преподобный Паисий (Величковский)

Послание находящимся на покосе

Прп. Паисий Величковский. Послание святого Паисия (Величковского) ученикам своим в монастыре Драгомирна

Возлюбленные мои, все, находящиеся на святом послушании на покосе, духовные мои чада и во Христе братья и отцы. О Господе радуйтесь.

Премилостивый Бог знает, как я был бы рад послать вам и другого священника в помощь при служении. Но примите во внимание, что у вас совсем никто не будет в святой церкви служить Божественную службу, на которую мы по вере христианской возложили по Боге всю надежду нашу, надежду с извещением о милости, жизни, мире, здравии, спасении, прощении и оставлении наших грехов.

Поэтому я размыслил для подкрепления в ваших тяжелых трудах послать вам, возлюбленные мои чада, это мое наставническое поучение.

Возлюбленные и дорогие мои чада, страдальцы Христовы, причастники венца мученического и наследники Царства Небесного. Стойте твердо в святом послушании, стойте крепко в вере в Бога, со святым апостолом Павлом и прославленными сынами, с душой мирной, с любовью и с благочестием друг к другу и ко всем.

Ибо враг и проклятый диавол – особенно в такие безпокойные времена, подстерегает нас непрестанно, день и ночь ходит вокруг нас, ища как бы поглотить подвижников и низвергнуть их вместе с собой на дно ада на веки веков.

Но вы, чада святого и треблаженного послушания и чада мои возлюбленные, будьте мудры и послушливы, и своей разсудительностью духовной попирайте его свирепую главу и всю силу его лукавую.

Усердствуйте для Господа, сколько есть сил ваших, трудитесь, как телесно, так и духовно, особенно же, не следуйте своей воле, своему мнению и не противьтесь друг другу – дела эти Богу ненавистны, а мне и всей братии противны и отвратительны.

Остерегайтесь ропота, ибо на тех, кто ропщет, снисходит гнев Божий, и земля поглощает их живыми. Но, главное, смиряйтесь, братья, любите друг друга любовью духовной, и Бог мира и любви да будет с вами. По тому узнают все, что вы ученики Христа, если любовь и совет будете иметь между собой. Ибо тот, кто любит брата, тот живет в свете, а тот, кто ненавидит – во тьме.

Также, остерегайтесь, братья, зависти, это – сети диавола, ибо то место, где обитает зависть и памятозлобие, не посещает благодать Божия, но оно есть источник ненависти, злопамятства диавольского и отверстый ров погибели. Во время святых трудов, то есть на послушаниях, удерживайте язык ваш от зла, не произносите слов праздных, ибо во время ужасное, в день Страшного суда Господь потребует от каждого ответа за каждое его праздное слово. Положите хранение уст ваших, языка и мыслей, если желаете в жизни сей жительствовать по вере христианской. “Тот, кто оберегает язык свой, тот оберегает душу свою от скорби”, ибо во власти языка смерть и жизнь. Как поучает нас Иаков, брат Господень, говоря: “Да будет каждый человек скор на послушание, и медлителен на слово, ибо тот, кто не согрешает в слове, тот есть человек совершенный, могущий обуздать и все тело свое” (Иаков. 3, 2).

Остерегайтесь того, чтобы вам не собираться без надобности на кухне, в палатках и во всяком месте, ибо при продолжительных разговорах вы не избежите празднословия, пересмешек и сплетен. Не ходите друг к другу в хижины без причины благословенной и без благословения духовника, в особенности же после повечерия, ибо это святые Отцы строго запрещают.

Помните, что находясь в хижинах или на работе, следует, как если бы вы были в монастыре, поучаться Божественным заповедям, то есть, смирению, кротости и любви, ибо Сам Господь говорит в Евангелии: “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обретете покой душам вашимъ” (Матф. 11, 29). Также научайтесь смирению по поучению тайному – каждый имеет его в сердце своем, – что подобает ему смиряться как должно, и не иначе: только себя осуждать, быть у всех под ногами и считать, что ты прах и пепел.

Также в трапезной, на поле, где бы вы ни были, постоянно укрепляйте и обуздывайте себя страхом Божиим, памятью смертной, памятью о вечных муках; глазами туда и сюда не глядите, но вниз смотрите и о своих грехах размышляйте; искренним покаянием за каждый прошедший день очищаться навыкайте, и всякого рода испытания, которые от немощных братьев приходят, с радостью и благодарностью терпите.

Это вышеописанное поучение (тайное) и внимание (к себе) изсушает нечистые помыслы, разсеивает страсти телесные и душевные, облиставает ум, освещает совесть и творит радость сердечную. Поучение тайное и чтение духовное есть дом души, в который силы сопротивные не могут проникнуть и к которому они не могут приблизиться; это – столп нерушимый, убежище тихое, небурное, неколебимое и душеспасительное. Потому, когда монах вооружается поучением тайным, и постоянным повторением слов: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”, и чтением келейным, демоны приходят в сильную тревогу и смятение.

И если будете так поступать, возлюбленные чада мои, то я, услышав, буду радоваться за вас и за ваше угодное Богу делание, что и мои, грешного, усердные труды вы не оставили без внимания. Ибо как раньше я питал вас млеком духовным и поучал вас, так и теперь наставляю вас не на что иное, как на дорогу, ведущую в Царство Небесное, и ожидаю, что получу снисхождение, по крайней мере, в годы старости и немощи моей за ваше Божественное и истинное святое послушание, которое есть некий дорогой, многоценный перл, спасение душ ваших и души моей – грешного ходатая вашего.

А вы, возлюбленные и духовные чада мои, откройте уши ваши и примите во внимание вот что; не платите мне противным: за добро – злом, вместо радости – печалью, вместо надежды – безнадежностью, вместо чистого зерна – плевелом, терном и осотом, вместо наслаждения милосердием Божиим, Царством Небесным и радостью неописуемой да не выпадут мне вместе с вами – за непослушание ваше, муки вечные и скорби неописуемые, от чего Бог нас да сохранит!

Но истину говорю: приносите Господу Богу, согласно вашему христианскому обету, жертву чистую, непорочную и благоуханную – святое послушание, оставив вне жертву нечистую и зловонную, пса дохлого и смердящего, то есть непослушание. Приносите ваши труды утомительные и пот кровавый, как жертву всесожжения весьма плодоносную; ваше паление под солнцем и тяжелые труды – вместо страданий мученических, и самих себя с душой – в жертву живую, благоухание Богу благоприятное.

И да удостоитесь вы принять в душах ваших от Христа Спасителя мир и Божественную радость, как в этой краткой, временной жизни, так и по завершении жизни сей, в Царстве Небесном вечно наслаждаться совместно с ликами ангельскими радостью неописуемой, и да наименуют вас сынами Божьими.

Отеческий молитвенник к Богу и усердный доброжелатель, духовник ваш о. Паисий.

21 июля, 1775

Вам может быть интересно:

1. Слово к отцу Феодосию, архимандриту пустыни Софрониевой преподобный Паисий (Величковский)

2. Слово о перенесении из Самофракии в Сигриану священных мощей святейшего чудотворца отца нашего Феофана преподобный Феодор Студит

3. Совет и пожелание стоящим верно за отечество и напротив имущим порицание святитель Симеон Солунский

4. Похвальное слово святому Иоанну Предтече святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

5. Слово в неделю Ваий святитель Прокл, патриарх Константинопольский

6. Против Николая немчина обманщика и звездочетца преподобный Максим Грек

7. Похвальное слово Алвиану преподобный Нил Синайский

8. Похвальное слово христолюбивому владыке Василию святитель Фотий, патриарх Константинопольский

9. Слово на преставление св. Иоанна Богослова преподобный Симеон Метафраст

10. Сказание о славных делах Раббулы, епископа благословенного города Ургэй (Эдессы) священномученик Пимен (Белоликов)

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс