Азбука веры Православная библиотека Павел Васильевич Никольский

Павел Васильевич Никольский

История Русской Православной Церкви

Павел Васильевич Никольский

Павел Васильевич Никольский (26.06.1870–1942/1943)

Биография

Павел Васильевич Никольский – церковный историк

Родился в селе Сотницыне Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье диакона.

В 1884 году окончил Шацкое духовное училище, в 1890 году - Тамбовскую духовную семинарию по I разряду.

В 1894 году завершил образование в Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и правом соискания степени магистра без нового устного испытания.

15 марта 1894 года был назначен на должность преподавателя церковной и библейской истории Воронежской духовной семинарии.

С февраля 1896 года преподавал русский язык в епархиальном женском училище.

Вступил в брак с дворянкой шведского происхождения лютеранского вероисповедания Леонтиной Эмилией Линберг (в советское время звалась Валерией Леонидовной), дочерью земского врача Шацкого уезда. У них было пятеро дочерей: Елизавета (1898 - 1974), Наталья (1899 - 1980), Валерия (1901 - 1980), Любовь (1906 - 1957), Александра (1912 - 1986) и сын Сергей (1902 - 1942).

В 1899 году он принял на себя и заведование семинарской библиотекой. В 1904 году, оставив преподавательскую деятельность, он принял должность епархиального наблюдателя церковных школ Воронежской губернии.

Печататься Никольский начал еще в студенчестве. В 1890-1892 годах он помещал в «Тамбовских епархиальных ведомостях» статьи историко-богословского содержания. В январе 1896 года появилась его первая публикация в «Воронежских епархиальных ведомостях». Год спустя он обратился к теме, которая сделала его известным. В четвертом номере «Епархиальных ведомостей» за 1897 год была опубликована статья об источниках по истории духовной семинарии, которая свидетельствовала о том, что Павел Васильевич вплотную приступил к написанию труда о прошлом этого учебного заведения.

В 1898 и 1899 годах двумя частями вышла «История Воронежской духовной семинарии». Книга основана на скрупулезном изучении семинарского архива. Хронологические рамки труда П.В. Никольского были достаточно обширны: от попыток создания бурсы в 1728 году, ее реального начала в 1745 до 1874 года. История старейшего в Воронеже училища подана на широком фоне жизни епархии. Автор справедливо отмечал ту роль, которую в деятельности семинарии в каждый конкретный период играл глава епархии. Павла Васильевича интересовало содержание обучения, поэтому он раскрывает смысл многочисленных реформ и новаций, направлявших духовное образование в течение полутора веков.

Историк приводит подробные биографические сведения о ректорах, инспекторах и педагогах семинарии. Особое внимание автор обращал на участие профессоров в написании книг богословского и исторического содержания, на их сотрудничество в журналах и газетах. Писать о выпускниках Никольскому не было нужды: в 1884 году список воспитанников за предшествующий век с краткими сведениями об их судьбе вышел отдельной книгой (автор – преподаватель семинарии Алексей Иванович Николаев. Краевед уделил внимание помещениям семинарии, условиям жизни учеников, внутреннему распорядку и дисциплине.

Свой труд Никольский представил на соискание степени магистра богословия и 11 июня 1900 года успешно защитил его на публичном диспуте в Казанской духовной академии. «История Воронежской духовной семинарии» признана была образцом для подобного рода сочинений. Последовавшие после 1874 года события отражены Никольским в брошюре «Историческая справка о состоянии Воронежской духовной семинарии за последнее двадцатипятилетие» (Воронеж, 1899).

Хотя П.В. Никольский состоял членом губернского статистического комитета, входил в комиссию по устройству губернского музея и стал одним из учредителей Ученой архивной комиссии, основная его работа в начале ХХ века протекала в Церковном историко-археологическом комитете (ЦИАК). В этом комитете, учрежденном в начале 1901 года, Павел Васильевич состоял членом правления, а затем делопроизводителем.

