Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Псалом 7

Исповедуя и подтверждая клятвой свою невиновность, Давид уверен, что Господь поразит его врагов страшным оружием своего гнева.

1. Псалом Давиду, его же воспет Господеви о словесах Хусиевых, сына Иемениина.

Этот псалом составлен и воспет Давидом, как видно из надписания, по поводу слов или извещения Хусия о том, что намеревался предпринять против Давида изменник и враг его Ахитофел. Хусий называется сын Иемении, что, по переводу с еврейского, может значить: «сын правой руки», т. е. друг и помощник, каким действительно был для Давида Хусий, родом Архитянин, из колена Вениаминова, из окрестностей Вефиля. Когда Давид узнал от Хусия о замыслах врагов, то и просит Господа, чтобы Он произвел Свой суд над ними.

2. Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя:

Давид уповает на Бога, в уверенности, что Господь знает всех врагов Своего помазанника. Сам же Давид не знал многих из них, а знал только, что их много: от известных врагов он еще мог спастись, зная, каковы они, сколько их, что нужно предпринять, сделать против них; а неизвестные враги опаснее известных, потому что опасность, даже погибель может постигнуть оттуда, откуда она и не ожидалась, – от таких-то неведомых врагов Давид и просил помощи и избавления у Бога.

3. Да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу.

Если Ты, Господи, не спасешь меня, говорить Давид, то я погибну, ибо враг мой, нападая на меня, подобен льву. А когда нападает лев и схватывает добычу зубами, то уже ни зверь, ни человек не в состоянии вырвать ее из пасти этого хищника. Лев, нападающий на Давида, это – Авессалом. Образ льва хорошо применим к нему: лев царь зверей, Авессалом царственный сын и самозванный царь многих тысяч народа; лев красив и силен, таков Авессалом; лев-хищннк, и Авессалом, возстав против отца, хитростью, лестью и коварством отнял престол у него, и Давид не знает, как укрыться от этого преследователя – хищника, как бы зверя в образе человека.

4–5. Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающим ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ.

Враги упрекали Давида в мести к родственникам и приверженцам Саула и говорили, что Господь теперь наказывает Давида за несправедливые враждебная отношения к ним, избрав сына Давида – Авессалома орудием его наказания. Клевета имела большой успех в народе и увеличивала число врагов неповинного царя. Сам же Давид не признает эту молву справедливой и говорит: «если я платил злом тому, кто мне творил зло» – жестоко мстил, то пусть пред врагами моими я паду тощ – пусть все силы и средства мои истощатся в борьбе со врагами, через что я сделаюсь их неизбежной добычей (ст. 3 и 6).

6. Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит.

Опять, говорить Давид, если я лгу при оправдати своем (ст. 4–5), то пусть враг, гонящи меня настигнет, повалит и убьет меня и еще пусть поругается надо мной: будет топтать меня ногами с ругательством и проклятиями. Так обыкновенно древние победители обходились с побежденными. И даже славу мою – царский венец мой, клянется Давид, пусть враг бросить в пыль и будет попирать ногами: вообще, пусть я лишусь сил и средств, свободы и жизни, чести и славы, если я действительно был несправедлив к родственникам Саула. Это великая клятва Давида, подтверждающая незлобие и другие достоинства его ума и сердца! – Произнося эту клятву (ст. 4–6), Давид имел в виду ужасную судьбу своего врага, злосчастного, отверженного Богом царя, Саула. Побежденный, преследуемый и израненный врагами, Филистимлянами, Саул пал на свое копье, колесницы же и всадники врагов настигали его. Тогда он, оглянувшись назад и увидев Амаликитянина, сказал: «подойди ко мне, и убей меня». – «И я убил его, говорить Амаликитянин; ибо знал, что он не будет жив после своего падения, и взял я царский венец, бывший на голове его и запястье, бывшее на руке его»... (2Цар.1:4, 6–10). «На другой день, после битвы, враги, Филистимляне, пришли грабить убитых и нашли Саула и трех сыновей его, падших на горб Гелвуйской. И поворотили его, и отсекли ему голову, и сняли с него оружие и послали по всей земле Филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу. И положили оружие его в капище Астарты, а тело его повесили на стене Всосана. И услышали жители Иависа Галаадского о том, как поступили Филистимляне с Саулом. И поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беесана, и пришли в Гавис, и сожгли их там. И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе»... (1Цар.30–31, ст. 1. 2. 3.8–17).

7. Воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси,

Давид справедлив, а враги его неправы; поэтому Господь должен обнаружить его незлобие и правоту, а их злобу и клевету. Господь, прежде спокойно восседавший на своем престоле в Скинии, теперь пусть восстанет с него для суда над врагами. И да вознесется Господь в концах враг своих – поднять будет над головами врагов, как царь-победитель, которого, по обычаю древности, носили на копьях над главами врагов. Восстав с престола, Господь даст повеление – заповедь, чтобы все замыслы коварных злодеев были разрушены, а виновные были наказаны.

8. И сонм людий обыдет Тя: и о том на высоту обратися.

Когда совершится суд над врагами, тогда общество преданных Богу людей обступит Его, как царя, прославить, как победителя. И о том на высоту обратится, или – потом возвратится Господь на высоту: в сопровождении ликовствующего воинства Он взойдет на высоту горы Сиона, где Скиния, и воссядет здесь на своем престоле, с которого сходил для наказания врагов.

9. Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя.

Так как Господь царь всех людей, то Он должен рассудить и еврейский народ с его царем, Давидом, против которого этот народ несправедливо восстал и теперь обвиняет его в преступлениях, коих он отнюдь не совершал. Господь же рассудит по правде, так как Он – Бог правды (Пс.4:2): Давид это знает и потому надеется, что Господь его оправдает, а врагов обвинит и накажет.

10. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведного, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно.

Если Господь знает сердце и его чувства, ум него мысли, всю утробу – внутренность души человека; то он беспристрастно сокрушить злобу грешных – врагов Давида и поразить их самих, незаконно низложивших законного и невинного царя, и исправить праведного – поставить его, праведного царя, прямо и твердо или восстановит его царскую власть и утвердить на престоле, который пошатнули было его враги.

11. Помощь моя от Господа, спасающаго правыя сердцем.

Если Господь любить правду, любить праведных и спасает их от погибели, то Он и Давида также спасет.

12. Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день.

Будучи судиею праведным – беспристрастным, Господь, при этом, и крепок. Он силен выполнить всегда и всякое решение своего беспристрастного суда: сколько бы врагов ни было и как бы они ни были сильны, Он всех поразить и низведет во ад. Но Господь и долготертлив – Он наказывает не тотчас по совершении преступления, а дает еще время для раскаяния и исправления. И гнев свой Господь наводит не на всяк день – производя свой суд, Он не каждый раз наказывает за преступление, многое и много раз прощает по своему милосердию.

13–14.  Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже, и уготова ѝ, и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела.

Если же Господь видит, что и в течении долгого времени, не смотря на Его милосердие, преступники не раскаяваются и не обращаются от зла к добру, хотя им предстоит полная возможность исправления; тогда Господь, как царь-судия, очищает свое оружие – извлекает свой меч из ножен, очищает с него ржавчину, покрывшую его от долгого неупотребления в деле, – и навостряет его: и блестит тогда Его меч над главами врагов, – и разит он злодеев беспощадно... Кроме меча, Господь берет еще лук: – Он напрягает – натягивает его, что бы он был готов – пускать стрелы; и эти стрелы пронзят сердца врагов Божиих (ср. Пс.44:4–6). Натянув свой лук, Господь приготовил на нем сосуды смертныя или оружия смертоносныя, т. е. на тетиву лука положил острые стрелы; эти стрелы Он сгараемым содела – покрыл горючим веществом, смолой и, воспламенив их, как факелы, бросает во врагов своих... Эти меткие, пламеносные стрелы Божии суть молнии, кои Господь бросает с грозовых облаков, как с туго натянутого лука. (Ср. Прем.5:21).

15. Се, болѐ неправдою, зачат болезнь, и родѝ беззаконие.

Враг Давида, Авессалом заболел неправдою – в сердце его появилось беспокойное, мучительное, терзающее чувство мести: оттого страдала потом вся его душа. И родилось беззаконие – чувство перешло в дело: так от преступного чувства родилось беззаконное деяние изгнание невинного царя – отца и даже преследование его с неотразимым желанием лишить жизни!..

16–17. Ров изры, и ископа ѝ, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет.

Как для всяких преступников – злодеев приготовляли рвы, куда их и бросали, так и для Давида, как будто для преступника, враг его, злодей – сын, готовил пагубу – бездну бедствий: но – приготовил на свою погибель, – сам попал в тот ров, который был изрыл для отца – царя.

И болезнь Авессалома – чувство мести – обратилась на его же голову, и неправда его, какую он задумал в своей голове, поразила самый верх главы его – как бы самое темя головы. Говоря это, Давид пророчествовал: когда Авессалом, разбитый в сражении с отцом-царем, спасался бегством на коне, то, при поспешности, его длинные волосы зацепились за сук дерева; Авессалом повис в воздухе и умер. Так точно исполнилось пророческое слово отца – помазанника Божия над буйной головой его преступного сына!...

18. Исповемся Господеви по правде Его и пою имени Господа Вышняго.

Когда в суде над врагами Давида обнаружится правда Божия, тогда, говорит псалмопевец, я воспою ее, разумеется – в псалме, что бы сделать предметом похвалы для потомков имя Господа, т. е. свойства и совершенства Его, открытия Им в деле этого суда над праведным царем и мятежным народом.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle