Источник

Неделя 21-я по Пятидесятнице

121. Изъяснение притчи о сеятеле и семени с нравственными выводами

В нынешнем Евангелии читана была, возлюбленные братия, весьма поучительная притча Спасителя о сеятеле и семени. Ваша собственная польза требует, чтобы вы приняли это слово всем сердцем и удержали его в нем навсегда – для руководства на будущее время при слушании слова Божия в церкви.

«Вышел сеятель сеять семя свое: и когда он сеял, иное упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А иное упало на камень, и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю, и, взошедши, принесло плод сторичный. Сказав сие, Господь возгласил: «кто имеет уши слышать, да слышит» (Лк.8:5–8).

Сеятель, возлюбленные братия, есть Иисус Христос; семя – значит слово Божие, а земля – сердце человеческое; доброе сердце – добрая земля; а злое, нечистое, страстями задавленное сердце – худая земля.

Вот, одни бывают невнимательные к слову, рассеянные, которые не благоговеют пред словом Божиим, как бы следовало благоговеть; и к таким приходит тайно в сердце сатана в то самое время, как они слушают, и, как вор у неосторожных хозяев дома, уносит слово Божие из сердца их, – чтобы они не уверовали и не спаслись. Это – подле дороги посеянное семя. Научитесь же из этого, с каким глубоким вниманием, с какою несомненною верою нужно слушать спасительное и живое слово Божие. Враг то и дело высматривает, нельзя ли как-либо сделать кого невнимательным к слову Божию, – нельзя ли уничтожить в сердце чьем-либо веру в него, чтобы чрез веру в слово Божие они не покаялись в своих грехах и не спаслись. Весь ум в сердце вперите во время чтения или проповедования слова Божия и открытыми, верующими сердцами, со смирением слушайте его во спасение душ своих, а помыслы сомнения, или другие беспокойные или нечистые мысли и чувства прогоняйте прочь, как диавольское семя.

Другие охотно, со вниманием слушают слово Божие, но вот горе: они бывают легкомысленны, нетерпеливы, самолюбивы, непостоянны; при благоприятных обстоятельствах веруют, а при неблагоприятных изменяют своей вере; – это люди, которые не укоренили в себе веры, это – семя, упавшее на камень. А вера проповедует, что только претерпевый до конца, той спасен будет (Мф.10:22); а страшливым и неверным, и скверным и всем лживым, часть им в езере горящем огнем и серою (Апок.21:8). И по общему человеческому сознанию не справедливо ли требовать, возлюбленные братия, чтобы человек был верен до конца тому, кому дал клятвенный обет – быть верным до смерти, особенно если клятва в верности дана им лицу, стóящему полной нашей любви и совершенного почтения? Если мы земному царю даем обет клятвенный служить до последней капли крови и считаем бесчестием – не сдержать своего обета и остаемся ему верны до смерти: то как же не будем верны до смерти Богу Спасителю, Который, приняв на Себя нашу природу, пролил за нас до капли всю кровь Свою и Которому мы дали при крещении обет верности? О, да не отпадем от нашего Господа Искупителя, какая бы ни постигла нас напасть! Ибо куда мы скроемся от Него? Что мы найдем без Него? Он имеет глаголы жизни вечной (Ин.6:68).

А вот есть еще и такие люди, у которых сердце обременено заботами житейскими, пристрастием к богатству и предано наслаждениям жизни: они послушают слово Божие, поймут и как будто примут его к сердцу; но когда выйдут из церкви, то сейчас же на них нападают житейские попечения или обольщения богатства или прельщают их житейские наслаждения: и вот слово Божие, едва получившее себе тесное место в сердце, подавляется этим, как бы свинцовым гнетом забот житейских, пристрастия к богатству и удовольствиям временной жизни: и увы – нет опять плода в жизнь вечную; – потому что человек силится собирать плоды в жизнь временную. Увы, возлюбленные братия, таких слушателей слова Божия в наших храмах всего больше. Согласитесь, что многие из вас приходят в церковь с мирским рассеянием, с заботами об удовлетворении своих обыденных нужд, – да, если бы только еще нужд, – а то часто об удовлетворении своих страстей и похотей; – и вот, когда начнется проповедь, вы начинаете, по-видимому, слушать; кончилась проповедь, – и любимые ваши мысли и пожелания овладевают вами – и вы остаетесь без плода от слова Божия. Бывает еще и то, что страсти и похоти гонят вас из храма во время самой проповеди слова Божия, и вы бежите от глаголов жизни вечной. О, если бы этого никогда не было вперед!