С 26 октября 1907 года исполнял обязанности председателя в комитете, а 5 февраля 1910 года официально был избран председателем ЦИАК.

Десятки статей опубликованы П.В. Никольским в «Воронежской старине», ежегоднике комитета. Одна из его работ печаталась на протяжении семи лет, со второго по девятый выпуск «Старины». Это было капитальное исследование, озаглавленное «Монашество на Дону» и основанное на комплексном изучении источников. Оно охватывало события церковной жизни с конца ХVI и до середины ХIХ века. Одновременно Павел Васильевич публиковал очерки по истории отдельных монастырей – Преображенского Толшевского, Успенского Дивногорского и Покровского девичьего в Воронеже. Не остались без его внимания и крупные церковные юбилеи: 200-летие со дня смерти Святителя Митрофана (1903) и 50-летие со времени канонизации Святителя Тихона Задонского (1911). Историк посвятил иерархам ряд своих работ.

П.В. Никольский не прекратил сотрудничества с «Воронежскими епархиальными ведомостями». Многие его статьи духовно-нравственного содержания печатались на страницах общероссийских журналов (таких, как «Русский архив», «Странник», «Православный путеводитель», «Вера и церковь», «Православно-русское слово», «Народное образование»), выходили отдельными изданиями. Искренне верующий человек, Павел Васильевич видел и церковное, и общественное нестроение, которое пришло на русскую землю в начале ХХ века. Вечным темам человеческого бытия посвящены его публикации «Вопросы жизни при свете вечности», «Значение веры в личное бессмертие для нравственной жизни», «Письма о русском богословии», «Церковная и общественная жизнь. 1905 год».

Статьи, затрагивающие современное положение местного духовенства, были объединены в книгу «Интересы и нужды епархиальной жизни». Краткие сведения обо всех 1060 храмах епархии, их приходах и причте (названы имена священников, диаконов и псаломщиков) содержатся в составленной Никольским «Справочной книге для духовенства Воронежской епархии на 1900 год». Это единственное в Воронеже издание подобного рода.

Никольский не ограничивался только церковными проблемами. В 1912 году, когда на страницах «Воронежского телеграфа» разгорелась полемика между краеведами В.П. Малыхиным и А.М. Путинцевым по поводу взаимоотношений И.С. Никитина и Натальи Матвеевой, он тоже принял в ней участие. Павел Васильевич предложил обратиться к семейному архиву брата Натальи Антоновны, помещика Землянского уезда М.А. Матвеева, и к ее детям, носившим фамилию Ретунские, в поисках неизвестных документов.

Последним публичным выступлением П.В. Никольского в Воронеже была речь на заседании Церковного историко-археологического комитета 23 февраля 1912 года - «Митрополит Евгений (Болховитинов) и его заслуги в истории Воронежского края». Три месяца спустя, ввиду своего перевода в Новочеркасск, он сложил с себя обязанности председателя комитета.

С зимы 1913 года занимал должность директора Народных училищ Области Войска Донского

С сентября 1913 года проходил должность директора народных училищ Полтавской губернии.

С 1915 года - директор народных училищ в Саратовской губернии. Дослужился до чина статского советника.

По сведениям правнука, Тихонова Ильи Николаевича, после 1917 года Павел Васильевич с семьёй переехал в Москву. Работал в Наркомате финансов. Сохранял глубокую веру. Был церковным старостой одного из московских храмов. По доносу был арестован и находился под следствием в Бутырской тюрьме. Тюремное заключение было заменено высылкой в город Тутаев Ярославской области, где Павел Васильевич проживал вместе с супругой до Великой Отечественной войны. Их удалось вывезти в эвакуацию в Башкирию (село Дюртюли) вместе с сотрудниками Академии наук, где работала его дочь Валерия. В эвакуации от голода, холода, лишений и переживаний за пропавшего без вести единственного сына Павел Васильевич Никольский скончался в 1942 или 1943 году. Похоронен на местном кладбище.