святитель Николай Сербский

Толкование молитвы «Богородице Дево…»

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

И войдя к Ней, Ангел произнёс: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах».

Новое сотворение в радость Богу и людям; поэтому оно начинается с благовестия: радуйся! Этим словом открывается драма нового сотворения. Это первое, начальное слово, которое послышалось, когда завеса великой тайны начала подниматься. Гавриил называет Деву Марию благодатной потому, что душа её, как храм, была исполнена животворящими дарами Духа Святого, небесным благоуханием и небесной чистотой. Неблагодатные – те, чьи души закрыты Богу, а открыты единственно земле, они пахнут землёй, грехом и смертью.

Благословенна Ты в женах

С кем Господь, с тем и благословение. Отсутствие Господа – отсутствие и благословения. Удаление Бога от человека является проклятием, близость Бога человеку есть благословение. Разумеется, ясно из понятия о Божьем человеколюбии, что Бог никогда не удалился бы от человека, если бы человек первый не удалился от Бога. Пришествие Господа Христа в мир показывает это безграничное Божье человеколюбие. И хотя человек первый вызвал разделение между собой и Богом, всё же Бог первый приближается к человеку, чтобы преодолеть это расстояние. Женщина первая сотворила пропасть между человеком и Богом. Но вот, женщина первой сделалась и мостом над пропастью. Ева первой упала в грех, и это в светлом Раю, где её всё удерживало от греха; Мария первой победила все искушения, и это в темном мире, где всё тянет в грех. Оттого слабовольная Ева и родила, как первый свой плод на земле, братоубийцу Каина, тогда как отважная Мария родила Героя над героями, который вывел из темницы греха и смерти самоубийственный род человеческий, род непослушной и нечистой Евы.

…Никогда никакая прозрачная вода не была таким чистым зеркалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зеркалом чистоты. И утренняя заря, из которой рождается солнце, застыдилась бы от чистоты Девы Марии, от которой рождается бессмертное солнце, Христос Спас наш. Какое колено ей не поклонится, и какие уста ей не воскликнут: «Радуйся, благодатная! Радуйся, заря спасения человеческого! Радуйся, честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим! Слава подобает Сыну Твоему, Господу Иисусу Христу, с Отцом и Духом Святым, Троице единосущной и нераздельной, во все времена и всю вечность. Аминь».


Источник: Книга Свети Владика Николаj. "Срце свих врлина: Тумачење молитве Отче наш, Символа вере и Богородице Дjево". (Святой Владыка Николай. Сердце всех добродетелей: Толкование молитвы Отче наш, Символа веры и Богородице Дево). Крагуевац.

Вам может быть интересно:

1. Наука чудес святитель Николай Сербский 260 

2. Беседы на 140-й псалом архиепископ Димитрий (Муретов) 211 

3. Святоотеческие мысли святитель Савва Сербский 282 

4. Толкование молитвы Господней: Отче наш... - 2 святитель Николай Сербский 135 

5. Над грехом и смертью святитель Николай Сербский 290 

6. Христианская вера и жизнь, как таинство иеромонах Пантелеимон (Успенский) 204 

7. Священная история в рассказах для детей Софья Сергеевна Куломзина 691 

8. Точное изложение православной веры преподобный Иоанн Дамаскин 527 

9. Притча о талантах (Мф. 25:14-30) протоиерей Герасим Павский 118 

10. Духовная пища епископ Виссарион (Нечаев) 459 

Комментарии для сайта Cackle