Павел Васильевич Никольский

Монашество на Дону

Содержание

Введение

Глава I. Отличительные особенности колонизации Дона Глава II. Возникновение и первоначальное существование монастырей Глава III. Положение донских монастырей при Святителе Митрофане (1682–1695) Глава IV. Перемены в положении придонских монастырей, происшедшие под влиянием Петровских преобразований (1695–1764) Глава V. Реформа в положении монастырей, произведенная в царствование императрицы Екатерины II (1764–1797) Глава VI. Святитель Тихон Задонский и его подвиги Глава VII. Старчество в Задонском монастыре Глава VIII. Положение монастырей в первой четверти XIX века (1797–1825) Заключение  

 
Введение

Монашество представляет явление исключительное. Будучи осуществлением евангельского совета, а не прямой заповеди, оно принимается очень немногими христианами, даже в эпохи своего наибольшего расцвета. Но как осуществление евангельского совета о совершенной жизни, монашество всегда является показателем нравственного развития общества. Это своего рода термометр, определяющий, какими идеальными стремлениями и в какой мере живет общество, на какие нравственные подвиги оно способно. С другой стороны, оно отражает те общественные условия, при каких приходится существовать как самому монашескому институту, так и отдельным личностям. Нельзя составить понятие о русской жизни Киевского периода, если умолчать о Киево-Печерском подвижничестве. Грубо-одностороннею будет та история монгольско-московского периода, которая забудет о препод. Сергии и его последователях. А история московских царей лишится яркой и характерной страницы, если из нее выбросить иосифлян и Белозерских старцев.

Но история монашества разрабатывается в двух неоднородных направлениях. Еще в старой России выработался особый тип «жития» подвижников, видящий в них не членов данного общества, действовавший в определенных условиях общественного развития, а только святых, ставших выше этих условий. При таком взгляде на дело, жития подвижников лишаются, так сказать, плоти и крови и являются лишь назидательными примерами–притчами, призывающими христиан к святой жизни. И история монастырей в таком случае является не изложением последовательного развития или упадка общественного явления, а рядом эпизодов о нравственном героизме святых. Такое отношение к делу не только грешит против научных требований, но и вредит иногда желаемому нравственному воздействию на читателей. В русском народе, умиляющемся пред подвигами святых, создалось неприметно убеждение, что святые – такие особенные люди, деяния которых немыслимы для обыкновенных смертных. В таком случае знакомство с жизнью святых, вызывая умиление, вздохи и слезы, не поднимает однако энергии мирян, не ведет к деятельному подражанию святым подвижникам. В тоже время это традиционное представление о святости имеет своим результатом, часто незаметное для самих жизнеописателей, стремление приукрасит жизнеописание общими фразами о благочестии подвижника, а историю монастыря отодвинуть в возможно более глубокую древность и связать с именем какого-нибудь знаменитого подвижника или монастыря. Вместо истории является ряд благочестивых легенд, под которыми скрываются весьма незамысловатые факты.

Научная история имеет дело с фактами, а не легендами и выясняет условия существования не одиноких личностей, а учреждений и обществ. Она имеет дело не с одними героями, которые стоят выше общества, а и с рядовыми личностями, жизнь которых является отражением общественных условий. Естественно поэтому, что изложение такой истории возможно только в связи с историей общества.

Намереваясь изложить историю придонского монашества, мы уже поэтому должны предварительно выяснить те исторические условия, при которых оно возникло. Придонские монастыри возникали почти одновременно с появлением на Дону оседлого населения. Поэтому мы начнем исследование кратким, конспективным очерком колонизации Дона.

Главным основанием предлагаемого исследования служат изданные нами «Материалы по истории монашества на Дону», печатавшиеся во II, IV и V вв. «Воронежской Старины» и затем отдельным изданием, по которому и выставляются ниже цитаты.


Источник: Воронеж. Типо-Литография Т-ва «И. Кравцов и Ко», Больш. Дворян., д. д-ра Столль. 1909.

Вам может быть интересно:

1. Новые и старые источники первоначального монашества. [Рец. на:] Amélineau E. Histoire de Pakhôme et des ses communautés профессор Алексей Петрович Лебедев

2. Монастыри и монашество Московской Руси в XVI веке архимандрит Макарий (Веретенников)

3. Из академической жизни. О монашестве профессор Василий Александрович Соколов

4. О монашестве епископов епископ Иоанн (Соколов)

5. Лавсаик и история египетских монахов архиепископ Сергий (Спасский)

6. Слово о бельцах и монашестве святитель Кирилл Ту́ровский

7. Из академической жизни: I. Пострижение в монашество архиепископ Феодор (Поздеевский)

8. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря (ныне лавры) Дмитрий Иванович Скворцов

9. Новый русский скит св. апостола Андрея Первозванного на Афоне Андрей Николаевич Муравьёв

10. Церковная и общественная жизнь. 1905 год Павел Васильевич Никольский

Комментарии для сайта Cackle