Неделя св. жен мироносиц
13. О постоянстве любви к Господу и ближним
Ныне св. Церковь благочестиво воспоминает св. жен мироносиц, Иосифа аримафейского и Никодима, бывших свидетелями смерти Христа Спасителя и проповедниками Его воскресения. Мироносицы жены, получившие свое название от того, что приносили ко гробу миро для помазания пречистого тела Его, показали великую свою любовь ко Господу. Онт небоязненно еще зело рано, минувшей субботе, спешили ко гробу Иисуса Христа, не обращая внимания ни на какие препятствия. Они как бы забыли о том, что их может оскорбить грубая римская стража и не допустить исполнить доброе дело, а думали только о том, кто отвалит им камень от дверей гроба, как будто могло статься, чтобы бодрствующая стража позволила кому-нибудь коснуться камня. Но что же? Любовь и усердие мироносиц увенчались успехом; они благополучно достигли места погребения Иисуса Христа, камень от гроба нашли отваленным, стражу – от страха разбежавшеюся, узрели ангела, возвестившего им о воскресении Господа, а потом и Самого Его, – сказавшего: «радуйтеся!» (Мф.28:9). Какое великое вознаграждение за труд любви! Мироносицы, от глубокой печали, забывшие обетования Спасителя в третий день воскреснуть, пришли помазать ароматами умершего, а нашли воскресшего, и первые вкусили святую радость воскресения.
Иосиф, прозванный аримафейским, по рождению своему в г. Аримафее, богатый человек, знаменитый член совета иудейского, муж благочестивый, был потаенным сперва учеником Иисуса Христа, страха ради иудейска. Никодим от фарисей, князь жидовский и учитель израилев (Ин.3:1, 10), также был первоначально потаенным учеником Спасителя. Известно, что, когда Иисус Христос предал на кресте Дух Свой Богу Отцу, Иосиф выпросил у Пилата тело Иисусово и снял Его со креста; пришел также и Никодим. Обвив тело плащаницею чистою с благовониями, они, по обычаю иудейскому, погребли Его в новом гробе в саду Иосифа. За свою веру и любовь ко Господу Иосиф и Никодим претерпели гонение от иудеев; но, не смотря на то, остались верными учению Христову.
Да восхвалим же ныне, вернии, Иосифа чудного, купно с Никодимом и мироносицами верными! Иосиф и Никодим явили высокий пример любви к Господу Иисусу и твердость благочестивого характера против злобы и гонения своих единоплеменников.
Какое назидание извлечем мы для себя, братия, из примера св. жен мироносиц, Иосифа и Никодима?
Возьмем у них урок постоянства любви к своему Спасителю и верности Ему, а затем к ближним, которых должны любить мы.
Кто истинно любит своего Господа? Тот, кто во всех обстоятельствах жизни, каковы бы ни были они – радостны или горестны, приятны или неприятны, одинаково остается верен Ему, благодарит Его в счастии, славит и в несчастии, – кто в умилении сердца говорит: слава Богу за все, за все, что ни случается со мною по Твоей воле, Господи, – все для меня к лучшему. Кто истинно любит Господа? Конечно тот, кто исполняет заповеди Его, и для прославления Его имени и из благодарности за благодеяния готов пожертвовать для него всем, даже жизнию своею, готов перенесть все гонения, все мучения за верность Его учению в своих мыслях и в своей жизни. Имеем ли мы такую любовь к своему Господу, чтобы никакие беды не могли поколебать ее? О, дай Бог всем иметь ее! А бывает так, что на словах и по чувству мы кажемся готовы на все жертвы для Бога, – а придется до дела, потребуются доказательства нашего самоотвержения для благочестия, мы становимся робкими, нерешительными, уклончивыми; потребуется борьба с какими либо препятствиями, особенно сильными, и мы уступаем без борьбы, чтобы не нажить себе неприятностей и врагов. Не таково свойство постоянной и твердой любви к Господу: она мужественна, крепка, как смерть, непоколебима, как правда Божия. Во всех сих препобеждаем за Возлюбльшаго ны (Рим.8:38) Христа, говорил ап. Павел, и любящему крепко Господа все споспешествует во благо; раньше ли, позже ли, он остается победителем зла, а главное: пребывает всегда любимым чадом Божиим.
Постоянный и верный любви к Господу, постоянен также и верен своей любви к людям и наоборот. А как бывает большею частию в свете? Любят ближних чаще всего по рассчету и непрочно, неискренно и нетвердо. Когда тот или другой человек кому нужен, стараются ему показать благорасположение, услужливость, лесть, подобострастие; перестают в нем нуждаться, его забывают, и нередко осуждают, позорят. Когда человек в богатстве, в чести, в славе и с влиянием на судьбу других, его видимо уважают, заискивают, любят; но превратилось колесо его счастия, изменилось его положение, и «ближние его отдалече сташа» (Пс.37:13), несчастного оставляют и унижают даже облагодетельствованные им: являются, правда, и утешители, но больше на словах; а оказать помощь бедствующему делом редко, редко кто решится. А как дорогá любовь и участие в несчастии! И тут-то познаются истинные друзья, и тут-то проба верности людей друг другу. Истинно любящий и верный себе христианин не устрашится никаких жертв для ближнего в трудных его обстоятельствах.
Братия! Будем помнить урок, данный нам ныне примером св. жен мироносиц и праведных Иосифа и Никодима о постоянстве любви к Господу и ближним нашим. Аминь. (Сост. по «Слов. и реч.» Леонтия, митр. моск., т. 1-й, изд. 1888 года).
14. Слово в неделю св. жен мироносиц
Минувшей субботе, Мария Магдалина и Мария Иаковля и Саломия купиша ароматы, да пришедше помажут Иисуса (Мк.16:1).
Нынешний воскресный день в чине церковном называется неделею жен мироносиц, т. е. тех учениц Господа Иисуса Христа, которые после крестной смерти Его в третий день рано утром приходили на гроб Его с ароматами и миром, т. е. благовонною мастию для помазания Живоносного Тела Его. Между мироносицами у всех Евангелистов прежде всех упоминается Мария Магдалина, из которой Господь прежде страданий и смерти Своей изгнал семь бесов; за нею – другая Мария, матерь апостола Иакова и Иосии; Саломия, матерь апостолов Иакова и Иоанна Богослова; Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и Марфа и Мария, сестры Лазаревы. Все они столь искренно были преданы Господу Иисусу Христу, что служение Ему почитали высшею своею обязанностию и величайшим счастием; все они, кроме Марфы и Марии, были спутницами Господа Иисуса Христа во время путешествий Его по Иудее и Галилее с проповедью о царствии Божием, учились у него вере и святой жизни и, владея достаточными жизненными средствами, служили Ему в земных нуждах от имений своих. А Марфа и Мария, сестры Лазаря, не сопутствуя Ему, часто принимали Его к себе в дом и здесь выражали Ему свою любовь, преданность и благодарность в заботливом угощении и усердном внимании слову Его. В последнее посещение Господом семейства Лазарева благодарная любовь Марии излилась в том, что она, взявши фунт чистого нардового драгоценного мира, возлила его на главу Господа Иисуса и таким образом еще прежде смерти и погребения Господа вступила в чин мироносиц. О ней Господь сказал: где ни будет проповедано Евангелие сие во всем мире, будет сказано и о том, что́ она сделала, в память ея. Это властное пророческое слово Творца веков исполняется доселе при чтении Евангелия во всех церквах в прославлении усердия ее к Иисусу Христу, как и прочих мироносиц. – По всей справедливости святая Церковь чтит память их, воздавая должную дань хвалы их вере и горячей любви и преданности ко Господу, Которого непрестанно преследовала зависть и злоба первосвященников и книжников и старейшин иудейских. Святая Церковь примером мироносиц научает и нас искренней вере, горячей любви и неизменной преданности Господу Иисусу Христу в продолжение всей жизни, во всяком состоянии, среди всех превратностей мирских, в счастии и несчастии, в скорби и радости, в богатстве и бедности, в здравии и болезни, в тишине и буре душевной.
Вера христианина, личная, живая вера, на Евангелии основанная, есть истинное миро для Господа: Он всегда утешался и ныне утешается простотою веры в людях и щедро награждал и награждает чудесными дарованиями тех, в ком ее обрел: «вера твоя спасе тя: иди, в мире»; «иди, и якоже веровал еси, буди тебе»; «по вере вашей будет вам», говорил Он веровавшим. Но неверие, с другой стороны, сильно огорчало Господа и отрывало от человеков дары Его благости. «О, роде неверный и развращенный, доколе Я буду с вами? доколе буду терпеть вас?» говорил Он неверным и маловерным, – и неверие связывало, так сказать, руки Всемогущему. Святой евангелист Марк замечает, что Иисус Христос в отечестве Своем (Назарете) не мог совершить никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их. Веруй же несомненно, христианин, в Господа, в Его благость, всемогущество, премудрость, вездесущие; проси, нимало не колеблясь, что нужно на потребу, и получишь: все, говорит Господь, «о чем попросите в молитве с верою, получите».
Итак, пусть будет твоим миром для Господа живая вера. Приноси Ему всякий день в дар это миро веры; исповедуя грехи свои, удаляйся от дел тьмы, твори дела света, – и вера с покаянием оправдает тебя и покажет тебя причастником вечной славы. Побеждай и рассеивай сомнения, возникающие в тебе и навеваемые на твою душу духами лукавства или людьми неверующими, отрывай неверие, господствующее в мире, будто человек сотворен не по образу Божию, будто нет домостроительства спасения человеческого, будто нет воскресения, бессмертия и суда, будто участь человека по смерти будет подобна участи животного, будто со смертию человека все окончится. Держись Евангелия и Церкви, этого непоколебимого столпа истины, которую и врата адовы не одолеют во веки: и блажен будешь своею верою. С верою соединяй упование на милосердие Божие, на Его благопромыслительное попечение о тебе и о всех людях, на исполнение обетований и предречений божественных в св. Писании – о воскресении мертвых, о страшном суде, о воздаянии праведникам и грешникам. С упованием соединяй любовь и добрые дела. Надеясь получить великие, нетленные, бесконечные блага, удаляйся от всякого греха и твори святыню в страхе Божием, ибо без святыни никто не узрит Господа; сподобляясь милости от Бога, будь сам милостив: и вот это будет как бы твое миро Господу.
В Евангелии Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа есть весьма утешительные для нас, безценные для нас, истинные, как ей и аминь – слова: «понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе». А что мы можем делать для меньших братий Господа Иисуса? – Алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого или того, у кого нет необходимой и приличной одежды, посетить больного, помочь его выздоровлению, посещать заключенных в темницах, погребать умерших в бедности, т. е. любовь наша к ближним – вот миро для тела Господня. Христиане – тело Его. «Церковь есть тело Его», говорит апостол. Вот где наше миро. Понесем же это миро к меньшей братии Христовой, как бы к Самому Господу, и будем ходить с ним, пока есть дыхание в устах наших: и Господь непременно примет это духовное миро в пренебесный и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовного и наградит за него вечною памятию Своею и примет нас в вечный покой и славу Царствия Своего небесного. Будем делать каждый по силам своим добрые дела, а кто лишен возможности делать дела милости, тот плачь о грехах своих, о том, что прогневляешь ими часто Господа, – и твои слезы будут миро для Господа; ты точно как бы помажешь ими тело Его, и благоухание от них разольется в душе, и Сам Господь снидет в нее, и обоняет благоухание твоего сердечного сокрушения о грехах твоих, и прощение грехов подаст тебе, и наследником Царствия небесного соделает тебя по написанному: «блажении плачущии, яко тии утешатся», т. е. там, на небесах. Еще скажу нечто очень утешительное для благочестивых. Те из вас, которые погребают умерших в бедности и благочестии и молятся об упокоении душ их, – те, как бы Самого Христа снимают со креста вместе с Иосифом, как бы Его пречистое тело погребают, и им будет награда на небесах, и скажет им Господь: «понеже сотвористе единому сих менших, Мне сотвористе»; вы погребли на свое иждивение такого-то или таких-то бедных и убогих: вы Мне это сделали: «приидите, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Вот какое назидание и утешение приносит нам, возлюбленные, неделя мироносиц и праведного Иосифа! Подражайте же мироносицам и праведному Иосифу. Аминь. (Прот. Иоанн Кронш., т. 2-й, стр. 188).
15. Помощь живых умершим
Минувшей субботе, Мария Магдалина и Мария Иаковля и Саломия купивши ароматы, да пришедша помажут Иисуса. И зело заутра приидоша на гроб (Мк.16:1, 2).
Желаете ли и вы подобно мироносицам оказать помощь, самую лучшую и самую приятную услугу вашим умершим сродникам? Сделайте это посредством молитв св. Церкви. Молитва церковная есть такая всемогущая сила, которая проходит даже до бездны ада и изводит оттуда узников на свободу. Ибо она приносится Отцу Небесному во имя возлюбленного, Единородного Сына Его, пред страшною жертвою, принесенною Им за грехи всего мира, пред предлежащим на престоле пречистым телом Его, за нас ломимым во оставление грехов, и Его Божественною кровию, за нас изливаемою во оставление грехов. Она сопутствуется и подкрепляется молитвами всех святых Божиих, паче же всех всемощною молитвою честнейшей херувимов Матери Божией. С каким притрепетным желанием душа твоего сродника, может быть, ожидает, пока пойдешь ты в храм Божий, поручить священнодействующему помянуть ее при сем великом и страшном священнодействии и сам помолишься о ней купно с всею Церковию! Какая неизъяснимая радость, восторг и блаженство обымут ее, когда и ее часть из просфоры вместе с другими опустится в Святую чашу, погрузится в святейшей Крови Сына Божия, с молитвою священнодействующего: «омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею!» Вот бесценная услуга, вот незаменимая ничем помощь, которую можем оказать умершим сродникам своим, если захочешь, каждый день!
Желаете ли что-либо принести в дар умершим сродникам вашим? Возможно и это. Пошлите это им туда чрез руки нищих и страждущих, сотворите, по силе своей, милостыню во имя их, – будьте уверены, что дар ваш дойдет верно по назначению. Порукою в том Сам Господь наш Иисус Христос: «понеже сотвористе, говорит Он, единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе». А Он ли, всемогущий, может оставаться у нас в долгу, хотя на малое время? Он ли, премилосердый и всещедрый, не воздаст сторицею душам отшедших от нас братий наших за всякое благодеяние, сделанное нами от их имени? Он ли, сладчайший Утешитель всех скорбящих, не найдет, чем утешить души усопших сродников наших, если мы утешим во имя их хотя одну душу, страждущую на земле? Он ли, Судия всеправедный, не воздаст по прав де за всякое доброе дело, сделанное нами от имени умершего? Напитай во имя его алчущего, напой жаждущего. Может быть, душа твоего сродника обнажена добрых дел и окружена греховными нечистотами, сама стыдится зреть св. ангелов Божиих и укрывается от лица Божия во тьме и мраке преисподней? Одей во имя ее наготующего, посети во имя ее заключенных в темнице узников, облегчи их состраданием, утешь возможною для тебя помощию. Укрой во имя ее странника, прими и упокой неимущего, где главу преклонить, – и Господь дарует ей одну из светлых обителей в дому Отца Своего, и духи праведников приимут ее в светлое и светоносное свое общество.
Вот, что мы можем, братия, сделать для умерших сродников и друзей наших!
Будем же сохранять свято духовный союз наш и это молитвенное общение наше с умершими. Пребудем во истинной любви к ним, да обрящем и мы их духовную помощь и в жизни, и по смерти. Да вспомянут и они нас с любовию там, как мы с любовию поминаем их здесь. (Извл. из кн. «Полн. собр. проп.» Димитрия, архиеп. херсон.).
16. О правах и значении женщины
В день, посвященный памяти св. жен мироносиц, благовременно сказать несколько слов о правах и значении женщины, какие приписывает им христианское учение.
В сравнении с мужчиною, Слово Божие женщину называет немощным сосудом женским (1Петр.3:7). Мужчина одарен большими силами – и душевными и телесными, нежели женщина. Несмотря на это, христианский муж должен относиться к жене своей с полным уважением; должен видеть в ней такую же, как он, человеческую личность, подругу и помощницу, имеющую свои достоинства, каких не имеет он: мужчина могучее, умнее женщины; зато женщина более его чувствительна, скромна, покорна. Мужчина в поте лица приобретает насущный хлеб; зато жена в великих болезнях рождает чад, несравненно большие труды переносит в воспитании детей, на ней лежат обязанности домашнего хозяйства. Самая слабость женщины должна располагать мужа не к порабощению ее под свою власть, а охранять ее, помогать ей, защищать ее.
Муж, по слову Божию, есть глава жены (Еф.5:23), но не в смысле владычества над нею. Он есть глава жены так же, якоже и Христос есть Глава Церкви. Но как являет Себя Христос, будучи Главою Церкви? Все несовершенства, все немощи и пороки ветхозаветной церкви Он принял на Себя. Чтобы воссоздать, очистить, освятить ее для этого Он пожертвовал собственною жизнию, до того возлюбил ее, что Себе предаде за ню. Вот образец христианских отношений мужа к жене! Если есть какие недостатки, пороки в жене, – а в ком их нет! – муж должен исправлять их благоразумными внушениями, благодушно переносить их. «Если будет в ней какой порок, учит св. Иоанн Златоуст, то не жену отвергай, а истребляй в ней этот порок» (Беседа 20 на посл. к Еф.). Если должно носить тяготы друг друга, то тем более должно переносить терпеливо недостатки жены своей; не гневаться, увещевать, вразумлять ее. «Муж и жена, учит святитель Тихон Задонский, должны друг другу в немощах снисходить, и любовию друг друга терпеть, и тогда согласие и мир соблюдется» (Т. 1-й, стр. 214).
Жены своим мужем повинуйтеся во всем, якоже Господу, жена да боится своего мужа, заповедует женам св. ап. Павел. Но это повиновение, этот страх должны быть не рабские, не наружные, а душевные, искренние, происходящие из любви, из уважения, из преданности к своему мужу, подобные тому, какие дети должны иметь к своим родителям, какие все мы должны иметь к Богу; потому-то и сказано: жены своим мужем повинуйтеся во всем якоже Господу, т. е. Господу Богу. Муж и жена составляют одну плоть, совершенно равны между собою. «Поступать с своею женою, как с рабою, тем более обижать, бить свою жену, говорит тот же Златоуст, есть крайнее бесчестие для мужа. Сохрани нас Бог от такого греха» (Беседа 26 на 1-е посл. к Кор.).
Назначение и обязанности жены тот же вселенский учитель описывает так: «Жена обручена мужу для общения в жизни, для рождения и воспитания детей; для того, чтобы беречь дом, сохранять им приобретенное, с бережливостию употреблять доходы мужа и стараться о доме». Как ни мал, по-видимому, этот круг ее деятельности, но она, не выходя из него, не вступая в права и дела мужа, может быть не менее полезною в общей человеческой деятельности, как и муж. Благоустроенное хозяйство, доброе воспитание детей – это главная основа благоустройства целых человеческих обществ, государств. И жена с своей стороны, почитая высокое достоинство своего мужа, как главы, снисходя к его недостаткам и слабостям, как человека, должна быть к нему внимательна, почтительна, покорна. Живя более среди тихой семейной жизни, более кроткая и нежная по сердцу, она имеет полную возможность и необходимую обязанность успокаивать мужа своего ласковым обращением, своим нежным участием в его заботах и трудах. Должна вести себя так, чтобы муж смотрел на свой дом, как на пристанище, в котором он может найти любовь, мир, спокойствие, чтобы по окончании своих дел он спешил к себе, к жене своей, а не искал развлечений в каких-нибудь других местах.
Главная заслуга благочестивой жены христианской – это ее семейные добродетели. У нас нередко слышится такая присловица: «женится, переменится». Это говорится о тех мужах, которые проводят молодость свою легкомысленно и совращаются с пути добродетели. И действительно, нередко бывает с ними счастливая перемена, когда они вступают в брак с супругами, исполненными христианского благочестия. Добродетель жены, ее невинность и чистота сердца, ее благочестие и кротость заставляют полюбить добродетель и такого мужа, который не знал ее. Он тут только познает, что добродетель может доставить человеку счастие и на земле, счастие тихое, спокойное, невозмутимое и незаменимое.
Если же испорченность мужа так велика, что добродетель жены бывает недействительною для него, то и тут благочестие ее не остается без добрых последствий. Она, как верующая несомненно, что все творится по воле Божией, безропотно покоряется своей судьбе, несет ее как крест, Богом на нее возложенный, не ропщет, не жалуется пред людьми, а пред одним Создателем изливает в молитве горести своего сердца и тем утешает себя и сплетает себе на небеси венец бессмертия; между тем дом ее, дети ее, порядок домашний – все руководится ею настолько, насколько оставлено ее воле и власти ее недостойным мужем. – А что в ее положении делает жена, чуждая благочестия? Упреки, ропот, жалобы разрывают всякую добрую связь между супругами; отсюда происходят все, возмущающие душу, семейные несчастия, отсюда бесстыдные хулы, низкие клеветы, позорное мщение, отсюда все, что прогневляет небеса. И таким образом жена, имевшая несчастие вступить в супружество с слабым мужем, сама делается достойною своего несчастия и лишается последнего утешения – сострадания ближних и надежды на Бога.
Но если благочестие жены имеет благотворное влияние на мужа, то что сказать о детях? О, тут заслуга добродетельной матери превыше всякой хвалы. Конечно, всякий, имевший счастие находиться в юности под руководством благочестивой матери, сознается, что он многое сохранил и доселе из ее добрых наставлений, а другие сознаются и в том, что в них только то и сохранилось, что внушено им матерями, а прочее все – то, что внушалось им при дальнейшем их воспитании, – стерто ими из памяти, в вихре суеты и суемыслия. – Так, благочестивая мать заботится не об одном физическом воспитании, она с первых понятий своего дитяти внушает ему понятие о Боге, научает его почитать Бога, любить Его, молиться Ему, знакомит его с обязанностями христианина, словом, со всем усердием и заботливостию делает все, что возможно, чтобы вселить в него веру в Бога и любовь к Его святому закону. Но она чувствует немощь свою, ведает, что всуе пребудут ее труды, если не Господь будет ей помощником, и потому она часто и от всего сердца прибегает к Господу, прося Его излить Свою милость и благодать на ее детей.
Как умилительно видеть мать, которая ночью, когда весь дом покоится глубоким сном, забыв иногда недуги, презирая усталостью, следствием ее дневных усиленных трудов, в тиши ночной, становится на молитву и здесь, пред св. ликами Господа и Владычицы небесной с горячими слезами умиления испрашивает у Них покровительства своим детям и паче всего доброй христианской нравственности! Но ее видит один Господь и, конечно, благодатным образом вещает ей: жено, буди тебе, яко-же хощеши.
Таковы действия благочестивой христианской жены! Как они утешительны, приятны Богу и достойны подражания! О, благочестие есть лучшее, драгоценнейшее и полезнейшее украшение христианских жен! Оно возбуждает в самых порочных людях уважение к ним, оно низводит на них, а чрез них и на всех их окружающих – мужа, детей, благодать Божию, которая, осеняя такой дом, предохраняет его от пороков, изливает на него мир и спокойствие, делает его домом чад Божиих, между коими обитает Сам Бог.
Возлюбите же, христианские жены, благочестие, возлюбите силу, славу и украшение вашего пола! С благочестием вы разливаете на всех окружающих вас счастие и радость; без благочестия нет близ вас мира и тишины, нет чистой, непорочной радости; без благочестия близ вас мрак, порок и суета. Аминь. (Сост. по поуч. о. прот. И. Исполатова, СПб., изд. 1890 г.).
