Источник

74. Как охранить храм души своей

Нpodpisе весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас? podpis(1Кор.3:16).

В этих словах, из слышанного нами апостольского чтения, заключается, братия, высшее побуждение к тому, чтобы мы были внимательны к самим себе и осторожны в своей жизни, в своих действиях и поступках, хранили себя в чистоте и святости, стояли бодренно на страже сердца своего, чтобы не подкрались тати духовные, не подкопали храмину души нашей, не похитили у нас небесного сокровища – благодати Божией и не внесли в нее своей нечистоты и скверны. Для сего надобно, братия мои, оградить себя крепкою, надежною верою. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Как же нам охранить храм души своей, чтобы не входило в него ничто нечистое и не приводило его в состояние падения и разрушения?

Поставь на страже души своей здоровое рассуждение и строгое внимание к самому себе. Приучи мысль свою взирать на землю и все земное очами веры, видеть здесь то, что есть на самом деле, одну суету, один призрак, который рано или поздно исчезнет из глаз наших. Возлюби всем сердцем небо и жизнь вечную; поставь их, как и должно, первою и главною целию всей жизни своей, средоточием всех надежд и желаний. Тогда все мнимо важное и великое на земле явится ничтожным, все мнимо приятное потеряет свою прелесть, все драгоценное – не стоящим внимания. Все, что теперь обольщает, пленяет и увлекает сердце человеческое на путь греха и заблуждения, окажется столь низким и ничтожным, что возбудит отвращение и презрение.

Поставь на страже души своей страх Божий. Приучи свою мысль, свое воображение, память, желание, – все силы души своей быть всегда в святом вездеприсутствии Божием. Что бы ты ни делал, делай пред лицом Божиим; о чем бы ни думал, думай пред Господом; что бы ни желал, желай пред Богом. Не допускай и в мысли своей того, чтобы какое-либо движение души и тела твоего, какая-либо мысль или желание твое могли укрыться от всеведения Божественного. Тогда весь ум и сердце твое преисполнятся страхом и благоговением пред Богом, все желание твое утвердится в воле Божией.

Поставь на страже души своей память смертную, – и во веки не согрешиши. У присужденного к смерти не может быть другой мысли, как мысль о вечности. А что же все мы, братия, как не осужденные на смерть от самого рождения нашего? Что ожидает нас по смерти, как не суд Божий? О чем же и думать нам более, как не о смерти и суде Божием? Не подумайте, чтобы эта непрестанная мысль о смерти ослабила нашу ревность в полезных занятиях, или сделала жизнь нашу слишком печальною. Память смертная страшна только для празднолюбцев и грешников; а для истинного труженика она есть возбуждение к труду и облегчение труда; для праведника она преисполнена отрады и утешения. Ничто так не утешает истинного подвижника благочестия, среди трудов и скорбей жизни, как приближение того вожделенного часа, когда он может разрешитися и со Христом быти; когда он может сказать с апостолом: Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: ныне мне соблюдается венец правды (2Тим.4:7).

Никакой страж так бдительно не охранит храма души нашей от всего нечистого и враждебного Богу, как любовь к Господу. Кто искренно любит Господа, тот не только не сделает, но и не помыслит ничего, что противно воле Божией, чем оскорбится Его святость. Тот, напротив, старается делать все благоугодное пред Богом, находит отраду и утешение в исполнении заповедей Господних. Любовь к Господу есть та жизненная сила верующей души, которая влечет ее ко всему доброму, святому, небесному, сочетавает ее во един дух с Господом, вселяет в нее Самого Господа Иисуса Христа. Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, говорит Сам Господь: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим, и к нему приидем и обитель у Него сотворим (Ин.14:21. 23).

Какие же обязанности вытекают для нас из того, что мы храм Божий и Дух Божий живет в нас?

Если мы храм Божий, то должны беречься, чтобы греховные страсти не соделали кого-либо из нас вертепом разбойников, духов злобы; должны уважать в себе и в других храм Божий, бояться оскорбить Духа Божия, живущего в нас, противлением святой воле Божией. Постоянное памятование об этом, да охраняет нас от всякого соблазна, да соблюдает нас от всякого греха, да поощряет нас ко всякой добродетели. При всяком греховном влечении и искушении вспомним, что мы храм Божий, что страшно осквернять храм Божий, что если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм – вы, говорится в чтенном ныне Апостоле.

Вы – храм Божий: смотрите же, что есть и что совершается в храме видимом, и согласно с этим устрояйте и благоукрашайте духовный свой храм. Храм Божий есть место особенного благодатного присутствия Божия. Поставляйте себя и вы, сколько возможно чаще, благоговейно в святое присутствие Божие: что бы вы ни делали, о чем бы ни помышляли, какие бы желания и чувства ни входили в сердца ваши, помните, что вы всегда стоите пред лицом Божиим, что Господь смотрит на вас, что Господь видит все в вас; что, если только храните драгоценный залог веры и любви к Спасителю, Христос с вами, по обетованию Своему: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28:20). Будем учиться всегда зреть пред собою Господа. Храм Божий есть дом молитвы. Освящайте молитвою и призыванием имени Господа Иисуса Христа и храм души вашей, чтобы она была святым храмом Божиим; надобно, чтобы в молитве чувствовало сердце, чтобы исходило от души то, что произносят уста. В храме Божием видите иконы, или священные изображения дел Божиих и святых его. Наполняйте и вы ум ваш и память вашу назидательными помышлениями о великих делах Божиих для прославления Бога, о великих подвигах угодников Божиих для подражания им. Видите возженные светильники пред священными изображениями: пусть это возбуждает в вас попечение о том, чтобы свет веры сиял в душе вашей и огонь любви к Богу горел в сердце и сообщал благодатную жизнь вашему духу. Видите в храме курение, обоняете благоухание кадила: о, если бы и наши молитвы исправились, вознеслись, яко кадило, пред Господом, восходили бы, как благоухание к престолу благодати Божией; изгоняли бы злосмрадие грехов и делали души наши храмом благоугодным Господу! Слышим в храме Божием чтение Слова Божия. Потщимся упражняться в нем, благоговейно внимать ему, да вселяется оно в нас богатно, со всякою премудростию. В храме приносится бескровная жертва Господу за грехи наши: будем и мы приносить Господу жертву сердечного сокрушения о грехах наших; она низведет невидимую благодать Божию в душу нашу и соделает ее храмом Божиим.

И тело человеческое есть жилище Духа Божия. «Не знаете ли, учит тот же ап. Павел, что тела ваши суть храмы живущего в вас Святого Духа?» Если тело человеческое есть жилище Св. Духа, то человек должен заботиться о чистоте телесной; должен хранить себя от тех чувственных пороков, которые прямо касаются тела, унижают и разрушают его; должен заботиться, так сказать, об одухотворении тела, – о том, чтобы тело из грубого и тяжелого делать тонким, легким. Не даром у нас говорят, что лице есть зеркало души, – что по лицу человека отчасти можно узнать душу его, его благочестивую или нечестивую жизнь. У великих молитвенников и на лице отражается какое-то небесное спокойствие или неземное величие; у воздержных и строгих к себе людей и в лице выражается воздержание в светлых глазах и в чистых и строгих чертах лица; люди кроткие и смиренные как-то невольно привлекают нас к себе своим лицом. Как же не относиться к телу со вниманием и уважением, если оно так тесно соединено с душою, что составляет с нею одно лице, одного человека, если тело есть образ – зеркало души, если умершее тело по воскресении опять соединится с душею и будет жить с нею вечно?

Научитесь же, братия, прославлять Бога и в теле и в духе, которые суть Божии. Как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовныя жертвы, благоприятныя Богу (1Петр.2:5). («Воскр. Б.», 1869 г.).

75. Назидательные уроки из евангельского чтения

Господь, по чудесном насыщении пяти тысяч человек народа, не считая женщин и детей, велел ученикам Своим войти в лодку, и отправиться прежде Его на другую сторону моря Генисаретского, а Сам, между тем, стал благословлять народ расходиться, поучив их. «Отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине, и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, – и ее било волнами; потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи, или часу в пятом пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились, и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними, и сказал: «ободритесь, это Я, не бойтесь». Петр сказал Ему в ответ: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Он же сказал: «иди». И, вышедши из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи! спаси меня». Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: «маловерный! зачем ты усумнился?» И когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие в лодке подошли, поклонились Ему, и сказали: «истинно Ты Сын Божий». И переправившись, прибыли в землю Генисаретскую» (Мф.14:22–34).

Вот все евангелие: и все ясно и понятно! Теперь надобно приложить из него – что можно и должно – каждому из нас к себе. Ведь евангелие написано для нашего назидания, утешения, спасения.

Во-первых, нынешнее евангелие учит о пользе и надобности уединенной молитвы. Сам Иисус Христос, Бог и человек, молился нередко, как человек, в уединении. В уединении человек может вполне, всем сердцем предаться молитве, потому что никто тогда ему не препятствует молиться, тогда как между людьми, преданными своей обычной житейской суете, весьма трудно, а иногда невозможно предаться вполне молитве. Конечно, уединенная молитва может быть иногда и среди людей, когда кто молится в сердце своем, как в уединенной клети, – и такая молитва бывает приятна Господу; по так молиться могут не все, а опытные, научившиеся беседовать с Богом везде, на всяком месте.

Во-вторых – евангелие нынешнего дня учит нас мужеству и неустрашимости в трудных обстоятельствах жизни, или в опасностях, искушениях, несчастиях, в той уверенности, что Господь всегда с нами и не допустит безвременно погибнуть уповающим на Него и любящим Его. Так, апостолы были в весьма затруднительном положении, когда находились в лодке среди моря, при противном ветре; и Господь, желая вывести их из трудного положения, пошел к ним по морю, а они, увидев необычайное явление, идущего по воде человека, сочли Его за привидение и от страха вскричали, – когда же заговорил с ними Иисус знакомым им голосом: ободритесь; это Я, не бойтесь, они успокоились. Апостолы, бывшие тогда еще несовершенными, а только еще новичками в вере и жизни, изображают нас с вами; море означает здешнюю, суетную, волнуемую диавольскими кознями, житейскими страстями и напастями жизнь; лодка означает удоборазрушаемое тело наше, в котором вместе с душою дух наш переплывает море жития сего и которое готов всегда потопить враг нашего спасения плотскими страстями. Так, братия мои, и мы все испытываем в разной степени бурю бед и напастей в жизни, как пловцы в море и у нас болезненно настроены грехами и житейскими искушениями и воображение, и мысли, и сердце, и воля; иногда мы всего и всех боимся, собственной тени, шума древесных листьев, но это потому, что у нас еще слаба вера в Иисуса Христа, что мы еще не соединились с Ним; кто всем сердцем уверовал в Него и тесно соединился с Ним, – тот никого не боится ни на небе, ни на земле, ни в преисподней. Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защитник живота моего, кого устрашуся? Аще ополчится на мя полк бесовский, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань демонская, на Него уповаю (Пс.26:1,3). Вот сколь дерзновенен и мужествен, неустрашим верующий и любящий Господа!

Далее в евангелии говорится о смелой просьбе апостола Петра – придти по воде к Господу, на которую дано дозволение, о ходьбе его по воде до испуга, и утоплении после испуга. Просьба Петра, с одной стороны, достойна одобрения, как плод веры его в Иисуса Христа и любви к Нему, а с другой стороны неблагоразумная; ибо, не утвердившись еще в вере и любви, а только имея начатки веры и любви, он захотел без нужды чуда. Потому, когда Господь позволил ему итти по воде, он пошел по воде, но затем скоро вера его ослабела, он усомнился и стал утопать. Так и с нами бывает часто: когда мы с верою и уверенностию делаем или говорим что либо, тогда и речь льется плавно, и дело делается исправно; а как станем колебаться, сомневаться, бояться, – тогда и слово замрет, и дело не пойдет на лад. Возьмем в пример молитву. Когда мы молимся с верою, упованием и усердием – смотри, как молитва твоя бывает горяча, легка, полезна; а как усомнимся или забудем о присутствии Божием, или если будем развлекаться посторонними мыслями, мечтами, и молитва погаснет, и мы почувствуем крушение духовное, утопание сердечное, смерть духовную. Так то вредно и гибельно маловерие и сомнение! Так много значит вера! Не будем же мы из числа колеблющихся на погибель, но из числа верующих ко спасению души (Евр.10:39).

Господи! спаси мя, воскликнул Петр, когда стал утопать. Господь простер к нему руку, поддержал его и сказал ему: маловер! зачем ты усомнился? Мы все, братия, тонем во грехах, как в море; потому и нам, как Петру, надобно обращаться к Спасителю с крепким воплем покаяния: Господи! спаси мя; утопающий Петр означает нас, погибающих в море житейском. И Господь никогда не оставит погибнуть искренно кающихся и молящихся Ему: тотчас прострет руку помощи; это испытали и испытывают миллионы кающихся грешников, из коих первый – я. «Кто прииде к Тебе плача, и не абие спасен бысть? Кто же возопи тепле, и не абие услышан? Но, о Владыко! скор обретаешися во спасение всех молящихся Тебе, яко в милости непобедимый», говорится в общей службе по вся дни ко Господу нашему Иисусу Христу.

О, будем по крайней мере чаще в покаянии обращаться ко Господу с молитвою: Господи, спаси мя: погибаю! Когда Господь вошел в лодку, ветер тотчас утих. Так и в нас утихает немедленно буря греховная, когда мы с искренним покаянием обратимся ко Христу; и в нас сделается вожделенная тишина помыслов и чувств. О, сколь благо тогда бывает душе! Тогда и она в глубоком чувстве веры и благодарности ко Господу приступает к Нему, падает пред Ним и говорит Ему, как апостолы в лодке: воистину Ты Сын Божий! Ты – мой Спаситель! Ты – живот мой! Ты – Бог мой! Аминь. (Сост. по двум Словам в неделю 9-ю по Пятид. прот. Иоанна Кронш.; см. «Полн. сбор.» его соч., т. 2-й).

76. Более всего дорожи, православный народ, верой в Бога и жизнию по воле Его

Припомним, братия, кратко сегодняшний евангельский рассказ и посмотрим, чему он научает нас.

Однажды, на берегу Генисаретского озера, Иисус Христос насытил пятью хлебами пять тысяч человек. После этого Он повелел ученикам своим плыть на другую сторону моря, а Сам пошел на гору помолиться наедине. Ночью, когда ученики были уже на средине моря, Иисус Христос пошел к ним по морю. Увидевши Его идущим по морю, как по суше, ученики испугались, думали, что это – призрак. Иисус Христос сказал им: «не бойтесь; это – Я». – «Если это – Ты, сказал Ему Петр: то повели мне придти к Тебе по воде». «Иди», ответил ему Христос. И пошел Петр по воде, как по суше. Но, увидевши сильный ветер, испугался, начал тонуть и закричал: «Господи! спаси меня!» Иисус Христос простер к нему руку, поддержал его и сказал: «маловерный! зачем ты усумнился?» Потом вошли оба в лодку. Бывшие в лодке подошли к Иисусу Христу, поклонились Ему и сказали: «истинно Ты – Сын Божий» (Мф.14:22–34).

Вот, братия, евангельский рассказ. Мы видим, что Иисус Христос в короткое время совершил пред учениками Своими три чуда: напитал пять тысяч человек пятью хлебами; ходил по воде, как по суше; по Его слову, ап. Петр сделал то же. Для чего же Господь Иисус Христос совершил эти три чуда? – Для того, чтобы учеников Своих, а чрез них и всех людей научить веровать в Него, как в Сына Божия. Господь знает, что вера в Него – самое главное, самое важное для людей на земле. Для апостолов нужна была вера для того, чтобы они могли научить вере в Бога всех людей. Для людей необходима вера потому, что только при вере в Бога жизнь людей будет истинно человеческою жизнию, и меньше горя, и больше радостей будет в ней для людей.

Так вот, братия, чему научает нас ныне чтенное евангелие. Самое главное, самое важное в жизни людей – вера во Христа, как Бога: она делает жизнь нашу угодною Богу и для нас счастливою и радостною.

В самом деле, что было бы на земле, если бы все люди веровали во Христа и жили по воле Его? Были бы тогда войны между государствами и народами? Конечно, нет: тогда все люди жили бы между собою, как дети одного Небесного Отца. Были бы тогда смуты, бунты и восстания внутри каждого государства? Нет: тогда все признавали бы законы Божии и человеческие и боялись бы нарушить их. Даже тогда не нужны были бы и сами человеческие законы, государства, начальства и власти, потому что все люди жили бы по закону Божию и слушались бы своих пастырей, как служителей Божиих и своих руководителей и судей. Тогда некого было бы сажать в тюрьмы, заковывать в кандалы, стало быть, не нужны были бы суды и самые тюрьмы, потому что не было бы воров, ни разбойников, ни грабителей, ни поджигателей, ни убийц, ни других преступников, каких теперь много; все люди боялись бы греха и поступали бы по воле Божией, по заповедям Его. Тогда не было бы непослушания детей родителям, ссор и раздоров, несправедливостей, обид и притеснений, пьянства и разврата; богатые жалели бы бедных, помогали бы им; бедные не завидовали бы богатым и не разоряли бы их. Все тогда жили бы, как братья между собой. Так и было у первых христиан при апостолах. В св. Писании говорится, что тогда «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа... Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного, и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4:32. 34. 35).

Так радостна, так счастлива была бы жизнь людей, если бы все они были одушевлены крепкой, искренней верой во Христа и жили по воле Его. Напротив, зло, скорби, беды и несчастия начались с того, что первые люди забыли Бога и нарушили волю Его. И во все времена, и теперь больше приносят людям зла и страданий те, которые забыли Бога, не веруют в Него, потеряли совесть и стыд. Так благодетельна вера для людей! Надо дорожить ею, сохранять ее. Так, наоборот, гибельно неверие! Надо всячески избегать его.

Русский народ с давних времен отличается верой в Бога и живет еще по воле Его. Но, братия, недавно мы пережили, да и теперь еще – налицо такие события, над которыми нам нельзя не задумываться. Мы пережили, а отчасти и теперь еще переживаем великую смуту. Что видел, что перенес русский народ за это недавнее время? Всеобщая железнодорожная, почтово-телеграфная забастовка; вооруженное восстание в Москве; множество забастовок мелких по отдельным местам; метание бомб; убийства из-за угла; пожары, грабежи, разорение имений; уничтожение даже бессловесных животных, домашнего скота; дерзкие кражи и в общественных учреждениях, и в частных домах и мн. другое.

Печальная картина! Нельзя нам, братия, не подумать над этим. Что все это значит? Не потерял ли веру русский народ, не расслабел ли в ней? Да, все преступления и беззакония показывают, что среди русских людей есть много таких, которые забыли Бога и Его закон, которые не боятся восстать против Царя и законных властей, которые не считают даже преступлением убить человека, а напротив, хвалятся тем. И это – все больше люди образованные или хоть немного учившиеся. Но и простой крестьянский народ по многим местам показал, что и он как будто перестал называться именем Христа и носить Его крест на груди. Разорение имений, поджоги, воровство чужого добра, уничтожение домашнего скота – все это христианское ли дело? Правда, народ был обманут подосланными безбожниками; они прельстили его землей. Это облегчает скорбь. Но все же народ совершил грех, допустил беззаконие. Значит, он забыл про то, что разорять, грабить и сжигать чужое добро противно воле Божией. Смотри же, православный народ, какой опасности подвергаешься ты! Как бы ты не забыл Бога! Как бы ты не ослабел в вере в Него, в жизни по воле Его! дорожи этим сокровищем более всего на свете; не забывай о нем ради земли и достатка. Не прельщайся обманчивыми обещаниями всякого, кто приходит к тебе. Прежде, чем верить ему, испытай веру его. Спроси, верует ли он в Бога; почитает ли свв. угодников Его; молится ли иконам святым; признает ли Божий закон. Главное же – сам храни веру свою. Ап. Петр, пока веровал, шел по воде; а когда усомнился, начал тонуть. И пока ты будешь хранить веру и соблюдать волю Божию, Бог не оставит тебя; забудешь Бога – и Бог забудет тебя. Аминь. (Из поучен. иером. Амвросия).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Комментарии для сайта Cackle