Наконец, слава Богу, были во все времена, и теперь есть такие слушатели, которые слушают слово Божие добрым и благим сердцем, – преданы совершенно Богу и Его слову, которые живут, не привязываясь сердцем к земному, не подавляясь житейскими заботами, потому что не считают нужным убивать время, данное для приготовления к небесному отечеству, на убийственные и мелочные заботы об одежде, пище и питии. Эти то слушатели, выслушав со вниманием слово Божие, держат его в сердце и терпеливо подвигаются в жизни, ожидая будущего царствия Божия, пока, наконец, смерть отворит им дверь в него. Знаю, что такие слушатели есть и между вами, возлюбленные братия. Мир и благословение Божие да почиет на вас, и да сподобит вас Господь царствия Своего небесного.

Братия возлюбленные! во время чтения или проповедования слова Божия крайне берегитесь быть рассеянными, и никогда не сейте на тернии, т. е. на сердцах заросших страстями и похотями. Слушайте все слово Божие добрым и благим сердцем, т. е. сердцем живой веры с добрыми и святыми помыслами. Аминь. (Извлеч. в сокращ. из «Полн. собр. сочинений» прот. Иоанна Кронш., т. 2-й, изд. 1891 г.).

122. Слово в неделю 21-ю по Пятидесятнице, Евсевия, архиеп. Могилевского

Рpodpisече Господь притчу сию: изыде сеяй сеяти семене своего; и егда сеяше, ово паде при пути, и попрано бысть, и птицы небесныя позобоша еpodpis (Лк.8:5).

Слово Божие, слышимое или читаемое, по изображению евангельской притчи, часто уподобляется семенам, во время сеяния падающим при дороге, которые затаптываются проходящими и поедаются птицами. Это бывает с такими слушателями, которые слушают слово Божие без приготовления к слушанию, не сознавая потребности в нем, или слушают, не чувствуя алчбы и жажды этой духовной пищи, этой живой воды, текущей в жизнь вечную. Это – слушатели преданные земной суете, незаботящиеся о спасении своей души, неищущие благ духовных, живущие только для этой жизни, увлекаемые впечатлениями окружающих предметов и обстоятельств настоящего времени. Когда до слуха их доходит слово Божие, они, по-видимому, слушают, но в самом деле не слышат его, не понимают и не принимают его. Им кажется, будто оно к ним не относится, или оно для них не необходимо, или теперь им еще не время внимательно слушать и учиться истинам спасения. О таких слушателях Господь говорит в объяснении притчи: а иже при пути, суть слышащии, потом же приходит диавол, и вземлет слово от сердца их, да не веровавше спасутся (ст. 12). Враг нашего спасения всегда ищет того, чтобы люди жили в беспечности и нерадении о своем спасении; потому и старается, чтобы нерадивые и беспечные не внимали слову Божию, слушая не слушали, и шли путем погибели. Он всегда – заботится о том, чтобы люди заблуждались и предавались порокам. Спаситель говорит иудеям: Почто беседы Моея не разумеете? яко не можете слышати словесе Моего. Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити (Ин.8:43. 44).

