Источник

Десятиградие

Десятиградие (Δεκάποκις; Decapolis; Декаполь): Мф.4:25. Мк.5:20, 7:31. – Область или округ по ту сторону Иордана, простиравшаяся на севере до Дамаска, на юге до Филадельфии, на западе – до Скифополя, и на востоке – до Канафы. Здесь лежали десять городов, которые, впрочем, исчисляются географами различно. Города эти населены были преимущественно язычниками, но много было там и иудеев. Имена их Плиний (Hist. Nat. V, 16) представляет в следующем порядке: Дамаск, Филадельфия – прежде Рабба Аммонитская (Втор.3:11. 2Цар.11:1), Рафана, иначе Рафон(1Мак.5:37), Скифополь, иначе Вефсан – главный город десятиградия (1Цар.31:10–12. 2Цар.21:12), Гадара – против Скифополя, главный город Переи (Мф.8:28. Мк.5:1. Лк.8:37), Иппон – к юго-востоку от озера Геннисаретского, Дион – к востоку от Скифополя, Пелла – к юго-востоку от того же Скифополя, Гераза с Филадельфией составляющая восточную границу Переи, и Кавафа или Кенаф – самый восточный город Десятиградия (1Пар.2:23. Числ.32:42). Эти же большей частью города исчисляются и у других писателей, наприм. И. Флавия, Епифания, Стефана Византийского, Птоломея, с немногими изменениям. За исключением Скифополя, все они лежат по ту сторону Иордана. Города эти составляли своего рода союз, подобно, может быть, Ганзейским городам, и пользовались особенными правами. Во времена римлян, состоя под непосредственным их владычеством, они, по Иосифу Флавию, пользовались особенными некоторыми льготами (Древ. XIV. 4, 4. ХVII. 11, 4. О Войне Иуд. 1. 7, 7. 8, 4. и др.). Союз их был, вероятно, не столько политический, сколько торговый, как то можно заключить и из самого пути от Скифополя до Дамаска. Так как по Плинию, кроме исчисленных городов, к Десятиградию причислились и другие города, то можно отсюда заключать, что союз этот принимался в теснейшем и обширнейшем смысле, или, может быть, после он увеличивался числом городов, не изменяя прежнего своего названия. Когда возник этот союз, неизвестно. Только после разрушения Иерусалима о нем не говорится более. Может быть, во времена И. Христа он находился в самом цветущем состоянии. Господь не раз посещал страну эту, и отсюда, равно как из других мест, множество народа следовало за Ним (Мф.4:24–25. Мк.3:8, 5:20. Лк.8:26). В древности страна эта была самая многолюдная и богатая. Но ныне здесь всюду разрушение и запустение. Большая часть городов Десятиградия, со всеми их селами и деревнями, совершенно разрушены, другие представляют собой груды развалин. Гадара, Скифополь, Гераза, Канава, Рабба или Филадельфия – все в развалинах. Один Дамаск доселе остается многолюдным и цветущим городом. Нор. Пут. изд. 3, 1854 г. Ч. 2. стр. 246–247. Herz. 3. р. 325–326. Ах. Мих. Толк. Ев. Мф.стр. 64. Кейта Доказ. Ист. Хр. В. 1870 г. стр. 124–144. и 261–262. И д.


Источник: Опыт библейского словаря собственных имен / [Соч.] прот. П. Солярского. - Т. [1]-5. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887. / [Т. 1: А-Е]. - 1879. - [6], II, 666 с.

Комментарии для сайта Cackle