Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.
Азбука веры Православная библиотека протоиерей Николай Вишняков

протоиерей Николай Вишняков

Священное Писание Ветхого Завета

протоиерей Николай Вишняков (03.12.1841–24.06.1911)

Биография

Протоиерей Николай Петрович Вишняков – проповедник, богослов, библеист. Окончил Новоторжское Духовное Училище, Тверскую Духовную Семинарию, обучался в СПбДА (1863-1867 гг.), после чего был назначен наставником академии.

В 1868-1893 гг. преподавал древнееврейский язык в СПбДС.

В 1868 г. рукоположен во иерея и определен в причт Волковско-кладбищенской ц. (с 1893 настоятель).

В 1869-1894 гг. законоучитель земской школы в Волковой Деревне, в С.-Петербурге.

В 1874 г. удостоен степени магистра богословия за дис. «Историко-экзегетическое исследование Псалтири».

С 1878 г. состоял членом учрежденного Святейшим Синодом при СПбДА Об-ва истолкования Свящ. Писания Ветхого Завета.

В 1870-1902 гг. избирался депутатом Епархиальных съездов.

В 1890 г. возведен в сан протоиерея с причислением к потомственному дворянству. С 1901 г. председатель Комитета Александро-Мариинского дома призрения заштатного и сиротствующего духовенства С.-Петербургской епархии.

Кроме исследования о Псалтири перу протоиерея Николая Вишнякова принадлежат незаконченные толкования на псалмы (Пс 1-40), начатые в рамках программы, предпринятой Обществом истолкования Священного Писания при СПбДА; работа по истории Волкова кладбища и статья, посвященная проблемам благотворительности. В 1892 г. по поручению учебного комитета он рецензировал «Краткий курс грамматики древнееврейского языка» Л. Кноллера (пер. с нем. СПб., 1893).

В магист. дис. протоиерей Николай Вишняков рассматривал вопросы авторства псалмов и времени создания книги. Основная идея исследования в полной мере отвечала общему характеру отечественных трудов по библеистике 2-й пол. XIX - нач. ХХ в., где приоритетными задачами являлись защита традиционных библейских воззрений и опровержение мнений зап. либеральной школы, отрицающей указанное в надписаниях псалмов авторство и относящих создание мн. псалмов к периоду после времени Ездры-Неемии и даже к эпохе Маккавеев. Николай Вишняков защищает историческую достоверность имен авторов, указанных в надписании псалмов, отдавая преимущество свидетельствам евр. текста и критически относясь к атрибутациям псалмов Давиду в LXX. Исследователь стремился доказать принадлежность Давиду всех 73 псалмов, надписанных его именем в евр. Библии. Из псалмов Давида в древних переводах (LXX, Пешитта, Вульгата) к этому списку он причислил еще 5. В работе рассматривался вопрос о др. авторах и о безымянных псалмах. Время создания псалмов определено от Моисея (XIV в. до Рождества Христова), которому принадлежит, согласно надписанию, 89-й (90) псалом, до собирателя и завершителя канона евр. Библии - Ездры (V в. до Рождества Христова). Николай Вишняков разделял общую точку зрения дореволюционной отечественной библеистики в признании Ездры в качестве окончательного составителя Псалтири.