Братия! Внимайте каждый самому себе: нет ли между нами таких беспечных, незаботящихся о своем спасении? Нет ли таких, которые, по своей холодности к благам духовным, подобны истоптанной дороге; которые не хотят размышлять ни о Боге, ни о Спасителе, ни о своем спасении; которые, слушая слово Божие, не слышат или не понимают его; которых враг спасения человеческого держит во тьме неведения и заблуждений? Кто сознает в себе такое нерадение и такую беспечность о своем спасении, тот внимай апостольскому гласу: «востани спяй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос» (Еф.5:14). Вспомни, что ты живешь на земле не для этой только жизни; что ты создан для прославления Бога; что твое назначение – жизнь вечная; что и для твоего спасения Единородный Сын Божий сходил на землю, и для тебя Он открыл путь ко спасению, – пострадал и умер на кресте, чтобы спасти тебя от вечной смерти. Сознай свои грехи, искренно покайся в них, и последуй за Господом Спасителем, исполняя заповеди Его. И благодать Святого Духа оживит тебя, и Христос Спаситель будет твоим незаходимым светом, по обетованию Его: Аз есмь свет миру; ходяй по Мне, не имать ходити во тме, но имать свет животный (Ин.8:12).

Слово Божие часто не приносит спасительных плодов от легкомыслия и непостоянства слушателей. Слово Божие по отношению к таким слушателям уподобляется семени, павшему на каменистую почву, которое, взошедши, посохло, потому что не имело влаги. Такие слушатели, когда услышат слово Божие, с радостию принимают; но, не имея корня, не имея твердой воли или крепкой любви к Богу и Господу Иисусу Христу, и не имея воспитанной любовию ревности к соблюдению заповедей Христовых, они в удобное время показывают себя последователями Христовыми; а когда наступают искушения и надобно бывает терпеть ради Христа, они скоро отпадают, скоро изменяют своим христианским обязанностям; они забывают, какими должны быть христиане, и являются в своих делах непохожими на христиан; забывают заповеди Христовы; забывают о своем звании во Христе, о своем назначении к вечной жизни, к наследованию царства небесного, которое, по слову Господа, нудится, и нужницы восхищают е (Мф.11:12), «силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Они забывают заповедь Господа: внидите узкими враты; яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им (Мф.7:13).

Неимеющие крепкой любви, по заповеди Господней, и постоянной ревности к исполнению заповедей Божиих, часто слушают слово Божие внимательно, и с горячностию хотят следовать ему, или начинают следовать; но, при встрече с трудностями или скорбями на пути спасения, они тотчас ослабевают в ревности, или совсем бросают предпринятое намерение идти тесным путем спасения. Во времена гонений, в первенствующей Церкви Христовой, нетвердые в вере и любви ко Христу нередко отпадали от веры, подвергаясь тяжким гонениям и страданиям за имя Христово. А в нынешнее время, хотя среди нас нет явных гонений, и не подвергаются мучениям за имя Христово; но как часто бывает, что ложные мнения, предрассудки, господствующие худые обычаи, соблазнительные примеры, пересуды и колкие насмешки нетвердых в благочестии соблазняют и удаляют от последования за Иисусом Христом, или от исполнения заповедей Его! Как часто нарушают Евангельское учение потому только, что не хотят перенести неприятную насмешку от людей рассеянных и пренебрегающих христианские правила! Как часто забывают и нарушают заповедь Христову потому только, что не хотят показать свое неуважение к общепринятым недобрым обычаям или общественным нехорошим нравам! Как часто с детским легкомыслием нарушают святой долг совести и своего звания во Христе для того только, чтобы не оскорбить прямотою истины сильного человека, неуважающего святости истины и долга!

Братия! Не бываем ли и мы так непостоянны и переменчивы в последовании заповедям Христовым? Не случается ли того и с нами, что, слушая слово Божие, мы горим ревностию быть благочестивыми и добродетельными, а перестав слушать, или вступив в круг обыкновенных житейских занятий, теряем возбужденную ревность к благочестию, или ослабеваем в любви к Богу и в усердии к исполнению заповедей Божиих, отвлекаемые от пути спасения то приманками земных удовольствий, то силою обычаев и примеров, то опасением неприятностей и оскорблений от других, при верном исполнении своих христианских обязанностей? Как это нередко бывает, что мысль о какой-нибудь неприятности или оскорблении, которому можем подвергнуться за верность своему христианскому долгу, мысль о лишении каких-нибудь житейских выгод, о предстоящем терпении и труде располагают нас к нарушению христианских обязанностей! В таких случаях не бываем ли мы, по изображению притчи Господней, подобны семени, брошенному на каменистую почву, которое дает зелень, и, не имея влаги, скоро засыхает? Братия! будем помнить слово Господа: никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии Божии (Лк.9:62). Решившись искать царствия Божия, мы не должны возвращаться назад, к своим обычным грехам; но должны постоянно стремиться к достижению царствия Божия, и до конца быть верными Господу Иисусу.

Еще обыкновенная причина, от которой слушание или чтение слова Божия часто бывает бесплодно, это пристрастие к житейским заботам, к земным благам и удовольствиям. Бесплодность слова Божия между такими слушателями в евангельской притче изображается так: и другое паде посреде терния, и возрасте терние, и подави е (Лк.8:7). «Упавшее (семя) в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются, и не приносят плода» (ст. 14).

Как это терние – заботы житейские и привязанность к богатству и чувственным удовольствиям и другие порочные страсти подавляют в душе слушателя благотворное действие слова Божия, едва ли не каждый из нас хорошо знает, или из собственного опыта, или из опыта других. Житейские заботы многие почитают уважительным предлогом к неисполнению своих христианских обязанностей. Часто говорят: как нам искать царствия Божия, когда мы живем среди таких и таких забот, недающих нам времени и подумать о своем спасении? – А как вредна страсть к богатству, об этом учит Господь Спаситель так: Аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в царствие небесное. Удобее есть велбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в царствие Божие внити (Мф.19:23,24). Поэтому, призывая на путь спасения, Господь заповедует самоотвержение, то есть, отвержение своей греховной воли, или всех греховных желаний и страстей: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо хощет душу свою спасти, погубит ю (Мф.16:24,25). Так и делают истинные ученики Христовы или истинные христиане, о чем свидетельствует ап. Павел, говоря: иже Христови суть, плоть распяша со страстми и похотми (Гал.5:24).

Братия! Помните слово Господа Спасителя: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф.6:33). Не предавайтесь неумеренно житейским заботам; а более всего заботьтесь о том, чтобы всегда быть верными учениками Господа Спасителя, всегда исполнять Его заповеди, и сим путем достигнуть спасения; а прочее все, силою благословения Божия, приложится вам, при таких благоразумных стараниях, которые не только не будут вам препятствовать достигать царствия Божия, но, напротив будут утверждать и совершенствовать вас в любви к Богу и ближним, и в других христианских добродетелях. А чтобы не привязывать своего сердца к земным благам и чувственным удовольствиям, чаще припоминайте апостольское наставление, и храните его в мысли и сердце: «Не любите мира, ни яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем; яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть. И мир преходит, и похоть его; а творяй волю Божию, пребывает во веки» (1Ин.2:15–17).

Так, братия, чтобы чтение или слушание слова Божия не было для нас бесплодно, мы должны удаляться беспечности и нерадения о своем спасении, также легкомыслия и непостоянства в усвоении себе наставлений слова Божия, привязанности к земным заботам, пристрастия к богатству и другим временным благам и удовольствиям. Слово Божие должны мы читать и слушать с смиренным благоговением, как вещание Духа Божия, и должны молить Господа Спасителя нашего, чтобы Он, силою Духа Своего, даровал нам уразумевать Его Божественное учение и твердо идти путем спасения, питая в душе непоколебимую веру, надежду и любовь к Нему, Богу нашему, и с постоянною ревностию соблюдая заповеди Его.

Так слушая слово Божие, мы будем уподобляться доброй земле, на которой, по изображению притчи, семя, взошедши приносит плод сторичный. Это, по благости Божией, несомненно будет, если только мы, слушая слово Божие, будем хранить его в добром и чистом сердце, и будем приносить плод в терпении; будем, внимая Божественному учению, твердо и непоколебимо последовать ему, чтобы наследовать блаженство, по обетованию Господа Спасителя. Он говорит: блажени слышащии слово Божие, и хранящии е (Лк.11:28). Слава Ему, Спасителю и Богу нашему, со Отцом Его и Святым Духом, во веки веков. Аминь. («Пропов.», часть 1-я, стр. 446).

123. Духовное сеяние христианина

Сpodpisемя есть слово Божиеpodpis (Лк.13:11).

В нынешнем Евангелии Спаситель сравнивает слово Божие, Им проповедуемое, с семенем, бросаемым в землю. Семя бросают в землю, слово Божие проповедуют. Семя может быть воспринято землей, или остаться на поверхности ее и потоптано прохожими или поклевано птицами. И слово Божие или воспринимается сердцами человеческими, или не доходит до них, слышится и не усваивается, слышится и скоро забывается. Семя, воспринятое землею, очень нередко хотя и восходит, но вянет безвременно или заглушается сорною травою, – и слово Божие часто и долго проявляет свою силу, искореняется из сердца житейскими заботами и греховными привязанностями. Семя, попавшее на добрую почву, возрастает и приносит плод, – так и слово Божие, воспринятое сердцем, проникает всего человека, совершенно преобразует его и приносит плоды веры, выражающиеся в добрых делах и благочестивой жизни.

С семенем можно сравнить всякую добрую мысль, всякое доброе желание. Рождающиеся в нашей душе благие мысли и желания иногда, подобно семени, упавшему на недобрую почву, скоро замирают и глохнут, как бы их и не было. В другое же время добрая мысль глубоко западает в душу человека, обнимает всего его, не дает покоя ему, всюду преследуя его и требуя исполнения ее. И вот, благодаря этому, мысль переходит в твердое намерение, а намерение в дело; так из малого семени вырастает большое дерево с хорошими плодами.

С ростом семени, брошенного в землю, можно сравнить рост духовной жизни христианина. Семя мало, едва заметно; и духовная жизнь бывает сначала едва заметна и ощутительна. Семя растет, сначала показывается зелень, потом стебель, наконец, колос в стебле. Так и духовная жизнь христианина. Сначала является только мысль последовать Христу, потом эта мысль переходит в желание, желание постепенно усиливается, и сердце христианина с каждым днем все более и более расширяется для любви к Нему, – он чувствует наконец в себе неизъяснимое наслаждение во всем мыслить, чувствовать, говорить, делать по духу учения Христова. Наконец, все это обращается ему в навык, в потребность, становится необходимостию, так что ему делается непонятным, как это иные могут противиться Христу, чуждаться Его, жить без Христа и не для Христа. Так и здесь зачавшаяся духовная жизнь возрастает до великого духовного древа, всех услаждающего, питающего и вводящего в жизнь вечную.

С семенем можно сравнить и всякое начинающееся благотворное предприятие или учреждение. Когда открываются они, люди не знают, что с ними будет, как не знают, что будет с зерном, бросаемым в землю. Иное учреждение так и заглохнет в самом начале; другое же расширяется с каждым годом в своих средствах и действиях, и приносит разнообразные и обильные плоды. Так и видится Божие содействие, Божие благословение, пребывающее на нем. И вот здесь из малого семени вырастает большое дерево, многие привитают под сению его.

Спросим себя, братия, стараемся ли мы посеявать и всаждать в своих сердцах, в своей жизни семена добрых намерений и желаний? Есть ли в нас, в нашей деятельности начатки христианского доброделания? А жизнь наша на земле мала, время посева кратко. Пройдет жизнь, кончится время посева, очутимся у дверей гроба, и тогда страшно будет явиться на тот свет ни с чем. Земледельца, не потрудившегося засеять свое поле, ждет зимою голод. Ждет горькая участь в будущем и всякого беспечного христианина, ничего не сделавшего во славу Божию на пользу ближнего, во спасение души своей. Без посева не бывает жатвы: так нечего будет жать в вечности и беспечному христианину. Убоимся горьких последствий праздности, лености, нерадения. Будем сеять, трудиться, работать, каяться и молиться. За труды кратковременные пожнем блаженство вечное. (Из проп. свящ. Шумова).

124. Беседа в неделю 21-ю по Пятидесятнице, Филарета, Митрополита Киевского

Иpodpisзыде сеяй сеяти семене своего: и егда сеяше, ово паде при пути и попрано бысть, и птицы небесныя позобаша е. А другое паде на камени, и прозяб усше, зане не имеяше влаги. И другое паде посреде терния, и возрасте терние и подави е. Другое же паде на земли блазе, и прозяб сотвори плод сторицеюpodpis (Лк.8:5–8).

Таковою притчею Господь наш Иисус Христос преподал нам учение о Своем Божественном слове, и о различных действиях его на сердце людей. Нет нужды нам усиливаться изъяснить сию притчу; ее изъяснил Сам Господь, когда ученики Его, или не поняв смысла притчи, или опасаясь не понять его как должно, вопрошаху Его, глаголюще; что есть притча сия? Послушаем со вниманием Божественное изъяснение Божественного учения, чтобы научиться и слушать и принимать Слово Божие, как должно.

Что такое слово Божие? Семя есть слово Божие, говорит Господь, – то духовное семя, от которого зачинается и возрастает новый духовный человек, порожденный не от семене истлена словом живаго Бога и пребывающа во веки (1Петр.1:23). Ибо как в мире вещественном все, от иссопа до кедра Ливанского, и от насекомого до человека, рождается и происходит от семени: так и в мире духовном новая тварь о Христе, или новый человек созданный по Богу в правде и преподобии истины, возрождается в новую жизнь благовествованием слова Господня, слова веры и спасения, слова жизни и бессмертия. Гола и безобразна сама по себе земля: но бросьте в нее семена, – она покроется злаками, оденется и украсится так, как не облекался и Соломон во всей славе своей. Мертва и безобразна сама по себе и греховная природа падшего человека; только терния нечистых помыслов и чувств, волчцы беззаконий и неправд изращает она: но, когда посевается на ней семя Божие, когда оросится она благодатию Пресвятого Духа Господня; тогда возникает в ней новая жизнь; – она облекается, как приятною зеленью, одеждою святых помыслов, благоговейных чувствований, человеколюбивых и боголюбивых намерений и желаний, она благоухает цветами добродетелей, на ней зреют духовные плоды: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22); тогда блаженный человек Божий красуется как древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет (Пс.1:3). В мире вещественном всякая жизнь и всякое семя первоначально от Бога. Господь рек: да произрастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию (Быт.1:11); и с тех пор земля не перестает осеменяться и произращать бесчисленное множество разнообразных растений во всех странах света; и сколько бы ни возрождалось семя, оно не перестает быть животворным и способным к возрождению. Так и духовное семя, слово Божие, принес в мир Сам Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и посеяв оное в сердцах богоизбранных учеников Своих, заповедал им: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари (Мк.16:15).

С тех пор это Божественное семя жизни вечной не престает и не престанет никогда посеваться в сердцах всех людей, во всех странах мира, не престает и не престанет никогда возрастать и приносить плод в душах человеческих; ибо слово Божие всегда живо и действенно, всегда полезно ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде, да совершен будет Божий человек на всякое дело благое уготован (2Тим.3:16, 17).

Как ни удалены мы от времени явления во плоти Сына Божия на земле: но то же самое слово Божие, проповеданное Им в Иудее, проповедуется и нам, то в богодухновенных глаголах свв. евангелистов и апостолов, то в богомудрых вещаниях богоносных иерархов и святителей, то в словесах пастырей и учителей церковных. И как ни обильны плоды, возращенные словом Божиим в жизнь вечную; но оно не престает и не престанет никогда возращать и новые леторасли в вертограде Господнем, производить новые плоды на ниве Божией, до того великого дня, когда наступит всеобщая жатва, до дня славного пришествия Господня.

Скажите: видим сеяние, но где плод? Видим, как обильно сеется слово Божие: но почему оно ныне не так действенно в сердцах человеческих, как было действенно в сердцах тех людей, коих оно соделовало земными Ангелами и небесными человеками? Потому же, почему и обыкновенное семя часто не вырастает и не приносит плода: это происходит от свойства земли, на которую оно падает.

Вот как изъясняет сие Сам Господь: Егда сеяше, ово паде при пути, и попрано бысть, и птицы небесныя позобаша е. А иже при пути суть, слышащии, потом же приходит диавол и вземлет слово от сердца их, да не веровавше спасутся. И так первое препятствие плодотворности слова Божия есть легкомыслие и беспечность слушающих. Есть люди, которых называют обыкновенно рассеянными, у которых душа и сердце, как большая дорога, открыты для всех мимоходящих помыслов и впечатлений, и которые сами, как при дороге, всегда вне себя, всегда жаждут новых впечатлений, непрестанно ищут и разнообразных ощущений, с усилием домогаются новых занятий и развлечений. Естественно, что сердце сих людей, хотя иногда мягкое и доброе внутри, но со вне углаживается до того, что всякое доброе впечатление только скользит по его поверхности, не проникая внутрь; – что в душу их, не огражденную страхом Божиим, вниманием к себе и молитвою, свободно входит диавол и вносит с собою всякую нечистоту и скверну. Дивно ли, что в таком сердце и в такой душе семя слова Божия не может удержаться на долго, но или попирается приливом новых впечатлений и ощущений, или похищается диаволом, который по слову апостола, ходит яко лев рыкаяй, иский кого поглотити?

Есть и другое препятствие плодоношению слова Божия. А другое, говорит Господь, паде на камени, и прозяб усше, зане не имеяше влаги а иже на камени, иже егда услышат с радостию приемлют слово: и сии корене не имут, иже во время веруют, и во время напасти отпадают. Это те люди, у которых сердце не согрето истинною любовию к Богу, оковано самолюбием, или корыстолюбием, как вечным хладом, хотя совне кажется иногда мягким, чувствительным. Они любят говорить о добродетели, даже чувствительны ко всему доброму, когда это льстит их самолюбию, с радостию приемлют и слово Божие, пока оно не требует от них жертвы. Но у них нет доброго корня – полного самоотвержения, истинной любви к Богу и искреннего желания своего спасения. Оттого и сердце их чувствительно только совне, но холодно и жестоко внутри, подобно камню, покрытому тонким слоем земли; оттого и слово Божие не может углубиться в их сердце, возрасти и принести совершенный плод; оттого всякое доброе чувство, возбужденное слышанием слова Божия, увядает тотчас, как скоро потребуется принести самолюбие в жертву истине и правде, добродетели и благочестию.

Более общее, наконец, препятствие плодотворности слова Божия есть тернии суеты и страстей. А другое паде посреде терния, и возрасте терние и подави е. А еже в тернии падшее, сии суть слышавщии, и от печали и богатства, и сластьми житейскими ходяще подавляются, и не свершают плода. Не обыкновенные нужды житейские называет печалями и осуждает здесь Спаситель; и не богатство, как дар Божий, поставляется причиною бесплодности слова Божия. То и другое, как являют многие примеры святых людей, не препятствует ни слушанию, ни хранению и исполнению слова Господня. Но то и другое делает пагубным для нас суетная привязанность к земному и временному, которая, наполняя и объемля сердце наше, подавляет в нем действие слова Божия, и которая также может иметь власть над сердцем бедного, как и богатого. Ибо беден ли кто? Пристрастие к земному является в нем непрестанною заботою о приобретении богатства и завистию к богатым. Богат ли? – Оно является не меньшею заботою о сохранении и умножении богатства, непрестанною боязнию лишиться своих сокровищ. В том и другом случае это густые тернии, которые подавляют сердце, заглушают в нем всякое доброе чувство, не оставляя ни времени, ни возможности к удовлетворению нужд духовных, к напитанию алчущего и жаждущего духа словом Божиим. Еще опаснейшие терния духа – это страстные влечения плоти, удовлетворение коих Спаситель называет сластьми житейскими. Корень их находится в самой глубине греховного сердца человеческого: – это тот ин закон во удех наших, противовоюющь закону ума нашего и пленяющь нас законом греховным, о коем говорит негде св. Павел (Рим.7:23).

Отрасли сего злого корня суть те дела плотские, о коих говорит в другом месте тот же апостол, творящие кои царствия Божия не наследят (Гал.5:20,21). Эти то злые отрасли, как терние и волчцы, беспрестанно растут и возрождаются даже и тогда, когда пекутся об искоренении их; тем паче заглушают совершенно сердце, когда не думают вовсе об исторжении их. Как же возрастать и плодотворить слову Божию в сердце, исполненном сих терний?

Итак, само собою очевидно, что, для беспрепятственного плодоношения слова Божия в нашем сердце, потребно не только благоговейное принятие слова Божия, но и удобрение и очищение собственного сердца, чтоб оно было способно произращать плоды святости и правды. Другое же паде на земли блазе, и прозяб сотвори плод сторицею. А иже на добрей земли, сии суть, иже добрым сердцем и благим слышавше слово, держат и плод творят в терпении. Не подумайте, чтоб и у сих людей диавол не старался похитить посеянное в сердцах их слово: но они держат слово, как говорит Спаситель, – с усилием сохраняют в душе своей слышанное слово Евангелия, стараются углубить его в сердце своем благоговейным размышлением; отвсюду ограждают себя страхом Божиим, вниманием к себе и молитвою, и таким образом не позволяют диаволу входить в душу их и похищать оттуда сокровище слова Божия. Нельзя думать также, чтобы враг спасения нашего не старался охладить сердца их самолюбием, или заглушить его тернием суеты и плотских похотей: но они сокрушают окаменение сердечное страхом смерти и суда Божия, страхом геенны и огня неугасимого, – увлажают его слезами умиления и сокрушения сердечного; они попаляют в себе нечистое терние суеты и страстных желаний огнем любви Божественной и пламенным желанием жизни вечной, или же исторгают его из сердца своего искренним покаянием; – вообще творят плод свой в терпении, как говорит Господь.

Таково Божественное учение о слове Божием. Оно есть духовное семя, без которого не может ни зачаться, ни возрастать святая, благоговейная и богоугодная жизнь христианская. Сие божественное семя вечной жизни сеется для всех неоскудною рукою небесным Сеятелем чрез посредство земных строителей Его таин, так что не слушающие или не желающие слышать слово Божие – безответны. При всей животворности своей оно может остаться бесплодным в сердцах наших, или теряемое легкомыслием и рассеянностию, или иссушаемое самолюбием, или подавляемое суетными заботами и страстями плотскими. Чтобы оно соделалось благоплодным в нас, надобно не только с усердием принимать и сохранять его в душе своей, но и умягчать свое сердце страхом Божиим и слезами умиления, очищать его покаянием и ограждать свою душу усердною молитвою.

Нет нужды напоминать, как необходимо для нас всегда помнить чтенную ныне притчу о семени слова Божия, когда Сам Господь, окончив ее, возгласил: имеяй уши слышати да слышит. Аминь. («Проповед. Христоматия», часть 1-я, стр. 37).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Комментарии для сайта Cackle