Неделя по Воздвижении
229. Что значит идти за Иисусом Христом, отвергнуться себя и взять крест свой?
Иpodpisже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет podpis(Мк.8:34).
В нынешнее воскресение, называемое в церковном порядке неделею по воздвижении креста, положено уставом церковным читать Евангелие о самоотвержении и крестоношении, требуемых Евангелием от всякого желающего следовать за Христом. И так об этом и побеседуем теперь во славу Христа и в наше просвещение и спасение.
Кто хочет итти Мною, говорит Господь, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Господь никого не принуждает идти за Ним, но оставляет на добрую волю каждаго – следовать или не следовать за Ним, для Него ли жить, для правды и святыни, для вечнаго с Ним соцарствия, – или – для себя, для плоти и для угождения своим страстям, миру прелюбодейному и грешному и – диаволу и для вечной муки. Господь оставляет нашу свободную волю неприкосновенною; ибо хочет, чтобы мы добровольно, по убеждению сердца любили Его, исполняли заповеди Его, и отвращались нелепых, пагубных страстей; а не как рабы, по принуждению и подневольно. Но как не следовать за Тобою, Сладчайший Иисусе, вечный Живот наш, дыхание наше, Свет наш, Радость и блаженство наше? Кто последует за Тобою невозвратно, тот и здесь предвкушает блаженство небесное и непременно наследует вечное блаженство с Тобою. Эта истина непреложная, всерадостная, бросающаяся, так сказать, в глаза всякому своею очевидностию.
Так: за Христом последовали с радостию апостолы, мученики, преподобные и все святые древних и новых времен, охотно пожертвовали для Господа всеми благами мира, самою жизнию своею, – и не погрешили в своем уповании, не обманулись в своей надежде, наследовали непоколебимое, вечное царство.
Отчего же большая часть людей не следует за Иисусом Христом? По неверию или маловерию, по пристрастию к временной жизни и ее скоропреходящим благам, по гордости и кичению образования мирского, не просвещаемого благодатию, – по нечистоте страстного сердца и по утвердившейся наклонности воли к преследованию только земных целей; по духовному невежеству; по неразвитию вкуса к духовным благам, которые требуют подготовки, упражнения мысли и сердца в предметах духовных, как то: в молитве, богомыслии, чтении слова Божия и в делах любви и милосердия христианского, и обучении плоти – воздержанию.
Отвергнись себя, говорит далее Господь, и возьми крест свой и следуй за Мною. Отвергнись себя, это значит – отвергнись своей грешной воли, своих порочных наклонностей, поползновений, страстей, словом сказать – всякого греха, в тебе живущего, действующего, вяжущего тебя, омрачающего, оскверняющего, унижающего и безчестящего тебя, препятствующего тебе идти за Христом на небо, – стремиться к истинному покаянию, к чистой добродетели и совершенству христианскому, и делающего тебя рабом тления и смерти, извращающего твою природу, созданную по Боге в правде и святости, – уготовляющего тебе вечную разлуку с Богом и вечную муку.
Да, братия и сестры! отвергнуться себя нужно непременно. Если мы беспристрастно, по чистой совести вникнем в себя, в нашу совесть, в наше сердце, в наши дела, в наше безделье и во всю суетную жизнь нашу, то сейчас найдем, что мы большею частью и мыслим, и желаем, и говорим и делаем не то, что существенно нам необходимо; не по намерению и воле нашего всеблагого и премудрого Творца и Господа, а противное Его намерениям, по своей превратной, порочной воле. Вникните тщательно в свое сердце. Сколько страстей в одном сердце! Сколько источников смерти! Каждая страсть – источник смерти: ибо каждая может убить человека на веки, если он не раскается и не переменится, не бросит ее. И так, человек, отвергнись себя.
