священник Павел Сержантов

Пришли на всё готовое?

Когда народ Божий совершил исход из Египта, перед ним открылась Обетованная Земля. Не чужая земля. Это была земля предков. Здесь когда-то жили Авраам, Исаак и Иаков. Голод погнал их потомков из Палестины в Египет. И вот по прошествии многих лет люди возвращались на свое место.

Вернулась уже не группа семей, связанных кровными узами, не разросшийся клан, а целый народ. Обетованная Земля оказалась очень даже обитаемой. Жившие здесь палестинские племена не были настроены потесниться и радушно принять новоявленный народ. Война стала неизбежностью. Ее нельзя считать типичным захватом соседних территорий с целью пограбить чужое добро и поработить аборигенов.

К тому же мы признаем, что приход народа в Палестину совершился по воле Божией, а не по воле каких-либо дальновидных вождей или бушующей толпы. Бог судил освободить народ из рабства, Он же воздвиг пророка Моисея. Святой пророк, можно сказать, полжизни потратил, добрался с народом до самой Палестины, оглядел ее с высокой горы, и тогда Господь… призвал его к Себе. Земной путь Моисея завершился. Вместо закончившего свой земной путь Моисея по воле Божией людей повел Иисус Навин – ближайший сподвижник пророка Моисея.

Их судьбы тесно связаны. Переход народа через Иордан описывается очень похоже с переходом народа через Чермное море. Когда-то море расступилось перед Моисеем, потом Иордан расступился перед Иисусом Навином: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113: 3). Конечно, небольшая река не может сравниться с морским простором. Впрочем, суть не в величине водной преграды, а в том, что рука Господня была с Иисусом Навином, как до этого – со святым Моисеем.

Именем пророка Иисуса Навина называется одна из книг Ветхого Завета. О чем книга? О весьма непростой задаче – расселить народ по Святой земле и наставить его в вере Божией. В книге даже имеется подробное описание, где какое колено-племя Израилево должно жить. Дается точная географическая разметка территорий с указанием жильцов, кто где расположился (см.: Нав. 15).

* * *

Книга Иисуса Навина говорит о понятном для всех и о понятном лишь для избранных. О том, что на ветхозаветном языке пока еще не имело подходящего названия. И потому мы называем это языком монашеской аскезы – синергия.

Греческое слово «синергия» означает «содействие, сотрудничество». Кого с кем? Бога с людьми. Люди идут с Богом. Даже на войну идут с Богом, когда выхода другого нет. В Библии встречается и такое выражение: «войны Господни» (евр.: милехамот Ягве; см.: 1Цар. 18: 17).

Добравшись до Палестины, народ не получил землю в готовом виде. Люди не пришли на всё готовое. Надо было за эту землю побороться. А хватит ли сил? Нет, своих сил не хватит. А если к своим усилиям добавится сила Божия, то всё будет хорошо, невозможное свершится.

Когда свершится чудо, нужно, во-первых, воздать благодарение Богу и не приписывать все успехи своей доблести и хитрости.

Вот почему Господь через пророка Иисуса Навина внушает Своему народу: «Вы перешли Иордан и пришли к Иерихону. И стали воевать с вами жители Иерихона, Аморреи, и Ферезеи, и Хананеи, и Хеттеи, и Гергесеи, и Евеи, и Иевусеи, но Я предал их в руки ваши. Я послал пред вами шершней, которые прогнали их от вас, двух царей Аморрейских; не мечом твоим и не луком твоим сделано это. И дал Я вам землю… Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности (φοβήθητε κύριον κα λατρεύσατε ατῷ ἐν εθύτητι)» (Нав. 24: 11–14).

* * *

Читая книгу Иисуса Навина с точки зрения новозаветной, некоторые христиане искушаются: «Слишком много жестокостей в этой войне за Землю Обетованную». И, что удивительно, они вроде бы санкционируются Богом. Один батюшка в своей миссионерской книге даже в сердцах сравнил Иисуса Навина с Гитлером. Сравнение, конечно, неуместное! Не было у Иисуса Навина учения о расовом превосходстве, не отрабатывал он программу тотального истребления и порабощения иноплеменников.

К тому же присутствует в книге еще один факт: Господь нелицеприятен, Он принимает жесткие решения и по евреям, не только по иноплеменным жителям Палестины. Богу не нужна жестокость ради жестокости. Он отнюдь не тиран, упивающийся абсолютной властью. Бог справедлив, Он не собирается потакать во всем Своим «любимчикам» и в порошок стирать их оппонентов.

И всё же, как быть с жестокостями? Как это объяснить? В эпоху Просвещения, в XIX веке легко было упрекать Иисуса Навина в излишних жестокостях. Только после всех жестокостей XX века эти упреки выглядят как ханжество. Массовые зверства двух Мировых войн не дают никакого морального права «просвещенным европейским народам» превозноситься над Иисусом Навином. Ушел XX век, но с ним не ушла «жесть», кровь, боль и унижения. И в XXI веке мы из выпусков новостей узнаем, как в американских тюрьмах кадровые военные – «гуманных и демократических государств» – специально организуют изощренные пытки, причем фотографируют их на добрую память. И военное руководство «гуманистов» очень недовольно, когда получает упреки в жестоких издевательствах над заключенными, а сам факт пыток глубокого искреннего недовольства у «гуманистов-милитаристов» не вызывает. Скажем начистоту: жестокие вещи и сейчас творятся и – что хуже – культивируются.

В этой библейской печали нет беспросветного тупика, Господь не отступается от людей, даже когда люди отступаются от Него.

Книга Иисуса Навина не приукрашивает действительность, даже если действительность оказывается очень печальной. Книга честная, прочитаем из нее немного. Вот Господь освободил людей, вот дал им хорошую землю, «и сыны Израилевы пошли каждый в свое место и в свой город. И стали сыны Израилевы служить… богам окрестных народов; и предал их Господь в руки Еглона, царя Моавитского, и он владел ими восемнадцать лет» (Нав. 24: 35–36). Печально? Да. Хотя в этой библейской печали нет беспросветного тупика, Господь всё равно не отступается от людей, даже когда люди отступаются от Него.

Читая книгу Иисуса Навина, мы получаем серьезный повод для оптимизма. Какой? К исходу из Египта и ко входу в Землю Обетованную народ не был внутренне готов, поэтому они долго странствовали по пустыне. В кочевьях пустыни, на полях и пастбищах, в городах Земли Обетованной они слушали Господа, и они уклонялись от Божиего пути. Господь их наказывал – они каялись, и неповторимая история спасения продолжалась. Бог был рядом с людьми… Он и сейчас близок.

Диакон Павел Сержантов

12 сентября 2014 года


Источник: Православие.ру

Комментарии для сайта Cackle