профессор Павел Васильевич Гидулянов

XI. Принудительные сборы и обложения

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ СБОРОВ И ОБЛОЖЕНИЙ В ПОЛЬЗУ ЦЕРКОВНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВ РАВНО, КАК МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ ИЛИ НАКАЗАНИЯ СО СТОРОНЫ ЭТИХ ОБЩЕСТВ НАД ИХ СОЧЛЕНАМИ, НЕ ДОПУСКАЮТСЯ.

1) Незаконным является запрещение группе граждан, заключившей соглашение с местным Совдепом, производить добровольные сборы-складчины на приобретение предметов религиозного культа, на содержание своих служителей культа, на покупку дров и на приобретение различных предметов хозяйственного обихода для нужд своего храма. Конечно, принудительное взыскание таких сборов, хотя бы под страхом только церковных кар, – недопустимо. (Циркуляр НКЮ 3/I – 1919 г., § 14).

2) Сторонникам того или иного религ. культа должны быть запрещаемы сборы, имеющие принудительный характер, но под это понятие ни в коем случае не могут быть подведены сборы-складчины, носящие добровольный характер и производимые лишь на нужды определенного храма, часовня, молитвенного дома. (Разъяснен. HКЮ) 3/IV 1919 г. № 454 Р. я Ц. № 6 стр. 116).

3) Обложение граждан особым сбором, установленным собором русской церкви 1917–18 г.г., под названием «церковная лепта» является неправомерным но следующим соображениям: 1) предназначается он не на удовлетворение потребностей группы граждан, принявшей какой либо храм, а имеет в виду усиление средств общецерковной казны, из коей производится оплата содержащая членов (высшего церковного управления и 2) обор этот имеет принудительный характер и носит лишь замаскированную форму ранее существовавшего принудительного же епархиального обложения. (Разъясн. 18/X1I – 18 г. Р. и Ц. № 6, стр. 116).

4) V Отдел сообщил группе верующих соборной церкви г. Данкова, Рязанской губ., что сборы с верующих, посещающих определенный храм, могут быть производимы на нужды этого храма, само собою разумеется, при гарантиях контроля со стороны самих членов группы, заключившей соглашение о пользовании храмом. Способ тарелочного сбора, как не представляющий возможности строгого контроля, с чисто технической точки зрения является, конечно, не столь удобным, как система кружечного сбора, где может иметь место печать или иные способы контроля за сборами, кои должны быть заносимы полностью в отчеты по содержанию данной церкви или молитвенного дома (9 февраля 1920 г., № 101. Р. и Ц. 1922 г., стр. 46).

5) Постановление Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

Принимая во внимание целый ряд ходатайств отдельных религиозных обществ о разрешении производства сборов в пользу голодающих, Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет:

а) Сборы религиозным управлениям и отдельным религиозным общинам разрешить. "

б) Предложить Центропомголу войти в соглашение с религиозными обществами о форме сборов пожертвований и порядке направления собранного, имея в виду желания жертвователей.

Председатель В. Ц. И. К. М. Калинин.

Секретарь В. Ц. И. К. А. Енукидзе.

Москва, Кремль, 9 декабря 1921 года.

6) Всякое принуждение при взимании сборов в пользу церковных и религиозных организаций или групп карается – принудительными работами на срок до шести месяцев, с лишением на срок до двух лет права заключать договоры с местными советами об использовании богослужебного имущества и зданий, с конфискацией имущества организации (ст. 122 Уголовн. Код.).

7) По вопросу о торговле предметами культа в храмах и обложение ее V-й Отдел сообщил, что со стороны Наркомюста не встречается препятствий к обложению промысловым налогом торговли предметами культа, продаваемыми в культовых зданиях, при условии, чтобы промысловое свидетельство выдавалось не на имя религиозной общины, которая по закону не является юридическим лицом, а на имя отдельного лица, уполномоченного к сему группою верующих того или иного культового здания (20/II – 23 г., № 85).

8) 0 праве групп верующих держать капиталы на текущем счету.

V-й Отдел Наркомюста разъяснил следующее:

Согласно статьи 14-й циркуляра по вопросу об отделении церкви от государства от 3/I–1919 г. членам групп верующих разрешается обладать некоторыми капиталами на приобретение предметов религиозного культа, на содержание своих служителей культа, па покупку дров и на приобретение различных предметов хозяйственного обихода для нужд своего храма, а потому в том, что члены Красноярской еврейской религиозной общины обладают капиталом в 6.000.000 рублей какого либо нарушения декрета об отделении церкви от государства V-й Отдел Н. К. Ю. не усматривает; подобные капиталы на текущий счет банков могут вкладывать не на имя групп верующих, как не обладающих правами юридических лиц, а на имя отдельных граждан.

(9/II – 1922 года, № 74. Р. и Ц. 1922, стр. 44–45).


Источник: Церковь и государство по законодательству Р.С.Ф.С.Р. : Сборник узаконений и распоряжений с разъяснениями V Отд. НКЮ / П. В. Гидулянов, консультант V Отд. Нар. ком. юст. ; Под ред. П. А. Красикова. - Москва : Юрид. изд-во Наркомюста, 1923. - 100 с.

Комментарии для сайта Cackle