Возьми крест свой и следуй за Христом, т. е. исполняй св. заповеди Евангелия и подражай во всем Иисусу Христу. И воины на войне следуют твердо указаниям полководца, чтобы одержать победу, и – побеждают: победишь и ты, если будешь следовать за Своим всемогущим Вождем Христом. Ибо кто хочет душу свою сберечь, говорит Господь, тот потеряет ее (Мк.8:35). Что здесь значит беречь душу свою? Значит не трогать страстей души, оставлять их в покое, давать им жить и крепнуть и владеть нашим умом и нашим сердцем и нашей волей, словом – душой и телом; жить нераскаянно, не помышляя о смерти и о суде вечном. Беречь себя таким образом значит – вечно губить душу свою, терять ее.
Мы крайне пристрастны к жизни плотской; мы сжились с грехами, привыкли к ним и боимся объявить им решительную войну, разорвать с ними союз; мы принимаем против них только полумеры, как бы бережем себя с ними, потому что они сделались нашими как бы природными удами и потому всегда остаемся с ними, и они в нас укореняются больше и больше, борьба с ними делается труднее и упорнее, мы часто теряем себя для Бога и делаемся каждодневно добычею и стяжанием врага. Слова Господа: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, исполняются над нами всякий день. Мы ежедневно продаемся врагу нашему всеми родами грехов в нас живущих и действующих; ежедневно умираем духовно, и, о! если бы ежедневно же восставали, оживали для Бога чрез слезное покаяние. Ведь грехи наши разлучают нас временно от Господа (Ис.59:2). Они могут разлучить нас и на веки бесконечные, если не обратимся и не раскаемся от всего сердца. Но посмотрите на примеры многих грешников, сделавшихся святыми: Петра мытаря, Марии египетской, Евдокии и других; посмотрите вообще на примеры святых, как они решительно и бесповоротно вступали в борьбу с грехом, со страстями, с диаволом; как искренно возлюбили Бога и правду Его, и отрекшись от плотской жизни для Христа и Евангелия, – сберегли души свои на веки бесконечные. От чего же нет у нас решительной борьбы с грехом? Мы очень любим жизнь привременную, боимся огорчать плоть, боимся искушений сильных, крайне любим мир и его блага, забывая неизбежность смерти и перехода в новую жизнь; рассчитываем жить долгие годы в непременяемом благополучии; в погоне за удовольствиями чувственными забываем божественное благородство своей души, предназначение ее к бессмертию и вечному блаженству; забываем, что она бесконечно дороже целого мира со всеми его сокровищами, которые, как тень, пройдут. Обличая такое безумное поведение наше, Господь говорит: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Есть и еще причина, почему мы решительно не оставляем своего грешного образа жизни и остаемся рабами мира и его привычек, обычаев и всего склада светской, суетной жизни: – потому что многие из нас тайно стыдятся своей веры, стыдятся исповедовать Господа, жить по Его заповедям, по Его Евангелию, следовать за Ним, чтобы не потерять уважения в свете, почета в мире прелюбодейном и грешном – и вот они позволяют себе увлекаться потоком мирской, грешной, суетной, часто преглупой и вредной жизни. Они и сознают, что безрассудно, во вред себе проводят время столь драгоценное; знают и высшую цель жизни человека на земле, – знают и о жертве искупления, принесенной за них на кресте, – но сложившийся образ жизни, понятия света, своеобразные, превратные взгляды товарищей на жизнь, на веру, на Церковь не позволяют им сойти с того распутия, на котором они себя поставили, и не дают им опомниться и прийти в себя, размыслить о своей судьбе. Они жалкие рабы своей среды, рабы мира грешного, во зле лежащего. Но если хочешь, христианин, идти за Христом и войти в славу Его, то ты должен непременно следовать за Ним, исполнять Его заповеди, смиряться, молиться, любить Его, страдать и терпеть. Терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21:19). Ужасное возмездие ожидает неверных христиан за то, что они отвергли великое попечение о себе Божие и жертву Господа Иисуса Христа, принесенную и за них на кресте. Они стыдились Его, Его Евангелия, жизни по Евангелию. Постыдится и Он их, когда придет судить мир во славе Отца Своего, не признает их Своими и на веки отринет их от лица Своего. Кто постыдится Меня, говорит Господь, в роде сем прелюбодейном и грешном, и Сын человеческий постыдится его, когда приидет во славе Отца Своего со святыми ангелами. Ужасная участь!
И так, пока имеем время, отвергнем страсти, похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, не убоимся креста, вводящего в вечную славу, и невозвратно последуем за Христом, куда бы Он ни повелел: ибо где Он, там и слуга Его будет (Ин.12:26). Аминь. (Сост. по «Полн собр. сочин.» прот. Иоанна Кронш., и друг. источ.).
230. Попечение о спасении души
Кая польза человеку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою; или что даст человек измену на души своей (Мк.8:36,37), – такое вразумление Самого Господа слышали мы из нынешнего Евангельского чтения. «Если бы ты владел целым миром, говорит Златоуст в объяснение сих слов, хотя бы ты был царем вселенной, – и на всю вселенную не купишь души, если повредишь ей, – сделаешь ее неспособною к вечной, блаженней жизни и подвергнешь ее страданиям в удалении от Бога».
На что особенно обращаем мы наше внимание, – душа ли наша, ее ли нужды составляют главный предмет нашего попечения, или наше тело и наши нужды телесные? В наше время весьма многие заботятся о своих телесных нуждах несравненно более, нежели о своей душе, как будто наше тело гораздо важнее нашей души, и как будто наша душа есть такая часть нашего состава, которая почти не стоит нашего внимания.
Нам должно всемерно пещись о нашей душе, потому что она бесценна. После ангелов, окружающих престол Божий и вечно блаженных, наша душа есть важнейшее из всех созданий Божиих. По своей природе она есть образ Божий, храм Всесвятого Духа. Мы стараемся сохранить в чистоте и святости образа Божии и храмы; как же нам не стараться сохранять в непорочности и чистоте нашу душу, которая есть нерукотворенный, живой образ Божий, которая должна быть духовным храмом Божиим!
Бог Отец так безмерно любит человеческую душу, что для избавления ее от греха и вечного осуждения, предал на поноснейшую смерть даже Своего Единородного Сына. Сын Божий так любит человеческую душу, что предал за нее Свою душу. Дух Божий так любит человеческую душу, что вселяется в нее. Всесвятая Троица, Бог наш, так много любит нашу душу и старается о ее спасении; для того искуплена так дорого, так обильно осыпана Божиими милостями, чтобы, по кратком времени упражнения и испытания на земле, наследовала она вечное царство Божие. Как же нам самим для себя не стараться спасти свою душу назначенную к наследию царства вечного?
Какими прекрасными дарованиями снабжена она Создателем! Какое множество познаний может приобрести она своим разумом, чего не может достигнуть своею свободною волею? Она может познавать своего Бога, своего Искупителя, свое назначение – быть святою и блаженною; может пылать пламенною, серафимскою любовию к Богу, любить ближних, всех радовать, всех утешать, всем помогать. Уже бесчисленные опыты показали, что душа наша, еще находясь в этом бренном и слабом теле, может возвыситься святостию своей жизни до жизни ангелов Божиих.
Не безрассудно ли поступают весьма многие из нас, когда они более стараются о своем теле, нежели о своей душе? На смертное тело обращают все свои мысли, а на бессмертную душу почти не обращают внимания. Тело постоянно стараются беречь, кормить и поить до совершенной сытости; а душу оставляют голодною без назидания, без спасительного размышления. Тело стараются одевать и украшать часто до ребяческой суетности; а душу оставляют нагою без всякой добродетели. На своем теле не терпят ни малейшего пятна, но чтобы очистить свою душу от нечистот греховных, о том часто даже и не думают. Если бесценная, богоподобная душа наша последует злому направлению греховным склонностям, она может сделаться хуже и не чище самых нечистых бессловесных созданий, злее и опаснее всякого дикого зверя, может сделаться из прекрасного образа Божия гнуснейшим образом сатаны. Многие несчастные опыты ясно доказывают, что человеческая душа может возвыситься до жизни Божией, может и унизиться до жизни сатанинской. Уже не образ Божий были люди, которым Господь сказал: вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити (Ин.8:44). Вот чем может сделаться душа наша, – и что может быть ее окончательною участию, как не вечный огонь, уготованный диаволу?
Братия и сестры! все наше величие заключается только в нашей душе. Все блага мира некогда должно будет оставить нам, самое тело наше ляжет в могилу таким же бедным, каким и родилось. Все земное оставит нас; с нами останутся только наши грехи или наши добродетели. Как бы ни было отдаленно время нашей смерти, но оно придет. Будем неутомимо прежде всего и более всего стараться о нашей душе. Ежели мир будет соблазнять кого-либо своими прелестями, пусть тот чаще обращает взор свой к небу и помыслит: «душа моя создана для вечной жизни, которая настанет очень скоро, для чего мне несколько не потерпеть в настоящей жизни?» В терпении вашем стяжите души ваша, сказал Господь (Лк.21:19). Аминь. (Из бесед митр. Григория).
231. О последовании за Иисусом Христом
Иpodpisже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет podpis(Мк.8:34).
Эти слова вечной Истины – Господа Иисуса Христа слышали мы, братия, в одном из чтенных ныне Евангелий. Из них видим, что у каждого из нас есть свой крест, – и крест этот составляет неотъемлемую собственность человека. Этот крест устроен для нас еще в раю из древа познания добра и зла и возложен на рамена всего рода человеческого. Беды и скорби, как следствие греха, суть составные части его. Не от нас зависит сложить его с себя, но от нас зависит сделать из него иго благое и бремя легкое. Каким образом? Отречься себя, отложить грех, разорвать узы, связывающие нас с греховным миром, и следовать за Христом. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет.
Грех прародителей не только затворил пред ними двери блаженнаго рая, но и усеял тернием путь их жизни. Это терние разрослось и умножилось еще до безмерности от множества прегрешений их потомков. И этим то тернистым путем должен был пройти воплотившийся Единородный Сын Божий, пришедший на землю спасти грешный род человеческий. – Христианин! Какие бы бедствия тебя ни постигли, – не забывай, что ты – раб Христов; следовательно, ты не более Господа своего. Взирай на Начальника веры твоей и поучись от Него нести крест твой терпеливо. Преследует ли тебя ненависть людская, – помни, что мир возненавидел Его прежде тебя. Изгоняют ли тебя, – вспомни, как бежал Он в Египет от Ирода, искавшего души Его. Гнетет ли тебя нищета, – знай, что Он во время Своей земной жизни не имел, где главу подклонити (Лк.9:58). Изнуряют ли тебя болезни, – смотри на язвы Господа твоего: Он язвен бысть за грехи твои и мучен бысть за беззакония твои (Ис.53:5). Изменяют ли тебе друзья, – не огорчайся: Спасителя твоего предал в руки врагов ученик Его. Оставляют ли тебя близкие твоему сердцу – родители, братья, сестры, – ступай на Голгофу и внимай гласу Единородного Сына Божия, вопиющего: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил! (Мф.27:46). Все претерпел Он за тебя: и клевету, и поругания, и заушения, и, наконец, позорную крестную смерть. Будь же и ты готов претерпеть за Него все, даже смерть, если бы нужда сего потребовала; а претерпевый до конца спасен будет (Мф.10:22). В этом могут уверить тебя свв. апостолы, которые все оставили и пошли за Иисусом Христом, переносили неимоверные труды, терпели узы и темницы, но считали величайшею для себя честию принять бесчестие за имя Христово, и пребыли верны Ему до смерти. В том же могут уверить тебя свв. славные и добропобедные мученики, страдания которых за Христа прославляет св. Церковь. Они не только не роптали, но радовались в скорбях своих; среди жесточайших мучений славили Бога и, подобно Христу Спасителю, молились за своих мучителей: Господи, не постави им греха сего! (Деян.7:60). В том же может уверить тебя многое множество святых, которым легок казался крест, возложенный на каждого из них Промыслом Божиим; они даже сами возлагали на себя крест тяжкий, произвольный. Добровольно избирали они нищету, от которой так стараются избавиться в мире; умерщвляли плоть свою постом, который так страшен для сластолюбцев; проводили дни и ночи в молитве, которая так тяготит нас грешных, и, живя на земле, являлись ангелами во плоти. Опирайся же, христианин, на спасительный пример свв. угодников Божиих, как на благонадежный посох, иди неуклонно по проложенному ими пути, – и ты достигнешь того блаженства и славы, которыми наслаждаются они в царствии Отца Небесного: понеже, говорит апостол, с Ним страждем, с Ним и прославимся (Рим.8:17).
Но последователь Христов не только должен нести крест свой по следам Христа Спасителя, а должен еще распяться на нем. Иже Христови суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал.5:24). Почему же? Потому, что с тех пор, как человек, преступлением заповеди Божией, пал с высоты невинности и блаженства, не живет в нас, сиречь во плоти нашей, доброе (Рим.7:18). Грех, как тяжкий камень, налег на сердце наше, занял все чувства, затмил свет разума; не мог только угасить того бессмертнаго духа, который вдунул в лице человека предвечный Бог. Отсюда-то завязалась беспрерывная борьба между плотию и духом. Поэтому необходимо этого страшного и сильного врага, – плоть нашу, пригвоздить ко кресту. Но не думайте, чтобы в этом случае нужно было терзать наше тело, увечить члены наши. Нет, тело, как бренное вещество, само по себе не делает ни зла, ни добра. Нам нужно распять то недоброе, что живет в плоти нашей, – нужно умертвить, как учит апостол, уды наша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание, еже есть идолослужение (Кол.3:5), отложить гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст наших. Вообще, все страсти, все злые побуждения суть члены греховной плоти; это – враги, воюющие во удех наших против закона Божия; их то и должны мы отсечь и победить. А для этого нужно облещися во оружия Божия, в броню правды и восприять щит веры (Еф.6Е11, 14, 16), т. е. нужно вооружиться добродетелями. Вооружимся смирением – и победим гордость; вооружимся целомудрием – и низложим сладострастие; вооружимся постом и воздержанием – и умертвим плотоугодие и пьянство. Особенно же нужно вооружиться христианскою любовию, которая, по апостолу, есть соуз совершенства (Кол.3Е14). Это – такое сильное оружие, от которого падут и разобьются в прах ненависть, злоба, злословие. С этим оружием в руках мы смело пройдем все степени общественных званий, и не согрешим, потому что никого не обидим. Под щитом этой добродетели можно совершать куплю и продажу без лжи и обмана; под щитом этой добродетели весы правосудия всегда будут склоняться на сторону невинности и правды; под щитом этой добродетели воин безбоязненно пойдет на смерть для защиты веры, царя и отечества. Словом, какие бы обязанности на нас ни были возложены, любовь заставит исполнить их добросовестно и творить только то, что благоугодно Господу и истинно полезно для нас и ближних наших. И как будет торжествовать и радоваться дух наш, когда доставим ему победу над плотию! Испытайте если не испытывали еще, не только простить нанесенную обиду, но и подать руку помощи врагу вашему, когда ненависть и злоба требовали мщения и погибели его, – и вы почувствуете отраду в душе вашей. Облегчите усердным подаянием судьбу бедных и несчастных, отрите слезы вдов и сирот, когда скупость побуждает отвращать от них лице ваше, – и вы исполнитесь чистой радости веселия. Защитите невинного, оправдайте оклеветанного, вопреки своекорыстным расчетам, – и вы останетесь довольны собою...
Итак, не страшитесь, братия, распинать плоть вашу; сражайтесь храбро с грехами, этими врагами спасения нашего, – и вы еще здесь, на земле, предвкусите сладость того блаженства, которое уготовал Бог любящим Его. Но если вы не распнете плоти вашей, то знайте, что она распнет вас самих. Дайте только волю страстям, и они сделаются вашими тиранами. Так, корыстолюбие, чем более трудитесь, чем более собираете, всегда твердить будет, что мало. Наполните, подобно евангельскому богачу, все житницы ваши, корыстолюбие заставит вас разорить их и построить большие. Так и честолюбие, как высоко ни возноситесь, всегда будет повторять, что низко. Оно потребует от вас не одних тяжких трудов, но даже средств непозволительных: унижения, лести, клеветы на брата, лишь бы стать одною ступенью выше. А сколько священных брачных союзов разорвало сладострастие! Сколько юношей, невинных, в самом цвете лет, погубил разврат! Сколько сердец иссушила зависть! В какие пороки и преступления не вовлекло пьянство! Да, грешники – тоже своего рода мученики. Они, как рабы, должны трудиться, чтобы насытить ненасытимую плоть и страсти; кроме того, они, как преступники закона ежечасно должны страшиться правосудия, как Божеского, так и человеческого; а кончится тем, что те же грехи сведут их в могилу, а из могилы – в преисподнюю. Вот и вся награда за их страдания!..
Будем брагоразумны, братия! Понесем с полным самоотвержением и терпением крест свой по стопам Спасителя нашего; охотно распнем на нем плоть свою со страстьми и похотьми, и будем умолять премилосердного Господа, да сподобит нас в день кончины нашей услышать от Него сей вожделенный глас: днесь со Мною будете в раи. – Аминь. («Руков. для сельск. паст.», стр. 455, поучение свящ. Л. Елпидинского).
232. Что значит взять крест свой?
Рpodpisече Господь: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет podpis(Мк.8:34).
Что это за крест, с которым надобно идти в след Господа и из чего он составляется? Он слагается, братия мои, из тех печалей, скорбей и болезней, на которые осудило падшего человека правосудие Божие; из тех тягостей и забот, которые обязан нести каждый, как член общества человеческого; из тех огорчений, досад и неудач, которые каждый из нас встречает в жизни почти на каждом шагу; из тех неудовольствий, оскорблений, унижений, озлоблений, которые так часто доводится нам терпеть в кругу своих ближних, в делах общественных и частных, внутри своего семейства и в обществе; из тех потерь и лишений, несчастий и бедствий – общественных и частных, которые попускаются на нас или испытующею премудростию, или наказующею правдою Отца небесного.
Почему необходимо нести этот крест? Потому что мы достойно и праведно осуждены на труды и болезни, на скорби и печали, на горести и бедствия во всю свою жизнь до смерти. Засеяв сами всю землю терниями, можем ли не уязвиться ими? Призывая сами грехами своими бедствия на мир Божий, можем ли не подвергаться им? Привлекая сами беззакониями и неправдами своими проклятие правды Божией, можем ли не чувствовать на себе его тяжести? Сделав сами себе крест из древа преслушания и преступления заповедей Божиих, можем ли не нести его? И действительно, каждый из нас несет этот крест от рождения до смерти.
Для чего же повелевается еще взять крест и нести, когда он есть уже на всех и все несут его? Для того, что, когда несем его по необходимости, по неволе, он есть только заслуженная казнь, которая необходимо постигает преступника, не делая его чрез то ничем более, как достойно казнимым преступником; а свободно принятый и с верою несомый в след Господа Иисуса Христа, он делается очистительным средством и исцеляющим врачевством от греха. Оба, распятые с Христом, разбойника терпели одну и ту же казнь; но один из них погиб в своем неверии и ожесточении; другой же, с искренним раскаянием в грехах своих исповедуя себя достойно страждущим за свои беззакония, глаголаше Иисусови: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем, и за то услышал из уст Самого Господа: днесь со Мною будеши в раи. Так бывает и всегда. С одним и тем же крестом, по одному и тому же жизненному пути люди идут в противоположные стороны и приходят к противоположным концам. Одни чрез крест земных скорбей и печалей, подобно разбойнику благоразумному, восходят на небо и в рай; другие, подобно другому разбойнику, со креста временных скорбей нисходят на крест вечных мучений ада.
Земная жизнь наша, братия, есть место врачевания нашего от тяжкой, смертельной болезни греховной, время непрестанного подвига очищения, обновления и приготовления нашего для царства Божия, в которое не входит ничтоже скверно. Но греховная болезнь души нашей так упорна и застарела, что надобно и лечить ее горькими врачевствами, сильными средствами, болезненными операциями; корни зла так глубоки в нашем сердце, что нельзя исторгнуть их без особенных усилий и без тяжкой боли. С другой стороны, небесные сокровища, которые уготовал нам Господь наш, так многоценны, что надобно приобретать их ценою тяжких трудов, которые не обходятся без болезней и скорбей; награды в жизни вечной так высоки и непостижимы, что надобно заслуживать их многими подвигами и трудами. Дивно ли, что на долю возлюбивших Господа и желающих благоугождать Ему чаще достается в этом мире страдать и терпеть для обуздания самолюбия и плотских похотей, для обучения их терпению, смирению и упованию на Бога, для совершенного покорения воли их воле Божией?
Сам Господь славы, благоволивший восприять на Себя грехи наши и подать нам в Самом Себе образ, да последуем стопам Его, – не путем радостей, а путем скорбей и страданий вошел в славу Свою, юже имел у Отца прежде сложения мира. Он и алкал и жаждал, терпел поношения и уничижения, гонения и озлобления, судим и осужден был судиями беззаконнейшими, претерпел страшные муки и крестную смерть. Не путем неги и роскоши, радостей и веселия, а путем лишения, скорбей и страданий восходили в след Его свв. пророки и апостолы, мученики и подвижники. Предложите кому угодно из сих блаженных чад Божиих все богатства мира, все радости и наслаждения жизни, все почести и славу света: они не отдадут за них своей нищеты и убожества, своих скорбей и бедствий, своего креста и поругания, которые претерпели они в земной жизни.
Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе (Мк.8:34), учит нас Господь. Отвергаться себя, по заповеди Спасителя, значит побеждать в себе страсти, т. е., живущие в плоти нашей наклонности и неудержимыя влечения ко греху и ко всякому злу.
Все люди, не исключая и великих праведников, несвободны были от страстей, во всем были подобострастны нам. Только они не давали им воли над собою, а своевременно укрощали и подавляли их. Если же когда, по естественной немощи своей, и падали в борьбе с ними, то скоро за то и восставали, и с новою, большею силою и опытностию вступали с ними в бой, пока не одолевали их, и таким образом восходили все выше и выше, почему и достойно величаются у нас подвижниками, доблестными воинами, земными ангелами, небесными человеками.
Сильны, коварны и живучи страсти и у великих подвижников Христовых; а между нами многие доходят до такого самообольщения и усыпления греховного, что, и придя на исповедь, смеют говорить, что они не знают за собой никаких страстей и пороков. Есть во всех нас страсти, да только таятся и прячутся они от мысленного взора нашего так лукаво, что мы не видим, не сознаем и не чувствуем их. Внемли себе каждый, опустись, так сказать, в самую глубь души своей и при свете Слова Божия, писаний и примеров святоотеческих, зорко, строго пересмотри все свои склонности, чувствования, желания, слова и поступки, и увидишь, что ты то и есть гнездилище, игралище страстей, которые незаметно опутали тебя с ног до головы своими сетями и узами и властвуют над тобою, как над побежденным пленником и рабом неключимым. Если самые воители страстей во всю жизнь свою мужественно сражались с ними, как с самыми лютыми врагами, не складывая бранного оружия и постоянно, до самой смерти держа себя настороже, как неусыпные часовые, то как же нам то думать и говорить, что у нас нет страсти, что нам не с кем, или не надо воевать. Напротив, есть с кем и необходимо воевать не на живот, а на смерть, чтобы не променять вечное блаженство на временную греха сладость. Об этом то и говорится в евангельских словах Иисуса Христа: кто сохранит душу свою в животе сем, тот погубит ее. Аминь. (Из разных поучений).