Источник

Гимназия

Гимназия (Γυμνάσιον; Gymnasium; училище): 1Макк.1:14. 2Макк.4:9, 12. – У древних греков это школа или училище для упражнения в борьбе и для всяких гимнастических телесных упражнений. Это были обширные строения с разными отделениями, удобствами и украшениями, окруженные галереями или портиками. Здесь были комнаты для мытья и мазания тела и хранения одежд борцов; палестра или площадь, где состязались в пляске, борьбе, бросании диска и в кулачных боях; ксисты, где упражнялись в борьбе, и открытые портики, усаженные рядом деревьев, для гулянья; длинное ристалище, с местами кругом для зрителей, где состязались в бегании, верховой езде и езде в колясках. Здесь производились и другие разные игры. Борцы боролись раздетыми, чтобы одежда не препятствовала им в борьбе. Бравший верх в этих состязаниях назывался победителем, получал пальмовую ветвь, украшался венком и с почестями отводим был в дом свой (сн. 1Кор.9:24–25. Флп.3:11–14. 2Тим.4:7–8). Здания гимнастические украшались статуями разных богов и героев языческих, особенно Меркурия, Геркулеса, Тезея и других героев; также – картинами и рельефами различных предметов языческой религии и истории. Впоследствии времени здесь преподавались наставления и в разных науках, напр., в философии, риторике и других предметах знания. Со времен Александра Македонского еллинствующие иудеи, ревнуя о греческой образованности и желая и в своем народе распространить греческие обычаи, начали стараться знакомить с ними свое юношество, чтобы образовать новое поколение. Это особенно стало распространяться между ними со времени Антиоха Епифана, который хотел ввести всеобщую религию в своем царстве и насильственно принуждал иудеев пренебрегать отечественными законами и обычаями, распространяя среди них обычаи языческие. (1Макк.1). Многие последовали этим обычаям (1Макк.1:11–15, 43–52). Нашлись из самых первосвященников некоторые, кои, в угодность язычникам, ревностно вводили все языческое. Таков был первосвященник Иасон (2Макк.4:7–11). За несколько сот талантов серебра купив себе первосвященство у Антиоха, он испросил у него позволение выстроить в самом Иерусалиме греческую гимназию или палестру, со всеми языческими в ней обрядами. Гимназия была устроена внутри города под самой крепостью, и он старался привлекать сюда лучших еврейских юношей. Там молодые люди, в виду зрителей, боролись раздетые; ходили они, накрывшись широкополыми шляпами, напоминавшими у греков полубогов их, Кастора и Поллюкса. Страсть к зрелищам заразила и священников, которые охотнее проводили время в палестре, смотря на борьбу и на игру в диск, чем при жертвеннике. Так мало-помалу было распространяемо развитие иноплеменного духа (1Макк.1. 2Макк.4). Дорого евреям стоило такое уклонение от законов отеческих (2Макк.4:16–17), и много нужно было употребить усилий и пожертвований, чтобы восстановить служение Богу истинному и возвратить народу мир и безопасность. Сн. Ист. В. 3. Богосл. 1871 г. стр. 475 и далее. Ack. Arch. 1826 an. p. 313–315. Keil на 1Макк. p. 36–38 и на 2Макк. р. 317–321.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle