Азбука веры Православная библиотека архимандрит Палладий (Кафаров) Юй Лань Чжи Шен Ши Лу: изложение содержания магометанского сочинения на китайском языке
Распечатать

архимандрит Палладий (Кафаров)

Юй Лань Чжи Шен Ши Лу: изложение содержания магометанского сочинения на китайском языке, под заглавием: Юй Лань Чжи Шен Ши Лу (т.е. Высочайше читанное жизнеописание Святейшего) составленного китайским мусульманином Лю – Цзы – Лян

Содержание

Онтологическая лествица Жизнеописание Период первый Период второй Период третий  

 

Китайская литература магометан

Архимандрита Палладия Кафарова1

Книга эта, изданная в 1785 году, отобрана была у одного магометанина, и, вместе с другими, представлена к пекинскому Двору, как зловредная, но потом признана была не имеющей этого характера, и возвращена по принадлежности. Этим обстоятельством и воспользовались ее издатели, чтобы прибавить к заглавию «Высочайше читанная». Под «Святейшим» разумеется творец Ислама, Магомет.

«Жизнеописание» открывается несколькими предисловиями разных лиц, заключающими в себе похвалы труду составителя. Опуская эти предисловия, переходим прямо к тексту.

Предварительные замечания. Сочинение основано на Торчжунь мо Мустафа, по-китайски Чжи шен ши лу (т.е. жизнеописание святейшего), с присоединением сведений из других достоверных источников, историй, и проч. Не включаются в рассказ разные предания, чудесные, но не поучительные; равно не излагаются постановления и уставы Магомета, для которых есть особые сочинения. Книга составлена по образцу Ган му (т.е. в виде краткого текста поясняемого примечаниями). Что может показаться несвойственным, например нищета и воинственность Магомета, относительно того надобно помнить, что было оно по воле Бога (Тянь мин, собственно «по велению неба»), а не рассуждать. Я не смел ничего ни прибавить, ни убавить; ибо каждое слово священных книг есть закон, каждая буква их перл. Свои пояснения и мнения я присоединил в конце статей. Мусульмане считают числа и помечают названия буквами эбучжэдэ; это, как у нас гань чжи (пни и ветви); я не употреблял их. По западному календарю, годы состоят из 12 лун, без вставочной, так что в 19 лет разница, в семи месяцах; я согласовал эти луны с нашими (китайскими). Считают они также первым числом второй день нашей луны, так что везде счет разнится одним днем. Имена мусульманских месяцев и дней. Разделение суток на 24 часа. Аравия находится на самой середине округлой линии земли, простирающейся на 45000 ли, так что у нас полдень, а там рассвет; поэтому чудеса Магомета с солнцем и луною не могли быть видимы в Китае. Адам значит «существеннийший смысл великой земли»; Магомет значит «прославляемый по всему небу». Абу – тоже что у нас ‹отец», почтительное название; Ибуни – тоже что у нас «сын». Бухара есть упоминаемая в истории Халя; Ифулигэ (Африка) – то же что Фулинь. Цянь ши (переселенцы) это сподвижники Магомета, последовавшие ему еще в Мекке. Фу ши (помощники) это сподвижники, последовавшие ему после бегства из Мекки. Эрр ши (две фамилии) это Чжухудэ, последователи учения Моисея, и Тэрса, последователи учения Эррса. Молики это император, управляющий князьями; султан – князь, управляющий цзюнями (областями).

Пояснения относительно личности Магомета, выбранные из разных книг. Высокое значение Святейшего. Превосходство его мировое и земное, по происхождению и по святости. Соединил все веры воедино. Происходит по прямой линии от Адама. Основная Фигура (форма) обыкновенных, людей заключается в хребте их предков; Фигура Магомета была, напротив, на лице их, начиналась с Адама. Он первый во всем. Прежде святые только приготовили тесто, а Магомет испек лепешки. Бог изрек Иисусу: «Если не ради Магомета, я не сотворил бы вселенной, людей и ангелов». Он самый благородный; имя его во всей вселенной славится; Хиньду (Индейцы) изображают это на пальмовых листах.

Изображение древних святых. Кишан, посланный Бубекром к владыке Руми, объясняет ему пять родов приветствий и поклонений, и главное начало учения. Владыка полюбил его, и раз показал ему тетрадь с портретами древних святых; описываются Фигуры Адама, Ноя, Моисея, Луто (Лота?), Исаака, Иакова, Измаила, Иосифа, Давида, Соломона, Иисуса и Магомета. Книга имела стеклянные листы, и завещана Богом Адаму, который зарыл ее в своем доме; Даниил, получив ее от Цзулигэрнайни, переложил на, бумагу.

Выписки из святых книг, о доблестях Магомета. Из Гу тянь цзин (древней небесной книги): предречение Адама о Магомете, как высшем его. Еще ясная выписка о нем же. Из Гу шен лу (описания древних святых): предречение Бога о Магомете, открытое святым. Из Таолатэ (пятикнижия): предречение о потомке Измаила, который возрастет и получить веление Бога в Мекке. Из Инь чжи лэ (евангелие): предречение И. Х. об единственном пророке после него, Магомет. Примечание: Инь чжи лэ искажен преданием; с течением времени, четыре оригинальные евангелия исчезли; во время Магомета был истинный экземпляр только в Руми, но и тот пропал. Магомет предал Куран только на одном арабском язык, поэтому не изменился. Выписки из Цзэбур (псалмов): Бог предрек Давиду об И. Х. и Магомете. Из Шурба (древняя книга): слова, Бога о предъизбрании Магомета. Разница в откровениях: Адаму дано было 16, Идрису 4, Ною 5, Аврааму 5, Иисусу 10, Магомету 24000. Еще выписка аз Шурба о совершенствах Магомета. Из Тянь фан гу ши (древней истории Аравии): когда Тубол осаждал Медину, требуя изгнания Иудеев и присоединения их к вере Арабов, то ученый еврей, Шамун, объяснил ему что впоследствии Медина будет столицей потомка Измаила, и тем удалил Тубола. Предъизбрание Богом Мекки, как Его жилища, и возвеличение ее; слова Его Адаму. Пророчественная пень Кэлбу, предка Магометова в 8-м колене, в день оулобо, по нынешнему в чжумар (пятницу), о величии Мекки. Выписка из древней книги Иудеев о будущем явлении звезды при появлении Магомета, и об охране его. При дворе Исы кань дэ была золотая статуя араба (Магомета) на верблюде, к которой обращались угнетенные. Омар нашел ее в Мисурю. Из Гутянь цзин: укоры Бога народу и предречение о Магомете. Моисей нашел золотую дощечку, на которой написано было оплакивать ослепления людей, и предречение о Магомете именно.

Восхваление совершенства Магомета от ангелов у земных духов. Свидетельство Чжэбораила о первенстве Магомета. Абуэмир в пустыне встретил духов, из которых один рассказал ему об учении, красоте и месторождении Магомета. Сон Мореэ о судьбе учения Магометова, разгаданный чудесною девою. Астролог Хэтор предсказывает Лухойбу о рождении Магомета и прогнании бесов. Государь Руми, Хиргэ, встретил в хижине чудесную деву, которая вручила ему истинный Иньчжилэ, где говорится о Магомет. Экземпляр и доселе, хранится во дворце (выше сказано было что и в Руми не осталось истинного Иньчжиля).

Доблестное значение Магомета. Летание его на небеса. Свет из его могилы. Похвальная речь о Магомете и его происхождении. Возвышенный взгляд на жизнь Магомета и трудность описания ее.

Родословие Магомета, называвшегося прежде Эхэмоди. Выбрано из сочинений: Тянь фан цзи лу (кажется, описание Аравии), Чжи шен бэнь цзи (биография святейшего) и Лю шен тун цзи (история о святых): Адань. – Шиши.– Аньвуши. – Гайнан. – Мохолэ.– Яэрди.– Эхэна. – Мотуши. – Кэмолю. – Нухаи.– Саньму. – Эрфу.– Болчани. – Фалир.– Шалэхэ. – Эшилу.– Эрвува. – Сайлуу. – Нахоу. – Тархэ.– Ибулахинь. – Исымаи. – Гайцзэ. – Хаймоли. – Набити. – Хамисэ. – Эдудэ, отличный писец. -– Вудэ. – Эрдинан.– Муиду, побеждавший Иудеев.– Нацзар, при котором Иудеи не смели более нападать. – Муцзуйр. – Яши. –- Мудиэркэ. – Хуцзаймо. – Кэнан, знаменитый судья и решитель. – Нацзур, родоначальник Гулайши; Христиане и Иудеи хотели убить его; они были из его сановников, но им не удалось. Маликэ. – Фахор. – Ялибу. – Лои.– Кэрбу. – Моэрр. – Кулабу. – Гусо. – Эрбудули монуфу, именовавшийся Муайлэ, к которому перешли знамя Нацзара, лук Исмаила, и ключ от Каабы. Эрмули, по прозванию Хашинь; государь Руми предлагал ему свою дочь в замужество, но он отказался. Эрбуду мотолибу, по прозванию Шибо, который победил князя владея Кисы. – Эрбудоулахи, рождение которого узнал царь Сирии (Шаму); Иудеи и Христиане шли убить его, но вернулись с полдороги (здесь упоминается о Лата и Оуца, двух живых богах). Он взял за себя Эрбудоу, дочь Вохабу, от которой родился Магомет, 50-й потомок Адама, основавший преемство не по плоти, а по вере. Родился он в 6130 г. от Адама. Предки его жили по долгу, поэтому И. Х. был уже потомком его (?).

Счисление эпох. Эпоха Кайби (открытия), от Адама до Ноя; продолжалась десять поколей. Эпоха Кайян (прославления) от Кай юй му до Шаси, 20 царей. Эпоха Шикан (благоденствия), от Кайгу до Сибан дэ, 14 царей. Эпоха Хань дань, от Ашикэ до Эртэ, 17 царей. Эпоха Саман, от Эрдэши до Нушиван, 19 царей. От Адама до Ноя десять поколений продолжались 2257 лет: это эпоха Кайби; царствовали князья (ван), Сань му, сын Ноя, по прозванию Кай юй му, первый сделался хуан ди (царем), с названием царства Кай ян; было 12 царей до Шаси, в течение 2446 летъ. Потомок Нацзэ, внука Симова, в 8-м колене, Кайгуши, наименовал царство Шикан; преемниками его были 14 царей; при Сибаньдэ, в 751 году (эпохи?), Руми присоединил это царство к своему, что продолжалось 14 лет. 12-й царь (династии) Шикан, Эшикэ, сын Дала, убил незаконного государя и приобрел себе царство, наименовав его Хань дань; преемников его, в течение 360 лет, было 17 царей, до Ээрдэ. Предок Дала и потомок Бохань в 20-м колене, по имени Эрдеши, наследовал Хань дань и, приобрев царство, назвал его Саман; преемников его было 19 поколений, в течение 380 лет до Нуширвана, когда царство кончилось и покорилось Магомету. Магомет не назвал себя ни князем, ни царем, не н звал и династии, а только установил Арабскую эпоху. Преемники его, из мудрых, не называются ни князьями, ни царями, а только преемствующими святой трон; а это выше княжеского и царского достоинства.

Преемство духовное. Адам.-– Шиши.– Ной.– Авраам. – Исыхогэ.– Яков.– Моисей.– Давид.– Иисус. – Магомет. – Духовные истины с Иисусом прекратились; возникли ереси; вот почему Бог избрал Магомета.

Онтологическая лествица

мира разумного и вещественного, или природ; изображается в круг. Земля есть последнее звено в развитии; Магомет есть верх в восхождении. Защищается прекращение рода и преемства Магомета.

Жизнеописание

разделенное на три периода: 1) от рождения Магомета до 41-го года его жизни, т.е. до получения посланничества; 2) от 41-го до 54 года, т. е. до переселения в Медину; 3) до 64-го года, т.е. до смерти Магомета.

Период первый

Зачатие. Духи возвещают зачатие Магомета. От всех тронов, в этот день, простираются лучи света по направлению к Мекке. Отец Магомета, умирает. Мать во сне слышит вещие стихи. Она заблаговременно слышит имя Магомета.

Роды. Пение в воздухе. Белая птица прикрывает чрево матери. Мать утоляет жажду чудесным молоком. Белый свет скрывает родильницу. Присутствуют чудесные девы. Ангелы – отроки окружают дворец. Перед матерью открываются дворцы всех царств. Поднимаются повсюду парчевые знамена, с птицами под ними.

Рождение. Родившись, Магомет покланяется до земли. Ангелы омывают и отирают его. Облекают его в зеленую парчевую одежду. Мирлачжи, или вознесение Магомета на небеса, для ознакомления со святыми. Магомет берет от ангелов, на выбор, только печать и ключ. Ангел питает Магомета, изо рта. Дед его идет в Каабу, для молитвы о дитяте, т. е. стучит кольцом в дверь храма. Живой бог в Каабе, Хуболи, падает навзничь и плачет. Горы Мутаха, Софа и Морва издают голос перед дедом. Белая птица прикрывает дом. Ангелы и духи представляются Магомету. Необыкновенная Фигура Магомета. Дед приносить Магомета, в Каабу. Празднества в честь рождения. Иудеи и Христиане узнают в Магомете пророка. Сановник сирийского царя, по необыкновенной звезде, узнает о явлении последнего пророка. Князь Начаши, также по звезде, посылает поздравление и дары. Иудей, увидев звезду, восклицает о появлении пророка. Меккийский иудей, узнав об имени Магомета, восклицает: «Кончено!"› – Море Саво иссыхает. Огонь у огнепоклонников не зажигается. Дворец беззаконного государя Кисы колеблется и в некоторых местах падает. Иудеи и Христиане видят во сне великое множество жирных верблюдов и коней, рассеявшихся по всем странам. Чудесное убиение слонов враждебного войска Эбура от Начаши; по этому событию Арабы начинают эру от года поражения слонов (фэйли – слон), что случилось в год рождения Магомета. Войск из слонов было два: одним предводительствовал Эбур, шедший к Мекке; другим сам – Начаши, в Ямань, против непокорного вассала.

Первый год слона. Магомет родился в доме Хашинь, в первый год слона, в 12-й день первого весеннего месяца лэбир-аовали, в душаньбо, вечером; что приходилось в 42-й год государя Кишилаэнаши, во 2-ю луну; по китайскому счислению, династии Лян, правления Чжундатун в цикл бин инь (546 года по Р. Х.?), в 13-й день 11-й луны, в поворот солнца, ночью; от Государя Сиканьдэ в 822-й год, (?) во 2-ю луну. Отдается кормилице, Халимо. Слетаются птицы; духи охраняют младенца. Груди кормилицы избыточествуют. Верблюды и ослы кормилицы крупнеют и тучнеют. Кормилица, опоздав в Мекку, тем самым выиграла. Халимо видит во сне пальму и предвестие царственности ребенка. В год рождения Магомета все новорожденные были ` мальчики, и все старики помолодели. Магомет сосет только правую грудь, дитя Халимо сосет левую, и то после Магомета. Белый свет окружает Магомета; зеленоплатные (духи?) охраняют его постель. Скот, завидя Магомета, бежит к нему и пляшет. Год делается плодородным. Халимо крепнет и богатеет скотом. Магомет не играет; учится пасти; берет вещи и пищу правой рукой, прочитав тэсымню Ведает Бога. Не позволяет класть на себя пластырей (заговоренных); не марается и не кажет нижней части. Распространяет кругом себя аромат. Утром дивные птицы забираются в его платье. Белое облако над его головой.

Второй год слона. Прекращается кормление кормилицею; возвращается ей.

Третий год слона. Ангелы вымывают внутренности Магомета. Гадальщик угадывает Магомета и хочет погубить его. Иудеи и Христиане тоже замышляют погубить его. Кормилица возвращает его в Мекку. Рождается Абубекр.

Четвертый год слона. Магомет возвращается в дом. Исчезает. Живой бог дрожит, исповедует силу Магомета, но успокаивает за Магомета. 0бретается под деревом и искупается. С появлением Магомета прекращаются зараза и голод.

Пятый год слона. Гулайши, для сохранения язычества, намереваются погубить Магомета. Дед убегает с ним; отправляется в Медину к родным на несколько месяцев. Магомет учится стрелять и плавать.

Седьмой год слона. Магомет возвращается в Мекку; на дороге, в Эбова, мать его помирает, и там погребается. Замечание об этой могиле. Нянька возвращает его. Воспитывается в доме деда, Эрбуду мутолибу; дед взносит его на гору Гэбиши, для испрошения дождя, и дождь выпадает. В Хайбэйшэ всходит на престол мудрый Сайфу, владетель соседний с Меккой и могущественный. Дед Магомета, идет поклониться ему. Сайфу допрашивает его и одаряет. Сайфу умирает.

Восьмой год слона. Дед Магомета умирает. Магомет поступает к дяде своему Эбуталибу. Братья хотят есть вместе с ним, вследствие чуда в пище. Когда Магомет захотел пить, из-под ноги его выступает источник. Магомет соблюдает всегда опрятность. Не хочет идти на жертвоприношение богу Бувана; оно совершалось ежегодно; день этот чествовали, остригали волосы, и босые шли на поклонение; тогда происходила ярмарка. Магомет не ест жертвенного мяса; дает клятву истребить ложного бога. Умирает Хатань, знаменитый милостинедавец. Государь Кисы умирает; ему наследует сын Хюйрмань.

Девятый год слона. Магомет с дядей едет, для торговли, в Бусули, город Сирии, знаменитый торговлею и разными произведениями.

Десятый год слона. Ангел в пустыне снова, вымывает Магомету внутренности.

Одиннадцатый год слона. Няньчар, араб, в торговом аравийском городе, сражается за неуспех своей торговли на ярмарке в этом городе (Оукэцзэ), продолжавшейся месяц.

Двенадцатый год слона. Магомет торгует с дядей в Бусули; вероятно как и в следующие годы.

Двадцать первый год слона. Торгует в Шаму (Сирии) с дядей; быль с ним и Абубекр. Близь Бусули, Магомет сидел под деревом, как увидел его христианин Бухайла, и объяснил ему, что дерево посажено Иисусом Христом, который пред рек о сем дереве; Абубекр первый уверовал.

Двадцать второй год слона: Гулайши намеревались чинить Каабу, и не починили.

Двадцать третий год слона. Гулайши составляют союз и дают клятву не притеснять друг друга. Во сне ангел мешает рукой во чреве Магомета; разъяснение волхвом из учения о кресте.

Двадцать пятый год слона. Вернувшись из Сирии, Магомет женится на, Хадичэ, деве 40-а лет, которая отдавала в рост деньги купцам и Магомету также. Чудо с сухим деревом, которое расцвело, как скоро сел под ним Магомет. Один христианин объяснил это по Иньчжилю. Дерево посажено было Иисусом.

Тридцать первый год слона. У Эбуталибу родился сын Али.

Тридцать пятый год слона. У Магомета родилась дочь Фатумо. Гулайши заново исправили Каабу. Румский корабль разбился в Чжудэ, из его материала построили Каабу, под надзором знаменитого христианского архитектора Ягуму; потом положили черный камень (весом боле 1000 гинов, или 33 пудов). Описание Каабы. Помер Цайдэ, бывший прежде христианином, потом идолопоклонником и, наконец, полюбивший Магомета.

Тридцать восьмой год слона. Магомет часто во сне слышит небесные голоса. Свет постоянно или исходил из него, или нисходил на него.

Примечание. Несправедливо говорят, что Магомет проповедовал учение Иисуса, или Моисея, или свое; его учение, вера и правила были Авраамовы.

Предвестия. Предсказания Иудеев, Христиан и живого бога в кумирне Хошиань. Ожидания, разыскания и обращения.

Период второй

Посланничества год 1; слона 40-й год; государя Кисы Порвейцзы 20-й год; от Сиканьдэ в 842 году; Хоучжэ ту лир цзи цзы в 916 г.; в Китае династии Суй, правления Кай хуан в 6-й год (586 г. по Р. Х. ?); в 3-ей луне, лэбираовали, 12-го дня; в Китае в 8-й луне 13-го числа, Магомету исполнилось 40 лет. На другой день, 13-го числа, в день душаньбо, он воспринял веление Неба и вступил в звание посланничества. Голос ночью поручает ему установить истинную вру и истребить ереси. Он идет к горе Хоула; слышит .поздравляющие голоса. Ангелы постоянно сопровождают его; произносит исповедание: «Из тварей нет Бога; только есть истинный Бог». Магомет раздает, по совету жены, имение бедным. В 9-й луне, лэмоцзан, 27 числа, на горе Хоула, Чжэборилэ, в виде старца с прекрасной бородой, приветствует его так: Саламу эррлай кэюр сулао лахи и юй, и преподает ему гэлань, первую главу. Магомет прочел фатихо (из трех отделов); ему откликнулось на небе: аминь. Ангел повелевает Магомету омыться и совершить поклонение. Все эти приемы вошли в обряды. Объяснение вдохновения. Хадичэ верует в Магомета. Абубекр, Али, Осман и Зобейр, 12 человек, последовали учению Магомета.

Посланничества год 2. Послы из разных государств с поздравлениями и дарами. Государь Руми, Гайса, тоже хотел было последовать ему, но, по пристрастию к иконам, расходится. Государь Кисы Порвейцзы, исповедовавший Иудаизм и поклонявшийся изображениям (?), хочет идти войной на, Магомета, но заболевает. Прибыл посланник из царства Чини (китайского), или Суйни (династ. Суй), с приглашением; Магомет отказался; посылает только свой портрет со сватом своим, Эрсайрди вогэши, и другими тремя; посол этот после вернулся в Аравию.

Посланничества год 3. Государь Кисы Порвейцзы умирает. В городе Таифу жители оставляют служение ложному богу, по небесным явлениям.

Посланничества год 4. Магомет открыто проповедует свою веру; многие жители Мекки последуют ему, к неудовольствию двух сект (Иудеев и Христиан). Эти секты внутренне признают его, но не хотят отстать от примера предков, поклонения изображениям. Гулайши сначала, следуют Магомету, но потом вооружаются против него. Дяди оскорбляют его. Родичи решаются установить мир, чтобы взаимно не оскорблять. Секты наущают Гулайши дать Талибу денег и красивых отроков, с тем, чтоб он прогнал Магомета, как семя раздора; Талибу не принимает. Секты распространяют слух, что Магомет помешанный; народ верит. Талибу составляет союз родных на защиту Магомета. Воэргэ, брат Хадичэ, умирает. В смежных владениях кумиры, потерявшие силу, ниспровергаются.

Посланничества год 5. Хайбэйша (Абиссиния) есть одна из семи чжоу (частей света). Государь ее, Наньчар, тоже благоволил Магомету и прислал поздравление. Магомет велел своим последователям переселиться туда; охотников нашлось 15-ть человек; они тайно оставили Мекку и направились к морю. Гулайши погнались за ними и отговаривали; но услышав что секты, по случаю нисшествия главы корана, покорились, вернулись; предлагали Магомету престол, но Магомет отказался. Выселенцы покаялись; один только Ибуни мосы оуди бежал в Хайбэй (и оставался там) до переселения Магомета в Медину. Секты и Гулайши притесняют Муши (мусульман?) и хотят извести Магомета; раз надели на него верблюжье седло; в другой, едва не удушали его в Каабе. Секты с Гулайши составляют заговор; Муши боятся; Магомет велит переселяться в Хайбэйшэ; охотников было 91 человек; написано письмо к Наньчару. Гулайши отправляют послов к Нанъчару, с наговором на выселенцев. Наньчару допрашивает последних при Евангелии, и о лице Иисуса; оправдывает и принимает под свое покровительство. Те (послы?) удалились. Вассалы Хайбэйшэ узнав, что государь признал Магомета, восстали на него; Магомет присылает на помощь дядю своего, Цзубэйра, победа. Два владения, Нубэй и Начжэ, все таки, не хотели успокоиться; государь пошел на них (на Ю. В.) водой, и усмирил. Гулайши посылает к Наньчару знаменитого красавца, Аньмара, чтоб ослепить его; государь отправляет его на пустынный остров. Портниха Сайми, последовавшая Магомету, убивается Эбучжэхаем; это первая мученица веры.

Посланничества год 6. Дядя Магомета, Ханьцээ, присоединился к нему; тоже родич Оумор. Мусульманство. усиливается. Магомет строит первую мечеть с возвышенным помостом. Начинается посещение мечети для поклонения. Первая проповедь Магомета с помоста. С сих пор, не следующие Магомету называются непокорными. Бубекр ранен; мать его последовала, учению Магомета. Оумор бьет Эрлибо и выкалывает ему глаза, за то что тот ранил Бубекра. Ученики предлагают Магомету устроить для него вооруженную свиту; Магомет не соглашается. Эбучжэхай бьет Магомета, при встрече, камнями до крови: это между горами Софа и Морво. Чжэбораил утешает Магомета среди оскорблений.

Посланничества год 7. Аоши бьется с братом своим Хэцзырчжи, в Пурцян, на торжище, не известно из-за чего. После Магомет помирил их.

Посланничества год 8. Гулайши, по совету двух сект, составляют письменный договор прекратить всякую связь с фамилией Хашинь, общественную, родственную, торговую и приятельскую, и считать их врагами. Договор повесили въ Каабе. Верные пришли в крайность. Талибу тщательно охраняет Магомета. Государь Фарси, Кисила, посылает двух воевод, братьев Шэхор и Фурхань, на Гайса, государя Руми, которого они разбивают на сражении в Сирии и преследуют до Хэличжэ; мусульмане унывают. Но воеводы передаются государю Гайсо, и на другой день разбивают Кисила и умерщвляют его. Фурхань управляет Фарси; мусульмане утешаются. Ссылка, на, коран.

Посланничества год 9. Моль съедает договор (повешенный в Каабе). Половина жителей (Мекки) следует Магомету; остаются ожесточенные.

Посланничества год 10. Абуталибу умирает, однако не исповедав Магомета. Похвала Талибу и порицание его за приверженность к предкам. Хадичэ умирает; похвала ей. Эбулэхайбу делается защитником Магомета, потом отстает от него из-за предков. Магомет проповедует в городе Таифу; жители провожают его ударами. В Нахэлэ, в пальмовой роще, ночью, семь духов приходят к Магомету поучиться способу поклонения. Воевода, места Мушиань провожает Магомета до Мекка. В Сайгифу тоже бьют Магомета; он скрывается в саду Лэбира; прислужник из Нинва, христианин, признаёт его, как брата Юйнэсы. Магомет проповедует в Киньдэкэрбуханифа, всего в шести владениях; его не принимают; последовал ему только Чабили в Амирю. Причина неуспеха. В Нинва, Магомет ночью поучает духов. Шумные духи насуйбин; спутник его в кругу. Магомет берет за себя бедную девицу, Содэ. Абубекр предлагает ему свою шестилетнюю дочь, Аише; Магомет берет.

Посланничества год 11. Жители Моцзырчжи следуют Магомету, частью из выгод. Магомет посылает шесть учеников в Медину; все владение следует ему. Магомет избирает 12 ученых сотрудников.

Посланничества год 12. В месяце лэчжэбу, 27 числа, в полночь, Магомет поднимается на небо, на чудесной лошади, из междугорья Софа и Марва, с камня в Байтолимосычжидэ (древнем храме). Камень доселе висит на воздух. Магомет устанавливает пятикратное поклонение в течение дня. Описание поклонения. Устанавливает также поклонение вэйтоли, по чтении гунутэ (прощания). Главные заповеди. Магомет посылает мудрого Мурсубу, во главе 12-ти сотрудников, в Медину, для проповеди нового закона. Жители последовали ему.

Посланничества год 13. Магомет собирает сейм из верных с окружных селений, в южном предместии Мекки, Эркибо; обнародуется Закон и заключается договор в верности, прострением рук. Речь Эрбаши. Враги преследуют верных. Магомет переселяет в Медину своих учеников. Сам пока остается с Бубекром и Али.

Период третий

Перенесение столицы год 1; Кисыли- Порвейцзы 34-й год; государя Руми, Ли хиргэ, 9-й год; в Китае, дин. Суй, правления Кайхуан 19-й год (599 г. по Р. Х.?). В этот год, первая луна была, одинакова во всей вселенной. Примечание о лунах; 60-й год Кан си, по западному исчислению, будет 1721 год, а по лунному 1157 г. от Геджры (1723 г.). Во 2-й луне, сэфор, враги замышляли убить Магомета. Описание совещания. Набег 24-го дня луны, ночью; Магомет убегает с Бубекром из Мекки, в день душаньбо; скрывается в коровьей пещер; два голубя оставляют тут яйца; паук вьет паутину у дверей, так что враги не подозревают его присутствия в пещере. Он остается в ней три дня; на 4-й уходить в Медину. Сайлагэ настигает его, упадает и просит избавления. Болидэ настигает его и признает пророком. Дядя Цзубэйр, из Шаму, дарит ему два куска ткани. Когда он был в доме одной женщины, Мурбо из тощей овцы доит много молока. Муж ее, Эбусэидэ, следует за Магометом. Магомет вступает в Медину 3-й луны 9-го числа, в душаньбо. Замечание о душаньбо. Жители за 40 ли торжественно встречают его. Прибыл Али. Магомет останавливается жить в дом Эбудуфу. Торжественное представление всех Магомету и поклонение ему. Магомет строит мечеть и дворец. Устанавливает эру Перенесения Столицы. Замечание об эрах. Магомет делает Бубекра, Оумара, Оушимана и Али своими соучастниками; Ханьцзэ и других 45 человек-– своими помощниками (фуши); Эрмули и других 150 человек – переселенцами (цэньши); Лалэ и других 150 человек – последователями (шицун); всего переселилось из Мекки 349 человек. Магомет делает правителями Медины трех сули бо эмай дэ ти хор. Устанавливает между своими братство; общее наследование после покойного, которое после отменено. Меккские жители объявляют мир. Магомет посылает туда Цзайду за своим семейством. Определяет праздничное собрание в мечеть еженедельно. Описание. Замечание о седьмеричном числе. Празднуется шестой день, ибо в этот день кончилось творение. Магомет прибавляет два поклонения для домоседов. Из всех государств, из Руми, Фарси, Индустана, Турки, и др. присылают поздравления. В 5-й луне, Эбуни сэламу, называемый Эрбудулахи, из соседнего Хайпор, глава 700 учеников, иудейского закона, после конференции с Магометом, верует в него; чудо с солнцем и комнатой. В 6-й луне фарси, из мочжуши (магов), Сайлиман испанец, перебывавший христианином и иудеем, предается Магомету. Магомет женится на 9-летней Аишэ. Волк говорит. Наваждающие духи исчезают. Из глав союза Эркибо, два брата Болэусы умирают. Переселенец Кулисуму первый умирает. В Мекке умирают главы двух сект (Иуд. и Христ.) Асунь и Волидэ. Упоминается что Магомет был пастухом верблюдов

Геджры год 2. Первой луны. 10-го дня пост. Различие между фалицзэ, установленным от Бога, и суньна, установленным от Магомета. Магомет выдает Фатумо за Али. Устанавливает поклонение по направлению к Каабе; направление мечетей тоже к Каабе; прежде было на запад. Устанавливает бангэнамацзы, призывной голос в мечеть, вместо колоколов и досок. В 9-й луне, лэмацзан, устанавливает месячный пост; описание; правила; сравнение с постами Иудеев и Христиан. Устанавливает тянько, троякие взносы, или оброк на бедных; описание; правило о конце поста; устанавливает собрание конца поста; описание. 17-го числа Магомет получает повеление от Бога ратовать на непокоряющихся. Записалось 312 человек. В 1-ю декаду месяца шавало Магомет идет на Мекку; говорит речь. Гулайши выступают с 1500 человек до Бодэли; вождь их Эбучжэхайли; советники – Иудеи и Христиане. Гулайши разбиты; Эбучжехай убит; другие сдались. Умерщвлено 70 человек; покорилось 300 слишком; другие сделаны рабами. Вся добыча разделена, между сподвижниками. Эрбаши уверовал в Магомета. Войско возвращается. Зять Магомета, Эсули асу, муж Цзайнабу, откупается и на время разводится. Дочь Магомета, Луфанья, умирает. Глава, врагов, Эбулэхайбу, убивается женщиною. Омэйр, сын Вохэбу, хотевший убить Магомета, вследствие чуда, предается ему. Знаменитая еврейка Эрмулан сочиняет стихи на Магомета, и убивается Оумэйром. Магомет отменяет право братства наследовать друг от друга. Сын Кисила, замьшляя на Фурханя, нападает на Руми, но прогоняется; мусульмане радуются. Жители города Гайнигэр, иудейской веры, восстают. Магомет берет их всех и распределяет; 1/5 часть добычи в казну. Значение слова энимо, или имущества не трудами приобретенного, дарованного; таковы: добыча, произведения природы и конфискованное; Магомет устанавливает брать с энимо 1/5 часть в казну. В 12-й луне устанавливает очистительную жертву животного раз в год, гурбань; Пояснение; замечание о жертвах. Ученый глава Христиан, Умайр (женатый), живший близ Медины, умирает.

Геджры год 3. В 3-й луне, Суфуян, с 200 человек, идет на Медину; Магомет в Сэвэйгэ оттесняет его. В 4-й луне, Кэрбу, по имени Эшилэфу, родом из Бонинацзур, за сношение с врагами, предательски убивается Магометом. В 8-й луне берет за, себя Хафуги, а за Османа выдает свою дочь, Веньму кули суму, вместо прежней, умершей. В 9-й луне, Суфуян, с 5000, пошел на Медину, но разбит в прах и потерял вес скот. Магомету вышибли зуб. Ханьцзэ погиб в сражении. Обряд погребения; дуа; погребают павших на месте. Магомет запрещает при этом вопли и биения. У Али от Фатумо родился Хацан; потом зачался Хоусайни. В 10-й луне Магомет взял Ханьла, местечко, и предал казни возмутителя, Эбуэрцзэ.

Геджры год 4. Во 2-й луне, Амир увещевает местечко Муаово; Дуфэйлэ, с 2000, противится; Амир, всего с 90 человеками, разбивает его; Дуфэйлэ убегает; Эрмур постановляется правителем. Магомет устанавливает подать с неверных, поголовную и поземельную. Вес и мира. В Лэчжирю, Хуцзай иудей и Жува христианин заманивают 10 учеников Магомета, и губят их; Цзубэир идет, усмиряет и присоединяет их. В 3-й луне, род Нацзур города Цзуха восстал, и просил помощи у Мекки; 30 ученых людей из Иудеев и Христиан отправляются в Цзуха спорит с Магометом, который оспаривает их; они тайно замышляют на Магомета; Магомет, узнав о том, осуждает и покоряет их; жители следуют Магомету; сектанты и глава Нацзур обращаются в рабство; другие возвращаются. Отбирается у них оружие и скот. Сэлимо управляет Цзуха. В 8-й луне, у Али родился сын Хоусайни. В 11-й луне Суфуян идет на Медину; Магомет с войском отражает его в Бодэли; Суфуян убегает; войско 8 дней торгует с выгодою. Магомет повелевает Цзайду исправить алфавит и письмо. Магомет обнародует пять статей законов: 1) по части религии и нравственности; 2) против любодеяния; 3) против воровства; 4) против вина; 5) о наказаниях. Устанавливает 8 родов наказания; исчисление их. Запрещает вино. Любодеяние наказывается побиванием камнями. Вор предается смерти. Жена Магомета, Цзайнабу, умирает; он берет за себя Хинь дэ. Гулайши Сурлэбо поднимается на Медину: Магомет отражает; половина, врагов покоряется. Начинается Вэй бай, т. е. поклонение, или молитва, во время страха. Магомет меняет добычу на верблюдов в Лугэрю.

Геджры год 5. В 8-й луне, в м. Молисай, с 600 человек, разбивает еврея Халисы, старшину в Муцзытолэки, составлявшего заговор против Магомета; Халисы убегает; зачинщики предаются казни; 2000 берутся в плен; производится выкуп, добывается скота, без числа. Дочь Халисы, Болия, выкупается у Сайбити и берется Магометом. Устанавливается тэаньмунь, омовение землею, за, недостатком воды. Магомет мирит сражавшихся братьев, Аоши и Моцзырчжи; оба слушаются его и делаются его союзником. Магомет наказывает клеветников, которые распустили молву об Аишэ, оставшейся позади во время перекочевки. Магомет берет за себя Цзайнабу, из рода Хачже, невесту Цзайду, по ее собственному желанию. В 10-й луне, стараниями двух сект, владения Руми, Фарси, Эртуфан, Гэлалэ, Гулайцзо, с Цзуха и Меккой, соединили 100 т. войска, которое, под предводительством Суфуяна, двинулось к Медине. Магомет делает ров кругом Мекки (?), по совету одного перса. Чудо Видения столиц, когда Магомет рассекал камень. Здесь замечено, что Магомет не знал грамоты. Суфуян собирает 500 ученейших мужей из Руми, Фарси и Сирии. Главные из Руми были христиане Жуван, Гэлия, и др.; из Фарси иудеи Хэдэр, Хуши, и др.; из Сирии Булагу, Дайи и др. Жуван был главным в предполагавшемся состязании с Магометом. Ненависть к Магомету была за то, что 1) называл себя святым; 2) уничтожал старую веру и устанавливал новую; 3) отвергал книги, данные Богом, а сам выдумывал свои. Али вступает в спор. Магомет оспаривает. Кэлбу, в отсутствие Бонигулаяйцзо, запирает ворота и пристает к партии Магомета; засуха, потом проливной дождь. Из последователей Магомета многие, из страха, скрываются и удаляются. Насы посевает раздор в армии врагов. Эрмур и другие, семь человек, захвачены от Али и убиты. Войска, от несогласия, разошлись; Суфуяну не повинуются; он бежит. Али захватывает ученых обеих сект; главные из них обращены в рабов. В 11-й луне Гулайцзо восстал; Кэлбу передался с народом; усмирены; главные 90 человек умерщвлены. Сурлэбо и Эсидэ, самые важные фамилии из Гулайцзо и Нацзур, поддались. Вождь Магомета, Сайэрди буни Моацзы, умирает от раны. Прислужница-еврейка, Лайхана, обратилась. В 12-й луне Магомет устанавливает торжественное представление в Каабу, как повеление Бога.

Геджры год 6. В 3-й луне непокорное местечко Люхоян, усмирено. Магомет посещает фамильное кладбище. Покоряет непокорное Абэй. Эртуфан уводят верблюдов Магомета; Сайлимо отбивает. Магомет просит дождя в засухе и дождь падает; просить вёдра и настает вёдро. Магомет посылает Эрбуду против возмутившегося Лафэйр; ночью закалает его; город сдается. В 10-й луне Магомет казнит восемь шпионов из враждебного города Оулайна. Халидэ из Мекки выступает на Медину; Магомет выходить до Хоудайбэйя и рассеивает его войско, которое возвращается. Гулайши просят мира. Магомет требует свободы идти в Каабу для молитвы. Переговоры. Упросили Магомета отложить до следующего года и составили письменный договор. Эбуначуйр последовал Магомету, но должен был вернуться в Мекку; дорогой он убил провожатых, бежал на море и там основал селение. Магомет изготовил себе царскую печать. Отправляет шесть человек обращать шесть владений, с письменами. Хатуйбу пошел на Могугэсы, который принял его с почтением, послал дары, но не принял веры. Была также послана к Магомету девица Малия, поступившая ему в прислужницы. Магомет посылает, с Духайя, письмо к государю Руми, Кэсиргэ, династии Гайсо, вместе с приветом и советом оставить поклонение изображениям и не считать Иисуса Богом: Государь был рад послу, и возвратил его с честью, потом послал стихи в честь веры Магомета. Эрбуду отправляется в Фарси к Кисылэ, который прогоняет его и хочет с яманским Бачжаном идти на Магомета; сын его, Ширвэй, убивает отца и восседает на его место; он с 16-ю владениями и Бачжан с 8-ю признают Магомета. Эрмули идет к Начаши, который последует Магомету и посылает сына в Медину благодарить Магомета. Шучар идет к Халисы, подвластному Руми; сей рвет послание, но, по указу государя Руми, провожает посла с честью. Сайлиту идет к Худэ, который требует половину царства за перемену веры; сын, по смерти его, признаёт Магомета. Нарушение клятвы Аоши, в разводе с женой; очищается уплатою. Мать Аишэ, Лумани, умирает. Иудей Эбухулайлэ последует Магомету.

Геджры год 7. В 5-й луне покоряется Магомету соседний город Хайбэйр; Магомет поручает управление им Ибуни лаогохо. Магомет берет за себя Софэю, дочь Хайю. Меккский Ханьчачжи перешел к Магомету. Хайбэйрская женщина, Цзайна, почует Магомета отравленным ягненком; ягненок предостерегает Магомета; ее казнят. Начало восполнения опущенных поклонений. Солнце, закатившись, снова выходить, чтобы Али кончил вечернюю молитву. Магомет берет за себя Хабибо, переселившуюся в Хайбэйшэ. В 11-й луне Магомет вступил в Мекку и представился в Каабе. Пробыл там три дня. Магомет берет за себя Маймоуна, 9-ю и последнюю государыню. У него было семь второстепенных жен. Защищение его многоженства; оно было символом девяти небес и семи частей света.

Геджры год 8. Во 2-й луне, трое из главных Гулайши переходят к Магомету; Цзохакэ представляет Магомету дочь; Магомет отвергает. Магомет устраивает возвышение о трех уступах, для наставлений. В 5-й луне, Цзайду погибает в сражении, в Маотэ, подвластном Тилигэ, которое принадлежало государству Димишигэ. Там убили посла Магометова, когда он шел в Бусули. Али пошел и покорил, убил глав, пленил соумышленников, ограбил их имущество, отобрал оружие и обложил податью. Ограбили караван Гулайши, шедший из Сирии. В 8-й луне, Гулайши помогают государству двух сект, Нафасэ, против Хэцзар, уверовавшего в Магомета. Суфуян идет просить мира; Магомет отвергает и требует уступки Мекки. В 9-й луне, 10-го числа, Магомет, с 10,000 человек двинулся к Мекке; 14-го прибыл врасплох. Мекка отворила ворота. Он вошел. Две секты, не согласные, сосланы; возмутители преданы казни. Магомет сам очищает Каабу и низвергает 360 кумиров. Он собирает народ на горе Софа и делает строгое увещание; завет. Он разрушает три главных кумирни; в других местах, в месяц, разрушено более тысячи капищ. Через 15 дней возвращается в Медину. В 10-й луне, идет на непослушных Хуацзинь, или Хоунайни (между Меккой и Таифу, в трех днях пути), соединившихся в Сэгифу; разбивает их; в добычу получает пленных 4000 человек; верблюдов и лошадей 24 т., овец 40 т., золота более 80 пудов, серебра на 16 миллионов рублей; устанавливает там подать. В 12-й луне Магомет представлялся в Каабе и возвратился в Медину; разделяет добычу. Хуацзинь, чтобы избавиться подати, принимают веру Магомета. Эркилэмо назначается правителем Хуацзинь, по части сборов с непринявших веру. Хуацзиньский князь Маликэ принимает веру Магомета. Магомет осаждает Таифу; жена Магомета, Малия, рождает, сына, Ибулахима: через семь дней празднество эргикэ, заклание животного. Зять Магомета, Эбуасу, разведшийся с его дочерью Цзайнабу, по разноверию, обращается и снова берет ее. Бохэши, охранявший границы к Яман, обращается.

Геджры год 9. В 3-й луне, жители Тэмиму препираются с Магометом стихами; побеждаются; признают его. Айна поставляется их правителем. Все страны покорились. Билалэ назначается для приема князей (государей). В 4-й луне, князь государства. Фала, с народом, уверовал в Магомета; равно государя Начжибу, Эсыдэ, Кулабу, Далайни и Эрливоши, явились к Магомету. Таифусцы, с 13 человеками из двух сект, покорились. Букэр и Тайи, из Ямана, явились ко двору с дарами. В 5-й луне, Магомет посылает Халидэ к Хэцзар, для сбора податей и построения мечетей. В 6-й луне, досадуя на ссоры и зависть между женами, удаляется на месяц от управления и уединяется в особой комнате. В 7-й луне, государь Руми, по убеждению вассальных князей Лучжань, Ацзаму, Эсана и Ямилэ, поднимает 100 т. войска на Медину. Магомет выступает с 30 т. в Табукэ, прошед Даомо; Руми стояли в Лигэ, в 30 ли (15 верст) от Магомета. Государь Руми был расположен к Магомету; потому простоял два месяца; затем армии разошлись. Чудеса в походе: предостерегается от тифона; испрашивает дождь; возвращает затерявшегося верблюда; открывает источники; кормит чудесно Финиками; испрашивает смерть одному воину; узнает убийц, подосланных государем Сирии; захватывает и обращает в свою веру князя Дао мо, Экитэ, и оставляет его правителем города. По возвращении, Магомет публично порицает не хотевших идти на войну (записывались по воле). Преданнейший Магомету государь Хайбэйшэ, рода Наньча, по имени Эсухамо, умирает. В 8-й луне, дочь Магомета, Кулисуму, бывшая за, Османом, умирает. В 11-й луне, Магомет посылает, вместо себя, Бубекра, в Мекку для представления и сообщает ему условия. В этот год, христиане Эдуамэйр и Ханьтоли построили мечеть, чтобы заманить Магомета: Магомет догадался и сжег мечеть. Амэйр умер в Сирии. Помер внук Цзуньначадая, Абуду. Сэлучжи, в присутствии Магомета и в его одежде, помирает; весь род Моцзырчжи обращается.

Геджры год 10. В 3-й луне, Магомет посылает Халидэ в Начжилан (за 1000 ли); государь Гюшия последует и является к Магомету. Эрмур назначается там для сбора податей и устроителем религии. Сын Магомета, Ибулахино, умирает и погребается в Бэйгоуэр; затемнение солнца. В 9-й луне, северо-восточные государи Фарси, Эрсан и Амир, пришли представиться Магомету. Государь Мортикэ, Эмур, пришел представиться; сто кумирен у него разрушены; вместо того построены мечети. С севера пришли четыре государя: Эрбуду гайши эширканьдэмусайлэ, и подвластные Начжилану; четверо: Лайхаунь, Сурлэбо, Агуйбу, Сэнидэ, равно для представления Магомету. С востока, из Бокидади, из двух мест Айтухи валан тоже пришли. Яманьский государь, во главе семи владений, является (главное владение было Начжэбэй). Магомет поучает их правилам царствования. При этом замечено, что в Ямани был живой бог, Муханьлэсу. С юго-востока, является государь Сайлиман, по имени Хабибу. С востока приходить также, во главе других, государь Эцзыдэ, по имени Чжурди. Князь Мохар, по имени Сайва, бывший врагом, также является за другими. Из Хиньду, Средней Индии, пришел царь с 12-ю другими владетелями; Магомет выехал на встречу им за город. Беседа. Государь Руми присылает посла с вопросами об обязанностях государя и о религиозных нововведениях. Магомет отвечает. Три заговорщика из внешних князей, Ямили, Туфэйлэцзы и Эрбо, являются к Магомету и потом погибают. Магомет издали узнает воровство. В 12-й луне, Магомет совершает в Каабе представление вэйдар (прощальное); описание церемоний, послуживших образцом на будущего времени. Магомет запрещает проливать кровь жены мужу; лучше отпустить ее. Новорожденное дитя называет Магомета, посланцем Божиим. В Руми, сановник Фэйэррва, уверовав в Магомета, вступает с ним в сношения и присылает подарки. За то заключен в темницу, где и погибает. Яманский государь, Бацзан, умирает; Магомет возводит на, его место малолетнего сына, его, Шэхира, и посылает туда правителей пять человек: Амира, Эбумуса, Халидэ, Сурлэбо и Эрмура, главным же назначает Цзаедэ, с помощником Оукэтю; по духовной части – Моацзы. Государь большого государства Гулар, поклоняемый своими подданными религии двух сект, обращается и приходит к Магомету. Наставления Магомета.

Геджры год 11. В первой луне, царь Мисур присылает посла спросить об обязанностях царей. Магомет отвечает. Царь Чини (Китая) присылает посла; отправляется снова с св. книгами Сайрдигань гэши. Царь Фарси, во главе других, является с дарами и просит наставлений. Магомет дает их. Государь Ифулигэ присылает посла с вопросами; Магомет отвечает. Государь Яманский, Нахор, приходит. Магомет объявляет прощение жителям Бэйгоуэрр. Эсыу убивает Яманского государя Шэхора, и овладевает его престолом и женой, Фэйло. Магомет велит идти на него государю Хайбэйшэ, Нача, и государю Ханьдан. Усайлэ, из рода Сумалю, объявляет себя тоже посланцем Божиим. Магомет велит Ханифа идти на него. Во 2-й луне, услышав, что Государь Руми, Хиргэ, готовится идти против него, Магомет посылает Усаймо, с 50 т. войска на Руми, с приказанием захватывать людей двух сект; сам шьет военное знамя; отправлены при Усаймо: Бубокэ, Оумор, Барди, Буниганьгэши, Сайиди, Эбуобайди и Гэтади. Двинулись 24 числа. В этот день Магомет простудился. Отпускает своих рабов (40) на волю; раздает все свое (собственное) имущество. Публичное завещание с кафедры. Наставления ученым всех родов; министрам и сановникам; богатым; земледельцам; торгующим; ремесленникам; об общей нравственности и обрядах; своим сподвижникам. На другой день, желает чтобы явились оскорбленные или недовольные им; ни кого, и ни о чем, кроме мелочей. Магомет обнажает спину с печатью; преследователи его каются и просят у него прощения. Что прощается, и что нет. Магомет передает Абубекру роговую дощечку с последним повелением; всю власть передает ему, как халифу. Перед кончиной, Магомет упал в обморок; жены вливают ему в нос лекарство; Магомет, очнувшись, велит это лекарство влить в носы женам. В 3-й луне 12-го дня, в душаньбо, в полдень, Магомет помирает. Усаймо, с войском, вернулся в город. Предстоятель в мечети Абубекр. Абубекр уступает Оумару, но этот не соглашается. Объявление народу. Погребение. Магомет поручает Ибуни мо сы хоуди, по призванию Эрбудулахи. Описание омовения, облачения, церемониального прощания и погребения на месте смерти, вечером 13-го числа; на могиле делается насыпь, в виде верблюжьего горба. В эту луну, Фэйлоцзы убивает Эсыу; Яман успокоен. Вохаши убивает Мусайлэ; Сумамо успокаивается. В 4-й луне, 1-го числа, Усаймо пошел к Аньба, крепости; но узнав о вооружении государя Руми, вернулся.

Чудеса Магомета, времени которых не помечено. Возвращает назад солнце. Разделяет луну на двое. Явление чудесной звезды с рождения до смерти Магомета. С рождения его, огонь у Гвебров погасает; моря втекли в Арабский океан. Разрушаются кумиры. Пойманная лань отпрашивается кормить детенышей. Птица роняет золотую дощечку с подписью имени пророка. Дерево приносит исповедание «нет Бога, кроме Бога». Дерево подходит к Магомету и говорит: салам. Дерево прикрывает Магомета ветвями. Земля поглощает испражнения Магомета. Ветка с финиками исповедует Магомета. Волк говорит о Магомете. Горы, камни, растения, деревья, и камень Каабы говорят Магомету салам и кланяются. Мышь исповедует Магомета. Верблюды и овцы поклоняются Магомету. Голуби образуют свод над Магометом. Магомет исцеляет болезни, воскрешает мертвых. Волосы, его уничтожают наваждения. Платье и посуда его чудодейственны. Магомет плюет в колодцы и вода делается прекрасною. Остатки его похлебки навсегда утоляют жажду и голод. Магомет превращает ветвь в меч, кусок дерева в фонарь, безобразных в красивых, вонючих в благовонных. Животные тучнеют от его прикосновения. При нем из одного кувшина омывают 1500 человек; он пальцем увеличивает воду на весь лагерь; горстью крупы насыщает войско; потом одним мешком Фиников. Труп укравшего что-то у Магомета не принимается землей. Переломивший трость Магомета, умирает от перелома ног.

Похвальная ода Магомету. Пояснения; восхваляются его доблести и соединяются в одни чудесные знамения его посланничества, и превосходства.

Изречения и действия Магомета. Описание фигуры Магомета. Его афоризмы о страстях. О духовной науке. Об омовении. О поклонениях. О произношении имени Бога. О чтении Алкорана. О посте. О милостыни. О восхождении в Каабу. О речи и разговоре. О приемах. О родителях. О детях. О браке. О супружестве. О братьях. О рабах. Об отношениях или связях. О тварях. О пирах. О последователях. О друзьях. О мир с соседями. О занятиях, или ремеслах. О просьбах. О путешествии. О беседе. О лечении. О гадании. О сногадании. О помещениях. О платье. О пище и питье. О навещании больных (как поступал и что говорил Магомет по всем этим статьям). Вопросы Хацана и ответы Хиньдэши о лике и приемах Магомета. Вопросы Хоусайни и ответы Али о внешнем поведении Магомета.

Краткие выписки из китайских сочинений об Аравии. Содержат в себе неточные сведения, общеизвестные.

О положении Магометан в Китае. О внимании государей, которым они пользовались в Китае.

Послесловие издателя, Юань го цзо, в котором говорит, что издал эту книгу из ревности к вере2.

* * *

1

Осенью 1864 года, когда отец Палладий уезжал в Пекин, я просил его обратить внимание на магометанский отдел китайской литературы, совершенно в Европе неизвестный, и познакомить нас с содержанием книг на китайском языке изданных китайскими мусульманами. Во исполнение этой просьбы многоуважаемый китаист наш и прислал мне, между прочим, печатаемый ныне труд. В. Г.

2

Введением к изложенному труду Лю – цзе – лян’я может служить статья о. Палладия «О Магометанах в Китае», помещенная в 4-м томе «Трудов Пекинской Миссии, в особенности же стр. 449. В. Г.


Источник: Изложение содержания магометанского сочинения на китайском языке, под заглавием Юй Лань Чжи Шен Ши Лу (т.е. Высочайше читанное жизнеописание Святейшего) составленного китайским мусульманином Лю — Цзы — Лян. Опубликовано: Типографией Императорской академии наук по распоряжению Императорского Русского археологического общества, С.–Петербург, (В.О., 9л., №12), 1874

Комментарии для сайта Cackle