Патриарх Никон: стяжание святой Руси – созидание государства Российского. Часть 2. «Сияние славы отчей»: патриарха Никон в истории культуры
Предлагаемый вниманию читателя труд посвящен наследию выдающегося церковного и государственного деятеля России святейшего патриарха Никона (1605–1681). Материалы сборника освещают широкий круг проблем не только эпохи Патриарха Никона, но и ее исторического контекста, — от прошлого к будущему: социально-политическую динамику развития церковно-общественных и государственно-политических, земельно-имущественных и правовых отношений, международную политику и социально-культурные взаимовлияния, становление государственной идеологии и безопасности, развитие отечественной философской, богословской, аксиологической, святоотеческой, социально-политической мысли и др. Все представленные материалы выполнены на основе широкого круга источников, среди которых впервые главными являются собственно труды патриарха Никона — его наследие. Книга адресована специалистам гуманитарных отраслей знания и всех интересующимся историей Церкви.
Содержание
Предисловие. С. 11–19.
Раздел I. ОБРАЗ ПАТРИАРХА НИКОНА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: XVII – первая половина XX в. Жизнеописание Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России. Аполлос (Алексеевский), архимандрит. С. 20–54.
От монашества к патриаршеству: биографические материалы
Описание Свято-Троицкого Аизерского скита. Досифей, архимандрит. С. 55–59.
Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни Архангельской епархии. Никодим, иеромонах. С. 60–65.
Новоспасский монастырь. С. 66–73.
Знакомство Патриарха Иерусалимского Паисия с новоспасским архимандритом Никоном, будущим Патриархом Российским. Николаевский П.Ф. С. 74–77.
На Новгородской митрополии. Шушерин И.К. С. 78–84.
Запись о посвящении в Патриархи митрополита Никона. С. 85.
Патриаршее служение Святейшего Никона. Михайловский Самуил, священник. С. 86–108.
Обстоятельства и причины удаления Патриарха Никона с престола. Николаевский П.Ф. С. 109–127.
О суде над Патриархом Никоном (по документам Разрядного приказа). С. 128–142.
«Окованый нищетою и железы»: письмо Патриарха Никона Царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря 9 мая – 20 июля 1667 г. С. 143–152.
Монастыри строения Патриарха Никона
Описание Иверского Богородицкого монастыря Новгородской епархии. Петр, архимандрит. С. 153–165.
Крестный Онежский Кий-островский монастырь. С. 166–181.
Путеводитель в г. Воскресенск и по Новому Иерусалиму. С. 182–201.
Никонова часовня на Елеонской горе. Снегирев И.М. С. 202–204.
Записка о небольшой поездке, совершенной в Новый Иерусалим, где живет его Святейшество Патриарх Российский. Витсен Н. С. 205–216.
Поездка в Новый Иерусалим. Койет П. С. 217.
Посещение Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Антоний (Храповицкий), митрополит. С. 218–224.
Патриарх Никон в жизни России
Значение Патриарха Никона в отечественной истории. Михайловский Самуил, священник. С. 225–228.
О церковном расколе и единоверии в России. Никон (Рклицкий), епископ. С. 229–232.
Восстановленная истина. Антоний (Храповицкий), митрополит. С. 233–249.
Поездка в Новый Иерусалим участников Всероссийского Церковного Собора. Евлогий (Георгиевский), митрополит. С. 250–251.
Строитель Святой Руси. Зызыкин М.В. С. 252–170.
Исследования
Русь – новый Израиль. Ефимов Н.И. С. 271–303.
Образованность в Московской Руси. Соболевский А.И., Забелин И.Е. С.
Западное влияние в России XVII в. (историко-психологический очерк). Ключевский В.О. С. 333–384.
Религиозно-общественные движения ХVІІ–ХVІІІ веков в России. Мельгунов С.П. С. 385–453.
Патриарх Никон по вновь открытым Н. Гиббеиетом материалам. C. 454–476.
Заключение
Светлый образ Святителя. Серафим (Соболев), архиепископ. С.
Раздел II. ОБРАЗ ПАТРИАРХА НИКОНА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: вторая половина XX – начало XXI в.
«Столп благочестия неколебаемый»: образ Патриарха Никона
Никон, Патриарх Святой Руси. Шмидт В.В. С. 493–517.
Патриарх Никон: духовный свет сквозь века (духовная власть как духовная опора на все времена). Дорошенко С.М., Юрчёнков В.А. С. 518–673.
Профетизм в жизни Патриарха Никона. Первушин М.В. С. 674–688.
Патриарх Никои: его роль в созидании Русской Православной Церкви, русской государственности и русской культуры. Долгов К.М. С. 689–708.
Никониане. Богданов А.П. С. 709–734.
И жезл Лигарида процвел... Зимин С.Н. С. 735–764.
«Пойте Господеви, живущему в Сионе»: богословие, философия, искусство
Патриарх Никон: наследие русской истории, культуры и мысли. Шмидт В.В. С. 765–817.
Морально-этическое сознание допетровской Руси: понятийно-категориальное осмысление славяно-русской философской мысли. Степнов П.П., Шмидт В.В. С. С.
К вопросу о состоянии нравственного богословия в Русской Православной Церкви во второй половине XVII в. Воробьева Н.В. С. 867–879.
Русская философская симфония. Гаврюшин Н.К. С. 880–898.
К истории книжной справы при Патриархе Никоне: философско-культурологический аспект. Лескин Д.Ю. С. 899–918.
Патриарх Никон: традиция и современность (русское певческое искусство второй половины XVII – начала XVIII в.). Васильева Е.Е., Кручитта А.Н., Заболотная Н.В. С. 919–937.
Роль государства и Церкви в развитии русского искусства XVII в. Бусева-Давыдова И.Л. С. 938–955.
Зодчество Святейшего Патриарха Никона: истоки и значение. Бондарева О.Н. С. 956–974.
Воплощенное богословие Патриарха Никона: митра-корона. Тодорова М.А. С. 975–988.
Домашний быт Патриарха Никона в Богоявленской пустыни (реконструкция по материалам реставрационных работ). Горячева М.Ю. С. 989–1004.
Сакрализация царства в образах Нового Иерусалима. («Шумаевский крест»: опыт реконструкции замысла). Яворская С.Л. С. 1005–1024.
«Новый Иерусалим» в Кремле: иезавершеииый замысел Царя Федора Алексеевича. Соколова И.М. С 1025–1037.
«Богоначальным мановением»: песнопение святыням Московского Кремля. Васильева Е.Е. С. 1038–1050.
Новый Иерусалим. Масленникова Н.В. С. 1051–1059.
«Русская Палестина» как архитектурно-ландшафтный и историко-богословский комплекс (вопросы градостроительной реставрации). Выборный В.Н. С. 1060–1072.
«Два меча владычествовати, иже есть духовный и мирский»: Церковь, общество, государство
Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон: символика светской и духовной власти Руси. Мурзин-Еундоров В.В., Комаровская Е.П., Шмидт В.В. С.
Византийский идеал «симфонии» двух властей и его влияние на формирование церковно-государственных отношений в России. Лескин Д.Ю. С. 1113–1125.
Человек – общество – Церковь – государство: мир Бога и власть государства. Тодоров А.А., Шмидт В.В. С. 1126–1143.
Внешняя политика Русского царства в XVII в. Меньщиков А.А., Рыбаков Ю.М., Шмидт В.В. С. 1144–1187.
Москва, Мосох и Третий Рим: из истории политических учений русского средневековья. Паламарчук П.Г. С. 1188–1216.
Заключение
Патриарх Никон: историософия в памятнике. Шмидт В.В., Струнин К.А., Алубаев А.В. С. 1217–1224.
Послесловие. С.
Список иллюстраций. С. 1229–1231.
***
Данный труд представлен только в виде сканированного документа. Вы можете ознакомиться с ним по ссылке:
Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru