, что вечна единственно лишь Истина. Был ты унижен пред людьми, но возвышен пред Богом. Был ты сломлен болью о порабощенной Отчизне... Замело все пути к свободе, правде, истине. Пресечены наши духовные и национальные корни, отравлены почти все источники нашего исторического сознания. Более глубокого падения нельзя было и помыслить.

Утаивали правду о тебе, владыко, – даже и в тот час, когда перестало биться твое сердце, едва кое-где церковный и монастырский колокол огласил, но и то потаенно, приглушенно всхлипывая, – как бы не достигло до сильных мира сего, и тебя и народ твой злобно угнетавших. Одни лишь сердечные и мудрые монахи из Врачевшницы, что в глубине гороломного Рудника, прикровенно, благодаря добрым людям, послали за море синее горсть освященной земли из твоей Жичи, уверены, что чужбина не будет твоим вечным домом.

И вот пришел и столь долгожданный день. День, что запомнится, день, что полюбят, подобно как любят Отчизну. День, напоенный слезой радости, исполненный молитвой и благодарностью Господу Богу.

День, в который на Родину возвращаешься, владыко. А Родина – не кусок земли убогой и голой, это наши плодородные поля и зеленые луга, это виноградники, что деды наши насадили, а руки потомков растили. Родина – это наши заливы и заповедники, берега наших рек, это свежие утра и нежные закаты, когда слышна песня земледельца. В слове «родина» слиты все желания и все мысли, все надежды и все опасения, все радости и заботы. Родина для серба – его жена-мученица и его дети, часть его души и плоти, кровь его, раны неисцельные, это его мать-вдовица, старушка-хранительница очага сербского, каждую вечерю слезами орошенного, праздники наши, наши клятвы и молитвы... наша надежда и вера, что правда побеждает и что всякому насилию придет конец.

Гроб с мощами святителя Николая в монастыре Лелич

И вот, владыко святой, пришел конец насилию! Возвращаешься на Родину. Целая Сербия, та непокорная, завтра будет на коленях перед тобою. Будут и те, что еще вчера попирали наше народное знамя и наших знаменосцев. Падут на колени и те, что тебя судили! И те, кто сегодня к Богу обращаются, – вчерашние безбожники, убившие в себе Бога, а после молотами старавшиеся убить Бога и в своих противниках. К сознательности сегодня призывают те, кто десятилетиями держали без сознания род твой, Владыка. И к рассудительности зовут те, что твой народ лишали ума. О братолюбии сегодня говорят те, кто давно с братьями рассорились и братьев предали. На милосердие сегодня надеются те, кто были самыми немилосердными даже к своим самым близким...

Прости им, владыко, и молись Богу об их прозрении и спасении душ их». [9. с. 128–130]

* * *

3 мая 1991 года мощи святителя Николая были, наконец, перенесены в Сербию. Мощи святителя в Сурчинском аэропорту встречал Патриарх Сербский Павел вместе с присутствовавшими архиереями, священством и монашеством. Первоначально мощи святителя были положены в храме святого Саввы в Белграде. За время пребывания мощей в Белграде множество народа пришло поклониться святителю. Затем мощи святителя Николая были перенесены в Жичскую обитель – и вновь толпы народа собрались приложиться к ним. Наконец, мощи достигли места своего упокоения – храма святителя Николая Чудотворца в Леличе. С этого времени Лелич становится новым местом паломничества.

Церемония канонизации в соборе Св. Саввы. Белград, 24 мая 2003 г.

В Леличе мощи владыки Николая были омыты и переоблачены в новые епископские одежды – омовение и переоблачение мощей совершил епископ Рашско-Призренский Артемий с помощью протосингела Иоанна Радосавлевича. Затем мощи святителя поместили в новую раку, где они пребывают и поныне.

Паломники поклоняются святым мощам Николая Велимировича в соборе Св. Саввы. Мощи были доставлены в Белград из Лелича для церемонии канонизации. Белград, май 2003 г.

Ежедневно к мощам святителя стекается множество паломников. Над мощами владыки Николая читаются молитвы о болящих и иных страждущих, которые прибегают за помощью, совершаются молебны, поются тропари.


Источник: Святитель Николай Сербский. Агиографический сборник / Сост. А. Маркова. — М.: Благовест, 2016. — 288 с.: ил. ISBN 978-5-9968-0534-1

Комментарии для сайта Cackle