А.Н. Наумов

Источник

Р. В. Клянин. Находка иконки-энколпия XIV в. на Куликовом поле

Летом 2001 года государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» приобрел створку иконки-энколпия у жителя с. Милославщино Кимовского района Тульской области (регион Куликова поля). Эту иконку тот обнаружил на территории своей усадьбы при земляных работах в 1994–1995 гг., факт чего подтвержден соседями и знакомыми. Сразу после обнаружения иконки кимовец обратился за консультацией по ее реставрации в археологический лагерь Монастырщина 5, где ему рекомендовали способ очистки иконки. В результате кустарной очистки был удален только коррозирующий слой без повреждения самого рельефа. За время хранения у собственника иконка приобрела благородную патину. В таком виде она предстала летом 2001 г. перед сотрудниками музея-заповедника «Куликово поле», когда владелец предложил ее музею.

Оборотная створка иконки-энколпия с изображением «Крещение Господне». Бронза, литье. 6,8 х 4,3 х 0,4 см. Все поле энколпия обрамлено невысоким бортиком, внутри которого размещены изображение и надпись. Сверху и снизу иконки размещены парные ушки; сверху большего, а снизу меньшего размера. В центре расположено изображение обнаженной фигуры Христа в повороте 3/4 влево к Иоанну Предтече. Над головой Христа два символа, один из которых примыкает к обрамляющему бортику и имеет вид полусферы, что можно трактовать как изображение небесной сферы. Второй имеет вид отходящего от сферы вниз к голове Христа луча, из которого возникает изображение св. Духа (голубя). Фигура Иоанна больше фигуры Христа, повернута в профиль вправо. Левая нога чуть согнута в колене, правая отставлена назад. Фигура Иоанна Предтечи наполовину задрапирована в гиматий. В правой руке он держит жезл, увенчанный крестом занимающий почти всю высоту иконки, через левую руку перекинута пола гиматия. Справа от Христа в повороте 3/4 влево расположены две фигуры ангелов, задрапированных в одеяния. Самая правая фигура изображена частично. Эти фигуры, так же как и фигура Иоанна, даны в большем масштабе, чем фигура Христа. В левом верхнем углу, выделенная бортиком, расположена двустрочная надпись, к сожалению, не читаемая.

Под правой чуть приподнятой ногой Христа на энколпии сохранилась клепка круглой формы, включенная в композицию изображения, поскольку внешняя часть шляпки соответствует изгибу стопы Христа. Материал клепки соответствует материалу энколпия. С обратной стороны клепки сохранилась незначительная часть (ок. 0,5 см2) другой створки энколпия.

Похожая иконка-энколпий имеется в собрании Центрального музея им. Андрея Рублева и опубликована в труде С. В. Гнутовой, Е. Я. Зотовой [1. С. 51] под № 58. Эта иконка датирована XIV веком. В фонды музея она попала из коллекции Крашениникова, и поэтому ее происхождение неизвестно. По литью авторы относят ее к новгородскому производству. Полная аналогия данной иконки с такими же верхними и нижними ушками хранится в частном собрании И. А. Солдатенкова и датируется концом XIII– началом XIV вв. [2. С. 371, кат. № 93]. И в первом и во втором случаях лицевые створки идентичны с сюжетами «Рождество Христово» и имеют по одному ушку сверху и снизу. Анализ изображений лицевых створок позволяет говорить, что даже такая небольшая сохранившаяся площадь (0,5 см2) изображения рассматриваемого энколпия полностью соответствует приведенным аналогам.

Вскоре после приобретения рассматриваемой иконки от частных лиц поступила аналогичная лицевая створка с сюжетом «Рождество Христово», происходящая из Алексинского района Тульской области. Это позволяет сделать вывод о неединичном случае поступления иконок-энколпиев с такими сюжетами в заокские земли в XIII–XIV вв. Только дополнительные химико-физические анализы могут разрешить вопрос о происхождении этих иконок: с одной формы или одного прототипа. Но, безусловно, хронологически они не выходят за рамки XIV в.

Место обнаружения рассматриваемой находки расположено на левом берегу р. Непрядвы при впадении ее в р. Дон на территории д. Задонщина (Милославщина). Археологические разведки, проводившиеся М. И. Гоняным в этом районе, выявили одно поселение XII–XIV вв. Учитывая, что место находки известно с точностью до 50 м, целесообразно провести археологические исследования для выяснения наличия или отсутствия здесь культурного слоя XII– XIV вв., чтобы точно определить, является эта находка случайной или она относится к культурному слою.

М. В. Фехнер, анализируя письменные источники, собрала сведения о нескольких десятках случайных находок XIV в. с Куликова поля [3. С. 72–78]. Автор смогла определить местонахождение только четырех, одна из которых была обнаружена на противоположном от места нахождения рассматриваемой иконки берегу Дона. Она относит эту находку к реликвиям Куликовской битвы. Принимая во внимание всю условность отнесения имеющихся находок с Куликова поля в собраниях музеев страны (всего около 10 предметов) к реликвиям Куликовской битвы, рассматриваемая иконка-энколпий может интерпретироваться как еще одна реликвия Куликовской битвы при условии отсутствия культурного слоя на месте обнаружения находки. Предполагаемому выводу не противоречат ее датировка и местонахождение.

Литература и источники

1. Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты. Иконки. Складни. М., 2000.

2. Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: художественный металл XI–XV вв. М., 1996.

3. Фехнер М. В. Находки на Куликовом поле // Куликово поле: Материалы и исследования. Труды ГИМ. Вып. 73. М., 1990.


Источник: Н.И. Троицкий и современные исследования историко-культурного наследия Центральной России : Сборник статей в 2-х т. / Под ред. А.Н. Наумова. – Тула : Гос. музей-заповедник «Куликово поле», 2002. / Т. 1: Археология. – 287, [2] с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle