Неделя 32-я по Пятидесятнице
165. Голос, призывающий нас к Богу
Простое, по-видимому, любопытство побудило Закхея, о котором вы слышали в нынешнем Евангелии, влезть на смоковницу, чтобы лучше видеть мимоходящего Иисуса: но Сердцеведец видел, что в этом любопытстве зарождалось уже сознание нечистоты и неправды дел своих, что душа Закхея, желавшая видеть Иисуса, уже влеклась к Нему недоведомою силою благодати Божией. И вот, одно милостивое, любвеобильное слово Спасителя: Закхее, слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти, производит в душе его полный и совершенный переворот. Старейшина мытарей, муж грешный, как называли его сограждане, с которым не только не хотели, но и боялись иметь какое-нибудь общение, раскаивается пред всеми, исповедует свои неправды и вместе дает обет пред Господом изменить совершенно весь образ своей жизни. Став же Закхей рече ко Господу: се пол имения моего дам нищим, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею.
И нас призывает к Себе Господь Иисус Христос то гласом любви Своей: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы, то гласом прещения и угрозы: аминь глаголю вам: аще не покаетеся, вси погибнете. Зовет Он нас и словом Евангелия Своего, и внутренним голосом совести, и внешними ударами скорбей и бедствий, которыми невольно пробуждается наша совесть, поражается наше сердце, отрезвляется наш разум – и внутренним действием благодати Своей, которая запинает стопы наши на пути греха и страстей, возмущает мнимый покой сердца нашего среди чувственных наслаждений, возбуждает в душе горькое разочарование во всем, чем пленялось и к чему стремилось наше сердце, полное недовольствие всем видимым, глубокую тоску о небесном отечестве, которой не заглушают никакие тимпаны и лики. Се стою при дверех и толку, говорит нам Господь: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною.
Слышишь ли, возлюбленный собрат мой, этот божественный голос, всюду и непрестанно призывающий нас к Богу? Чувствуешь ли, что тебя ищут, что Сам Господь Иисус Христос снова как бы оставляет престол славы Своея, нисходит в самую среду греховной жизни нашей, стоит у двери сердца твоего, просит внити под бедный кров души твоей, и говорит тебе голосом любви и милосердия своего: Закхее, днесь в дому твоем подобает Ми быти?
Слышишь ли, преданный рассеянности, закружившийся в вихре удовольствий и веселостей, грешник, как громко вопиет, по временам, твоя совесть, гонит тебя из места на место, томит сердце твое недовольством, скукою, отравляет самые наслаждения твои горечью? Это глас благодати Божией, призывающий тебя к Отцу щедрот и Богу всякие утехи, сокровенная тоска сердца о небесном блаженстве, тайная грусть души об утраченном наследии рая, которого не заменят все радости мира, все утехи и наслаждения плоти. Это Сам Господь Иисус Христос прозирает во глубину души твоей и говорит тебе: потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти.
Чувствуешь ли, невоздержаный плотоугодник, как не только дух, а и тело твое тлеет в похотех прелестных, разрушается по вся дни, истощается ежечасно, быстро клонится к могильному тлению? Не явно ли это напоминает о смерти, о гробе, и о том, что за гробом? Не явно ли это указание на то, что оброцы греха – смерть, что сеяй в плоть от плоти пожнет истление? Это глас Господа, пришедшаго взыскать и спасти тебя; это Он милосердый стоит у двери сердца твоего и говорит тебе: днесь в дому твоем подобает Ми быти.
Слышишь ли, ожесточающийся сын неверия, старающийся заглушить свою совесть отрицанием всего, о чем говорит нам слово Божие, успокоить себя отчаянною надеждою уничтожения, слышишь ли, как душа твоя, которая, по выражению одного древнего учителя Церкви, христианка по самой своей природе, невольно взывает иногда к небу, мучится бедственною жизнию своею на земле, отвращается смерти и жаждет жизни; как совесть твоя противится мнимому убеждению разума, страшится высшего нелицеприятного суда правды Божией вопреки хитрословным умствованиям неверия, ищет действительного успокоения в любви и милосердии Отца небесного; как, не наполняемое ничем земным, сердце твое не престает алкать и жаждать некоего высшего и совершеннейшего блага; как самый разум твой, обуреваемый недоумением и мучимый непостижимостию тайны собственного бытия своего, невольно обращается к небу, оттоле ожидая света и вразумления? Не есть ли это глас Света истинного, призывающий к себе заблудшего? Не Он ли это, пришедый взыскати и спасти погибшего, говорит тебе: приступите ко Мне и просветитися, и лица ваша не постыдятся. Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет?
Слышишь ли, всякий грешник, какая бы страсть ни держала тебя в плену диавола, – Сам Единородный Сын Божий пришел на землю взыскать и спасти тебя погибшего! За твои нечистые наслаждения Он алкал и жаждал, предал пречистую плоть Свою на истязания и мучения, на крест и смерть; за твое пристрастие к тленным сокровищам Он терпел нищету и убожество, – родился в яслях, жил, не имея где главу подклонити, и умер на кресте; за твою гордость и тщеславие Он терпел поношения и уничижения, осмеяния и поругания, заушения и оплевания, наконец, при всеобщем осмеянии распят на кресте со злодеями. Ныне Он говорит тебе с любовию: перестань удаляться от Меня в дебри нечестия, оставь путь греха и беззакония, отверзи сердце твое верою и покаянием: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти!
Страшно, братия, противиться этому гласу благодати Божией, попускать какой либо страсти расти и усиливаться до ослепления до омертвения совести, до ожесточения сердца. С каждым противлением благодати Божией увеличивается жестоковыйность и нечувствие сердца, каждое оттолкновение луча света небесного усиливает нашу внутреннюю тьму, холодность и окаменение сердечное; каждое насильственное попрание гласа совести делает ее более и более нечувственною и омертвелою. Долго ли дойти, таким образом, до совершенного ожесточения, ниспасть в самую глубину зол, удалить от себя навсегда благодать Божию и подвергнуться смерти вечной? Блажен, кто отзовется на глас ищущего нас Господа готовностию принять Его всем сердцем своим, искренним отвращением от греховной жизни и твердою решимостию ходить во след Господа путем заповедей Его и не возвращаться вспять. Сам Господь Иисус Христос внидет к нему и вечеряет с ним; Он Сам, пришедый взыскати и спасти погибшего, скажет ему: днесь спасение дому сему бысть. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. проп.» Димитрия, архиеп. херсон. и одесск., т. 3-й).
166. Сын Человеческий прииде взыскати и спасти погибшего
Вот какие радостные слова слышали мы в ныне чтенном Евангелии. В доме одного из грешников Спаситель изрекает, что все, признающие себя за грешников, если захотят, могут спастись. Он для того и пришел, чтобы всем без изъятия даровать спасение, или, лучше сказать, погибающих то Он и хочет спасти, для них то Он собственно и пришел. О, великое, безмерное Божеское милосердие! Сын человеческий прииде взыскати и спасти погибшаго.
Для нас грешных Спаситель оставил небо, сошел на землю, учил, благотворил, терпел всякое лишение, страдал, был мучим и умер на кресте. Все для нас, – и ужели мы не тронемся этою любовию Спасителя? Ужели не пойдем к Нему? Как идти? Какими путями? Это показывают грешники покаявшиеся, особенно грешники, жившие во времена Иисуса Христа и упоминаемые в Евангелии. Первый образец показывает нам Закхей, в доме которого и пред лицом которого Спаситель изрек эти утешительные слова: Сын человеческий прииде взыскати и спасти погибших.
Как же Закхей обратился ко Христу?
О Закхее говорится в Евангелии, что он искал видеть Иисуса. Закхей богат, так или иначе нажил себе состояние, у него в руках все желательные удовольствия, ему доступно всякое мирское наслаждение, – чего кажется еще? Но он этим не удовлетворен, его душа жаждет чего то высшаго, чем видимое благосостояние. Ему хочется видеть Иисуса; слышит о прибытии Его в город Иерихон, забегает вперед, влезает на смоковницу и оттуда созерцает Божественное лицо Спасителя.
Нередко и мы, среди разнообразных удовольствий мира, или среди житейских попечений, чувствуем пустоту в сердце и жажду чего то высшего, более прочного, более потребного для души своей. Это – душа наша Иисуса ищет, об Нем тоскует, с Ним желает быть в самом тесном союзе. Такие минуты благодетельные, спасительные для нас, и мы должны пользоваться ими особенно в минуты сознания своего глубокого падения, мучения совести за все прошлое наше, когда восчувствуем внезапное нерасположение ко греху, – не будем равнодушны к такому духовному состоянию своему: возбудим в себе расположения и намерения добрые, чистые и святые, – и это будет самый верный шаг к покаянию, и близки мы будем к спасению.
Господь знал душевное настроение Закхея, подошел к нему и объявил ему Свое желание быть у него в доме. Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти. Что же Закхей? Он с радостию принял в своем доме Спасителя. Этот еще так не давний служитель мамоны, творец неправды, обидчик, лихоимец, как смотрели на подобных ему людей иудеи, этот грешник стоит лицом к лицу к Святейшему святых, мало того: принимает Его в дом свой. Какая быстрая перемена! Какой быстрый переход от желания к делу! Едва пожелал увидеть Иисуса, уже принимает Его и в дом к себе.
И мы после сознания своей внутренней пустоты и нечистоты поспешим принять Господа в дом души своей! Он и нас не возгнушается, и к нам приидет. Он милосердый любит грешников истинно кающихся. Он стоит у сердца нашего, толцет, и ждет минуты, когда мы возжелаем принять Его. Смотри, Он входит в дом Закхея Сам, без просьбы его, входит, потому что прозирает в душе сильное желание принять, горячую любовь к Себе. Запасись насколько возможно этою любовию, желай соединения со Христом, – и Он взойдет в тебя. Сам Он указал нам средство для таинственного соединения с Ним, это – Святые Тайны. Приступи к ним не холодно, не по обычаю, не по примеру других, а по доброму изволению, с радостию, с смирением и сокрушением сердца – и Христос приидет в дом души твоей и принесет спасение тебе.
Достойно возблагодарил Господа Закхей за посещение Его. Он встает пред Ним и объявляет: се, пол имения моего, Господи, дам нищим и аще кого обидех возвращу четверицею. Он не только обещается оставить прежние страсти, греховные привычки свои. Нет, ему этого кажется мало. Он желает, дает обещание за прежнее худое всем обиженным им заплатить добром. Многое из богатства своего он приобрел неправильно, чрез вымогательство, утайку, и за то он хочет половину имения своего раздать нищим. Быть может найдутся такие, которых он еще обижал, притеснял, и таковых он обещается вознаградить вчетверо. Так, братия, и нам нужно каяться. Не довольно только сказать на исповеди, что ты грешен в том и том, мало даже дать обещание и приобрести твердую решимость жить по заповедям Божиим, нет, нужно уничтожить самый след греха, чтобы и признаков не оставалось твоей любви к греху. Поэтому похищенное возврати, возврати сполна; приобретенное чрез обман, обиду, чрез большие проценты, или другими нечестными средствами раздай. Если кто потерпел от тебя, или лишился места, или счастья семейного, или доброго имени, или потерпел расстройство в делах своих, или вовлечен тобою в какой-нибудь грех, такому воздай добром с лихвою. Если же не видишь его, и не можешь помочь ему, то за это зло вознагради возможным для тебя добром другим лицам. Так по примеру Закхея, так и по суду Божию. Сотворите плоды достойны покаяния, говорит Иоанн Креститель кающемуся народу.
Братия! Мы иногда думаем: отчего это Спаситель редко приходит нам на мысль, редко бывает в доме души нашей? – Это от того, всего больше, что мы не сознаем себя грешниками, не сознаем, что для нас, для нашего спасения нужна помощь Спасителя; мы считаем себя грешниками, но такими, что и без благодати Божией спастись от грехов своих можем; считаем себя такими больными, что у нас болезнь наша может пройти сама собою, без особенного пособия лекаря. Нет, братия, болезни телесные некоторые могут проходить и без особенного пособия лекаря, при помощи своих домашних средств; а из грехов ни один не простится нам без благодати Господа нашего Иисуса Христа: грехи прощать может только один Бог.
Итак, не будем переставать просить Господа Бога чаще: даруй ми зрети моя прегрешения, чтобы таким образом нам сознавать себя грешниками. Когда мы сознаем себя грешниками: тогда уверуем в Иисуса Христа; Иисус Христос Сам тогда придет нам на мысль для спасения нас, как Он Сам пришел к Закхею спасти дом его.
Господь, как милостиво принял и простил Закхея, так всегда готов принять и простить всякаго грешника. И если мы от множества грехов наших впадаем иногда в уныние – думаем, что не получим в них прощения от Бога, – то это от того, что покаяние наше бывает не таково, каково покаяние Закхея. Он, как только услышал о Христе Спасителе грешников, – тотчас пожелал Его видеть и прибегнуть к Нему с верою. А у нас иные, живя во грехах, медлят обратиться ко Господу с покаянием. Не внимая гласу Церкви, призывающей их к покаянию, по несколько лет не бывают у исповеди и св. Причастия, извиняясь то неимением времени, то другими предлогами. Закхей принял Господа в дом свой с великою радостию. А нам Христос Спаситель хощет отпустить грехи наши, хощет внити в дом души нашей, предлагает нам для сего вкусить Его Тела и Крови; вопиет нам приимите ядите... пийте от нея вси, дабы нам соединиться с Ним, быть в Нем и Ему в нас, – а мы отказываемся и говорим: нам некогда!
Закхей, как только прибегнул к Господу, тотчас решился оставить свои неправедные дела и загладить их добрыми делами. А у нас случается, что мы и молим Господа о прощении грехов наших, а жизни своей не исправляем, поведения своего не переменяем. Кто, например, каялся в обмане, скоро опять начинает обманывать; кто грешен был в разврате, в пьянстве, чрез несколько времени опять принимается за то же; кто раскаивался в том, что имел злобу и вражду на ближнего, обижал других, – опять заводит ссоры и распри. Иной и во время самого покаяния не думает на будущее время исправиться и оставить грехи свои. А бывает и то, что иной, во время покаяния, имеет намерение и желание исправить свою жизнь, но после впадает в те же грехи, оправдывая себя слабостию человеческою. Такой пусть испытает свою совесть, – справедливо ли его оправдание. В самом ли деле он никак не мог устоять против греха? употребил ли он с своей стороны все усилия, воспользовался ли всеми данными ему советами к тому, чтобы избежать греха? Например: виновный в пьянстве и разврате всячески ли старался удаляться от тех мест и обществ, где много соблазна к этим грехам; приводил ли себе на память заповеди Божия, – суд Божий, угрожающий пияницам и блудникам? Привыкший обманывать – вспоминает ли при своих действиях о Боге, праведном и любящем правду и видящем не только наши дела, но и мысли и сердце? И во время самого искушения ко греху, когда кто чувствовал немощь сил своих, – прибегал ли тот с крепкою молитвою к Господу, просил ли Его благодати, укрепляющей наши слабые силы, – вопиял ли к Нему от сердца, со слезами: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: исцели мя, Господи! Нет, верен Бог, говорит апостол: Он не попустит нам искуситися паче еже можем. Если мы искренно и твердо решимся избегать греха и жить по воле Господней, и с верою и усердием будем просить у Господа помощи Его: Он, желающий нашего спасения, не оставит нас; и то, что теперь кажется нам трудным и невозможным, при помощи благодати Его, сделается для нас возможным. Невозможная от человек возможна суть от Бога, говорит Спаситель. Аминь. (Из разн. поучений).
167. Объяснение Евангелия о Закхее
Повторим нынешнее Евангелие о Закхее с некоторыми объяснениями и назиданиями.
Закхей был старшина над мытарями, или сборщиками податей. Посредством своего промысла, он приобрел себе великое богатство, не всегда чуждаясь, вероятно, и таких средств, кои людям его звания ставил в упрек еще Иоанн Креститель (Лк.3:13). Скупость, жестокосердие, наклонность к притеснениям были общим свойством мытарей, к чему располагало самое их звание. Почему мытарь и язычник почитались словами равнозначущими; для того и другого даже было одно общее название – грешника. Закхей был старейшина мытарей, следовательно по мнению народа, одним из первых грешников.
Впрочем Закхей, как видно из всех настоящих поступков его, не был теперь уже тем, чем бывал некогда: в душе его пробудилось отвращение к пороку, злато не прельщало его более, и он начинал чувствовать нужду к приобретению сокровища нетленного. В таком расположении духа, обыкновенно ищут пред кем либо раскрыть язвы своей совести: кто же более мог уврачевать их, как не Иисус? Таким образом сердце невольно влекло Закхея к великому Разрешителю уз греховных. Но он еще не смел надеяться столь великой милости, чтобы Святейший из пророков обратил внимание на первого из грешников; и, в сознании собственного недостоинства, искал только видеть Иисуса. Но сего желания нельзя было достигнуть! Будучи мал ростом, Закхей совершенно терялся в толпе народа, сопровождавшего Иисуса. На пути, чрез который надлежало проходить Господу, стояло дерево. Закхей, не смотря на свою знатность и богатство, опередив всех, с поспешностию влезает на дерево, в сладкой надежде насмотреться на лице Пророка.
Человеколюбец мог ли не восприять на рамена заблудшую овцу, которая сама начинала искать пастыря? Едва только поровнялись с деревом, на котором сидел Закхей, Иисус остановился и устремив взоры на Закхея, сказал ему: Закхее, потщався, слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти (Лк.19:5).
Изумленный такою снисходительностию, мытарь спешит оставить дерево и принять в дом свой столь необыкновенного Гостя, не зная еще, что за цель Его посещения. Вступить в дружеский разговор с разбогатевшим мытарем – человеком, как думали, без любви к отечеству, без веры – самому вызваться на посещение его дома, все сие в глазах безрассудных ревнителей преданий фарисейских казалось странным, предосудительным, ни мало не достойным того мнения, какое им хотелось иметь о великом Пророке.
Закхей сам чувствовал, как далеко простирается к нему снисхождение Иисуса, и как много может страдать чрез то слава Его в народе. Как бы желая дать отчет в своем поведении, – показать, что он уже не раб своих сокровищ, что в сердце его живет еще, или ожила любовь ко всему доброму, благоразумный мытарь становится пред Иисусом и в слух всех, соблазнившихся милостию, ему оказанною, объявляет, что (в память посещения Иисуса) целая половина имения его роздана будет нищим, и если он кого обидел, то такому возвратит вчетверо. Такое обещание действительно могло убедить каждого, что Закхей хочет сделаться достойным посещения Божия. По всему видно, что благоразумный мытарь понял цель посещения Иисусова, вошел, так сказать, в дух милости, ему оказанной. Евангелист не говорит, чтобы он заботился слишком много об угощении Господа и учеников Его, не сказывает даже, чтобы угощал их. Искреннее обещание вознаградить всех обиженных, раздать пол имения нищим, было самым лучшим угощением для Того, Кто поставлял брашно Свое в исполнении воли Отца небесного (Ин.4:34).
Господь не оставил без награды усердия столь чистого, днесь, сказал Он окружавшим Его, днесь спасение дому сему бысть зане и сей сын Авраамль есть: прииде бо Сын человечь взыскати и спасти погибшаго. В этих словах раскрывалась тайна общения Иисуса с грешниками, которое постоянно ставилось Ему в упрек от фарисеев. Мечтая только о славе, богатствах и почестях, сии лицемеры забыли, что нет величия выше того, которое состоит в благодеяниях, и особенно нравственных, – в научении и исправлении грешников, а по сему ни сколько не представляли себе и того, чтобы главною целию пришествия Мессии было – взыскать и спасти погибшее. Та же слепота открывалась и в суждении их о ближних. Привыкши видеть в очах брата малый сучец и не замечать в своем глазе бревна, суесвяты не хотели и думать, чтобы из явных грешников, ими презираемых, многие были гораздо ближе к царствию небесному, потому что ближе их были к сознанию своего недостоинства, к раскаянию во грехах. Доказательством сего служит между прочим сей самый Закхей: по свидетельству древнейшего предания, он сделался истинным последователем Иисуса Христа; был потом сопутником ап. Петра, и посвящен им во епископа Кесарии Палестинской.
Что особенно назидательно в евангельском повествовании о Закхее? Его исправление. Он сознает, что совесть его нечиста в способах приобретения имения, но он хочет загладить этот грех. Чем? Не одним только покаянием, но и добрым делом, притом весьма значительным, свидетельствующим о его истинном раскаянии. Подобно Закхею, для нашего спасения, и мы должны не только каяться в своих грехах, но приносить и плоды достойные покаяния; – злые дела должны заглаживать делами добрыми. Так например: если кто присвоил себе чужую вещь хитростию, обманом, притеснением, или прямым хищением: покайся в этом грехе; имей твердое намерение впредь этого не делать, и возврати кому следует неправедно присвоенную тобою вещь. Кто обидел кого чем либо: покайся в этом; впредь всячески старайся не обижать никого, и кроме того: испроси прощение у обиженного тобою и за причиненную тобою ему обиду, сделай ему какое-нибудь добро. Так поступайте и в других грехах. Покаяние без плодов – покаяние не спасительно. Аминь. (Поуч. Иннокентия, архиеп. Херсон.).
168. Беседа в неделю 32-ю Евсевия, Архиепископа Могилевского
Во время оно, прииде Иисус во Иерихон. И се муж нарицаемый Закхей: и сей бе старей мытарем, и той бе богат. И искаше видети Иисуса, кто есть; и не можаше от народа яко возрастом мал бе (Лк.19:1–3).
Описываемое евангелистом событие происходило в то время, как Иисус Христос был в Иерихоне, по исцелении слепого при входе в город. В Иерихоне Иисус проповедовал, проходя по городу. «Тут некто именем Закхей, старший между мытарями, человек богатый, желал увидеть Иисуса, чтобы узнать Его; но не мог за народом, потому что мал был ростом». Не без намерения евангелист упоминает о том, что Закхей был старшим между мытарями, то есть сборщиками податей, или начальником мытарей, и что он был богат. Сими обстоятельствами возвышается достоинство поступка Закхеева. Ни богатство, ни почесть старейшинства над мытарями не воспрепятствовали ему заочно воспитать в своей душе уважение к Иисусу. Без сомнения, слышал он, что Иисус не обыкновенный Учитель; что Иисус совершает многие чудеса, что Иисус недавно, проходя к Иерихону, одним словом даровал зрение слепому. Закхей был внимателен к тому, что говорили об Иисусе. Слава Господа Иисуса возбудила в Закхее сильное желание видеть сего Учителя; он теперь хочет увидеть Иисуса, но затрудняется тем, что теснота народа, окружавшего Иисуса, не дозволяла ему подойти к Нему, а малый рост его препятствовал ему и издали видеть Божественного Учителя. Искаше видети Иисуса, кто есть; и не можаше от народа, яко возрастом мал бе. Что же сделал Закхей, богатый старейшина мытарей?
И предитек, возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити. «И забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы видеть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо ея».
Опять смотрите, какое усердие показывает Закхей. Он был богат и в почести между своими, и, между тем, показывает себя во всей простоте; забегает впереди народа и спешит подняться на дерево, как бы один из бедных детей, бегающих по улице. Желание Иисуса видеть победило в нем все мелочные расчеты. И сила здравого чувства подняла и приблизила его к высоте небесной истины. Не низко и богатому подниматься на дерево, чтобы увидеть Владыку неба и земли; не неприлично и старейшине уподобиться резвому дитяти, чтобы познать Старейшего всех тварей, прежде веков от Отца Рожденного. Усердие Закхея удостоилось великой милости от Господа.
И яко прииде на место, воззрев Иисус, виде его, и рече к нему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти. И потщався слезе, и прият Его радуяся.
Сердцеведец видел, что происходило перед Ним; знал, кто желал видеть Его, и не мог видеть по причине окружавшего Его народа; кто, поэтому, презрев всякое опасение пересудов и насмешек, как дитя, забежав вперед, поднялся на дерево, чтобы только увидеть Спасителя мира. Невидимая благодать Божия уже действовала в сердце Закхея и приготовляла его к обращению, потому что Закхей покорялся ее внушениям. «Иисус, когда пришел на то место, где стояло дерево, на котором был Закхей, взглянув, увидел его, и сказал ему: Закхей, слезь скорее; сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Иисус повелевает Закхею, потому что видел его готовность повиноваться. Иисус хочет быть в доме Закхея, потому что Закхей сердечным расположением к Иисусу уже приготовился принять Его. Иисус идет к Закхею, потому что Закхей стремился душою к Иисусу. Закхей не мог и думать о такой милости, а искал издали посмотреть на Иисуса; но Господь смиренным дает благодать. – С каким усердием Закхей искал видеть Иисуса, с таким же теперь повинуется слову Господа. Услышав голос Господа: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти, Закхей слез с дерева поспешно, и принял Иисуса в дом свой с радостию. Смотрите, какая покорность словам Божественного Учителя! Можно подумать, будто Закхей уже давно принадлежал к числу верных учеников Господа, хотя до сего времени он никогда не видал Иисуса; ничто не воспрепятствовало ему изъявить готовность принять Господа, ни сознание собственного недостоинства, ни опасение ропота книжников и фарисеев, ни толки народа. Он с радостию спешит принять нежданного, но вожделенного Гостя, Посетителя душ, стремящихся к Нему.
И видевше вси роптаху, глаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати. «И все, видя то, роптали, говоря, что Он вошел в дом к грешному человеку».
Закхея почитали грешным человеком по народному понятию о мытарях. Мытари или сборщики податей почитались грешными потому, что самая обязанность легко приучала их к несправедливым или излишним поборам; а при том, и законный сбор, производимый по законам языческой римской власти, казался неправедным; так как, по мнению ревностных иудеев, народ Божий должен был платить дань только Богу. А Закхей более других мог казаться грешным человеком; потому что он был старейшиною мытарей. – Иудеи, видя, что Иисус пошел в дом старейшины мытарей, Закхея, роптали, говоря, что Он пошел в дом к грешному человеку. Этот ропот ясно показывал, что роптавшие на Иисуса были люди преданные чувственным понятиям, и не понимали дел Духа Божия, потому что, как говорит апостол, душевен человек не приемлет, яже Духа Божия (1Кор.2:14); они судили, как обыкновенно судят люди, привязанные только ко внешней жизни. А если здраво рассуждать, то кто не поймет, что иудеи роптали на врача за то, что пошел в дом больного? Кто не видит, что такой ропот противен здравому смыслу? И вот этот ропот не здраво рассуждающих обличается самым делом, показавшим, какой плод принесло посещение Господом дома Закхеева.
Став же Закхей рече ко Господу: се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею.
Роптавшим на Иисуса иудеям отвечает сперва не Сам Иисус, а тот грешный человек, котораго считали недостойным Его посещения. За врача говорит больной, которого врач чудно врачует. Что же говорит он? «Закхей, став, сказал Иисусу: Господи, половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, возвращу ему вчетверо». Вот свидетельство об исцелении от болезни. Закхей был богат и своим имуществом; но не чужд и неправедных прибытков. Пред великим Гостем он не оправдывается в том, будто, напрасно не хорошо думали о нем роптавшие, но пред Господом полагает твердое намерение исправиться. Как бы так говорил Закхей: «Господи! точно, я недостоин Твоего посещения: я грешник, я грешен и пристрастием к богатству, которым владею без обиды других; грешен и в неправедном приобретении богатства; есть у меня часть такого богатства. Но отныне не буду я таким: не буду пристрастен к богатству, и не позволю себе неправдою приобретать богатство. А чтобы загладить мне прежние свои грехи, вот я половину своего имения раздам нищим; а из другой половины вчетверо отдам, тому, кого как-нибудь обидел». Закхей решается сделать более, нежели сколько предписывал закон Моисеев; по закону вчетверо должен был отдать только тот, кто украл тельца или овцу и, заколов, съел ее, и потом обличен на суде (Исх.22:1). А кто сам признавался в своем грехе, тот к украденному обязывался присовокупить только пятую часть, за грех свой (Числ.5:7). Закхей же и половину собственнаго имения раздал нищим, и необличенный во грехе, а по усердию, желая загладить свои грехи, обещается вчетверо уплатить чем-либо обиженным от него. Таким делается теперь Закхей, на которого, как старейшину мытарей, с презрением смотрели иудеи. Обещание Закхея не было только обещанием; но это был истинный плод обращения Закхея к вере во Иисуса Христа; это был плод благодати Христовой, осенившей Закхея. Об истине обращения Закхеева Господь засвидетельствах вслух всех присутствовавших в доме.
Рече же к нему Иисус: яко днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть.
Слова Господа также служат ответом роптавшим на Него Иудеям. «Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему; ибо и он сын Авраамов». Ныне пришло спасение дому сему, т. е. ныне сей дом познал путь ко спасению, или познал своего Спасителя, спасительно верует в Него. Отселе видно, что вместе с Закхеем уверовало во Иисуса и семейство его. Тем очевиднее был плод посещения Господом дома Закхеева. Тем более должны были иудеи сознавать несправедливость своего ропота на Иисуса за посещение дома Закхеева. И еще присовокупляет Господь: зане и сей сын Авраамль есть. Это опять оправдание снисхождения к Закхею. Смысл такой: «и он потомок Авраама, которому, вместе с потомством его, обещано было спасение; и он, подобно Аврааму, с смирением и усердием принял Меня в дом свой, как тот некогда принял Меня с двумя Ангелами у дубравы Мамре; и Закхей, подобно Аврааму, как достойный его потомок, является милостивым и половину имения своего раздает нищим. Днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть. И присовокупляет:
Прииде бо Сын человечь взыскати и спасти погибшаго.
Новое объяснение того, почему Иисус посетил дом Закхея, – самое ясное и общепонятное: «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшаго». Как бы так говорил Господь: Я для того и воспринял естество человеческое, для того и явился между человеками, как человек, чтобы призвать на путь истины и спасти погибающих в неведении и пороках; как же вы ропщете на Меня за то, что вошел Я в дом грешного человека?
Евангельское повествование о Закхее многому учит. Кто богат, кто в почести между своими, как старший, как предпочтенный другим, или как управляющий другими по порядку дел человеческих: тот, среди своих обстоятельств, учись у Закхея внимательности к учению истины и к своему спасению. Среди роскоши и удовольствий богатства, или среди забот общественной службы, поставившей тебя выше других, в почтении у других, не забывай, что и для тебя также важно и нужно знать Спасителя, приближаться к Спасителю, слушать Спасителя и последовать Его учению, так же необходимо, как и стоящему на низшей или на последней ступени общественной жизни.
Кто, предаваясь рассеянности и нерадению, думает, что он далеко от Христа, трудно ему прийти ко Христу, и такими мыслями удерживается в своем нерадении и беспечности; тот смотри на пример Закхеева обращения, и учись вере и упованию на милосердие Господа Спасителя. Господь близок ко всем, призывающим Его, Он хочет прийти к каждому, только бы дверь души отверзлась для принятия Его с верою и любовию. Если помысл говорит кому: ты погибший человек, отвечай помыслу: прииде Господь взыскати и спасти погибшаго, – и будь непоколебим в уповании на беспредельное милосердие Господа Спасителя.
Кто решается идти путем спасения и хочет быть угодным Спасителю, чтобы удостоиться его благодатного посещения, и поселиться в Его вечные обители на небесах; тот поучись у Закхея исправлять и заглаживать свои прежние грехи. Прежним грехам противопоставь добродетели, как Закхей любостяжанию и неправде противопоставил милосердие и вознаграждение обиженных с избытком. Кто богат и привязан к богатству; тот подражай примеру богатого старейшины мытарей, который, при помощи благодати, познав истину, немедленно решился свергнуть с себя узы греховного пристрастия к богатству и богатство употребить на умилостивление Бога.
Кто был доныне неправдив и притязателен в общении с другими, подобно мытарям: тот познай превосходное богатство: быть довольным своим, и бояться чужого. Кто любил проводить время в лености и беспечности: тот познай свой долг – делать и трудиться на том месте, где кого Промысл поставил, и честными трудами прославляй Того, Кто дал нам силы и крепость для делания. Делай каждый усердно и с благоговением к Богу, исполняя заповеди Божии, ко спасению своей души.
Господь всегда близ нас и всех призывает ко спасению, подавая просящим благодать Духа Своего, да ею вспомоществуемые достигнем спасения, во славу имени Его, со Отцом и Святым Духом. Аминь. (Бесед. Евсевия, архиеп. Могилевского).
